Идеология суверенитета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 16:22, реферат

Краткое описание

Цель данной работы является рассмотреть конституционно-правовую характеристику Республики Казахстан.
Задачи данной работы:
• исследовать правомерность образования государства Республики Казахстан;
• рассмотреть основы суверенитета Республики Казахстан.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовая характеристика 4
Республики Казахстан 4
1.1 Правомерность образования государства Республики Казахстан 4
1.2 Документы, подтверждающие суверенитет Республики Казахстан 9
1.3 Основные демократические преобразования, подтверждающие демократическое направление в развитии Казахстана 13
Глава 2. Идеология суверенитета 17
2.1 Идеология суверенитета 17
2.2 Послание президента страны «Казахстан 2030» 20
Заключение 25
Список использованных литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Казахстан - суверенное государство.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3 
Глава 1. Конституционно-правовая характеристика 4 
Республики Казахстан 4 
1.1 Правомерность образования государства Республики Казахстан 4 
1.2 Документы, подтверждающие суверенитет Республики Казахстан 9 
1.3 Основные демократические преобразования, подтверждающие демократическое направление в развитии Казахстана 13 
Глава 2. Идеология суверенитета 17 
2.1 Идеология суверенитета 17 
2.2 Послание президента страны «Казахстан 2030» 20 
Заключение 25 
Список использованных литературы 26

Введение

Прошло уже десять лет, как Республика Казахстан живет своей жизнью, жизнью независимой. Конечно, это небольшой срок для страны, но за этот срок было сделано не мало больших, можно сказать громадных перемен в нашей Республике. 
Обретение Казахстаном государственной независимости положило начало целому ряду процессов, которые продолжают развиваться, и еще далеки от своего завершения. Они затрагивают различные стороны жизни государства и народа. 
Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д. 
Казахстан получил независимость в условиях жесточайшего кризиса. Именно поэтому главной задачей в новых условиях стало постепенное построение эффективных рыночных механизмов, позволяющих стабилизировать финансовые и кредитные системы, снизить темпы падения уровня производства. 
Республика Казахстан сейчас находится на пути становления демократического государства.  
Цель данной работы является рассмотреть конституционно-правовую характеристику Республики Казахстан.  
Задачи данной работы:  
• исследовать правомерность образования государства Республики Казахстан; 
• рассмотреть основы суверенитета Республики Казахстан. 
Глава 1. Конституционно-правовая характеристика  
Республики Казахстан

