Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 07:58, реферат

Краткое описание

Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).

Содержание

1.Введение.
2. Субъекты избирательного права.
3. Избирательное право.
4. Сущность избирательной компании.
5. Типы избирательных систем.
6. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

рустама.docx

— 38.12 Кб (Скачать файл)

     Вместе  с тем, избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный  и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени»  в РФ:

     —     регистрация в Минюсте и в  ЦИК избирательного объединения/блока;

     —     выдвижение кандидатов по одномандатным  округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком;

     —     выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком;

     —     начало сбора подписей в поддержку  кандидатов;

     —     представление в ЦИК подписных  листов и других необходимых избирательных  документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его  регистрация федерального списка;

     —     образование избирательных участков;

     —    начало предвыборной агитации;

     —     решение вопросов, связанных с  предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;

     —     собственно, сами выборы.

Типы  избирательных систем.

     В современном  мире существуют два типа избирательных  систем - мажоритарная и пропорциональная. Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

     Мажоритарная  избирательная система ведет  свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем  и, соответственно — обладателем  соответствующего выборного поста  становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство  голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах: 1)мажоритарная система  относительного большинства, когда  победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов  избирателей больше, чем любой  из его соперников; 2)мажоритарная система  абсолютного большинства, при которой  для победы необходимо набрать более  половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос); 3)мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой  для победы в I туре необходимо набрать  абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

     Подсчет поданных голосов при мажоритарной системе осуществляется, по одномандатным  избирательным округам, от каждого  из которых может быть избран только один кандидат. Количество таких одномандатных  округов при мажоритарной системе  при выборах парламента равно  конституционному количеству депутатских  мест в парламенте. При выборах  президента страны таким одномандатным  избирательным округом становится вся страна.

К основным достоинствам мажоритарной системы относят следующие:

1. Это универсальная  система, так как используя  ее, можно избирать как отдельных  представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы  государственной власти или местного  самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. В силу того, что при мажоритарной системе  выдвигаются и конкурируют между  собой конкретные лица-кандидаты.  Избиратель может принимать во  внимание не только его партийную  принадлежность (или отсутствие  таковой), политическую программу,  приверженность той или иной  идейной доктрине, но и учитывать  личные качества кандидата: его  профессиональную пригодность, репутацию,  соответствие нравственным критериям  и убеждениям избирателя, и т.п. 

3. В выборах, которые  проводятся по мажоритарной системе,  могут реально участвовать и  побеждать наряду с представителями  крупных политических партий  представители небольших партий  и даже беспартийные независимые  кандидаты.

4. Избранные по  одномандатным мажоритарным округам  представители получают большую  степень независимости от политических  партий и партийных лидеров,  так как они получают мандат  непосредственно от избирателей.  Это позволяет более корректно  соблюдать принцип народовластия,  в соответствие с которым источником  власти должны выступать избиратели, а не партийные структуры. При  мажоритарной системе избранный  представитель становится гораздо ближе к своим избирателям, так как они знают, за кого конкретно голосуют.

     Разумеется, мажоритарная избирательная система, как и любое другое изобретение  человека, не является идеальной. Ее достоинства  реализуются не автоматически, а  при “прочих равных условиях”  и в очень высокой степени  зависимости от “среды применения”, в качестве которой выступает  политический режим. Так, например, в  условиях тоталитарного политического  режима практически ни одно из достоинств этой избирательной системы не может  быть реализовано в полной мере, так как в этом случае она лишь выполняет функцию механизма  реализации воли политической власти, а не избирателей.

