Имидж политичекого лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:20, реферат

Краткое описание

Отправной точкой анализа современного Ирана примем 1979 год, когда произошла исламская революция.
За несколько десятилетий Иран превратился в среднеразвитую страну: вышел по паритету покупательной способности (ППС) во второй десяток в мировой иерархии; примерно на уровне Турции.

Вложенные файлы: 1 файл

иран.docx

— 30.84 Кб (Скачать файл)

Отправной точкой анализа современного Ирана примем 1979 год, когда произошла исламская революция.

За несколько десятилетий  Иран превратился в среднеразвитую страну: вышел по паритету покупательной  способности (ППС) во второй десяток в мировой иерархии; примерно на уровне Турции. По данным Международного валютного фонда, номинальный ВВП Ирана в 2011 г. составил примерно $482 млрд, по ППС $990 млрд. В стране развивается производство автомобилей, стали, также развивается химия и фармацевтика, ракетные технологии (в частности, запуск искусственных спутников Земли).

В Иране достигнуты успехи в деле распространения грамотности, в пользовании Интернетом (почти  половина населения). Цифры недалекие  от уровня, скажем, Германии и почти  вдвое выше, чем в России. Конечно, существуют определенные фильтры и  ограничения на Интернет, но их можно  обходить. Иранцы живут в обществе без «железного занавеса». Мужчины, отслужившие в армии, имеют право  получить иностранный паспорт. Многие свободно ездят в Юго-Восточную Азию и даже Канаду.

Стабильность режима базируется на религиозно-пропагандистской основе, гибком сочетании интересов кланов и мер социального характера, включая помощь бедным слоям населения, с тем, чтобы сбить возможную волну недовольства. Но базу режима составляют силовые, конкурирующие между собой структуры: военно-политическая и экономическая организация Корпус стражей исламской революции, министерство внутренних дел, вооруженные силы, министерство информации и госбезопасности, а также местный иранский «комсомол» - молодежная организация Басидж, массовый резерв рекрутирования во все «взрослые» организации.

Следует подчеркнуть, что  как война с Ираком, так и конфронтация с США укрепили режим.

Конечно, на Иран и раньше отрицательно воздействовали санкции  и ограничения. Сейчас, когда последовательно  вводятся все новые и новые  санкции со стороны США и Западной Европы, удар приходится по чувствительным точкам. Некоторые члены ЕС и другие страны ввели ограничения на импорт иранской нефти и запрет на сотрудничество с иранским Центробанком и другими финансово-кредитными учреждениями. Санкции начинают «кусаться», в Иране растут цены, девальвируется риал.

Можно предположить, что  те страны, которые продолжают импортировать иранскую нефть и газ, пользуясь трудностями Ирана, будут требовать от него снижения цен на иранское сырье. Так будут действовать и Китай, и Турция, и другие. Заменить иранскую нефть на другую на мировых рынках трудно, но возможно.

Каковы при этом слабости иранского режима?

Экономическая система, в  которой 70% занимает госсектор и  которая во многом держится на огромных субсидиях, становится все более  коррумпированной и все менее  эффективной.

Можно предположить, что  образованное население крупных  городов, средний класс, имеющий  доступ в Интернет, его выходцы, побывавшие за границей, уже устали от «специфического» поведения представителей существующего  режима и хотели бы перемен. Тем более, что в результате санкций может  произойти реальное ухудшение положения  как масс, так и промышленных и торговых базари. Правда, их эффект будет отложенным.

Учитывая убыстряющийся  темп перемен в мире, усиливающееся  и часто непредсказуемое воздействие  информационных технологий, с полной уверенностью говорить о прочности  режима не стоит. Но силы, его составляющие, без боя, без сопротивления не уйдут. Горбачевский вариант в Иране вряд ли возможен.

Нужно также учитывать, что  в иранцах глубоко сидит чувство  опасности выплескивания националистических и сепаратистских настроений. Ведь персы составляют менее двух третей населения Ирана (около 75 млн) 61%, а азербайджанцы более 16%, курды  10%, луры 6%, есть еще арабы, туркмены, белуджи (все по 2%) и др.

Впрочем, при нынешнем режиме предполагать торжество сепаратистских настроений трудно. Шиитские скрепки  пока что сильны. Напомним, что рахбар (верховный руководитель) Али Хаменеи азербайджанец.

 

 

Экономика

Официально в Иране  произведен переход к "исламской  модели экономики с законами шариата".  
 
В 1950 - 1970 годы большое влияние на экономику Ирана оказывали страны Запада, в частности США и Франция. В стране воплощалась в жизнь программа вестернизации, предполагавшая развитие страны по западному образцу. 
 
Не только в экономике, но и в культуре Ирана все чаще применялись западные нормы поведения. Итогом вестернизации стал некоторый прогресс в экономике страны, особенно заметный в городах. 
 
