Религиозный экстремизм и наркоторговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:36, реферат

Краткое описание

В Центральной Азии, регионе, система безопасности которого неразрывно связана с глобальной системой безопасности, проблема «новых вызовов» стоит особенно остро. Международный терроризм, религиозный экстремизм и этно-национальный сепаратизм, организованная преступность, незаконный оборот наркотических средств и оружия, нелегальная миграция нашли благоприятную почву на территории "евразийских Балкан".
В Центрально-азиатском регионе оперируют международные террористические организации или их подразделения, радикально настроенные исламисты, экстремистские группировки, что вызывает обеспокоенность как государств региона, так и всего мирового сообщества. Территориальная близость к Афганистану также является дестабилизирующем фактором.

Вложенные файлы: 1 файл

религиозн.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

 

 

 

Кафедра востоковедения

 

 

 

 

«Религиозный экстремизм и наркоторговля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент III курса 8 ак.гр.

факультета МО

 

 

 

 

 

Москва 2012

Введение 

 

     В Центральной Азии, регионе, система безопасности которого неразрывно связана с глобальной системой безопасности, проблема «новых вызовов» стоит особенно остро. Международный терроризм, религиозный экстремизм и этно-национальный сепаратизм, организованная преступность, незаконный оборот наркотических средств и оружия, нелегальная миграция нашли благоприятную почву на территории "евразийских Балкан".

  В Центрально-азиатском регионе оперируют международные террористические организации или их подразделения, радикально настроенные исламисты, экстремистские группировки, что вызывает обеспокоенность как государств региона, так и всего мирового сообщества. Территориальная близость к Афганистану также является дестабилизирующем фактором.

       Основными террористическими силами в регионе являются:

"Исламское движение Узбекистана" - оперирует в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане;

"Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" ("Партия Исламского Освобождения") - оперирует в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане;

"Братья-мусульмане" - группировки этой организации представляют собой сеть автономных ячеек, действующих под различными названиями.

   В отношении Центрально-азиатского региона интерес представляют следующие: "Общество социальных реформ" - имеет отделения в Казахстане, Киргизии и Таджикистане; "Акромиды" - религиозное исламское течение Узбекистана, действует в Ферганской долине; "Воины ислама" - действует в Узбекистане;

"Национальный революционный фронт Восточного Туркестана" - экстремистская организация, преследующая цель создания на территории государств Центральной Азии государства уйгуров; "Организация освобождения Туркменистана";

  Основной целью этих организаций является пропаганда идей сепаратизма и радикального фундаментализма. Особенно важно то, что террористическая деятельность многих организаций тесно связана с международным наркобизнесом. Признано, что существует два главных направления незаконного перемещения афганских наркотиков на европейский рынок:

Балканский маршрут: Афганистан - Иран - Турция - Балканы - Западная Европа;

Северный маршрут: Афганистан - ЦА (Таджикистан, Киргизия, Казахстан) - Россия - Европа (считается основным).

 

Афганистан

   Как известно, в Афганистане на протяжении 10 лет (1979-1989)  шла война правящего просоветского руководства Демократической республики Афганистан при военной поддержке Ограниченного контингента  советских войск в Афганистане - с одной стороны, и моджахедов, с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира — с другой. Необходимо отметить, что почву для принятия решения ввести войска в Афганистан создала апрельская (саурская) революция 1979 г. Чрезвычайно высокая роль религиозных исламских институтов и столь же высокая степень религиозности населения стали причиной того, что развернувшееся движение сопротивления традиционалистов против действий кабульского правительства НДПА и советского военного вмешательства приобрело ярко выраженный религиозный характер. Феодально-патриархальная социально-политическая структура обусловила преимущественно местнические формы этого движения сопротивления под лозунгами джихада. Итогом войны стало чрезвычайное обострение противоречий в афганском обществе.

   Политика США в этом  регионе была направлена вовсе не на демократизацию  страны, целью было заполучить стратегические объекты, использовать территорию региона в качестве плацдарма влияния на сопредельные государства, контролировать энергоресурсы.  США оказывало помощь талибам, которые играли  с 1995 г. заметную роль в Афганистане. К осени 1996 г. им удалось захватить Кабул  и они провозгласили "исламский эмират Афганистан" . Соседние государства отреагировали неоднозначно. В Алма-Ате собрались представители Узбекистана, Тадж, Киргизии. Казах, России и  заявили об отказе признать режим Талибов (выступали в поддержку правительства Раббани);  Талибов поддержали Пакистан , Эмираты , Сауд Аравия и США.   Но в этом время Талибы приютили у себя Усама бен Ладена, который в свою очередь превратил Афганистан в центр международного терроризма,  развернул  центры подготовки боевиков. В 1998 взрываются американские посольства в Кении и Танзании и ответственность возлагают на Бен Ладена. Но  Талибы отказались выдать бен Ладена и тогда американцы прекратили  оказывать помощь талибам. После организованных бин Ладеном терактов в США 11 сентября 2001 года, в результате которых погибло около 3 тысяч человек, талибы отказались выдать терориста №1 американским властям. В ответ на это в октябре 2001 года войска НАТО совместно с антиталибскими силами в Афганистане начали военную операцию, в результате которой власть "Талибана" была свергнута.