1.1 Правомерность образования  государства Республики Казахстан

Объект познания государствоведения и историкоправовой науки — не всегда есть объект сложившийся и, во всяком случае, не завершенный. Поэтому данные дисциплины охватывают не только существующие, сформировавшиеся реалии государственно-правовой действительности, но также непременно и процессы их становления и развития до нынешнего качественного уровня. Заметим, что т.о. сформировавшийся объект познания любой юридической науки не остается неизменным, без влияния объективных и новых субъективных факторов, без развития своих отдельных сторон и саморазвития в целом. 
Государственность Казахстана в этом смысле — не просто формальный юридический результат ее официально-политического провозглашения Декларацией о государственном суверенитете (25 октября 1990 г.) и Конституционным Законом о государственной независимости (16 декабря 1991 г.) в процессе и после распада СССР. Она вбирает весь путь становления на земле Казахстана социогенетической цепочки, включая исходный пункт — человеческую свободу, затем: собственность — право — государственность и конечный результат — государство Республика Казахстан, являющего собой лишь определенную развитость социального целого и служащего исходным пунктом его укрепления и саморазвития (особенно для все более полного осуществления своих социальных функций в казахстанском обществе и мировом общении государств и народов). \»Реальное целое, повидимому, можно считать уже возникшим в тот момент, когда становящееся новое содержание проходит через все такие формы или способы развития, которые, смыкаясь на определенной ступени с исходной формой, приобретают способность начинать движение снова\» 
Свобода как дикость или \»абсолютная свобода\» для индивидов становится бытием государственности и в государственности. Бытие государственности, будучи неполной совокупностью элементов политической организации власти — суверенностью, обусловливается естественным неравенством способностей людей и одинаково безмерными их притязаниями на личную свободу, власть и собственность. Поэтому необходима централизация общественной власти для их равноправного объединения. Следовательно, бытие государственности закономерно предстает в истории как становление суве¬ренитета либо как разрушение этой государственности, преобразование и поглощение ее другим, суверенным государством. Наличное бытие суверенитета реального, каков он по форме и по содержанию, — есть результат процесса становления свободы как права в виде правового государства в международном правопорядке. 
Современное наше государство — не просто политический результат постсоветского развития Казахстане, как собственная его конечная мера. Оно есть и всегда будет как результат вместе со своим становлением в процессе многовекового этнополитогенеза коренной нации, демографических и др. государствообразующих исторических процессов на земле Казахстана. Для того, чтобы исследовать становление государственности Казахстана, прежде всего следует брать во внимание проблемы территориального основания государственности и историческое время ее становления. 
Сегодняшнее становление суверенного Казахстана отношение прошлого, настоящего и будущего его государственности в непрерывном во времени процессе этнополитогенеза. Однако эта непрерывность вовсе не означает его количественной и качественной неизменности в различные отрезки исторического времени. В зависимости от соотношения количественных и качественных изменений в вызревании элементов суверенности историческое время этнополитогенеза кочевых племен можно дифференцировать на эпохи и периоды. И те, и другие отражают становление государственности Казахстана, но не тождественны по своему значению и содержанию. 
Эпоха этнополитогенеза характеризуется определенной целостностью черт параллельного и взаимообусловленного этнического и политического развития общности людей, которые образуют новое качество государственности. Период — также отрезок исторического времени, наполненный теми или иными изменениями, носящими характер количественных накоплений и трансформации отдельных черт и элементов государственности, но еще не образующими ее нового качества; однако они готовят его своим внутренним временем вызревания. Новое качество, присущее той или иной эпохе этнополитогенеза, — это вызревание хотя бы одного элемента суверенного государства: надродовой или надплеменной общности людей; относительно устойчивого очертания территориальных владений; появление центральной верховной власти или установление административно-территориального деления; системы налогообложения; института повинностей или же возникновение института гражданства (подданства) с оформлением прав и обязанностей индивидов. 