Основой благополучия Ирана, как и некоторых других стран Ближнего Востока, является нефть. Здесь, как и в ОАЭ или Кувейте, нефть первоначально добывалась иностранными компаниями, но под контролем правительства.  
 
Однако в феврале 1978 года в стране произошла исламская революция, в результате которой шахский режим пал в феврале 1979 года, а к власти пришла исламистская оппозиция.  
 
Падение режима шаха оказалось полной неожиданностью не только для стран Запада, но и для новых иранских лидеров. Во время прихода к власти у Хомейни и его сторонников не было экономической программы. 

Что такое  исламская экономика


 
 
В результате определенного компромисса  между социалистическими идеями и религиозным консерватизмом была предложена идея "исламской экономики". В основе этой модели лежит концепция  социальной справедливости и равенства  мусульман. У "исламской экономики" есть три основных принципа: 
 
1) особая роль государства  
2) приоритет развития отечественной промышленности  
3) ведущая роль общественного сектора в экономике. 
 
Особая роль государства заключается в национализации основных отраслей промышленности и инфраструктуры, удовлетворении первоочередных потребностей граждан (обеспечении их жильем, услугами образования и здравоохранения), гарантиях полной занятости. 

 

Внешняя политика

До 1979 года Иран был в целом  прозападно ориентированным государством. Исламская революция 1979 года, свершившаяся на волне антиамериканизма, радикально изменила внешнюю политику страны. Победа Исламской революции ознаменовалась международным скандалом с захватом заложников в американском посольстве в Тегеране. Этот кризис повлёк за собой ухудшение отношений со всеми западными странами, а также послужил поводом к разрыву дипломатических отношений с США, которые не восстановлены до сих пор.

Революция совпала по времени  и со вводом советских войск в Афганистан, что крайне негативно сказалось на отношениях сСССР. Иран поддерживал дипломатические отношения с Советским Союзом, однако предложения советского руководства о проведении двусторонней встречи игнорировались. Известно также, что в 1988 году Аятолла послал Горбачёву телеграмму, в которой предлагал ему строить исламскую республику в СССР.

Революция испортила отношения  не только с Западом, но и с арабским миром. В 1980 году Ирак вторгся в богатый нефтью Хузестан, положив начало ирано-иракской войне. Выбив иракские войска из Ирана, руководство страны планировало с помощью контрнаступления «экспортировать» исламскую революцию в Ирак. Однако из-за скорого истощения войск и применения иракской армией химического оружия эти планы не увенчались успехом. Тем временем ирано-американские отношения осложнились ещё больше после того, как американский ракетный крейсер, находившийся в Персидском заливе, сбил иранский пассажирский самолет.

По окончании ирано-иракской войны и со смертью Хомейни  отношения Ирана с Европой  стали постепенно налаживаться, чему во многом способствовала прагматичная политика Рафсанджани. Были выстроены новые отношения с независимыми республиками распавшегося СССР. В частности, Иран осудил чеченский сепаратизм, оказав тем самым негласную поддержку России в этом вопросе. Сегодня Иран принимает участие в восстановлении экономики Чечни[25]. Во многом благодаря дипломатическим усилиям Ирана Россия получила возможность частично восстановить утерянное влияние на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Россия согласилась продолжать начатое ещё при Пехлеви строительство атомной электростанции в Бушере.

Тем не менее, отношения Ирана  с Соединёнными Штатами по-прежнему остаются напряжёнными. Этому во многом способствовала победа на президентских  выборах в Иране в 2005 году ультраконсерватора Махмуда Ахмадинежада. Его резкие заявления в отношении Израиля испортили отношения и с этим государством. США обвиняют Иран в спонсировании террористических организаций (в США, Израиле и ЕС Хезболла, в частности, считается террористической организацией) и разработке ядерного оружия.

Иран имеет дипломатические  представительства в большинстве  стран мира. В то же время, как  и многие другие исламские государства, Иран не признаёт Израиль. В официальных  заявлениях иранского МИДа Израиль  именуется «Сионистским режимом». Нет  дипломатических отношений и  с США. Иран — член ООН (с1945 года), ОИК, ОПЕК, SAARC, а также является наблюдателем при ШОС.

 

Территориальные споры

Существуют территориальные  споры между Ираном и Объединёнными Арабскими Эмиратами в отношении трёх островов в Ормузском проливе, контролирующих вход в Персидский залив. В конце 1940-х островами попеременно владели шейхи эмиратов Абу-Даби и Дубая, находившихся под британским протекторатом. В 1971 году, после ухода Великобритании из региона, острова должны были достаться ОАЭ, в состав которых вошли оба этих эмирата, но их захватил шахский Иран. На островах по сей день содержится значительный военный контингент.

