Реформы М.М. Сперанского в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной работы:
1) выявить особенности реформаторской деятельности М.М. Сперанского;
2) проанализировать позитивные и негативные стороны реформ Сперанского.
В ходе работы был определён следующий круг задач:
1) рассмотреть исторические предпосылки реформ Сперанского;
2) изучить литературу, касающуюся жизни и деятельности реформатора;

Содержание

Введение 2
Формирование личности Сперанского М. М 6
Проведение реформаторской деятельности 10
Падение М. М. Сперенского и ссылка 20
Государственная деятельность второго периода 24
Заключение 27
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 51.72 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение 2

Формирование личности Сперанского М. М 6

Проведение реформаторской деятельности 10

Падение М. М. Сперенского и ссылка 20

Государственная деятельность второго периода 24

Заключение 27

Список использованных источников 28

 

 

Введение

 

К концу царствования Екатерины  Великой система административного  управления Российской Империи, на мой  взгляд, находилась в состоянии развала. Разработанная во времена Петра I коллегиальная форма управления, и реформированная при императрице  Екатерине II себя не оправдала. В коллегиях  господствовала общая безответственность, которая прикрывала казнокрадство  и взяточничество. Власти на местах, пользуясь отсутствием влияния  центрального управления, творили беззаконие. Постепенно стало очевидно, что лишь одними перестановками в государственном  аппарате невозможно решить проблемы организации такой системы госвласти, которая энергично и активно  оказывала бы содействие развитию производительных сил империи, а не пользовалась бы безвозмездно ее ресурсами и потенциалом.

Цели данной работы:

1) выявить особенности реформаторской деятельности М.М. Сперанского;

2) проанализировать позитивные  и негативные стороны реформ  Сперанского.

В ходе работы был определён следующий  круг задач:

1) рассмотреть исторические предпосылки  реформ Сперанского;

2) изучить литературу, касающуюся  жизни и деятельности реформатора;

Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Им стал Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).

Именно Сперанский стоял у истоков  создания в России министерств, по-прежнему являющихся сердцевиной исполнительной власти и подвергаемых в наши дни  очередному реформированию. Он же создавал Государственный Совет и придумал Государственную Думу. При этом его  план коренного преобразования российской государственности был реализован лишь в небольшой степени. Ему удалось впервые в русской истории кодифицировать запутанное российское законодательство - под его руководством были созданы "Полное собрание законов" (56 томов) и "Свод законов Российской империи" (15 томов). В основе мировоззрения Сперанского лежало стремление утвердить в России верховенство права в противоположность привычному верховенству властного произвола, пусть даже облекаемого формально в форму "закона".

Кроме того, Сперанский вывел организацию  и культуру делопроизводства и деловой  переписки в России на невиданную до того времени высоту.

Неоднократно предлагал проекты  освобождения крестьян от крепостного  рабства, отчетливо понимая всю  трагическую роль этого зла в  судьбе России.

Будучи короткое время губернатором Сибири, впервые дал этой земле  начала правильного управления. Участвовал в суде над декабристами, среди  которых было немало его друзей и  соратников. До этого сам был сослан, познав в полной мере нужду и унижения. Был сначала обласкан, а затем  отвергнут одним царем, но затем  превратился в незаменимого сотрудника другого самодержца.

Сперанский не был ни бунтарем, ни революционером. Он всегда был в  высшей степени лоялен и четко  исполнял приказанное. Но его талант и трудолюбие были столь велики, что преобразили Россию. Пример Сперанского  показывает, как много может достичь  выдающийся человек даже в крайне неблагоприятных условиях деспотии. Случились бы, например, уже после  смерти Сперанского, великие реформы  Александра Второго, не будь его детским  учителем законоведения сам граф?

Актуальность темы исследования. Учение М. М. Сперанского о праве и  государстве привлекает внимание исследователей теории, истории государства, права, политической и правовой мысли, а  также специалистов в области политической истории России на протяжении более чем 150 лет. Его государственно-правовые взгляды по общим и частным вопросам государственного управления, права и законодательства, финансов, политической и гражданской свободы, сословного строя и многим другим содержатся в разработанных им законопроектах, трактатах, деловых бумагах и личной переписке.

Место и роль Сперанского в истории  преобразований отечественной государственности  и формировании правительственной  законодательной политики являются общепризнанными и имеют непреходящее значение.

 

Формирование личности.