Период этнополитогенеза содержит реальное становление (или моменты развития) государственности со многими случайностями, зигзагами, кажущейся дисперсностью. В нем воспроизводятся эмбриональные состояния отдельных элементов и переходные, нетипичные качества государственности. В рамках отдельного периода закономерности становления государства завуалированы многообразием наличного политического бытия. 
Эпоха вбирает узловые моменты исторических периодов, решающие социальные факты, отражая основные противоречия и ведущие тенденции этнополитогенеза. Государствоведческое видение эпохи, вероятно, упрощает сложность, непрямолинейность истории, но высвечивает закономерности становления государственности: от начальных, упрощенных состояний отдельных его эле¬ментов — до полноценного качества, зрелой целостности верховной и независимой власти, объединяющей общность людей в один социальный организм. 
\»Прошлое научной мысли рисуется нам каждый раз в совершенно иной и все новой перспективе, говорил В.И Вернадский. Каждое научное поколение открывает в этом прошлом новые черты… Случайное и неважное в глазах ученых одного десятилетия получает в глазах другого нередко крупное и глубокое значение\». 
Наличное бытие государственности Казахстана можно понимать по-разному. Либо это настоящее, консервирующее прошлое нации, либо это настоящее как начало будущего нации с правовым государством. Бесспорно, ключевой момент становления государства — это момент преемственности, удерживающий процесс развития в тенденциях этнополитогенеза. Однако прошлое, авторитет обычая не следует доводить до такого значения для современного государства и общества, когда бы преодолевался разум или континуитет (непрерывность и тождественность существования). Преемственность в этнополитогенезе, каким бы ни было прошлое, не имеет права ставить под вопрос будущее. 
Конституционное оформление в Республике Казахстан получило прогрессивное направление, что закрепляет не¬прерывность поступательного развития нашей государственности. Мерой дальнейшего становления государства Казахстан в постконфронтационную эпоху будет время национального возрождения и социальной модернизации страны. Это время — время стратегии переходного периода — может быть уплотнено, только будучи ежедневно наполняемо предметной деятельностью народа всей республики по достижению относительно полной фактической экономической и военной самостоятельности государства, превращению его из сырьевого, добывающего — в индустриальное, в хозяйственной основе своей преимущественно самодостаточное государство-экспортера. 
Становление суверенитета Республики Казахстан де-факто рассчитано на период, измеряемый 15-20-ю годами, в три этапа, начиная с 1992 г. 
Вполне возможно, что все они будут успешно пройдены казахстанским обществом. Стартовый социальный и экономический потенциал республики, взвешенный прагматизм ее лидеров позволяют утверждать это с большой долей вероятности. Однако становление государства предполагает еще и отлаживание оптимального механизма конституционного разделения властей и вы¬работку сообразно казахстанской специфике собственного типа развитой конструктивной демократии. Этот аспект становления государства, по-видимому, будет охватывать во времени продолжительность жизни не одного поколения казахстанцев. 
Как и многие другие народы, предки казахов пришли к своей общей государственности в средние века нашей эры. С позиций изучения основного предмета казахстанского государствоведения — становления суверенитета Республики Казахстан — этнополитогенез казахов как исторический процесс обретения национальной государственности представляется возможным условно, с известной для исторической периодизации долей схематизма дифференцировать на четыре эпохи, охватывающие во времени несколько тысячелетий. Деидеологизированный взгляд государствоведов позволяет ретроспективно отнести к ним следующие эпохи этнополитогенеза: 
1-я — эпоха потестарной организации совместного бытия степняков — предков казахов; II — эпоха династической казахской государственности; III — эпоха конституционной эволюции Казахстана к государственному суверенитету; IV-я — эпоха суверенного государственного развития Республики Казахстан в мировом сообществе государств и солидарных наций. 
Будущее Казахстана бесконечно, как, впрочем, беско¬нечно прошлое его истории. 
Однако становление государственности в процессе этнополитогенеза на этой земле не выходит за пределы исторически обозримого, пусть и не всегда достаточно полного. Смена на исторической арене нынешнего Ка-захстана одних племенных объединений другими \»вовсе не означает полного исчезновения первых — древние племена сохранялись во вновь возникших этнических и политических структурах часто под другими названиями и формировали новые народы, претерпевавшие свои деформации. Судьба каждого из них неотделима от судьбы соседей и сородичей.

