Причины деградации и развития политических элит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:24, реферат

Краткое описание

В РФ проблема формирования политической элиты усложнена наличием властных структур на федеральном и региональном уровнях. В современный период новая политическая элита решительно рвет прежние исторические корни своего вызревания, опираясь скорее на возникающие новые политические реальности. Насколько глубоко и ответственно может быть поставлен вопрос об альтернативах развития нашего общества? В ближайшее время, возможно, мы можем стать свидетелями того, насколько может измениться содержание власти в России и насколько верно утверждение о том, что верховную власть в ней выдвигает и снимает элита, а не общественное мнение или выборы.

Содержание

1. Введение 3

2. Основная часть
Возникновение понятия и теории элит 4
Формы рекрутирования политических элит 7
Формирование и развитие политических элит 9
Причины деградации политических элит 14

3. Заключение 19

4. Список используемой литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Причины деградации и развития политических элит.docx

— 64.49 Кб (Скачать файл)

 

  • Формы рекрутирования политических элит

 

Под рекрутированием в политологии понимается процесс отбора и продвижение людей в активную политическую жизнь. Существенное место среди различных уровней процесса рекрутирования занимает рекрутирование элиты. Формирование элиты в каждой конкретной стране, на каждом конкретном этапе ее развития отличается значительным своеобразием. Существуют, однако, общие закономерности процесса вхождения людей в правящую группу. Универсальными для всех стран являются каналы рекрутирования элиты - те социальные институты, включенность в которые дает людям возможность достичь власти. Универсальными являются и основные системы рекрутирования элиты. Система рекрутирования - это механизм формирования и воспроизводства элиты, включающий в себя критерии, порядок и круг лиц, осуществляющих отбор.

 Современная российская действительность заставляет обратиться к вопросу: являются ли многочисленные трудности и беды постсоветского периода результатом действия объективных причин, неотвратимых факторов переходного периода, так сказать, платой за искупление тоталитарных грехов или же это во многом действие субъективных факторов и прежде всего низкого качества постсоветской правящей элиты. Очевидно, качество элиты во многом зависит от принципов ее образования. Важнейшее место занимает создание политической элиты, из которой формируются законодательные и исполнительные органы государства, правительственный аппарат, руководящие кадры государственных учреждений. Исследовать этот процесс - значит понять, как люди вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие политические посты (в том числе становятся политическими лидерами), устанавливают политические контакты, как они делают политическую карьеру.

Процесс создания элиты исключительно  важен для политической системы: он может либо обеспечить более или менее равные возможности доступа к власти всем гражданам, либо ограничить эти возможности, а то и вовсе их лишить. Одна из характерных черт подлинно демократической системы - создание возможностей для каждого гражданина достичь такого положения, которое дает ему право считаться членом политической элиты.

Различают два главных  типа рекрутирования элит - открытый и закрытый. Опыт завершающегося тысячелетия свидетельствует о том, что закрытая элита, которая формируется из представителей узкого привилегированного слоя, воспроизводится на своей собственной ограниченной базе, неминуемо деградирует, загнивает, рано или поздно уступая место более открытой элите, что ведет к изменению всей социально-политической структуры общества, и чем более закрыта элита, чем уже ее социальная база, тем меньше у нее шансов продлить свое господство, выжить в соревновании с другими социально-политическими системами.

В целом качество элиты  зависит от способов ее рекрутирования, от того, насколько элита "прозрачна", открыта для наиболее активных, образованных, способных к инновациям людей из всех классов и слоев общества, а также от того, существуют ли заслоны на пути вертикальной социальной мобильности для людей случайных, нравственно нечистоплотных. 

Существующие демократические политические системы не дотягивает до критериев открытой элиты; модель открытой элиты - скорее норматив, цель, которой они явно не достигли. Известно, что большая часть административного аппарата состоит не из выборных, а из назначаемых чиновников, поэтому селекторат достаточно узок. Но его узость не обязательно свидетельствует о недемократичности политсистемы.

Какой тип рекрутирования элиты характерен для России? Если прав А. Пригожин, который относит Россию к типу обществ синкретических, где ценность человека определяется не столько его качествами, сколько принадлежностью к конкретному социальному целому - профессии, нации, классу, сословию, организации, то вряд ли это способствует укреплению и совершенствованию ее политической системы.

