Реформы М.М. Сперанского в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной работы:
1) выявить особенности реформаторской деятельности М.М. Сперанского;
2) проанализировать позитивные и негативные стороны реформ Сперанского.
В ходе работы был определён следующий круг задач:
1) рассмотреть исторические предпосылки реформ Сперанского;
2) изучить литературу, касающуюся жизни и деятельности реформатора;

Содержание

Введение 2
Формирование личности Сперанского М. М 6
Проведение реформаторской деятельности 10
Падение М. М. Сперенского и ссылка 20
Государственная деятельность второго периода 24
Заключение 27
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 51.72 Кб (Скачать файл)

Поворот в дальнейшей карьере Сперанского  произошел в связи со следующим событием. В конце 1806г., Кочубей, будучи больным, вместо себя с докладом по министерству послал к императору Сперанского. Доклад произвел благоприятное впечатление на Александра 1, который был изумлен его четкостью и изяществом, сразу оценил ум и исполнительность Сперанского и увидел в нем человека, который ему нужен. Александр 1 освободил Сперанского от занятий в Министерстве внутренних дел, с тем, чтобы держать его постоянно при себе.4

В1808 - 1811гг. - время могущества и  славы Сперанского, который в  эти годы стал вторым после императора лицом в государстве, вершителем внутренней политики. При его непосредственном участии и даже по его инициативе проводились дальнейшие либеральные  реформы Александра 1. Именно в это  время Сперанским был разработан план коренной реформы в управлении страной.

В июне 1808г. комитет представил составленный Сперанским обстоятельный доклад о преобразовании духовных учебных заведений всех степеней. Создавалась четкая структура духовных учебных заведений, система управления ими, вводились новые учебные программы.4 Мысль об образовании Царскосельского лицея принадлежала М.М. Сперанскому. Лицей в его понимании должен был стать одним из звеньев разработанного им плана коренного преобразовании страны, в основе которого лежало ограничение самодержавия выборными учреждениями.1

В августе того же года он был назначен в Комиссию составления законов. С его приходом туда работа пошла быстрее и результативнее, изменилась и сама обстановка. Сперанский фактически стал ее руководителем. Именно благодаря его энергии к началу 1812г. были подготовлены две части Гражданского уложения, которые были представлены для обсуждения в Государственный совет. Но дальнейшая работа над уложением была прервана опалой.

В начале 1808г., в ходе русско-шведской войны 1808 - 1809гг., к России была присоединена Финляндия. Был учрежден под председательством Сперанского Финляндский комитет, в задачу которого входило законодательно определить положение Финляндии в составе России.4

Александр 1 вместе со своей свитой отправляется для встречи с Наполеоном, в немецком городке Эрфрут. Император взял с собой Сперанского. Здесь последний имел несколько приватных беседе Наполеоном, который отозвался о Сперанском как о "единственной светлой голове в России".4 Если Александр 1 очаровывался блестящим французским двором, то реформатор был обеспокоен тем, что Россия отстает от Франции в вопросах социально-экономического развития и политического устройства. Нужны безот-логательные перемены. С такими мыслями он вернулся домой.1

По возвращению из Эрфурта Сперанский становится наиболее приближенным к императору лицом, что возбудило зависть, а затем и ненависть к нему придворной камарильи.2 Причина по которой Александр 1, знавший происхождение его, решался вновь и вновь доверять Сперанскому столь ответственные задания. Это объясняется тем, что человека, равного Сперанскому, в окружении императора не было. Михаил Михайлович - человек образованный, полный желания создавать новое.1

В конце 1808г. Александр 1 поручает своему конфиденту составление "Плана государственного преобразования России". Для разработки "Плана" потребовалось девять месяцев. В октябре 1809г. проект под названием "Введение к уложению государственных законов" был готов. Речь шла о модернизации всей российской государственной машины (от кабинета государства до волостного правления) путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм, но при сохранении самодержавной власти монарха.