Таджикистан

  Стоит отметить, что основной социальной базой политизированного ислама в Таджикистане стали некоторые региональные элиты, которые после обретения республикой независимости не были достаточно интегрированы во власть. Именно поэтому представители противостоящих групп активно искали поддержки у исламского духовенства, которое являлось серьезной политической силой в стране. Таким образом, исламская пропаганда была использована для продвижения базовых интересов некоторых региональных групп. Более того, у исламистов нашлись подходящие авторитетные лидеры, которые смогли обеспечить превращение ислама в серьезную политическую силу. В результате, в таджикском обществе возникли острые противоречия, которые привели к внутриэтническим столкновениям, разрешение которых оказалось возможным только ценой многолетней гражданской войны и трудного переговорного процесса при посредничестве внешних сил. Наиболее ожесточенное противостояние происходило с конца августа 1992 г. по июль 1993 г.,  страна была фактически разделена на две части.

    Москва в это время воздерживалась от оказания военной помощи, но отдавала предпочтение оппозиции. В 1993 г. между Таджикистаном и Россией был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Казахстан и Россия направили своих военнослужащих для стабилизации ситуации, с помощью этого президенту Э.Рахмонову  удалось укрепить свои позиции. С лета 1993 г. конфликт начал утихать, хотя отдельные стычки продолжались вплоть до примирения противоборствующих сторон 27 июня 1997 г. Вооруженный конфликт был приостановлен, но  оппозиция все еще стремилась превратить Таджикистан в Исламское государство.

    Первая подпольная группа исламского просвещения была создана в 1973 г. в колхозе «Туркменистан» Курган-Тюбинской области. Именно после этого началось активное создание все новых и новых группировок: партия исламского возрождения Таджикистана, лидером которой был Мухаммад-шариф Химматзода, была создана муллами Курган-Тюбе, в тоже время выходцы из Памира создали в столице организацию «Лали Бадахшон», уроженцы Пенджикента (юго-запад Ленинабадской области) – общество «Заровшан», представители ленинабадской интеллигенции – «Растохез», жители Гарма – «Ватан», центральной части Зеравшанской долины – «Ягноб». Все эти антиправительственные общества и группы стали называть себя объединенной таджикской оппозицией (ОТО). Одним из ее лидеров стал верховный казий Таджикистана Ходжи Акбар Тураджонзода (Кахкаров).

   Важное значение для понимания  всех процессов в Центральной  Азии играет религиозный  фактор, а именно ислам.  С 1990 гг. появилось  очень много различных религиозных  структур и из-за рубежа стали  заимствовать самый разный исламский опыт, который не всегда приносил положительные результаты.  Стали проникать воинственные религиозные течения, наблюдался рост экстремизма.

ИДУ - Исламское движение Узбекистана 

  Исламское движение Узбекистана выступает как одна из форм антирежимных настроений, главная цель которой – свергнуть установившуюся власть в республике. В данной ситуации исламские лозунги были выдвинуты в качестве средства политической борьбы, но, встретив жесткое давление со стороны официальной власти, предствители организации были вынуждены уйти в подполье. Так как никаких шансов участвовать в открытой политической борьбе за власть у данного движения не было,  то оно  выбрало крайнюю меру политической борьбы – террор.

     Движение исламского  возрождения Узбекистана было создано в 1996 г. исламистами-узбеками под руководством Тахира Юлдашева и Джумы Намангани на базе Наманганского батальона и в 1998 г. оно было переименовано в Исламское движение Узбекистана (ИДУ). При формировании ИДУ в ее состав вошли бывшие активисты целого ряда исламистских организаций Узбекистана, деятельность которых была запрещена Исламом Каримовым в 1992-93 гг. Главной целью движения было создание исламского халифата в Ферганской долине. Завоевание планировалось начать со следующих четырех городов: Ферганы, Андижана, Намангана и Оша («государство ФАНО»).

