Разделение властей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.
Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей - исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты вопроса о разделении власти как основы конституционного строя 6
1.1. История развития принципа разделения власти 6
1.2. Сущность принципа разделения властей 12
1.3. Соотношение принципов разделения властей и единства системы государственной власти в Российской Федерации 16
Вывод к Главе 1 18
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации 20
2.1. Институт президент в системе разделения властей 20
2.2. Законодательная власть в конституционной модели разделения властей 24
2.3. Исполнительная власть в системе разделения властей 29
2.4. Судебная власть в системе разделения властей 34
Вывод к Главе 2 38
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Для александры.docx

— 85.20 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Историко-теоретические  аспекты вопроса о разделении власти как основы конституционного строя 6

1.1. История развития принципа разделения власти 6

1.2. Сущность принципа разделения властей 12

1.3. Соотношение принципов разделения властей и единства системы государственной власти в Российской Федерации 16

Вывод к Главе 1 18

Глава 2. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации 20

2.1. Институт  президент в системе разделения  властей 20

2.2. Законодательная  власть в конституционной модели  разделения властей 24

2.3. Исполнительная  власть в системе разделения  властей 29

2.4. Судебная  власть в системе разделения  властей 34

Вывод к Главе 2 38

Заключение 40

Список литературы 42

 

 

Введение

Чтобы не было возможности  злоупотреблять властью, необходим  такой порядок вещей, при котором  различные власти могли бы

 взаимно сдерживать  друг друга…

Ш. Л.Монтескье. (1689-1755гг.).

Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и  усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы  и сдерживания авторитарных поползновений  со стороны власти. Именно такой  механизм и предлагает концепция  разделения властей,

Речь идет не о том, чтобы  разделить единую власть между различными общественными силами или социальными  группами. Назначение принципа разделения властей - исключить возможность  концентрации всей полноты власти в  руках одного лица или органа, который  превратился бы в неограниченного  и всесильного повелителя, издающего  законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.

Именно поэтому принцип  разделения властей отнесен к  числу основных конституционных  принципов всех современных демократических  государств. Составными частями механизма  власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.

Рассматриваемый вопрос разделения властей привлекает пристальное  внимание со стороны как зарубежных, так и отечественных теоретиков права.

Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что принцип разделения властей не просто правовой, но, прежде всего, конституционный - это один из правовых устоев гражданского общества, не только структуризирующего власть правового государства, но и держащего эту власть под контролем.

Проблема разделения властей  стояла перед человечеством на всех этапах его развития. Разделение труда, отделение земледелия от скотоводства - все это свидетельствует о  поиске оптимального устройства общества. Именно поиск оптимального устройства общества приводит, на мой взгляд, к  появлению теории о разделении власти, ставящий перед собой цель защитить права и свободы человека.

Проблема  исследования определена отсутствием в отсутствии четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом.

Отсутствует взаимодействие ветвей из-за того, что каждая из ветвей государственной власти пытается достичь  поставленных целей только на базе собственной автономии, самостоятельности, исключительности, абсолютной независимости  от других ветвей власти.

Исходя из всего выше изложенного, цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении основных положений теории разделения властей и организации государственной власти как основы конституционного строя.

Объект  исследования - правоотношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного конституционного государства принципа разделения власти и связанные этим проблемы.

Предмет исследования - конституционный принцип разделения власти, его общеправовое наполнение, теоретическое содержание, конституционно-правовое оформление в современном конституционном праве.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Изучение и анализ научно-теоретического материала и действующего законодательства в сфере конституционно-правового оформления разделения власти;
  2. Проанализировать исторические предпосылки становления принципа разделения власти в конституционно-правовой теории;
  3. Раскрыть понятийное содержание принципа разделения власти, а так же на основе анализа конституционного закрепления принципа разделения власти в современных государствах выявить содержательные особенности его реализации в Российской Федерации.

Методологическую  основу диссертационного исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, историко-юридический, аксиоматический, метод сравнительного правоведения, анализа документов, а также частнонаучные методы.

Различные аспекты рассматриваемой  проблемы нашли отражение в работах С.А.Авакьяна, Г.В.Атаманчука, А.М.Барнашова, Г.В.Барабашева, Р.Ф.Васильева, Б.Н.Габричидзе, С.Э.Жилинского, Д.Л.Златопольского, Н.Г.Кобеца, О.Е.Кутафина, Б.М.Лазарева, Ю.И.Лейбо, Г.В.Мальцева, В.С.Нерсесянца, М.И.Пискотина, С.В.Соловьевой, Б.А.Страшуна, Ю.А.Тихомирова, Б.Н.Топорнина, Н.В.Черноголовкина, В.Е.Чиркина, И.Г. Шаблинского, Т.М.Шамбы, Б.С.Эбзеева, Л.М.Энтина, И.С.Яценко и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, где обоснована актуальность темы исследования, сформулирована цель и задачи, определена проблематика работы, объект и предмет исследования; первой главы, в которой рассмотрены историко-теоретические аспекты вопроса разделения власти; второй главы, рассматривающей реализацию принципа разделения власти в Российской Федерации и заключения, в котором сформулированы основные выводы.