1.2 Документы, подтверждающие  суверенитет Республики Казахстан

Начало периоду утверждения суверенитета респуб¬лики де-юре (1990-1993 гг.) положила Декларация \»О государственном суверенитете Казахской ССР\», при¬нятая Верховным Советом Казахской ССР 25 октября 1990 г. В ней, наряду с подтверждением намерений республики войти на равноправной договорной основе в союз суверенных республик (ст. 1), были впервые уста¬новлены три принципиальные для состояния суверенных прав Казахской ССР государственно-правовые нормы: 
а) о верховенстве Конституции и законов республики на территории Казахской ССР \»за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу\», и о праве республики \»приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики\»; 
б) об исключительной собственности Казахской ССР, составляющей основу ее суверенитета, на землю и недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, др. природные ресурсы, культурные и исторические ценности народа, на весь экономический и научно-технический потенциал — \»все национальное богатство, имеющееся на ее территории\», и так же закреплялось \»право Казахской ССР на свою долю в общесоюзном имуществе соответственно вкладу Республики, в том числе в алмазном, валютном фондах и золотом запасе\»; 
в) о праве Казахской ССР \»выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах…\». С Декларации, вобравшей основные идеи казахстанского общества о демократических, правовых, социально-экономических и культурных преобразованиях в Казахстане, началась разработка проекта новой Конституции республики. 
Разумные центростремительные тенденции государственного развития Казахстана, наиболее последовательно сохраняемые им в сравнении с политикой других союзных республик, после провалившегося государственного переворота с антиконституционным отстранением от власти Президента СССР в августе 1991 г. стали меняться республикой на умеренно центробежные тенденции. Все более вызревавшее стремление Казахстана к полной государственной независимости отражало теперь не только бурный рост национального самосознания, но и необходимость оградить начатые в республике преобразования от реанимации тоталитарного Центра. 
Естественной государственной реакцией на события 18-21 августа в Москве стала внеочередная сессия Верховного Совета Казахской ССР, открывшаяся в Алма-Ате 24 августа 1991 г. На ней устами Президента республики заявлено, что \»обновленный Союз уже не может\» быть федерацией\» и предложено заключить конфедеративный договор о \»Свободном Союзе Суверенных Республик\». 
Постановление Верховного Совета Казахской ССР на этой сессии \»Об оценке текущего момента и мерах по укреплению суверенитета республики\» положило начало практическому переходу предприятий и организаций союзного подчинения под юрисдикцию республики и осуществлению Казахстаном самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Принятый 25 августа 1991 г. Закон \»О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР\»\’ предусмотрел конституционный порядок отставки Президента республики в случае невозможности осуществления им своих обязанностей, что должно быть установлено решением Верховного Совета Казахской ССР. 
Под руководством Президента республики учреждался новый конституционный орган — Совет безопасности, на который была возложена выработка рекомендаций по охране суверенитета Казахской ССР, ее территориальной целостности, по реализации политики в области обороны, формированию правовой политики и координации правоохранительной деятельности. В подчинение Президенту республики передавались все внутренние войска, расположенные на территории Казахстана. Этим же законом был конституирован запрет на создание и деятельность первичных организаций общественных объединений, преследующих политические цели, в органах государственной власти и управления, прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, арбитража, судах и таможне Казахской ССР, который несколько ранее был установлен специальным указом Президента республики (22 августа 1991 г.). Казахстан вынужден был инициативу брать на себя, а его политическое руководство проникалось ответственностью за одновременное национальное возрождение и социальные реформы на основе утверждения государственного суверенитета без потрясений, и в условиях хотя бы относительной стабильности и межнационального согласия. 
История Советского Союза, просуществовавшего 69 лет, завершилась в столице Казахстана 21 декабря 1991 г. образованием Содружества Независимых Государств. СССР как геополитическое пространство и субъект международного права действительно прекратил свое существование. Равноправными учредителями минской \»инициативы\» трех стали еще восемь суверенных республик. Содружество допускает создание координирующих институтов, формируемых на паритетных началах, но не признается участниками ни государством, ни надгосударственным образованием. Сохранялись объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием. 
Казахстан для продвижения к реальному государственному суверенитету и социальной модернизации нуждался в легитимной государственной власти, а не в партократическом благословении. 1 декабря 1991 г. были проведены непосредственные выборы Президента республики, в которых приняло участие 88,23% избирателей от общего списка. Голосами 98,78% избирателей от числа принявших участие в голосовании Президентом был избран Назарбаев Нурсултан. 10 декабря того же года Верховный Совет республики принимает весьма симптоматичный для нового курса Закон \»Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики\», которым она была переименована в Республику Казахстан. Процесс рождения нового государства, правопреемствующего Казахской ССР и Союзу ССР, пошел. 
Особым этапом этого процесса стал Конституционный Закон \»О государственной независимости Республики Казахстан\» от 16 декабря 1991 г. Развивая ключевые идеи Декларации о государственном суверенитете, Конституционный Закон однозначно закрепил, что Республика Казахстан отныне строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права, как и подобает независимому государству. Впервые было установлено единое казахстанское гражданство.  
Конституционный Закон \»О государственной независимости Республики Казахстан\», подтверждая право казахской нации на самоопределение, единственным источником государственной власти в республике признал \»единый народ Казахстана\». Его вместе с казахской нацией составляют граждане республики всех национальностей, объединенные с нею общностью исторической судьбы. По существу этот закон стал временной Конституцией независимого Казахстана на законодательном этапе становления его суверенитета де-юре, т.к. нормы Конституции Казахской ССР 1978 г. и иных законодательных актов признавались действующими на территории республики, поскольку они не противоречили Конституционному Закону от 16 декабря 1991 г. Само же его содержание было непосредственно положено в основу Конституции Республики Казахстан 1993 г. 
Обретение независимости Казахстаном и национальный характер происхождения республики выразили новые государственные символы ее суверенитета. 4 июня 1992 г. Верховный Совет утвердил их законами о государственных Гербе, Флаге и музыкальной редакции Гимна Республики Казахстан. В их главных элементах — издревле известном предкам казахов небесно-голубом цвете знамен; шаныраке, выражающем идею родного очага и согласия; в возвышенной гармонии Гимна — память, сила духа и миролюбия казахов. Значение новых символов республики, предстающих внешними сине-золотыми формами, не только в неоспоримом подтверждении ее суверенитета, но и в официальном самообязывающем сви¬детельстве государства Казахстан мировому сообществу государств и народов своей приверженности идеям нацио-нальной солидарности и прогресса на казахской земле.

