Религиозное право Ирана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.
Совокупность национальных правовых систем государств мира, где доминирует религиозное право называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права). Термин религиозная правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом.
Материальными источниками религиозного права могут быть непосредственно текстысвященных писаний, богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовыеобычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Вложенные файлы: 1 файл

Religioznoe_pravo_Iran.docx

— 26.45 Кб (Скачать файл)

Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.

Совокупность национальных правовых систем государств мира, где  доминирует религиозное право называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права). Термин религиозная правовая семья был введён в науку французским учёным Рене Давидом.

Материальными источниками  религиозного права могут быть непосредственно  текстысвященных писаний, богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовыеобычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.

Характерная особенность  религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.

В своём чистом виде религиозное  право действует только на территории Ватикана (и то с не большими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами.

Наиболее развитыми религиозно-правовыми  системами являются мусульманское право, еврейское право, индусское право, христианское право, состоящее из канонического и церковного права

 

Исла́мская Респу́блика Ира́н сокращенно — Ира́н государство на юго-западе Азии. Столица — город Тегеран..

Согласно  Конституции (статья 13), помимо ислама признаются только три религии: христианство,иудаизм и зороастризм, верующие всех остальных религий (буддисты, бахаи и др.) считаются «незащищёнными неверными», они не могут быть представлены в парламенте и не обладают практически никакими юридическими правами.

Преследованиям в Иране  подвергаются и правозащитные организации. Например, широкий международный резонанс получил случай изъятия властями этой страны Нобелевской премии мира и Ордена Почетного Легиона у известной иранской правозащитницы Ширин Эбади,[23] а также закрытие её Центра защиты прав человека

Экономика


Преимущества: второе в мире место по добыче нефти среди стран ОПЕК; с 2000 года на мировом рынке растут цены на нефть. Потенциал для связанных с этим промышленных секторов и для увеличения производства традиционных экспортных товаров — ковров, фисташек и икры

Слабые стороны: Санкции, наложенные на Иран с 1979 года, ограничивают контакты с Ираном и доступ к технологиям. Высокая безработица (12 %) и инфляция (в 2004 году — 11,3 %; в 2008 году — 28,2 %).

Иран является крупнейшей экономикой Среднего Востока, уступая в Азии по объёму ВВП только Китаю, Японии, Индии,Турции, Индонезии и Южной Корее.

Правовая  система

 

Общая характеристика

 

Современная правовая система Ирана носит  смешанный характер, в ней тесно  переплетаются элементы мусульманской  и романо-германской правовых систем. Соотношение этих элементов на протяжении ХХ в. было неодинаковым.

Иран - одно из немногих мусульманских  государств, избежавших прямой европейской  колонизации. Процесс "вестернизации" политической и правовой системы начался в 1906 г., когда здесь была принята Конституция, построенная по франко-бельгийской модели, однако преобразование судебной системы и принятие отраслевых кодексов (Торгового, Уголовного, Гражданского и Гражданско-процессуального) начались лишь в конце 1920-х гг. За основу этих актов были взяты соответствующие французские образцы.

В результате реформ 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского права значительно сузилась. Фикх (мусульманская правовая доктрина) джафаритского толка сохранил свои позиции лишь в области личного статуса и определения правового положения вакфов (изъятого из оборота имущества, предназначенного для благотворительных целей).

Новые усилия по вестернизации Ирана, предпринятые в 1960-1970 гг. в условиях обострения социальных противоречий, привели к народной революции 1979 г., которую возглавило радикальное исламское духовенство. Новый режим взял курс на превращение Ирана в исламское общество, что означало исламизацию всей правовой системы.

Конституция 1979 г. закрепила положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых  законов. В Иране были изданы законы, ориентирующиеся на закрепление  в своих статьях общих принципов  джафаритской школы мусульманского права. В то же время основная масса прежнего кодифицированного законодательства, заимствованного у европейских стран, была лишь изменена в соответствии с исламскими правовыми установками.