 

Глава 1. Историко-теоретические  аспекты вопроса о разделении власти как основы конституционного строя

    1. История развития принципа разделения власти

Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

Проблему рационального  устройства государственной власти и ее органов ученые пытаются разрешить, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений.1

В науке нет единого  мнения о том, какой момент следует  считать началом возникновения  теории разделения властей. Например, есть мнение, согласно которому корни разделения властей следует искать в тексте Библии. Другие считают, что идеи разделения властей «восходят к древности и берут свое начало со сложившихся взглядов Платона о разделении труда.2 Между тем, как совершенно верно отмечают В.С. Нерсесянц3, А.М. Барнашов4 и другие ученые, говорить о том, что древние мыслители «уже в деталях разрабатывали само учение о разделении властей, было бы несколько преждевременно».

Теоретические и практические истоки принципа разделения властей - в Древней Греции и Древнем Риме. Анализ политических структур и форм правления Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями подготовил почву для обоснования этого принципа в эпоху Просвещения.

В Древней Греции Солон, будучи архонтом, создал Совет 400 и оставил  ареопаг, которые по своим полномочиям  уравновешивали друг друга. Эти два  органа должны были, по словам Солона, уподобляться двум якорям, предохраняющим государственный корабль от всяких бурь. Позже, в IV в. до н. э., Аристотель в  «Политике» указал на три элемента в государственном строе: законодательно-совещательный орган, магистратуры и судебные органы. Спустя два века видный греческий историк и политический деятель Полибий (210-123 гг. до н. э.) отметил преимущество такой формы правления, при которой эти составные элементы, противодействуя, сдерживают друг друга. Он писал о легендарном спартанском законодателе Ликурге, установившем форму правления, соединившую «все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась без меры и не превращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы таким образом государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля».5

Теоретическое развитие принцип  разделения властей получил в  средние века. Прежде всего - в труде  «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

Столетие спустя после  опубликования «Двух трактатов о государственном правлении» Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г. Национальным Собранием Франции, провозгласит: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Классический вариант  теории разделения властей был сформулирован  французским философом Ш.Л. Монтескье, утверждавшим, что в каждом государстве  существуют три независимых друг от друга рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При разграничении полномочий исключается  создание органа, который бы указывал общее направление деятельности и координировал все власти. Соединение в руках одного лица или учреждения хотя бы двух властей всегда оказывается губительным для свободы, а, значит, такое соединение недопустимо. В дальнейшем такой подход получил нормативное закрепление в качестве конституционно-правового принципа как во Франции, так и в других государствах.6

Теория разделения государственной власти оказала существенное воздействие на становление и развитие государственности в США посредством своего закрепления и реализации в Конституции 1787 г. Но еще ранее этот принцип был конституционно и организационно сформулирован в Декларации независимости (1776 г.), а дальнейшее развитие получил в Билле о правах (1791 г.). Отцы Конституции США, влиятельные политики того времени, такие как А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и Дж. Джей, утверждали, что «сосредоточение всей власти, законодательной, исполнительной и судебной, в одних и тех же руках, или одного, или немногих, или у всех по любому основанию действительно приводит к появлению тирании». А единственным средством против тирании, считал 4-й президент США (1809-1817) Дж. Мэдисон, может быть только разделение властей.

Дж.Мэдисон утверждал, что  «три ветви власти - разве только они связаны и слиты, с тем чтобы каждая осуществляла конституционный контроль над двумя другими, - на практике могут сохранить ту степень раздельности, которая согласно аксиоме Монтескье необходима свободному правлению.7

Таким образом, создавалась система, способная к саморегулированию. В ней главный вопрос - проблема иерархичности, ибо только иерархически структурированная система способна к саморегулированию.

Важное место А. Гамильтон, Дж. Мэдисон и Дж. Джей отводили вопросам осуществления правосудия судами США, в том числе Верховным судом. Полагая, что судебная власть является наиболее уязвимым звеном в системе  государственной власти и находится  в опасности подчинения и влияния  со стороны прочих ветвей власти, они  считали, что она нуждается в  механизме, укрепляющем ее положение. В качестве такого укрепляющего средства был предложен принцип независимости  и несменяемости судей.

В трудах А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея нашел свое практическое применение принцип разделения государственной  власти, разработанный Дж. Локком и  Ш.Л. Монтескье. Кроме того, был предложен  механизм сдержек и противовесов различных ветвей единой государственной  власти и был найден практический механизм обеспечения народовластия.

В конце XVIII столетия в США  была создана система государственной  власти, основанная на практике разделения государственной власти. Эта система  предполагает целостность власти, принадлежащей  народу, гарантирует права и свободы  человека и гражданина и предусматривает  эффективное осуществление функций государственных институтов.8

В России идея разделения властей  как принципа либерализма впервые  в наиболее чёткой форме была выражена М.М. Сперанским (1772-1839гг.) в «Проектах и записках». В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский прежде всего связывал с необходимостью разделения властей. «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная свою работу 19 сентября. Глава исполнительной власти - монарх участвует в деятельности Думы, но «никакой новый закон не может быть издан без уважения Думы. Установление новых податей, налогов и повинностей уважаются в Думе». Мнение Думы свободно, и поэтому монарх не может «ни уничтожить законов, ни обезобразить их», так как в своих действиях исполнительная власть подконтрольна представительному органу. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим судебным органом - Сенатом. Три власти управляют государством подобно тому, как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. Сперанский предусмотрел и возможность объединения этих властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательному праву. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая-либо перемена в отношении сил государственных или в отношении частных лиц между собой, утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой.9

Информация о работе Разделение властей в Российской Федерации