 

 

 

Ядерная программа

Сегодня ядерная программа  в Иране это национальная идея, вокруг которой объединены все политические силы. Скорее всего нет такого государственного деятеля в стране, оппозиционного или неоппозиционного, который бы высказывался за свертывание ядерной программы. Про ядерное оружие там никто не говорит по политическим соображениям: ни представители власти, ни умеренные деятели.

Мы все знаем, когда  началось развитие ядерной программы  в Иране. Если я не ошибаюсь, публично при шахе никогда не ставился вопрос о создании ядерного оружия. Говорилось о развитии ядерных технологий и  ядерной энергетики.

После радикальной смены  режима эта программа сохранилась  как политический лозунг, который  претворяется в жизнь. Поэтому при  любом развитии ситуации: при смене  режима или его сохранении, по моему  убеждению, от ядерной программы  Иран не откажется. Это реальность, с которой мы должны считаться  и смотреть на вещи так, как они  есть, а не так, как комуто, может быть, хотелось бы. Задача же международного сообщества должна заключаться в том, чтобы эта ядерная программа не переросла в военную программу. Как этого добиться уже следующий вопрос, по которому я выскажу свою точку зрения несколько позже.

Что касается военной акции  в отношении Ирана, то, если говорить об Израиле, он действительно ведет  различные военные приготовления. Но эти приготовления не только в  отношении Ирана. Израиль ведет  военные приготовления потому, что  живет в окружении враждебной среды. Как будет развиваться  ситуация в Египте, Сирии или в  других странах региона, Израиль  не знает, и он должен быть готов  ко всем возможным вариантам, чтобы  обеспечить свою безопасность.

Что касается Ирана, то риторика относительно возможного уничтожения  Израиля связана с конкретными  политическими целями. Можно с полной уверенностью говорить о том, что никто в практическом плане не рассматривал вопрос о применении силы, не говоря уже о ядерном оружии для уничтожения еврейского государства. Публичные же заявления на этот счет часть кампании для утверждения Ирана в качестве региональной державы и в качестве лидера исламского мира.

Для этого очень удобно использовать этот лозунг. Поэтому  необходимо все это учитывать, хотя и возможность военного сценария исключать полностью нельзя.

Что касается Ирана, то там  не один объект и не экспериментальные  предприятия, а уже серьезно развитая инфраструктура ядерной отрасли. Ни у одной спец службы мира нет прямых доказательств относительно того, есть ли там скрытые военные программы, но те объекты, о которых мы знаем, это законные объекты, большинство из них посещали наблюдатели МАГАТЭ. Почему же по ним должны наноситься военные удары? Потому, что просто ктото предполагает, что они могут быть использованы в военных целях?

Еще один вопрос, который  то ли сознательно, то ли несознательно  не выносят на обсуждение: что Пакистан с ядерным оружием менее опасен, чем Иран с потенциальным (потенциальным!) ядерным оружием? Особенно  в свете предстоящего вывода войск нато из Афганистана. Над этим нужно поразмыслить на досуге.

Теперь, что касается позиции  России. Я не буду рассказывать всю  предысторию. Но мы не должны забывать, что российской стороне удалось в свое время договориться с правительством Хатами о моратории на ядерные разработки. К сожалению, тогда наша линия не получила развития прежде всего из-за нежелания западных держав сотрудничать с нынешним режимом Ирана.

В наших переговорах с  Ираном мы никогда не допускали даже мысли о нашем согласии на появление  там ядерного оружия.

Вопрос шел о том, как  провести линию, позволяющую развивать  ядерную энергетику, но исключающую  военные разработки. Напомню, что  переговорный механизм «5+1» по ядерной программе Ирана - это была российская инициатива. Раньше европейская «тройка» и Россия вели переговоры раздельно. РФ добилась того, чтобы пригласить США и Китай в состав переговорного процесса.

Лично я придерживаюсь  идеии, что для решения ядерной проблемы Ирана необходимо единство в рамках «5+1» и, прежде всего, среди постоянных членов Совета Безопасности. Я думаю, что санкции СБ ООН тоже начинают работать. Это - серьезный фактор давления на иранские политические круги, это вынуждает их идти на определенный компромисс. Думаю, что этим шансом надо воспользоваться. С одной стороны, необходимо усиливать активность «пятерки плюс один» в рамках этого переговорного процесса, а с другой использовать санкционный режим.

Скорее всего, качественный перелом наступит тогда, когда начнутся прямые переговоры между Ираном и США. Иран этого добивается. В Вашингтоне такую возможность не исключают, но сейчас не могут пойти на это по внутриполитическим причинам. С Ахмадинежадом никто из американских политиков говорить не будет, хотя, как известно, неофициальные контакты между Ираном и Соединенными Штатами поддерживаются. Но если после выборов в Иране там появится новая фигура, которая будет менее одиозной, ситуация может измениться.

Информация о работе Имидж политичекого лидера