В настоящее  время нормы и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние  на конституционное законодательство и сложившуюся в Иране форму  правления. Они играют ведущую роль и в других отраслях действующего права, обеспечивая подчинение исламским  нормам всех сторон общественной (политической, экономической, культурной) и личной жизни граждан, соблюдение не только юридических, но и моральных норм, относящихся даже к одежде и форме  проведения досуга мусульман.

Основным источником права  в Иране считается закон. Согласно ст.4 Конституции все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских  нормах. Указанная статья приоритетна  по отношению к другим статьям  Конституции, а также законам  и установлениям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским  нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.

Соотношение между нормой закона и нормой обычая устанавливается  с позиций приоритета законодательства; судья обязан применять норму закона, даже если она, по его мнению, противоречит обычаю (ст.9 ГПК 1939 г.). Обычно-правовые нормы подлежат применению в случае неясности, противоречивости или отсутствия правовой нормы (ст.3 ГПК 1939 г.).

Судебная  практика формально не признается источником права; судья должен принимать решение  на основе закона, и такое решение  не может формулироваться в виде общей нормы (ст.5 ГПК 1939 г.). В то же время судебные решения, прежде всего  принимаемые Верховным судом, фактически применяются в качестве обязательных нижестоящими судебными органами.

 

Гражданское и смежные с ним

отрасли права

 

Гражданское право Ирана, как и правовая система в целом, носит смешанный характер. Вопросы  личного статуса (брачно-семейные и  наследственные отношения) регулируются мусульманским правом, а остальные  институты принадлежат романо-германской правовой традиции (в основном следуя французской модели).

Рецепция романо-германского  гражданского права в Иране началась в конце 1920-х гг. Основным источником гражданского законодательства является ГК Ирана, который состоит из 3 книг и вводился в действие по частям: первая книга, посвященная собственности  и способам ее приобретения, была принята  в 1929 г. (955 статей), вторая, о лицах, - в 1934 г. (301 статья), третья, о порядке  доказывания, - в 1935 г. (79 статей). Отражая сильное влияние мусульманского права шиитского толка, этот акт в целом построен на заимствованиях из европейского, в частности французского, права. Кроме того, важными источниками гражданского права Ирана служат Закон об аренде недвижимости 1960 г. и Закон о гражданской ответственности 1967 г.

После исламской революции 1979 г. семейно-брачное законодательство Ирана было существенно реформировано в традициях мусульманского права. Минимальный брачный возраст снижен до 13 лет, ограничено право супруги на развод. В то же время запрещен институт "временного" брака, характерный для мусульманского права джафаритского толка. Принятый при шахском режиме Закон о защите семьи 1967 г. отменен как неисламский.

В период "вестернизации" высокого уровня развития достигло торговое право и экономическое законодательство. И то и другое широко использовали законодательную практику европейских стран. Торговый кодекс Ирана был принят в 1932 г. по французскому образцу. Наряду с ним в области торгового права действует целый ряд актов: Закон о патентах и торговых марках 1931 г., Закон о регистрации компании 1931 г. и др.

Шахское правительство активно  регулировало экономические процессы в стране, стремясь превратить Иран в индустриальное капиталистическое государство. Поощрялись иностранные инвестиции во всех секторах хозяйства (Закон об иностранных инвестициях 1955 г.). Иностранцам были предоставлены весьма широкие права, они могли владеть или брать внаем имущество, недвижимость и другую собственность для коммерческих, промышленных целей или личного пользования. В 1957 г. были приняты Закон о нефти и Горный закон, в 1960 г. - Банковский закон, в 1974 г. - новый Закон о нефти (действует с изменениями и поныне).

