Промышленная политика Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:04, реферат

Краткое описание

Структура и состояние экономики Великобритании наряду с тенденциями в мировой экономике и прогнозами глобального социально-демографического развития определяют стратегию промышленной политики страны.
ВВП Британии по состоянию на 2013 год составляет 1,2-1,3 трлн ф.ст. (2,35 трлн долл. США). Доли различных секторов экономики в ВВП Британии неравномерны: доля сферы услуг превышает 75% (а до кризиса 40% в ней приходилось на сектор финансовых услуг). Доля промышленности составляет лишь 13% ВВП (в США – 19%, в Германии – 23%), а в абсолютных цифрах – около 150 млрд ф.ст., остальное приходится на строительство, сельское хозяйство (примерно 1%) и др. Трудоспособное население составляет 37 млн человек (из них 29 млн занято).

Содержание

Введение 3
1.Основы конкурентоспособности Британии в мировой экономике 4
2. Государственная стратегия в области промышленного
производства 7
3. Доступ на мировые рынки 19
Заключение 21
Список литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

3

1.Основы конкурентоспособности  Британии в мировой экономике

4

2. Государственная  стратегия в области промышленного 

производства

 

7

3. Доступ на  мировые рынки

19

Заключение

21

        Список литературы:

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Структура и состояние экономики  Великобритании наряду с тенденциями  в мировой экономике и прогнозами глобального социально-демографического развития определяют стратегию промышленной политики страны.

ВВП Британии  по состоянию на 2013 год составляет 1,2-1,3 трлн ф.ст. (2,35 трлн долл. США). Доли различных секторов экономики в ВВП Британии неравномерны: доля сферы услуг превышает 75% (а до кризиса 40% в ней приходилось на сектор финансовых услуг). Доля промышленности составляет лишь 13% ВВП (в США – 19%, в Германии – 23%), а в абсолютных цифрах – около 150 млрд ф.ст., остальное приходится на строительство, сельское хозяйство (примерно 1%) и др. Трудоспособное население составляет 37 млн человек (из них 29 млн занято).

ВВП на душу населения  рос высокими темпами в предкризисные годы, благодаря глобализации, что улучшало относительные экономические показатели Британии на фоне стран ОЭСР. Однако сверхзависимость, по терминологии исполнительного директора «Роллс-Ройса» сэра Джона Роуза, финансового сектора Британии от состояния финансового сектора США объясняет довольно серьёзный кризис в Британии и, возможно, сравнительно длительный период восстановления экономики до докризисного уровня (экспорт товаров и услуг снизился на 10,6%, а совокупный внутренний спрос на 5,5% по сравнению с 2008 г.). Сейчас ясно, что показатели Британии в некоторых областях следуют за кредитным циклом. По прогнозам ОЭСР, ВВП страны возрастёт в 2010 г. на 1%, в 2011 г. восстановление наберёт обороты. Всё же использование ресурсов останется низким, а безработица составит 9,5%, хотя уровень инфляции не превысит 2%. Антикризисные меры государства смягчили последствия кризиса, но для макроэкономической стабильности требуется жёсткая финансовая политика.

 

 

 

 

1.Основы конкурентоспособности  Британии в мировой экономике

В Британии действуют  жёсткие правила конкуренции, гарантирующие динамичность рынка. Гибкий рынок труда позволяет бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям на рынке, обеспечивая, тем не менее, поддержку людям при смене работы. Данное преимущество позволило Британии привлечь иностранные инвестиции и сократить отставание в производительности труда от других ведущих экономик. По классификации Мирового банка, Британия занимает 6-ое место в мире по инвестиционному климату в стране.

Прямые  иностранные инвестиции в промышленность Британии выше, чем в любой европейской стране (26 млрд ф.ст., во Франции – 15 млрд ф.ст., 3 млрд ф.ст. – в Германии), уступая лишь ПИИ в США. На Британию приходится самая крупная среди стран «Большой семёрки» доля ПИИ относительно ВВП. Приток ПИИ удвоился в первом квартале 2009 г., затем упал до докризисного уровня. В том же квартале приток ПИИ в другие страны «семёрки» упал на 63%.

В период 2002-2012 гг. производительность труда в Британии росла самыми высокими темпами (2,4% в год) среди стран «семёрки» и выше средних значений по еврозоне, приближаясь к показателям США. Однако сохраняется существенное отставание производительности труда по сравнению с ведущими стра-нами. Считается, что промышленное производство в Британии находится в упадке, однако реальность такова, что страна пере-ходит от традиционных отраслей к новым (низкоуглеродная экономика, дизайн силиконовых материалов, технология «блю-туф» (Bluetooth), дозаправка в воздухе, водородно-кислородные топливные элементы (fuel cells), пластиковая электроника (plastic electronics), а также к передовым технологиям в информати-ке и коммуникациях, биотехнологиям и нанотехнологиям).

