Проблемы борьбы с религиозному экстремизму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 10:32, реферат

Краткое описание

В последние годы отмечается возрастание влияния процессов, происходящих в исламской общине Казахстана, на религиозно-политическую ситуацию на Кавказе. Это вызвано, в том числе общностью проблем противодействия терроризму и религиозному экстремизму.
Проблема религиозного (исламского) экстремизма к настоящему времени представляет одну из серьёзных угроз национальной безопасности Республики Казахстан (РК).
В период советской власти в Казахстане такой проблемы практически не существовало в силу следующих причин:
- господство коммунистической, атеистической идеологии;
- слабое распространение ислама на территории республики (кроме южных районов). Ислам исповедовалина бытовом уровне наряду с доисламскими языческими верованиями (в том числе тенгрианством);
- идеологическая и культурная изоляция граждан СССР от внешнего мира;
- деятельность КГБ СССР по выявлению, предупреждению и пресечению любых идеологических проявлений, не совместимых с коммунистической доктриной.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы борьбы с религиозному экстремизму.docx

— 18.82 Кб (Скачать файл)

Отчет

По проведению круглого стола в группах ДПл-10-1П  и ДПл-10-2

 

На тему: «Проблемы борьбы с религиозному экстремизму»

 

 

В последние годы отмечается возрастание влияния процессов, происходящих в исламской общине Казахстана, на религиозно-политическую ситуацию на Кавказе. Это вызвано, в том числе общностью проблем противодействия терроризму и религиозному экстремизму.

Проблема религиозного (исламского) экстремизма к настоящему времени  представляет одну из серьёзных угроз  национальной безопасности Республики Казахстан (РК).

В период советской власти в Казахстане такой проблемы практически не существовало в силу следующих причин:

- господство коммунистической, атеистической  идеологии;

- слабое распространение ислама  на территории республики (кроме  южных районов). Ислам исповедовалина бытовом уровне наряду с доисламскими языческими верованиями (в том числе тенгрианством);

-  идеологическая и культурная изоляция граждан СССР от внешнего мира;

- деятельность КГБ СССР по  выявлению, предупреждению и пресечению любых идеологических проявлений, не совместимых с коммунистической доктриной.

С обретением Казахстаном независимости ситуация кардинально изменилась. В стране было провозглашено право на свободу вероисповедания, отделение религиозных объединений от государства, невмешательство государства в дела религиозной общины и т.д.

С этого времени в Казахстане начинает постепенно формироваться  новый фактор религиозно-политической ситуации – религиозный (исламский) экстремизм, который в наши дни  принял форму терроризма.

Следует отметить, что нормативные  правовые акты Республики Казахстан  не дают квалификации понятия «исламский экстремизм», но определяют понятие  «религиозный экстремизм».

В действующем законодательстве Казахстана под религиозным экстремизмом понимается: «организация и (или) совершение… физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц  действий, преследующих следующие экстремистские цели: … разжигание религиозной  вражды или розни, в том числе  связанной с насилием или призывами  к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм)» [1]. При этом казахстанский законодатель разграничивает понятия религиозный, политический и национальный экстремизм.

В данной статье будет рассмотрена  только проблема исламского экстремизма.

Процесс зарождения и развития исламского экстремизма в Казахстане условно  может быть разделен на три этапа. Первый – охватывает 1991 – 1998 годы, второй – 1999 – 2010 годы, а третий – с 2011 г. по настоящее время.

На первом этапе возник комплекс предпосылок зарождения исламского экстремизма, вызванных новыми политическими  и социально-экономическими реалиями жизни постсоветского казахстанского общества. Этот период также можно  условно назвать временем латентного формирования инфраструктуры исламского экстремизма.

Среди основных причин и условий распространения в Казахстане идей исламского экстремизма, наряду с социально-экономическими факторами, следует выделить следующие:

1. Исламизация казахстанского общества, которая стала проводиться правящей  политической элитой Казахстана, в том числе в качестве альтернативы  прежней коммунистической идеологии,  одного из направлений идеологического  обеспечения национального суверенитета. В результате в массовом сознании сформировалось убеждение о ценности ислама как мировоззренческой и общественной силы, способной решить все проблемы.

2. Дифференциация казахстанской мусульманской общины: появление значительного числа исламских групп, в том числе салафитских (ваххабитских) джамаатов, такфиритов, а также группировок, преследовавших исключительно коммерческие цели.

3. Неспособность исполнительной  власти, включая вновь образованные  правоохранительные органы и  специальные службы, в данный  период организовать эффективную  работу по противодействию религиозному  экстремизму. Во многом это  стало следствием, в том числе  некритического отношения руководства  страны к иностранному религиозно-политическому  проникновению в духовную сферу  жизни казахстанского общества.

4. Отсутствиенормативной правовой базы, определяющей деятельность государственных органов в области борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом. Главным законодательным актом, регулирующим религиозную жизнь страны на протяжении 1990-х гг. и позднее являлся Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» [2]. Данный закон фактически не предусматривал санкций в отношении субъектов религиозной (в том числе исламской) экстремистской деятельности в стране.