1.3 Основные демократические  преобразования, подтверждающие демократическое  направление в развитии Казахстана

Демократическое государство — это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т. п. 
В соответствии с Конституцией Республика Казахстан есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. 
Рассмотрим принципы, которые наиболее чётко отражают основные направления демократических преобразований нашего государства. 
Принцип народовластия характеризует РК как демократическое государство. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РК является её многонациональный народ.  
Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления. Каждая из двух категорий “народ” и “власть”, составляющих понятие “народовластие”, представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.  
В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении) , исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.  
Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта — народ. 
Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа — референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народные обсуждения важных вопросов государственной жизни, законопроектов. 
В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам — форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами. 
Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей — народных депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент РК, представительные органы её субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу. 
Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент РК. Институт всенародно избираемого Президента — действенное средство реализации народного суверенитета. Через него народ также оказывает воздействие на государственный аппарат в целях осуществления своей воли; именно Президент РК определяет основные направления внутренней и внешней политики, которая осуществляется исполнительной властью. 
Ещё одна форма осуществления народовластия — органы местного самоуправления. 
Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Самоуправление осуществляется местным населением — составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне — выборы, референдумы и через органы местного самоуправления. 
Местное самоуправление неразрывно с демократией, поскольку в основе демократии, как формы государства и способе правления, лежит идея политической свободы, проявляющаяся в результате распространения принципа самоопределения и самоуправление не только на отдельного человека или народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан.

