Разделение властей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.
Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение принципа разделения властей - исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты вопроса о разделении власти как основы конституционного строя 6
1.1. История развития принципа разделения власти 6
1.2. Сущность принципа разделения властей 12
1.3. Соотношение принципов разделения властей и единства системы государственной власти в Российской Федерации 16
Вывод к Главе 1 18
Глава 2. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации 20
2.1. Институт президент в системе разделения властей 20
2.2. Законодательная власть в конституционной модели разделения властей 24
2.3. Исполнительная власть в системе разделения властей 29
2.4. Судебная власть в системе разделения властей 34
Вывод к Главе 2 38
Заключение 40
Список литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

Для александры.docx

— 85.20 Кб (Скачать файл)

Порядок в устроенном таким  образом государстве охраняется законом. Нетрудно заметить, что проект Сперанского не только осуществлял  принцип разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и это очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти. Сперанский брал во внимание обстоятельство, чётко высказанное  противником разделения власти Н.М. Карамзиным: «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга».10

Проект П.И. Пестеля (1793-1826гг.) – «Русская Правда» - в качестве формы государственного правления предусматривал республику - наиболее распространенную в настоящее время, и потому чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече – «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран.11

«Исполнительная власть - державная Дума - состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. Блюстительная власть - Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором законопроект получает юридическую силу.

В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть, чётко устанавливаются компетенции законодательной, исполнительной и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции».

Впоследствии серьёзный вклад в развитие отечественной теории разделения властей внёс Н.М. Коркунов. Однако в России осуществление этого принципа стало возможным только в конце XX века.

В Российской Федерации принцип  разделения властей впервые появился в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР.12 В 1991 г. в России сложилась система органов власти, которую в центре возглавили Президент и Верховный Совет, а в субъектах Федерации - Советы и главы администраций. Последние имели двойное подчинение: Президенту и соответствующему Совету. Эта система, развиваясь по своим законам, к середине 1992 г. обеспечила контроль властей над действиями друг друга. На начальной стадии российского реформирования взаимодействие ветвей государственной власти в России осуществлялось в форме острой, непримиримой борьбы, не допускавшей компромиссов, соглашений. Часто политические моменты превалировали над правовыми. Форма и содержание проблем, находившихся в фокусе взаимодействия властей, часто взаимоотрицали друг друга, в результате чего простые люди не понимали и не принимали реформаторские идеи, положения, программы.

Некоторые областные Советы стали полноценными представительными  органами власти. Однако, получив возможность  реально использовать всевластие, Советы своим вмешательством нередко блокировали  деятельность исполнительных органов. В конце концов, такое двоевластие  перешло в противостояние, закончившееся  осенью 1993 г. вооруженным противостоянием  и прекращением деятельности Советов. Это побудило власть к принятию новой  Конституции.

Конституция Российской Федерации 1993г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. Основным законом определены следующие ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Государственную  власть на уровне Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное  Собрание, правительство, суды - Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный.

    1. Сущность принципа разделения властей

В современной конституционно - правовой науке существуют разные подходы к исследованию принципа «разделения властей» и разные его оценки.

Соответственно, можно говорить о нескольких значениях понятия  «разделение властей» либо о разных сторонах этого понятия. Разделение властей исторически проявило себя как определенная идея, зародившаяся еще в античные времена (Аристотель) и выросшая в особое учение, в теорию разделения властей (Ш.Л. Монтескье). «Все погибло, - писал Ш. Монтескье, - если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть претворять в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц».13

 В рамках теории  «разделения властей» был сформулирован и обоснован одноименный правовой принцип, который получил законодательное закрепление в качестве одной из основ конституционного строя и был претворен на практике.14

Различают два аспекта  разделения властей: юридический и  политический. Первый предполагает его  формально - юридическое закрепление, второй - фактическое «разделение властей». Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном законодательстве многих государств.

Правда, следует оговориться, что формально - юридическое закрепление  этот принцип в основном получает в Конституциях слабо и средне - развитых стран, недавно ставших  на путь демократического развития. Конституции  большинства развитых стран исходят  из аксиоматичности этого принципа и закрепляют только полномочия соответствующих  органов государственной власти.

Разделение властей - явление  многоцелевое, имеющее и положительные, и отрицательные черты. Приведенное  выше высказывание Ш. Монтескье выражает его вторую направленность - против сосредоточения всей власти «в одном и том же лице или учреждении». В таком понимании принцип разделения властей сыграл в свое время прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма и произвола королевской власти.

Мировой государственно - правовой практике известна разная глубина разделения властей и соответственно разное «дозирование» полномочий высших органов государственной власти. В целом в юридической литературе утвердилось следующее представление о существе этого принципа. Единство и целостность государства не позволяет ставить вопрос о том, какая власть важнее и в силу этого должна обладать большими властными полномочиями. Ни одна из них не может существовать без двух других. В этом смысле бесплодны попытки сосредоточить исполнительные функции на уровне власти законодательной, и наоборот.15

«Как это ни парадоксально, - считает большинство ученых - юристов, - но полное разделение властей абсурдно, ибо вступает в противоречие с перспективой выживания государства и сохранения политической системы. Но это говорит не против разделения властей, а в пользу осторожного и мудрого осуществления этого принципа без всяких нажимов и крайностей» <*>.16 В противном случае, добавим, исчезают необходимые взаимосвязи и взаимодействия между ветвями власти, нарушается единство государственной власти.