    Руководство ИДУ тесно  сотрудничало с рядом международных  и региональных исламистских  организаций и движений, в первую  очередь, с "Аль-Каэда", Талибан, "Хизб ут-Тахрир", "Ихван аль-Муслимун" и другими. Свою деятельность на территории Центральной Азии, а также за ее пределами ИДУ осуществляло благодаря финансовой поддержке международного исламистского движения и пожертвований представителей узбекской диаспоры Афганистана, Турции и Саудовской Аравии.  Помимо этого, ИДУ периодически получало материальную помощь от некоторых спецслужб, в первую очередь, от пакистанской межведомственной разведки ИСИ.  На таджикской территории были созданы лагеря ИДУ, в которых обучали навыкам диверсионно-террористической войны. Таджикское правительство мечтало избавиться от узбекских боевиков, но не решалось применить против них силу. В начале 1999 г. в предгорных районах Таджикистана насчитывалось 1,5 тыс. боевиков готовых к походу на Фергану.  Правительство Узбекистана было осведомлено об «угрозе из Таджикистана» и готовилось к ее отражению.  Ташкент требовал от Душанбе уничтожения самих этих баз – тренировочных лагерей ИДУ. Э.Рахмонов и лидер оппозиции С.А.Нури смогли выработать общую позицию в отношении узбекских боевиков. Было решено предложить им покинуть территорию Таджикистана, «добровольно возвратившись на родину в Узбекистан». Узбеки ждали их  на границе. Но ИДУ придумало хитроумный план. Они решили прорваться на территорию Узбекистана оттуда, откуда их никто не ждал. Через Кыргызстан. Они собирались мелкими группами просочиться  через таджико-киргизскую границу и через киргизские земли напасть на узбеков , которые их ждали на таджикско-узбекской границе. К счастью осуществить план им не удалось. Летом 1999 отряды ИДУ вторглись в Баткен.  Они проникали мелкими группами и затем сформировав крупный отряд начали наступление. На таджикских  границах их никто не остановил, их просто пропустили.  Кыргызстан обвинил Таджикистан в неспособности охранять границы. Узбекистан поддержал Кыргызстан. Начались мелкие бомбардировки лагерей боевиков на территории Таджикистана и кыргызстана В результате совместных операций к концу 1990 отряды ИДУ были вытеснены с территории Баткена. 

   Но летом 2000 г. ИДУ снова напало, но уже на территорию Узбекистана в Сурхандарьинской области, где жили в основном таджики.  нападение вновь вызвало полемику между правительствами этих стран по поводу того, откуда взялись боевики. Узбекистан говорил, что они пришли с Таджикистана. Таджикистан, что они с Афганистана . В итоге  последовала совместная операция и боевики были уничтожены.

       События в Боткине и Сурхандарье показали, что союзников у Узбекистана готовых прийти на помощь не было.  и Это заставило их пересмотреть свою внешнюю политику. 1) Узбекистан считал, что Россия оказала лишь незначительную поддержку в борьбе  против террористов , а потому Узбекистан демонстративно  отдалялся от Москвы.  В то же время ни ЕС ни США не было дело до Узбекистана , что конечно тоже было досадным для них . Ну и членство в ГУААМ перестало удовлетворять Узбекистан, так как в случае чего это организация вряд ли помогла бы Ташкенту.  ГУААМ - это организацию, в которую входили Грузия. Украина, Узбекистан и Азербайджан.  и в 2002 г Узбекистан вышел из этой организации.

 

Хиз-Бут-Тахрир

   Хизб-ут-Тахрир в Центральной Азии призывает Целью данного движения было мирное свержение правительств во всем регионе Центральной Азии и установление исламского халифата во всем мусульманском мире. В отличие от ИДУ, Хизб-ут-Тахрир представляло собой транснациональное движение, пользующееся значительной поддержкой в среде молодых мусульман Западной Европы и имеющее широкую организационную базу в Лондоне. Хизб-ут-Тахрир обещал, что такие социальные проблемы, как коррупция и нищета будут уничтожены путем применения законов шариата и исламистского правления. Структура организации представляла собой тайную иерархическую пирамиду, состоящую из множества ячеек по пять человек, члены которых, после прохождения двухмесячного обучения создавали свои собственный группы или "халка", также состоящие из пяти-шести человек. Только лидеры таких групп имели связь с вышестоящими членами организации. Большинство членов Хиз-бут-Тахрир являлись этническими узбеками, хотя в организацию входили также этнические кыргызы и таджики.

    Стоит еще раз подчеркнуть,  что Хиз-бут-Тахрир действительно  не делал упора на террористическоую  деятельность.  Но, стоит помнить,  что само по себе распространение  радикального ислама, совместно с созданием прочных структур своих сторонников, потенциально являлось намного более опасным, чем все действующие в регионе откровенные террористы.

Информация о работе Религиозный экстремизм и наркоторговля