Глава 2. Идеология суверенитета

2.1 Идеология суверенитета

Полемика вокруг того, какой быть казахстанской государственной идеологии, не утихает. Редкие всплески здравого смысла, что у государства не должно быть идеологии вообще, тонут в хоре стенаний по поводу ее отсутствия. По большому счету, это даже и не полемика, а призывы и пожелания скорейшего ее создания. Все говорят “надо”, но никто толком не знает, что это такое – особая национальная государственная идеология. Короче, приросшие пуповиной к Краткому курсу ВКПб ученые и политики продолжают упорно искать, то, чего в принципе не должно быть в демократическом, светском государстве. Общепринято, что государство, основанное на демократических принципах вне идеологии, напротив, выступает в качестве механизма, который призван регулировать взаимоотношения между различными идеологиями, существующими в обществе. Более того, государство призвано не допускать главенство какой-либо идеологии, обеспечивать паритетное и мирное их существование. Возведение любой идеологии в ранг государственной, автоматически все остальные ставит в неравноправное положение. Поэтому любое огосударствление идеологии неминуемо ведет к диктатуре. Наиболее характерными примерами огосударствления идеологии являются СССР и фашистская Германия. К сожалению, эти прописные истины никак не могут пробить дорогу в умы казахстанской политической элиты. Подавляющая часть ее продолжает страдать от отсутствия общей, объединяющей всех идеи. 
Можно было бы понять каких-нибудь гвинейцев или гавайцев, которые сроду не ходили строем. Но бывшие советские граждане, три поколения которых жили в идеологизированном государстве, прекрасно знают, что единая идеология — это прежде всего единомыслие. А это очень принципиально, потому что в этом случае любое инакомыслие порицаемо, а в худшем случае – наказуемо. Парадоксально, но кое-кто опять хочет туда.  
За всеми этими стенаниями по утерянной идейной монолитности общества уважаемые теоретики проглядели главное. Пока спорили, какая нам нужна идеология, последняя, в принципе, уже состоялась – правда, все обошлось без шумной презентации.  
Суверенитет — вот тот стержень, вокруг которого со все усиливающейся силой закручивается формирование новых идеологических постулатов. По сути, это идеологическая концепция государственности Казахстана. В формировании данной идеологии можно выделить основные моменты. Во-первых, это происхождение суверенитета — кто его отец-прародитель. Во-вторых — как мы понимаем нашу суверенность. И в-третьих — что она нам дает. 
Итак, момент первый. Так как независимость страны не была завоевана народом в тяжелой борьбе, а фактически упала с неба, то, естественно, в первую очередь она оказалась в руках того, кто и до независимости был при власти. Народ, общество были не причем, все решалось в высоких кабинетах. Таким образом, формально главным организатором суверенитета выступает не народ, не общественность, а именно президент. Это позволяет ему рассматривать себя как гаранта и носителя этой суверенности. Происходит сращивание института президентства с идеей суверенитета. В глазах большинства казахстанцев президент Назарбаев сегодня является символом суверенитета.  
Момент второй. В нашем случае суверенитет понимается не только как политическая независимость или как юридический статус государства, но прежде всего как независимость от международных норм в области прав человека и демократии. Мы суверенны, считает власть, то есть вправе сами решать, как поступать внутри страны, какие принимать законы, какую модель демократии избирать. Мы должны быть самодостаточны в своем стремлении идти своим путем, поэтому международное общественное мнение нам не указ. У них своя свадьба, у нас — своя. 
Третьим принципиальным элементом выступает категория стабильности. Причем стабильность не сама по себе, а как непременное производное “нашего” суверенитета. Логика проста. В соответствии с постулатами новой идеологии мы достигли “определенных успехов” именно благодаря тому, что сосредоточили всю полноту власти в одних руках, чем исключили всякую возможность политической конфронтации. Мы обеспечили политическую стабильность благодаря тому, что не пошли на поводу у разных советчиков с Запада и не позволили воцариться в стране разгулу демократической вседозволенности. Да, это не совсем популярные меры, но благодаря этому мы сохранили мир, стабильность и независимость. 
Если приглядеться, то все элементы этой идеологической конструкции имеют нечто объединяющее их в единое целое. Это даже не идея суверенитета. Суверенитет здесь — всего лишь эффектная вывеска. Главным во всем этом мифотворчестве является личность президента.  
Кто дал Казахстану суверенитет и добился его признания? Президент. Кто определил принципы этого суверенитета и не выбрал ложный анархо-демократический путь? Президент. Кто обеспечил стабильность и нейтрализовал ее врагов? Опять президент. А коль так, то, что такое суверенитет без личности президента? Он основа всей этой идеологической конструкции, он цель, средство и гарант ее существования.  
Кто там жаловался на отсутствие общенациональной цели? Радуйтесь! Вот она, почти готовая. Осталось самое малое – внедрить. А это уже несложно. На всех перекрестках — билборды с мудрым отцом-благодетелем. Портрет в букваре. Ни одной научной работы без цитаты вождя. И полная “аллилуйя” в прессе. Вы этого хотели, господа? Получите. 
Но вернемся к суверенитету, которым президент одарил Казахстан. Итак, от кого же мы суверенны, то есть независимы? От США? От России? От Европы? От Китая? Не смешите. Сегодня мы зависим даже от Турции и Узбекистана. Не говоря уж о США и России, куда президент ездит “на ковер” и просить милостыню. Если это называется независимым государством, то тогда что такое марионеточный режим. Говорить о независимости Казахстана, как государства, сегодня можно с очень большой натяжкой. Наша суверенность сродни независимости нищего, который может делать все… что ему скажут. Потому, что за это его могут накормить.  
Но в Казахстане есть и другой суверенитет. Это суверенитет президента по отношению к обществу и народу. Созданная политическая система позволяет президенту быть абсолютно независимым от народа. В рамках этого суверенитета президент и его окружение правит страной. Собственно говоря, идеология, о которой мы с вами говорим, и есть проявление этого суверенитета. Подчеркиваю, не идеология суверенитета государства, а идеология суверенитета президентской власти. 
Это идеология призвана объяснить, почему президент независим от народа, почему Казахстан должен идти своим особым путем, почему у нас лучше, чем у других. И что вы думаете — ведь объяснят, докажут, убедят, в конце концов, заставят во все это поверить. История полна примеров тому. Дайте только срок.