     К числу  объективных недостатков мажоритарной системы, которые как бы изначально ей присущи, обычно выделяют следующие. Во-первых, при мажоритарной избирательной  системе “пропадают” и не преобразуются  во властные полномочия голоса тех  избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов, несмотря на то, что в общей сумме поданных на выборах голосов именно эти  “непобедившие” голоса могут составлять весьма значительную часть, а иногда — не намного меньшую, чем голоса, определившие победителя, или даже ее превышающие. Во-вторых, мажоритарную систему справедливо считают  более дорогой, финансово затратной  из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных  кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных  кампаний отдельных кандидатов. В-третьих, при мажоритарной системе из-за возможной  победы независимых кандидатов, а  также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность  формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому  плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых  из-за этого существенно снижается. Этот недостаток особенно характерен для стран с плохо структурированной  партийной системой и большим  количеством партий (Верховная Рада Украины – яркий пример)

     Наконец, противники мажоритарной системы утверждают, что она создает благоприятные  возможности для возрастания  роли финансовых спонсоров вопреки  конституционным правам избирателей. Очень часто местные органы власти обвиняются в использовании «админресурса», т.е. в поддержке администрацией тех или иных кандидатов, партий и т.п. Выборы президента в 2004г. в  Украине подтвердили это.

     Вторым  типом избирательной системы  является пропорциональная система. Уже  само название в значительной степени  способно прояснить ее суть: депутатские  мандаты распределяются прямо пропорционально  поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет  ряд существенных отличий от описанной  выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей  проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам. 

При пропорциональной избирательной системе основными  субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии, списки кандидатов которых  и конкурируют между собой  в борьбе за голоса избирателей. При  пропорциональной системе голосования  проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”, который обычно составляет 4-5 процентов  от количества поданных в общенациональном масштабе голосов избирателей. Более  мелкие и хуже организованные партии чаще всего не в состоянии преодолеть этот барьер и поэтому не могут  рассчитывать на депутатские места. При этом поданные за эти партии голоса избирателей (а соответственно — стоящие за этими голосами депутатские  мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать  проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. Львиная  доля этих “перераспределенных” голосов  достаются тем партиям, которые  сумели получить наибольшую сумму голосов. Именно поэтому в пропорциональной системе голосования заинтересованы прежде всего так называемые “массовые” (они же централизованные и мировоззренческие  партии), которые делают упор не на привлекательность  ярких личностей, а на массовую поддержку  своих членов и сторонников, на готовность своего электората голосовать не по персонифицированным, а по идейно-политическим мотивам.

       Избрание по партийным спискам  по пропорциональной системе  обычно требует значительно меньших  расходов, но “зато” в этом  случае между народным представителем (депутатом) и самим народом(избирателями) появляется фигура своеобразного  политического посредника в лице  партийного лидера, с мнением  которого “списочный” депутат  вынужден считаться в гораздо  большей степени, чем депутат  от мажоритарного округа.

     Существует  также еще и смешанная или  мажоритарно-пропорциональная система, которая, однако, не представляет собой  отдельный, самостоятельный тип  избирательной системы, а характеризуется  механическим объединением, параллельным действием двух основных систем. Функционирование такой избирательной системы  вызвано, как правило, политическим компромиссом между партиями, которые  заинтересованы в основном в мажоритарной системе, и теми партиями, которые  предпочитают чисто пропорциональную систему. В этом случае конституционно обозначенное количество парламентских  мандатов делится в определенной пропорции (чаще всего 11) между мажоритарной и пропорциональной системой. При  таком соотношении количество одномандатных  округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорциональной системе в одном  многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного  кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному  избирательному округу. Такая система  внастоящее время действует для  выборов, Государственной Думы России и некоторых парламентов других стран.(До 2005г. смешанная система  действовала для выборов Верховной  Рады Украины). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

     1.       Конституция Российской Федерации.  Научно-практический комментарий.  М., 1997.

     2.       Душин И. и др. Выборы. Технологии  избирательных кампаний. — Харьков,  РА, 1998.

     3.       Ковлер А. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт  — М., 1995.

     4.       Кузьмин Н. Психотехнологии и  эффективный менеджмент — М., 1992.

     5.       Самый короткий путь к власти/Сборник  современных технологий проведения  политических кампаний. — Таганрог, 1995.

     6.       Технология и организация выборных  кампаний: зарубежный и отечественный  опыт — М.: Луч, 1993.

     7.       Шендеря В. Организация предвыборных  кампаний: Учебч. Пособие — М.: Росс. акад. гос. службы, 1995.

Информация о работе Избирательная система