Более чем тысячелетняя история  России типична для закрытой политической системы и соответственно закрытого типа рекрутирования элиты с жесткой иерархизацией.

Номенклатурная система рекрутирования элиты недемократична, несправедлива, неэффективна. Мы справедливо отвергаем эту систему, но просто зачеркнуть ее опыт, начинать рекрутирование элит в постсоветской России с нуля было бы неправильным.

Американский советолог  Дж. Клюгмен, описывая факторы, способствующие попаданию в советскую элиту, пишет, что элитную карьеру определяют «вертикальные отношения между патроном и протеже. Более широкие социальные связи — вне команды — также важны: друзья, родственники, бывшие соученики, бывшие коллеги. Такие команды могут формировать нечто подобное мафиозным"семьям"».

  По признанию видных юристов, экономистов, политических деятелей, объем теневой экономики в стране достигает почти половины ВВП. И. Хакамада считает (и не без веских оснований): до трети парламентариев связаны с мафией и есть угроза того, что более половины политиков будут оплачиваться мафиозными структурами. А это означает: существует опасность того, что рекрутирование элиты будет контролироваться мафией. Более того, в современной России уже есть регионы, где назначение на элитные посты невозможно без одобрения криминальными "авторитетами".

Ее можно отнести к издержкам крутой ломки тоталитарной политсистемы, когда старые механизмы рекрутирования элиты уже разрушены, а новые находятся в процессе формирования. В возводимой постройке возникают щели, которые дают возможность проникнуть в элиту людям случайным, морально неустойчивым. 

Можно согласиться с утверждением А. Коржакова о том, что в политической элите России оказались "люди, все меньше и меньше склонные следовать государственным интересам. Они лоббировали интересы кого угодно: коммерческих структур, иностранных инвесторов, бандитов, личные, наконец".

Критикуя политико-административный аппарат, российские СМИ почти не пишут о позитивных моментах его деятельности, не анализируют положительные примеры, а политологи явно недостаточно разрабатывают программу улучшения рекрутирования элиты.

В более чем тысячелетней истории России просматривается движение от закрытой элиты к элите если еще не открытой, то гораздо менее закрытой. Переход к открытому типу рекрутирования элиты - необходимый момент выхода из экономического,

политического, культурного  кризиса, который переживает Россия. И тут не следует полагаться на стихийность, иначе переход от отрицательного к положительному отбору элиты, растягиваясь во времени, представит угрозу самой российской государственности.

 

 

  • Формирование и развитие политических элит

 

Последнее десятилетие ХХ в. в России явилось периодом становления  новой постсоветской элиты. Главная  особенность данного процесса - внутренняя содержательная противоречивость. С  одной стороны, правящая группа постепенно приобретает черты, во многом схожие с чертами аналогичных групп демократических стран. Основой для этого служат проводимые в стране реформы, изменяющие социальную структуру общества, меняющие мировоззрение населения. С другой стороны, в недрах элиты до сих пор стабильно воспроизводятся образцы мировоззрения и поведения, бывшие характерными для советской номенклатуры: стремление выразить свой корпоративный интерес, создать себе привилегии и др. На воспроизводство прежних стереотипов, как полагает большинство политологов, влияют укоренившиеся в сознании россиян традиции, преемственность объективных проблем и генетическое (кадровое) родство с советской элитой: по данным сектора изучения элиты института социологии РАН, в начале 90-х гг. 75% политической и 61% бизнес-элиты составляли выходцы из старой партийной, советской, комсомольской и хозяйственной номенклатуры либо эти люди находились на предноменклатурных должностях: заместители руководителей, начальники подразделений. Еще в большей степени указанная преемственность прослеживается на региональном уровне. Тем самым подтверждается тезис макиавеллистической школы элитологии о том, что, несмотря на коренную социальную трансформацию, часть старой элиты переходит в новую элиту. Генетическое родство современной элиты с советской представляет собой ее наиболее существенную особенность. Учитывая тот факт, что в старой иерархии представители современной элиты занимали далеко не первые роли, а, как правило, находились во втором и третьем ранге номенклатуры, их выдвижение в 90-х гг. многие склонны рассматривать как "революцию заместителей".