Сперанский Михаил Михайлович родился 1 января 1772г., сын бедного священника в селе Черкунтине Владимирской области. Родителям, малообразованным, постоянно занятыми думой о хлебе насущном, было не до воспитания сына, и только слепой дед Василий положил начало развитию у мальчика тех духовных задатков от природы. В 1782г. дядя Матвей Богословский записал    при поступлении во Владимирскую семинарию записал его на фамилию Михайло Сперанский (от лат. „ сперанта" надежда). В 1788г. он был зачислен в новую семинарию в Александро-Невском монастыре. После окончания обучения Святейший Синод оставил его в Петербурге. Помимо богословских предметов преподавались гражданская история, философия, математика, физика, иностранные языки. Однако основные знания он приобретал путем интенсивного чтения, чему способствовала и богатая библиотека. В 23 года он становится префектом семинарии. Затем поступил на службу    в канцелярию генерал-прокурора А. Б. Куракину в чине титулярного советника.

Таким образом, начало карьеры Сперанского  пришлось на последнее десятилетие 18 века - конец царствования Екатерины Великой и время правления Павла 1. Это были годы обучения Сперанского, а затем преподавания в Петербургской духовной семинарии и первых шагов на статской службе. В эти годы он сформировался и как всесторонне образованный, с обширными, поистине энциклопедическими познаниями ученый (хотя и носивший скромное звание, магистра богословия), и как опытный государственный служащий, резко выделяющийся на фоне косной чиновничьей среды. По мнению Сперанского, полностью удовлетворить через общество свои потребности, желания человек не может. Движимый пониманием сообразования личной пользы с пользой других, он сознательно ограничивает свои возможности. Поскольку доминирует, как правило, этика гражданского служения обществу, государству, то свобода определяется им как осознанная необходимость, которая ограничивает возможность выбора в соответствии с законами и формами политической власти, установленными в обществе.

Политический либерализм Сперанского  глубоко уходит своими корнями к  Т. Гоббсу, Д. Локку, И. Канту, В. Гумбольдту, но в отличие от них, проявление субъективного, личностного начала он рассматривал в единстве с коллективным началом  в духе естественного закона, выражающего, по его мнению, общение человека с самим собой, с Богом, с другими  людьми и с обществом.

Как родоначальник русского либерализма  в области политики, Сперанский отстаивал  не индивидуалистические принципы нравственного  поведения, разъединяющие людей, а  принципы единства личности и общества, духовного единения индивидуума  с системой государственного управления, с политической властью при широком  политическом просвещении народа. В  нравственном совершенствовании он видел основу приобщения к правовым нормам. Разрабатывая новую систему  российского законодательства, Сперанский был убежден, что только в лоне человеческого общежития, охраняемого  законами и правовыми нормами, личность, посредством своего разума и воли, самоограничения своего произвола, бесконечных желаний в пользу других, находит путь к истинной свободе и духовному совершенству. Только в обществе, пишет он, человек  “меняет шаткое своеволие на свободу  верную, и сколь бы ни была ограничена эта свобода, если только она не подавляется  рабством, она лучше и вернее естественного  состояния, так как свобода естественная свобода падения, углубления в зверское состояние. Законы есть первое охранение истинной духовной свободы.

В основе социально-политической жизни, по его мнению, лежит нравственный мир, “первообразный союз” свободных  людей, уравновешивающий всех в лоне Правды и Добра, не исключающий вечной борьбы Добра и Зла. Человек, сам  творящий свою необходимость, сам себе закон. Преследуя свои цели, проявляя свою волю, разум он не только стремится к самосознанию, осмыслению своей природной сущности (“первообразный союз”), но и выходит за пределы самого себя, вовне, через других, себе подобных (“производный союз”).

Поэтому не случайно в специальных  исследованиях политической философии  Сперанского ученые обращают внимание на тесную связь его либеральных  идей с идеями Спинозы, Фихте, Канта  и Гегеля. В то же время ими  подчеркивается верность Сперанского  традиции русского мышления, проявляющейся  в идеях исихазма (Н. Сорский). Эти  идеи предусматривают в мирской  жизни духовное самосовершенствование  человеческой личности, возвышающейся  до бога—твари, обуздывающей свои внутренние греховные страсти и бесконечные  желания.

В этом смысле соединение духовного  самосовершенствования личности с  социальными действиями в христианском либерализме Сперанского определяется как “религия в пределах разума”, где свободная воля, разум как  основа подлинной веры, справедливости последовательно утверждены в качестве принципа государственной жизни, т. е. в рамках российского самодержавного строя .