Британия занимает 6 место  в мире по объёму выпуска промышленной продукции, половину отправляя на экспорт, будучи при этом одним из ведущих экспортёров продукции высоких технологий: в 2006 г. она составляла 25% экспорта товаров (по сравнению с 22% – США, 15% – Франция, 11% – Германия). Многие британские фирмы представляют собой часть фрагментированных цепочек поставок по миру и производят полуфабрикаты, в то время как другие сочетают производство конечного продукта и предоставляют сервисное обслуживание (при том, что функции производства и обслуживания всё больше сливаются): аэрокосмическая отрасль, автомобилестроение, фармацевтика, производство напитков и продуктов питания, оборонная промышленность, телекоммуникации.

Точно также рабочая сила в промышленности диверсифицируется: повышается доля работников, занятых НИОКР, дизайном, продажами, сервисным обслуживанием, упаковкой наряду с работниками традиционных профессий в собственно производстве и инженерных разработках, что способствует конкурен-тоспособности Британии на глобальных рынках. В Британии гибкий рынок рабочей силы при растущей её квалификации и государственная социальная политика, направленная на поддержку экономической активности женщин, родителей, пенсионеров и инвалидов. С повышением доли женщин в рабочей силе государство намерено содействовать развитию детских учреждений и подготовке квалифицированных кадров для них, чтобы условия на рынке труда были более благоприятными для семейных работников.

Новые тенденции  развития мировой экономики благоприятствуют экономике Британии: рост населения, повышение благосостояния в других частях света, переход на низкоуглеводородные источники энергии, «зёленая революция», изменение в возрастных когортах и развитие международных потоков поставок.

Процессы глобализации сохранятся, что вызовет ещё большую стремительность движения капиталов, товаров и информации. ЕС и США останутся основными импортёрами британской продукции, но рост численности и доходов средних классов в густонаселённых странах с формирующейся экономикой по-высит возможности для британских фирм, поскольку новые потребители будут приобретать товары и услуги более высокого качества, причём отвечающие высоким экологическим стандартам, то есть с высокой добавленной стоимостью. Именно в их производстве британские предприятия отличаются, и растущие экспортные рынки откроют Британии огромные возможности.

Новые технологии в мировом  промышленном производстве породят спрос потребителей и бизнеса, модифицируют продукцию и сформируют новые модели ведения бизнеса и услуг по доставке по всей цепочке поставок (например, под воздействием развития генетики, информационных технологий, которые изменят передачу, обработку и потребление огромных объёмов информации и, соответственно, бизнес, досуг и социальные услуги).

Комплексный характер стоимостных  цепочек, вызванный развитием информационно-коммуникационных технологий, и вследствие этого фрагментация технологических процессов и специализация требуют ускорения внедрения инноваций. Если ранее конечный продукт производился в одном месте, то формирование глобальных стоимостных цепочек (размещение различных стадий производства промежуточных товаров по всему миру) вызывает специализацию не только в производстве физических компонентов, но и наукоёмкого сервисного обслуживания (НИОКР, управление запасами, контроль качества и др.). Вслед за падением издержек в сферах производства и транспорта международные цепочки поставок станут определять методы производства и торговли. Британские фирмы станут производить не только конечный продукт, но и во всё возрастающей степени продукцию незаконченного цикла производства (полуфабрикаты intermediate goods) и комплексные услуги как составные части современных цепочек поставок, включая дизайн, маркетинговые услуги и финансовые услуги. Соответственно повысятся возможности британских предприятий, но и существенно возрастут требования к их конкурентоспособности. От-сюда, возрастает значимость капиталовложений в нематериаль-ные активы:

– дизайн, разработку брэндов  и НИОКР;

– в человеческий капитал и профподготовку кадров.

 

 

 

 

 

 

2. Государственная стратегия в области промышленного производства

Обновлённая государственная  политика в области промыш-ленного производства «Новая индустрия, новые рабочие места» (New Industry, New Jobs), принятая в 2009 г., лежит в русле об-щей стратегии правительства по выведению страны из кризиса «Созидая будущее Британии» (Building Britain’s Future). Впер-вые принята программа (январь 2010 г.) мер межведомственно-го взаимодействия по поддержке устойчивого экономического роста страны «За экономический рост: наше будущее процве-тание» (Going for Growth: Our Future Prosperity).