5. Неконтролируемый ростчисла культовых исламских учреждений, в том числе так называемых «частных» мечетей, медресе и иных исламских культурных и образовательных центров. Проповеди и преподавание в них осуществлялись в соответствии с религиозными и религиозно-политическими предпочтениями спонсоров. Кроме того, численность культовых сооружений стала превышать количество образованных исламских священнослужителей. Зачастую на служение в них приходили лица, имевшие поверхностное знание ислама, умевшие только выполнять основные обряды (бракосочетание, похороны и т.п.). Как правило, они были неспособны разбираться в тонкостях исламского богословия, особенностях тафсира и т.д.

6. Превращение Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) в бюрократическую организацию, которая оказалась не готова осуществлять действенный контроль процессов, происходящих в мусульманской общине Казахстана, эффективно противодействовать проявлениям исламского экстремизма. Представители ДУМК фактически до настоящего времени ограничиваются декларациями, что «ислам – религия мира, а бандиты не имеют ничего общего с исламом», устраняясь, таким образом, от активной идеологической борьбы с исламским экстремизмом.

7. Получение молодыми казахстанцами религиозного образования в зарубежных исламских учебных заведениях (Турция, Иран, Саудовская Аравия, Пакистан, Египет и др.). Часть подобных заведений строит свою образовательную деятельность, в том числе на идеях радикального ислама. В ходе обучения казахстанские студенты неизбежно усваивали религиозные взгляды и ценности, которые отличались от традиционно принятых в Казахстане. Нередко они попадали под влияние представителей радикальных исламских организаций. Даже в авторитетном египетском университете Аль-Азхар будущие священнослужители становились объектом внимания членов нелегальных ячеек исламистов [3].

8. Влияние внешнего фактора, связанного с деятельностью в Казахстане зарубежных исламских проповедников, учителей ислама, часть из которых исповедовала и пропагандировала идеи радикального ислама. С начала 1990-х годов в Южном Казахстане стала отмечаться деятельность представителей международных исламских организаций Ислах, Тайба, Комитет мусульман Азии и др. Большая их часть под видом миссионерской деятельности занималась распространением идей радикального ислама [4]. В середине 1990-х годов правоохранительными органами Казахстана была выявлена организационная и пропагандистская деятельность эмиссаров международных и региональных исламских экстремистских и террористических организаций (Аль-Каида, Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами, Исламское движение Узбекистана и др.).

9. Географическая близость Казахстана к нестабильным странам и регионам, где сильны позиции политического (радикального) ислама – Афганистан, Пакистан и др. Проникновению в Казахстан зарубежных исламистов способствовала прозрачность казахстанской государственной границы.

Таким образом, в 1991 –1998 гг. в Казахстане были созданы условия для перехода исламских экстремистов от информационно-пропагандистской и организационной деятельности, накопления сил и средств, к осуществлению собственно экстремистских акций.

В определенной мере этому способствовала позиция руководства страны, которая  сводилась к отрицанию возможности  появления собственно казахстанского экстремистского подполья. Считалось, что исламский экстремизм – это иностранное явление, и не имеет социальной базы в Казахстане. Видимо, соответствующим образом ориентировались органы исполнительной власти.

В законодательной сфере был  принят ряд нормативных правовых актов, направленных на противодействие  экстремизму, в том числе религиозному.

В Указе Президента РК от 10 февраля 2000 г. № 332 «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» перед органами государственной  власти были поставлены следующие задачи. Это – проверка соблюдения законности религиозными объединениями и духовными  учебными заведениями, а также благотворительными, культурными и образовательными организациями с иностранным  участием; проведение мониторинга деятельности религиозных объединений; обеспечение  проведения религиоведческой экспертизы распространяемой в стране литературы и др. [5].

Были приняты Закон РК от 13 июля 1999 г. № 416-I «О борьбе с терроризмом» [6]; Закон РК от 18 февраля 2005 г. № 31-III «О противодействии экстремизму» [7].

Для предотвращения проявлений экстремизма  казахстанские органы власти начали осуществлять мониторинг исламских  объединений. Государство приступило к упорядочению деятельности религиозных, прежде всего миссионерских организаций. В 2000 г. из Алматинской и Южно-Казахстанской областей было депортировано 69 зарубежных исламских проповедников [8].

Завершая рассмотрение некоторых  проблем, связанных с распространением в постсоветском Казахстане идей исламского экстремизма, следует отметить:

- в достаточно сложных внутренних  и внешнеполитических условиях  руководство Казахстана принимает  в целом своевременные и адекватные  меры по противодействию угрозам  терроризма и религиозного (в  том числе исламского) экстремизма;

- представляется перспективным и  плодотворным дальнейшее углубление  сотрудничества Казахстана в  сфере борьбы с терроризмом  и экстремизмом на глобальном уровне под эгидой ООН, а также на региональном в рамках ОДКБ, ШОС и двусторонних отношений с Российской Федерацией.

 

 

 

Куратор                                           Молдабеков А.К.


Информация о работе Проблемы борьбы с религиозному экстремизму