В основу государственного устройства страны, по "Плану" Сперанского  положен принцип разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную, при верховенстве власти самодержавного монарха. Была разработана четкая структура всех трех видов власти на всех уровнях, начиная с волостей, первичной административной единицы. В системе высших органов государственной власти Государственная дума занимала положение, равное Сенату, она обладала правом законодательной инициативы. Высшая исполнительная власть (управление государственное или министерства). Высшей судебной инстанцией (Верховным судилище для всей империи) является Сенат судебный. Высшим органом, призванным объединить деятельность всех трех властей, является Государственный совет. Осуществление этого "Плана" явилось бы крупным шагом в направлении превращения феодально-абсолютистского политического строя в России в буржуазную монархию. В январе состоялось открытие Государственного совета, за ним последовало завершение министерской реформы, связанной также с именем Сперанского.4

М. М. Сперанский предлагал отделить правительственные функции от судебных и создать два сената, первый Правительствующий, а второй Судебный.1   Однако введение в действие реформы Сената было отложено "до лучших времен". В итоге из обширного "Плана государственного преобразования" были реализованы лишь те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.4

В ноябре 1809г. Александр призвал  Сперанского к решению финансовых проблем. Он повелел ему составить определенный и твердый план финансов. Им впервые в отечественной истории внесены начала отчетности и проверки финансового состояния страны.1 Проведенные Сперанским меры позволили в течении 1810 - 1812гг. увеличить доход в государственном бюджете более чем вдвое.2

В 1810 г. Сперанский назначается императором  Государственным секретарем созданного им Государственного совета. По замыслу  реформатора. Государственный совет  распространяет новые законы по всем отраслям управления, объединяя их деятельность, “сообщая им одинаковое направление”. В нем, поясняет Сперанский во “Введении к уложению государственных  законов”, “все действия части законодательной, судебной и исполнительной в главных  их отношениях соединяются и через  него восходят к державной власти и от нее изливаются”. Государственный  совет состоит частично из лиц, назначенных  императором, а частично избранных  по избирательному праву. Он заседает под председательством монарха и обладает правом законодательной инициативы, но законы утверждаются исключительно Государственной думой. В случае противопоставления закона, принятого Думой, воле императора, он становится недействительным.

Сперанский впервые вводит различие между законами и нормативными актами, уставами, в которых определена деятельность административных органов. Он поставил вопрос о строгом разделении дел  административных и судебных, которые  смешивались в прежнем устройстве Сената. В законодательных актах  он различает два элемента: законодательную  норму, устанавливающую известные  отношения в государстве, и законодательный  авторитет, сообщающий этим нормам силу законов. Согласно его концепции, авторитет  принадлежит верховной власти, а  выработка норм есть дело Сената.

В 1811 г. Сперанский вносит в Государственный  совет проект преобразования Сената в два особых учреждения: Сенат  правительственный, где сосредоточены  все правительственные дела, и  Сенат судебный, размещенный по четырем  кругам империи: (Петербург, Москва, Киев и Казань). Состав судебного Сената назначается частично от короны, остальная  часть выбиралась от дворянства. Представители  короны в этом праве выбора членов Сената дворянством усмотрели ограничение  самодержавной власти и, несмотря на утверждение этого проекта большинством членов Совета и государем, он был  отправлен на доработку и затем  отсрочен на неопределенное время. Вследствие этого Сенат сохранил прежнее  смешение ведомств и таким образом  реформа не коснулась третьей  ветви власти.

Говоря о мерах, которые необходимо действительно принять, чтобы постепенно уничтожить рабство, утвердить права  и свободы граждан и существенно  изменить социально-политический строй  России, в разделе “О разуме законов  и правах подданных” Сперанский предлагает разделить народ России на три  класса по степени различия в получении  гражданских и политических свобод: 1) дворянство; 2) купечество, мещанство  и прочие люди “среднего состояния”; 3) народ рабочий.

 Существо гражданских прав  и свобод Сперанский рассматривал  в двух аспектах: во-первых, никто  не может быть наказан без  судя, никто не обязан отправлять  личную свободу по произволу,  а только по закону, во-вторых, каждому подданому гарантирована  законом безопасность лица и  имущества (т. е. без суда  никто не может быть лишен  собственности, каждый обязан  отправлять вещественную службу, платить налоги, нести повинности не иначе, как по закону, а не по произволу другого).

Существо политических прав и свобод Сперанский определил как “подчинение  всех и каждого законам”, представление  избирательного права, участие подданых в действиях законодательной  и исполнительной власти. В записке  “Еще нечто о свободе и рабстве” (1801 г.) Сперанский четко разграничивает понятия “свобода политическая”  и “политическое рабство”. Если первое означает политические условия, при которых “народ управляет  законом, общей волею принятым и  охраняемым”, второе означает ситуацию, когда “воля одного или многих составляет законы всех” (Сперанский М. М. Проекты и записки. С. 83).