Стратегическое видение  восстановления британской эконо-мики после экономического кризиса 2008-2009 гг. и обеспечение её конкурентоспособности на мировых рынках заключается в следующем: необходимо устранить барьеры для развития бизнеса, чтобы добиться скорейшего возвращения к докризисным темпам роста, что жизненно важно для ликвидации государственного долга, стремительно увеличившегося в результате помощи, предоставленной, прежде всего, банковскому сектору. Помимо помощи, оказанной бизнесу, увеличения пенсий и дет-ских пособий, не снизились и инвестиции в инфраструктуру Британии и социальную сферу (прежде всего, здравоохранение). Жизненно важным отраслям экономики была оказана помощь государства, чтобы они не понесли урон в квалифицированных кадрах и не утратили иные преимущества.

Правительство считает, что предпочтительнее инвестиро-вать в экономический рост и создание рабочих мест, чтобы ускорить восстановление экономики.

Экономика Британии в  ближайшем будущем примет иной облик  – государственные и потребительские  расходы снизятся, частный сектор будут больше привлекать к оказанию социаль-ных услуг. Упор предполагается сделать на товары и услуги с более высокой добавленной стоимостью, чтобы повысить экспорт и темпы роста.

Правительство исходит из того, что рынок, предоставленный сам себе, может недофинансировать инфраструктуру, профпод-готовку или инновации. Однако правительство вовсе не собира-ется подменять рыночные отношения: метод правительства – государственную политику сопрягать со стратегическими по-требностями бизнеса, причём предпринимать меры долгосрочного характера, подкрепляя их конкретными действиями. По словам генерального директора Конфедерации британской про-мышленности (КБП) Р. Ламберта, необходимо, чтобы прави-тельство смотрело вперед на 10 лет и имело перечень конкретных мер, с помощью которых страна пройдёт от точки А до Я. Правительство считает необходимым поддерживать баланс ме-жду государством и рынком: рынок, где возможно, государство – где необходимо, то есть дополнять рынок, исправлять его ошибки, но не подменять его.

Возникли следующие  проблемы:

– развитие бизнеса  сдерживается слабой инфраструктурой и отсутствием профквалификации;

– финансирование предпринимательства сдерживается стои-мостной структурой рынка венчурного капитала и заинтересованностью инвесторов в краткосрочных инвестициях;

– частный бизнес воздерживается от инвестиций в иннова-ции или в профобразование, поскольку из-за текучки кадров вы-игрывает не конкретная фирма, вложившая средства, а другие предприятия и экономика в целом;

– бизнес не располагает  необходимой информацией и экс-пертизой для выхода на рынки новой продукции или зарубежные рынки.

Активная  деятельность государства – не самоцель, а должна быть направлена на конкурентоспособность Британии на миро-вых рынках. Необходимо сохранить диверсифицированную структуру экономики на основе высокооплачиваемой рабочей силы, не закрывая рынки Британии и на отказываясь от выгод свободного предпринимательства.

В зависимости  от действий или бездействия правительства (в области налогообложения, госрегулирования, закупочной дея-тельности, финансовой и информационной поддержки и иных мер) создаются условия для бизнеса, чтобы развивать и капита-лизировать свои конкурентные преимущества. Отсюда, возрож-дение экономики и промышленности – цель не только соответ-ствующего министерства, но и всех министерств.

Межведомственное  взаимодействие (как горизонтальное, так и вертикальное – на национальном, региональном и мест-ном уровне) необходимо, так как разнообразные сферы деятель-ности государства влияют на создание благоприятной среды для развития экономики и конкурентоспособности бизнеса. Слишком много зависит не столько от функционирования собственно экономики, сколько от организованной деятельности государст-ва. Чёткие стимулы государства по производству и использованию возобновляемых источников энергии вывели Данию и Германию в лидеры по ряду технологий в области возобновляе-мой энергии.

Никто не в состоянии точно предсказать, как изменится эко-номика, какие товары и услуги будут востребованы в будущем, поэтому можно установить лишь довольно широкие области, в которых британские фирмы будут обладать сравнительными конкурентными преимуществами. Несмотря на преобладание финансового сектора, Британия остаётся ведущим экспортёром в шести отраслях промышленности. Целевая поддержка госу-дарства должна направляться на проекты, с которыми частный сектор не справится самостоятельно. Целевое финансирование какого-либо сектора не должно означать, что государство отда-ёт приоритет именно ему: это означает лишь, что сектор облада-ет потенциалом, нереализованным в силу рыночных барьеров.

Информация о работе Промышленная политика Великобритании