Существенной особенностью современной российской элиты является ее структурная неоднородность. Она  проявляется на уровне ценностных ориентаций. В регионах выделяются три типа элиты  в зависимости от их отношения  к проводящимся в стране реформам. Это группы либеральной, неконсервативной и социалистической элиты. Либеральная  элита преобладает в промышленно  развитых западных и центральных  районах, крупных мегаполисах (Нижний Новгород, Екатеринбург). В районах  со средним уровнем развития и  преимущественно аграрного профиля, а также в приграничных районах  преобладают политики консервативной ориентации, отстаивающие идеи державности, сильной центральной власти, гарантированности прав доминирующей национальной группы. В районах так называемого "красного пояса" доминирующей является элита социалистической ориентации.

Следствием неоднородности является слабость внутренних корпоративных  взаимосвязей между отдельными звеньями элиты. Региональная элита в большинстве  случаев находится в оппозиции  к центральной; в рамках самой  центральной элиты идет постоянная борьба за монопольное господство на политической арене. Конфликтные взаимоотношения  складываются между различными сегментами экономической элиты. Опасность  же заключается в том, что каждая из них пытается использовать политическую власть для ослабления конкурентов.

Исследования, проведенные  отечественными элитологами, показывают, что в структуре законодательной власти регионов преобладают директора крупных предприятий и представители бизнес-элиты, что дает им возможность конвертировать власть в преимущества для своих предприятий и бизнеса. Соединению власти и собственности способствует и процветание различных форм "аппаратного" предпринимательства, когда политики, используя преимущества своего положения, начинают непосредственно заниматься бизнесом.

Таким образом, процесс формирования новой демократической элиты  в стране далек от своего завершения, выдвижение на ведущие политические роли людей принципиально иной, нежели современная, генерации политиков - дело скорее завтрашнего, а не сегодняшнего дня.

Политическая элита России постсоветского периода пережила несколько этапов своего развития. В последние годы внутриэлитные отношения несколько стабилизировались. В то же время сохранилась вероятность резкой активизации элитных групп в случае изменения общественно-политической ситуации в стране.

Такая перспектива возможна при ослаблении федеральной власти. Для возрождения сильной российской государственности правящая элита  будет вынуждена усилить свой контроль над основными субъектами политики.

Реформирование общественной системы в постсоветской России послужило причиной резкого усиления конфликтности и разобщенности  в политической элите страны. Проводимые преобразования вызывали неоднозначную реакцию, как среди основных субъектов политики, так и у граждан страны.

Противостояние политиков  проходило по линии между правящей и неправящей элитами, что служило главным источником дезинтеграционных процессов в обществе. Изменение ситуации произошло лишь после ухода в отставку Президента Российской Федерации Б.Ельцина, и это еще раз показало, как важен личностный фактор для развития отечественного политического  процесса, ведь в нашей стране институты и структуры гражданского общества недостаточно развиты и во многом зависят от лидера правящей элиты.

Становление новой модели политической  элиты прошло через несколько этапов. Общим для всех этих этапов было активное участие в социальных процессах региональных лидеров. Присутствие руководителей регионов в элите является для России традиционным, а значит, в радикально изменившихся условиях общественная система стремилась воспроизвести, хотя бы в основных чертах, типичную для нее модель управления.

Очень динамично менялся  кадровый состав политической элиты. В условиях отсутствия единства и жесткой конкурентной борьбы, что явилось результатом целенаправленной политики Б.Ельцина. следовавшего принципу "Разделяй и властвуй", поддержку Президента получали только команды радикал-реформаторов.

Действия нынешней правящей элиты при распределении должностей в Государственной думе в январе 2000 г. и их перераспределение в апреле 2002 г. показали, что и Президент Российской Федерации В. Путин также использует подобную политическую тактику.

Элита активно стремилась выработать новые механизмы и  процедуры рекрутирования сторонников  в свои ряды. Однако наличие авторитарного  сознания у политиков и одновременно желание формировать демократические  нормы противоречили друг другу  и неизбежно приводили к проблемам  и конфликтам.

Завершенной, хорошо работающей системы пополнения элиты нет до сих пор, и это говорит о том, что в целом политическая система России еще не сформирована.

Развитие политической элиты идет от разобщенной к консенсусной, т.е. склонной на основе компромиссов приходить к единому мнению. Это не означает, что элитные группы стремятся к единению (хотя есть и такие тенденции), они не готовы к этому. Впрочем, стране нужно не единство политической элиты, а ее способность решать государственные проблемы.

Информация о работе Причины деградации и развития политических элит