Промышленная политика Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:04, реферат

Краткое описание

Структура и состояние экономики Великобритании наряду с тенденциями в мировой экономике и прогнозами глобального социально-демографического развития определяют стратегию промышленной политики страны.
ВВП Британии по состоянию на 2013 год составляет 1,2-1,3 трлн ф.ст. (2,35 трлн долл. США). Доли различных секторов экономики в ВВП Британии неравномерны: доля сферы услуг превышает 75% (а до кризиса 40% в ней приходилось на сектор финансовых услуг). Доля промышленности составляет лишь 13% ВВП (в США – 19%, в Германии – 23%), а в абсолютных цифрах – около 150 млрд ф.ст., остальное приходится на строительство, сельское хозяйство (примерно 1%) и др. Трудоспособное население составляет 37 млн человек (из них 29 млн занято).

Содержание

Введение 3
1.Основы конкурентоспособности Британии в мировой экономике 4
2. Государственная стратегия в области промышленного
производства 7
3. Доступ на мировые рынки 19
Заключение 21
Список литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Правительство в целях создания новых источников конку-рентоспособности страны считает  целесообразным:

– способствовать укреплению конкурентоспособности  Бри-тании в критически важных областях инноваций, профессио-нальных навыков, финансовой сфере, инфраструктуре и досту-пу на мировые рынки;

– оказывать  стратегическое воздействие на рынки;

– использовать новый подход к целевым интервенциям ра-ди развития преимуществ Британии в высокотехнологичных и наиболее быстрорастущих областях мировой экономики.

Правительство намерено действовать по семи направлени-ям:

1. макроэкономическая стабильность  с целью обеспечить бизнесу возможность долгосрочного инвестиционного планиро-вания;

2. поддержка частных инвестиций в основные фонды и пе-редовые технологии, переподготовку профессиональных кад-ров, НИОКР;

3. обеспечить смычку научно-исследовательских  центров и промышленного производства;

4. распространение методик «бережливого  производства»;

5. поддержка профессионального обучения и повышения квалификации, обеспечение гибкости рынка труда;

6. создание современной транспортной  и коммуникацион-ной инфраструктуры;

7. обеспечение благоприятного климата  для бизнеса и содействие его конкурентоспособности на мировых рынках.

1. Макроэкономическая стабильность

Британия  определила стратегические приоритеты, чтобы биз-нес мог принимать долгосрочные инвестиционные решения, особенно по начальным капиталовложениям. В этом отношении важное значение имеет государственное регулирование, обеспе-чивающее долгосрочную макроэкономическую стабильность (постоянство регламентации, налогообложения), особенно в сфе-рах масштабных технологических и отраслевых преобразований (технологии возобновляемой энергии – низкоуглеродные двигатели, энергия ветра и приливов, атомная энергия).

В 2009 г. в поддержку  Стратегии «Новая индустрия, новые рабочие места» создан Фонд стратегических инвестиций (Stra-tegic Investment Fund) на общую сумму в 1 млрд ф.ст. для фи-нансирования ведущих отраслей, которым государственная поддержка позволит раскрыть нереализованный потенциал.

В 2006 г. свыше 25% новых предприятий, желавших полу-чить кредит, сталкивались с трудностями из-за отсутствия бан-ковской кредитной истории или недостаточного залога. Государство решает проблему с помощью программы «Схема фи-нансовых гарантий для предприятия» (the Enterprise Finance Gua-rantee Scheme). По программе кредитования «Стартовые инвес-тиции» (Repayable Launch Investment) для гражданского самолё-тостроения за последнее десятилетие государство инвестировало около 1 млрд ф.ст., например, в Аэробусы от 320 до 380 модели.

В дополнение «Фонд капитала для предприятий» (Enterpri-se Capital Funds) предоставляет малые суммы венчурного капитала для фирм высоких технологий и быстро растущих предприятий от 250 тыс. до 2 млн ф.ст. (банкам невыгодно их предо-ставлять из-за относительных издержек малых инвестиций и за-труднительности оценки риска). Государство намерено изучить, в каких формах следует предоставлять долгосрочные кре-диты малому и среднему бизнесу (одна из них – государственно-частное партнёрство «Public-Private Partnership»), чтобы частный бизнес мог восполнить недостаток рискового капитала. В 2008 г. на Соединённое Королевство приходилось более 10% всех венчурных инвестиций среди стран ОЭСР, или второе ме-сто после США (49%). В настоящее время существует 8 «Фондов капитала для предприятий», частично финансируемых госу-дарством, а в январе 2009 г. создан ещё один Фонд «Капитал для предприятий» (Capital for Enterprise Fund), чтобы увеличить доступность рискового капитала инновационным предприяти-ям в период спада экономики. Гранты по программе «Избирательное финансирование инвестиций» с 2004 по 2007 г. составили 191 млн ф.ст. (75% предоставлены промышленности).