 

Согласно концепции великого реформатора, общие гражданские права принадлежат  всем подданным, права политические принадлежат тем, кто имеет собственность. Во “Введении к уложению...” по этому поводу он писал: “в составлении  выборов никто не может участвовать, кто не имеет недвижимой собственности  или капиталов промышленности в  известном количестве (т. е. по цензу)”. Следовательно, по проекту Сперанского, значительная часть “среднего сословия”  и полностью народ рабочий  не могли иметь политических прав.

Реформаторский проект Сперанского, опережающий эпоху, не мог найти  своего практического воплощения. По оценке В. О. Ключевского, проект, основанный на самых “трудных причудливых комбинациях  идей”, отличающийся “удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал”, при его осуществлении никак нельзя было подогнать к уровню действительных потребностей и наличных средств России”.

Уже в 1811 г. Сперанский осознал преждевременность  проекта государственных преобразований, понимая, что Россия не готова к нововведениям  и модернизациям, точнее, русское  общество оказалось неспособным  к восприятию новых идей, исходящих  из западноевропейского опыта. Не привитые общественному сознанию либеральные  идеи, ставшие властителем дум  лишь незначительной части элиты  российского общества, были не способны очистить российскую политическую систему  от “примесов тирании” и трансформировать систему самодержавного управления в умеренную форму “истинного правления” (ограниченной монархии).

По существу, проект был лишь “кабинетным  опытом правительства” и носил, если не во всем, то во многом абстрактный  и утопический характер. В условиях обострения внешнеполитической обстановки и антифранцузской направленности внешней политики России, главным лейтмотивом внутренней политической жизни российского общества стали охранительные начала, восстановление прежней законности и порядка, традиционных нравственных и политических норм.

Вместе с тем планы и деятельность Сперанского встретили мощное противодействие  консервативных дворянских кругов. Недовольство вызвали не только его реформы  в управлении и финансовые меры, но и ущемлявшие дворянство изданные по инициативе реформатора указы  от 3 апреля и 6 августа 1809г. о "придворных знаниях" и об "экзаменах на чин". Аристократическая спесь была уязвлена тем, что первым после императора лицом в государстве стал человек незнатного рода.4

Внешние события сменили либеральное  настроение императора и его окружения, отвлекли их от решения внутренних проблем. В 1812 г. Сперанский стал жертвой  политических интриг и клеветы со стороны окружения императора и консервативного дворянства, недовольного реформой. Обвинения реформатора в измене, в подрыве авторитета императора и правительства, который финансовыми мерами и “увеличением налогов старался расстроить государство”, были достаточным основанием, чтобы отправить его в отставку, а затем и в ссылку.

Вредную роль сыграла и “Записка о древней и новой России”  Н. М. Карамзина. Великий историк  квалифицировал проект “Уложения” Сперанского  как “перевод Наполеонова Кодекса” (Наполеонов Кодекс—созданная при  участии Наполеона, действующая  и поныне, кодификация гражданского права Франции, оказавшая огромное влияние на развитие гражданского права  во всем мире. Важнейшие его положения: всеобщее равенство перед законом, гарантия прав и свобод личности, свободы  печати, всеобщее участие 'в избирательной  кампании и др.).

Громадная по своему размаху сеть интриг против Сперанского, захватила императора и потащило его за собой. Его обвиняли в связи с декабристами и многом другом.

Падение Сперанского вызвало в  придворных сферах бурю восторга, его  противники торжествовали. Главные  интриганы чувствовали себя героями.

Для Сперанского с высылкой из столицы  наступили времена новых испытаний. "Есть ли возможность понять будущее?" - вопрошал он у себя, будучи молодым. Ответа же дать не мог. Ответ на который, вопрос не дается никому в начале жизни - в ту пору, когда будущего больше чем прошлого. Он дается нам лишь тогда, когда будущее в нашей жизни становится коротким отрезком времени, а прошлое расползается длинной чертой разнообразных событий, различных житейских подробностей. Тогда и только тогда появляется возможность увидеть, что в каждом мгновении нашей судьбы непременно есть нечто, предвещающее будущее, и что нет в человеческой жизни события, на которое не было бы в предшествующем хоть малейшего намека.2

Информация о работе Реформы М.М. Сперанского в дореволюционной России