Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 12:40, контрольная работа

Краткое описание

«Политика» — одно из наиболее употребляемых слов в общест¬венном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но су¬дить о ней могут все». Мы говорим о политике государства, о поли¬тике партий, о семейной политике и т.д. Означает ли это, что во всех перечисленных случаях мы говорим об одном и том же, или же су¬ществует разница в содержании понятия «политика» применительно к каждому из них? Что такое политика? Чем она отличается от других сфер жизни? Какие области человеческой жизнедеятельнос¬ти связаны с политикой?

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………3
1. Понятие «избирательная система» и ее структура……………………………4
2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки………………………………………………………………………..14
3. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ………...17
Заключение………………………………………………………………………….21
Литература…………………………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Политология 2012.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Недостатком пропорциональной избирательной системы является отсутствие связей между избирателями и депутатами.

3. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ

Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Т.е. при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Это обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов и порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. В Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации. К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления.
       Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации.
       Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации, как правило, ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации.
        Законодательство субъектов Федерации закрепляет ценз оседлости при выборах депутатов законодательных органов и глав администраций (исполнительной власти). Федеральный закон позволяет субъектам Федерации устанавливать сроки обязательного проживания на своей территории, которые не могут превышать одного года. Однако во многих субъектах Федерации требования Федерального закона нарушаются, а число цензов увеличивается.
        Порядок проведения выборов и подсчет голосов. Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы. Например, выборы в Московскую областную Думу проводятся по одномандатным избирательным округам, в которых избирается 25 депутатов.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации предусматривают право граждан на непосредственное участие в осуществлении государственной власти в форме референдума. На референдум субъекта РФ могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта РФ. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум. В то же время, на референдум субъекта РФ, местный референдум не могут быть вынесены вопросы: о формировании состава органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;
об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению безопасности населения и их здоровья.

Вопросы, выносимые на референдум субъектов РФ, как и в Российской Федерации в целом, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключала возможность их множественного толкования. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
       Одним из существенных аргументов в пользу перехода к пропорциональной избирательной системе стало справедливое утверждение о том, что большинство депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, впоследствии присоединяются к какой-либо партийной фракции, а то и вступают в саму партию.

Требования, предъявляемые к выборам по мажоритарной системе относительного большинства, фактически приводят к установлению двухпартийной (иногда трехпартийной) монополии. Крупные партии становятся самодовольными, бюрократизированными и невосприимчивыми; партийная элита берет контроль в свои руки. Небольшие партии появляются только на какое-то непродолжительное время и затем отмирают по мере того, как их потенциальные сторонники приходят к осознанию того факта, что их голоса тратятся впустую на тех кандидатов, которые не могут выиграть. Новые и маленькие партии не встречают поддержки; разработка конкурирующей многопартийной политики наталкивается на препятствия. Женщины, этнические и расовые меньшинства, а также другие социально менее влиятельные группы общества не представлены должным образом в законодательных органах. В противоположность вышесказанному, пропорциональное представительство разрушает монополию двух или трех доминирующих партий и поощряет многопартийное соперничество, повышает роль политических партий.

Заключение

Политический институт выборов представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.

Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов.

Избирательная система – это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти.

К субъектам выборов относятся: избиратели, политические партии, кандидаты на выбранную должность, избирательные комиссии.

При мажоритарной системе от каждого избирательного ок­руга избирается один депутат.

Пропорциональная система предполагает распределение мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или партийными блоками.

Смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Недостатки: система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым  не отражает волю избирателей.

Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Недостатком пропорциональной избирательной системы является отсутствие связей между избирателями и депутатами.

Литература

1. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс: энциклопедический справочник. – М.: РОССПЭН, 2010.

2. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорцио
6торальная свобода и обществен(нальная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. – М.: Аспект Пресс, 2009.

3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. – М.: Норма, 2008.

4. Кынев А.В., Любарев А.Е. Партии и выборы в современной России: эволюция и деволюция. – М.: Новое литературное обозрение, 2011.

5. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий и партийного строительства. – М.: Русская панорама, 2009.

6. Скосаренко Е.Е. Избирательная система России: мифы и политическая реальность. – М.: Формула права, 2010.

7. Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. – М.: Вузовский учебник, 2009.

8. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2010.

9. Технологии выборов: стратегия, тактика и пошаговое руководство по организации избирательной кампании. – М.: Современная школа, 2009.

10. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3 ч. – СПб.: БГТУ, 2004. – Лекция 16. – URL: http://nicbar.narod.ru/Spetskurs.htm.

12. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 года № 19 (ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

http://cikrf.ru/law/federal_law/zakon_51.html.

13. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51(ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». – URL: http://cikrf.ru/law/federal_law/zakon_51.html.

 

3

 



Информация о работе Избирательная система