После свержения шахского режима в 1979 г. под лозунгами борьбы с западным империализмом внешнеэкономическое  сотрудничество было в значительной мере свернуто. Однако уже в конце 1980-х гг. иранское правительство  вновь выказало заинтересованность в привлечении иностранных инвестиций. В Иране создан ряд свободных  торговых и промышленных зон, в которых  разрешено создание офшорных банковских учреждений иностранными банками, установлены значительные налоговые льготы для производимых в этих зонах товаров. Иностранные инвесторы могут инвестировать совместно с иранскими партнерами в различные сферы деятельности, хотя в ряд отраслей доступ иностранному капиталу закрыт. В частности, иностранные банки не имеют права осуществлять свою деятельность на территории Ирана (кроме специальных офшорных зон).

Внешняя торговля в Иране  регулируется в соответствии с законами о монополии внешней торговли 1933 г. и о валютном регулировании 1936 г. По Закону 1933 г. (действует с  изменениями) правительство Ирана  осуществляет монополию на экспорт  и импорт всех товаров. Оно может  делегировать свои права министерствам  и ведомствам, а также выдавать лицензии на осуществление внешнеэкономических  связей частным фирмам.

Регулирование национальной экономики в Иране осуществляется в строгом соответствии с исламскими принципами, ставящими общее благо  выше частных интересов. Согласно Конституции (ст.44) экономика Исламской Республики Иран состоит из 3 секторов: государственного, кооперативного и частного и должна быть основана на систематическом и  разумном планировании. Собственность  в каждом из этих секторов защищена законами в той мере, в какой  она находится в соответствии с положениями Конституции, не выходит  за рамки мусульманского права, вносит вклад в экономический рост и  прогресс страны и не вредит обществу. Конституция запрещает монополизм, ростовщичество, спекуляцию, нерациональное использование ресурсов, куплю-продажу некультивируемых земель и других природных ресурсов.

Трудовое законодательство кодифицировано. Первый в истории  Ирана Трудовой кодекс был принят 20 ноября 1990 г. (официально именуется  Исламским кодексом труда). В целом  он воспроизводит модель трудового  права, существующую во многих других развивающихся странах, однако с  определенной спецификой, обусловленной прежде всего ролью ислама в жизни иранского общества. ВТК отражены такие общепризнанные и закрепленные в актах ООН и МОТ права и гарантии человека в области труда, как запрет принудительного труда, равенство работников, 8-часовой рабочий день.

ТК имеет 203 статьи и 11 глав: определения и принципы; трудовой договор; условия труда; техника  безопасности и производственная санитария; занятость и профессиональное обучение; организации работников и предпринимателей; коллективные переговоры и договоры; социально-бытовые учреждения для  работников; порядок разрешения трудовых споров; Высший совет по вопросам труда; ответственность за нарушение норм ТК.

Кодекс закрепляет минимальный  возраст для найма (15 лет), 44-часовую  рабочую неделю, сокращенное рабочее  время для работников, занятых  на тяжелых, вредных и подземных  работах, и для молодежи, предельное количество сверхурочных работ (4 часа в день), продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска (один месяц; для работников, занятых на тяжелых  и вредных работах, - 5 недель), право  быть восстановленным на работе в  случае незаконного увольнения (с  выплатой заработной платы за все  время вынужденного прогула). Минимальная  заработная плата устанавливается ежегодно Высшим советом по труду трехсторонним органом, возглавляемым министром труда, отдельно для каждого региона по отраслям.

В системе трудовых отношений  в Иране особую роль играют исламские  советы по труду, создаваемые на предприятиях с численностью работников более 35. Они считаются представителями  исламского трудового коллектива. Членами  этих советов могут быть только граждане Ирана, благочестивые мусульмане. Советы наделены законом значительными  полномочиями. В частности, без их санкции невозможно дисциплинарное увольнение. Профсоюзы и коллективные договоры подлежат обязательной регистрации  в Министерстве труда, которое утверждает устав профсоюза, содержание договора. Забастовки в Иране прямо не запрещены, однако при возникновении трудовых конфликтов применяется принудительный арбитраж, который делает, по сути дела, невозможной забастовочную борьбу.


Информация о работе Религиозное право Ирана