К моменту поступления на государственную  службу у Сперанского уже были определенные взгляды по многим вопросам общественной жизни и государственного устройства. Они сложились под  влиянием социально-психологических  условий той среды, из которой  вышел Сперанский, и поставили  его ближе всех из представителей дворянской интеллигенции к народу, позволили ему лучше других знать  настроения «низов» общества. Происхождение, воспитание и образование сближали его с так называемым третьим  сословием. Сам этот термин здесь  не случаен, ибо Сперанский не проводил границы между крестьянством, городскими низами и буржуазией. Для него это  было единой массой бесправных людей. Однако как политически активная фигура Сперанский начинает проявляться  с момента поступления на службу и получения дворянства. Это обусловлено  тем, что в России носителем передовой  идеологии было именно это сословие.

 

 

 

 

Проведение реформаторской деятельности.

 

Вступление на престол Александра 1 застало Сперанского на сравнительно скромных должностях начальника канцелярии генерал-прокурора и члена Комиссии по снабжению столицы продовольствием. Начавшиеся в новое царствование либеральные преобразования создали благоприятные условия для раскрытия его реформаторских талантов и головокружительной карьеры. И именно Сперанский стал деятельным участником почти всех либеральных преобразований в начале царствования Александра  I.4   В 1802г. были учреждены министерства, кстати, текст манифеста об учреждении министерств был составлен Сперанским. Это был первый этап министерской реформы, когда структура и функции каждого из министерств пока еще не были детально определены. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.). При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения. Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто н было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

Был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов. Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия всё больше усиливались. В том же году Кочубей поставил Сперанского во главе наиболее важного, второго департамента министерств. А уже в 1803г. по рекомендации Александр 1 дал Сперанскому поручение составить "план общего образования судебных и правительственных мест в империи". В короткий срок Сперанский подготовил обширный план, "Записка" явилась первоначальным вариантом плана государственного преобразования.4

В течение 1802 -1804 годов из-под пера Сперанского вышла целая серия  записок на различные политические темы, создавшихся им частью по заказу, частью по собственной инициативе. Уже само, название записок показывает круг интересов молодого чиновника: "Размышления о государственном  устройстве империи", "О коренных законах государства", "Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений России", "О постепенности совершения общественного", "О силе общего мнения", "Еще нечто о свободе и рабстве" и т.д.2 Выше всего Сперанский ставит нравственность, в ней проявляются органические формы общности людей - семья, гражданское общество, государство. Он считал, что социальный порядок возникает лишь тогда, когда индивиды признают свою свободу и моральные права. Весьма характерно мнение Сперанского относительно духа народного, чем народ и правительство просвещеннее, тем менее таинств политических.1

Как верный сын своей эпохи, Сперанский был в реформаторстве своем идеалистичен: он имел ряд основополагающих идей о том, как должна быть организованна система управления,   эти идеи выражали собой, что нетрудно заметить, суть механизма властвования, сложившегося в Англии, стране наследственной аристократии - и эти английские по своему происхождению идеи, казавшиеся ему пригодными для любых условий, он стремился привнести в Россию, страну самобытную, в которой идеи, выросшие на чужой почве, извращаются и отторгаются с такой же легкостью, с каковой поначалу приветствуются и воспринимаются. Сперанский был наивен, полагаясь на то, что законный государь по собственному желанию ограничит свою абсолютную власть. Но мыслителю - чиновнику надо все же отдать должное: создавая проекты общественно-политических преобразований в России, он смотрел и глубже, и дальше всех других современных ему носителей реформаторских замыслов. Идеи западноевропейских философов, принципы, легшие в основание систем правления в Западной Европе, хотя и восхищали его, не заметили в нем здравого смысла. Он не допускал и малейшей мысли о том, чтобы подчинять этим идеям и принципам российскую действительность, насильно втискивать русское общество в рамки представлений, возникших из знакомства с заподноевропейскими политическими системами. Напротив, Сперанский утверждал, что: „всякая страна имеет свою физиогномию, природою и человеческой природы, ни свойства привычки, ни местных положений; что часто и самые лучшие преобразования, не быв приспособлены к народному характеру, производит только насилие и сами собою сокрушаются; что, во всяком случае, не народ к правлению, но правление к народу прилагать должно".2

Информация о работе Реформы М.М. Сперанского в дореволюционной России