2. Поддержка частных  инвестиций в основные фонды  и передовые технологии, переподготовку  профессиональных кадров, НИОКР

Исходя  из тенденций глобального развития, Британия сосре-дотачивается на низкоуглеродных технологиях, энергоэффек-тивности, и в целом на формировании экономики, неподвер-женной воздействию климатических изменений, что потребует крупной структурной перестройки производства и потребления энергии. Правительству отводится ключевая роль в выработке энергетической политики и создании стимулов к структурной перестройке промышленности. Речь идёт не столько об эколо-гическом императиве, сколько об огромных возможностях для бизнеса по мере роста спроса на низкоуглеродные товары и ус-луги, энерго- и ресурсоэффективность. К приоритетным пра-вительство относит цифровые коммуникации, низкоуглеродные технологии, новые производственные процессы и материалы в химической, автомобильной, аэрокосмической и др. отраслях. В этих отраслях предприятия не смогут самостоятельно обеспе-чить себе финансирование и программы развития на долгосроч-ный период, требуемый для получения коммерческой отдачи от внедрения новых технологий.

Государство намерено поддерживать:

– новые низкоуглеродные  технологии в аэрокосмической области, дизайне и производстве двигателей и крыльев;

– переход с  металлических на композитные материалы, что обеспечит огромные коммерческие возможности, а их примене-ние коснётся автомобильной, судостроительной, аэрокосмической, отрасли, строительства, нефтегазовой отрасли, производ-ства медицинского оборудования, оборудования для использо-вания энергии ветра и приливов;

– в биотехнологиях переход химического производства с нефти на возобновляемые или  биологические вещества, что оп-ределит  химическое производство в XXI в.;

– технологии пластиковой  электроники, которая позволит удешевить  печать электронных цепей на гибких поверхностях, что невозможно при традиционных кремниевых полупровод-никах.

3. Совместные  проекты научно-исследовательских  цент-ров и промышленного производства

С целью ускорить внедрение  новых технологий TSB через программы «Партнёрство по передаче знаний» и «Сеть передачи знаний» (Knowledge Transfer Partnerships, Knowledge Transfer Networks) финансирует новые технологии и инновации для последующего применения бизнесом. Одна из его важнейших функций – координация НИОКР, а также госзакупки, поощряю-щие инновации. С 2004 г. Совет инвестировал 1 млрд ф.ст. в совместные проекты частных предприятий и совместные проек-ты частных предприятий и научно-исследовательских центров, преимущественно промышленные. В том же направлении раб-тают Фонд инноваций в сфере высшего образования (Higher Education Innovation Fund) и Фонд внедрения научных исследований в государственном секторе (Public Sector Research Exploi-tation Fund), поощряя сотрудничество научно-исследователь-ских центров в университетах с бизнесом.

Специализация предполагает использование результатов НИОКР  на ранних стадиях производственного  цикла. Создание технопарков (кластеров) – географического сосредоточения вза-имосвязанных компаний (поставщиков, сервиса и университе-тов) создаёт критическую массу для инвесторов и покупателей. Так, в последние несколько лет государство инвестировало око-ло 50 млн ф.ст. в новые химические заводы на северо-западе Англии. Государство также намерено учредить награду «Знак кластера» («Cluster Mark»).

4. Распространение методик «бережливого производства»

В 2004 г. правительство  расширило функции Консультаци-онной  службы для промышленности (КСП – Manufacturing Ad-visory Service). Компании сэкономили 500 млн ф.ст. на бесплат-ных консультациях КСП. Правительство совместно с Агентст-вами регионального развития израсходовало 90 млн ф.ст. на КСП, оказав содействие 24 тыс. фирм. Модель государственной поддержки бизнеса представляет консультационная служба «Бизнес линк» (Business Link), с помощью которой 3 тыс. государственных программ поддержки бизнеса были упрощены и сведены к 30.

5. Поддержка профессионального  обучения и повыше-ния квалификации, обеспечение гибкости рынка труда

Британия намерена создать  систему подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики. В настоящее время 15% работодателей испытывают нехватку подготовленных кад-ров, по этой причине 20% предпринимателей обанкротились или перешли на другие виды деятельности, каждый шестой отложил производство нового продукта или услуги, у 25% повысились операционные расходы.

Подготовка  кадров предусматривает и обучение специаль-ностям, которые будут востребованы в будущем: в низкоугле-родной экономике, биотехнологиях, а также в сферах, которые ждёт расширение в силу демографических тенденций (уход, здравоохранение, досуг). Прежде всего, правительство считает необходимым сосредоточить усилия на поддержании высокой квалификации рабочей силы и творческого потенциала работ-ников. «Британия есть и будет экономикой, основанной на креа-тивности и эксплуатации знания». За последние 15 лет вклад предприятий и услуг высоких технологий в добавленную стои-мость увеличивался и превысил 40%. Отсюда, правительство считает, что любое сдерживание британских предприятий использовать сравнительные преимущества на основе высокой квалификации или знания следует расценивать как серьёзное препятствие к экономическому успеху Британии.