Принцип «разделения властей» не противостоит (во всяком случае - не должен противостоять) единству государственной власти, как полагают некоторые авторы.17

Смысл принципа «разделения властей» состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее «единовластия», а говоря иначе - диктатуры. Естественно, принцип «разделения властей» не действует автоматически: он нуждается в средствах обеспечения в виде определенных правовых гарантий и механизмов - в системе сдержек и противовесов. Таким образом, принцип «разделения властей» по изначальному своему предназначению есть заслон, преграждающий путь к превышению власти, произволу и авторитаризму. Таковой остается его суть и в нынешние времена. Только при таком значении «разделение властей» представляет собой демократический принцип, обеспечивающий действительное единство государственной власти и нормальное (цивилизованное) разделение и взаимодействие всех трех ее ветвей.18

Термин «разделение» употребляется  также в отношении разделения государственной власти между федеративным государством и составляющими его  государственными образованиями (государствами). Иногда вместо термина «разделение» применяются близкие по значению слова «размежевание», «разграничение», «распределение» и даже «демаркация».

Конституционно закрепленные принципы организации и деятельности государственной власти реализуются  в полномочиях ее органов, закрепленных в Конституции, законах, а также в конституционных процедурах, определяющих порядок взаимодействия органов государственной власти между собой.

Принцип разделения властей  получил всеобщее признание как  один из основополагающих принципов  организации конституционного строя. В настоящее время в конституционных государствах установлены и функционируют различные системы разделения властей, а в конституционной теории существуют разные подходы к исследованию принципа разделения властей. Действие принципа разделения властей является одной из центральных проблем решения вопроса о демократическом обустройстве общества в Российском государстве.19

    1. Соотношение принципов разделения властей и единства системы государственной власти в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации  устанавливая разделение властей в  двух плоскостях политико-государственного устройства страны, исходит из основополагающего принципа единства государственной власти. При этом сама система разделения властей предстает в качестве совокупности правовых отношений, урегулированных Конституцией и законами, реализуемых в процессе функционирования и взаимодействия отдельных отраслей и уровней государственной власти в целях достижения ее целостности и единства, которая направлена на раскрытие всего потенциала правовой государственности и эффективности государственного управления.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти в  системе единой государственной  власти обуславливается тремя определяющими  основаниями:

  • полномочиями каждой из указанных основных отраслей;
  • функциональным назначением и местом, занимаемым каждой из конкретных отраслей в общей системе единой государственной власти;
  • функциональной связью между отраслями единой государственной власти, а также характерам их отношений и взаимодействий.

Принципиально важно, что  Конституция Российской Федерации  устанавливая разделение властей в двух плоскостях политико-государственного устройства страны, исходит из основополагающего принципа единства государственной власти. Уже из содержания статьи 3 Конституции РФ вполне ясно следует, что разделение властей носит прежде всего технологический характер, и не может абсолютизироваться в силу того,

что носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ.

Таким образом, сама государственная власть изначальна едина. В части 3 статьи 5 Конституции РФ это положение обретает вполне однозначную юридическую форму. Здесь установлено, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.20

Для каждой из ветвей власти в системе горизонтального разделения властей есть общие черты:

  • в каждой из них одно – центральное звено полноправно, обладает всем объемом властных полномочий, свойственных этой ветви власти, обеспечивает свою ведущую роль, а тем самым и единство в рамках ветви власти. Остальные ее звенья дополняют и уравновешивают полномочия центрального звена;
  • каждое звено ветви власти имеет либо свою исключительную компетенцию, в осуществлении которой оно не может быть подменено, либо свою преимущественную компетенцию, в которой подмена может иметь место рядоположенным или вышестоящим звеном, но не иначе как при соблюдении определенных процедур и гарантий;
  • каждое нижестоящее или рядоположенное звено может участвовать в принятии вышестоящим или рядоположенным звеном решений, затрагивающих специально предоставляемые им полномочия.

Разделение властей есть постоянно возобновляемый процесс  отношений в сфере взаимодействия отдельных составляющих единой государственной власти, их определенное правовое состояние, а также определенное состояние государственной власти в целом, формируемое самим процессом взаимодействия и разделения властей.

Разделение властей представляет собой реально действующий механизм организации и конкретной реализации государственной власти, соответствующий  исторически определенным политико-правовым представлениям и теоретическим  обоснованиям.21

Вывод к Главе 1

Итак, смысл принципа «разделения властей» состоит, в первую очередь, не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее «единовластия», а говоря иначе - диктатуры.

Концепция разделения властей  сформировалась в Европе 18 веке, в  период буржуазных революций. В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда  вся полнота государственной  власти сосредоточена в руках  монарха. Основоположники теории разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи  Монтескье (1689-1755).

Информация о работе Разделение властей в Российской Федерации