Предполагается  создать систему сбора, обработки  и распро-странения информации о потребности ключевых секторов эко-номики в рабочей силе и квалификационных требованиях к ней, больше учитывать мнение предпринимателей на местах через Советы по занятости и профподготовке, не упуская из виду на-циональные и региональные приоритеты; создать Агентство по финансированию профподготовки для оперативной поддержки функционирования и будущего развития стратегически важных отраслей экономики; повышать степень интеграции политики в области занятости и профподготовки с учётом будущих потреб-ностей передовых отраслей; стимулировать вузы к оперативной поддержке областей потенциального экономического роста, в том числе изменив модель финансирования; обеспечить вклад надзирающих и регулятивных органов в повышение профквали-фикации.

В этих целях  государство ставит задачу максимально  рас-ширять сеть образовательных учреждений, обеспечивать доступ-ность образования для всех, целенаправленно «производить» талантливых, профессионально подготовленных и способных к обучению работников. Например, предполагается повысить воз-растной порог, ограничивающий доступ к образованию, чтобы поощрить получение рабочими средней квалификации и расши-рить когорту абитуриентов.

Государственные ассигнования на преподавание школьных дисциплин в области науки, технологий, инженерии и математики, найм и обучение преподавателей этих дисциплин с 2008 по 2011 г. составит 140 млн ф.ст.

С 1997 г. численность обучающихся  в ПТУ возросла вдвое (с 75 тыс. до 184 тыс. человек), преимущественно по рабочим и инженерным специальностям. Государство направило с 2008 по 2010 г. 5 млрд ф.ст. на колледжи профтехобразования.

Государство способствует повышению квалификации без отрыва от производства и под нужды бизнеса. По государствен-ной программе «Обучить, чтобы выиграть» (Train to Gain) к 2010-2011 г. на поддержку таких курсов будет направлен 1 млрд ф.ст.

Новая Комиссия по занятости и профобучению, в которую входят работодатели (UK Commission for Employment and Skills), консультирует правительство по стратегии профобучения на перспективу до 2020 г.

Правительство инициировало создание Национальных академий профессиональных навыков (National Skills Academies) в различных отраслях экономики. На 2008 г. курсы окончили 10 тыс. специалистов из сферы промышленности. Национальная академия профессиональных навыков для промышленности бы-ла создана совместно с государством компаниями «Нисан», «Тойота», «Роллс-Ройс», «Катепиллер», «Форд», «Эйрбус» и др. В автомобилестроении совместно с Обществом производителей двигателей и торговцев (Society of Motor Manufacturers & Trad-ers), тремя японскими компаниями-производителями двигателей («Хонда», «Нисан», «Тойота») и другими поставщиками разра-батывается программа подготовки специалистов для различных компаний по всей производственной цепочке, чтобы повысить конкурентоспособность цепочки поставок из Британии.

Что касается высшего  образования, то по государственно-частной программе «Высшее образование на службу производ-ству» (Higher Education at Work – High Skills: High Value) финансируются дополнительные места для студентов.

Государство рассматривает  меры по повышению престижа карьеры  в промышленности, поскольку менее половины вы-пускников со специальностью инженера остаются работать по специальности.

Стратегия в области  оборонной промышленности была раз-работана в 2005 г. Она позволила повысить взаимодействие государства и оборонной промышленности, установив приори-теты государственной политики в области оборонной промыш-ленности и НИОКР, создавая стимулы к повышению престижности профессий в оборонной промышленности, чтобы прив-лечь самых талантливых специалистов, и обеспечивая гибкий рынок труда, что позволит Британии поддерживать конкуренто-способность на мировых рынках вооружений.

6. Создание современной  транспортной и коммуника-ционной инфраструктуры

Современная инфраструктура – от энергетики и  коммуника-ций до транспорта и аэропортов – основа конкурентоспособ-ности британского бизнеса, считает правительство. В предстоя-щие десятилетия финансировать и реконструировать инфраст-руктуру будет частный сектор, хотя независимые регулирую-щие органы будет определять условия финансирования проектов, создавая благоприятный инвестиционный климат для свое-временности инвестиций без проволочек в планировании.

В целях совершенствования  планирования инфраструктур-ных проектов общенационального значения правительство про-ведёт консультации по первым семи уже принятым им «Заявле-ниям о национальной политике» (National Policy Statements) в области энергетики, речных и морских портов (в 2010 г. после-дуют сточные воды, автомобильные и железные дороги, опас-ные и вредные отходы, водохранилища, в 2011 г. – аэропорты).

Информация о работе Промышленная политика Великобритании