2.2 Послание президента  страны «Казахстан 2030»

Мы должны четко знать и понимать, что хотим построить, какой должна быть траектория, магистраль нашего развития, которая приведет к выбранной цели. 
Правильно определив наши приоритетные цели, выбрав соответствующие стратегии, проявив волю и терпение при движении по этому пути, мы обезопасим себя от зигзагообразных шараханий, непроизводительной растраты энергии, времени и ресурсов. 
Имея сильную стратегию и целеустремленность, сможем успешно преодолеть любые большие препятствия, стоящие на нашем пути. 
Трудные условия, в которых мы находимся сегодня, не должны лишать нас энергии и надежды. Ясное понимание наших перспектив, честное разъяснение трудностей и опасностей на нашем пути помогут мобилизовать всех граждан на решение этой общей задачи. 
Мы должны ежедневно помнить, что помимо задач нынешнего периода на нашем поколении лежит огромная ответственность перед будущими поколениями: ответственность отцов и матерей, дедушек и бабушек перед своими детьми и внуками. 
Какими мы хотим видеть своих детей и внуков в том далеком будущем, когда они достигнут нашего возраста? 
Будут ли они жить в достатке, будут ли сытыми, здоровыми и образованными? 
Будут ли они жить в хорошем и свободном обществе? 
Будут ли они жить в мире? 
Будут ли они спокойны за свою безопасность и безопасность своих детей, смогут ли свободно ходить по улицам и не беспокоиться за свое имущество? 
Оставим ли мы им в наследство сильное государство и дружеские отношения с нашими соседями, близкими и далекими? 
Мы должны ответить на эти простые, но важные вопросы уже сегодня. 
Один мудрец однажды заметил, что если вы не знаете, куда идете, то вас туда может привести любая дорога. Памятуя об этом, нужно постоянно видеть перед собой модель будущего в общем, виде и в виде конкретных кратковременных целей, чтобы, предпринимая какие-либо действия, постоянно примеряться — движемся ли мы в необходимом направлении или сбиваемся с курса, опережаем события или отстаем. 
Когда мысленно сопоставляешь день сегодняшний с днем завтрашним, повторяя этот процесс много раз, по-иному воспринимаешь масштабы проблем и их значимость. Осознавая же себя частью мира и всей планеты, мы чувствуем дыхание и приближение новой эпохи и нового времени. 
Казахстан появился на свет как новое государство в эпоху, которая видела конец многих империй: Оттоманской, Австро-Венгерской и, совсем недавно, — Советского Союза. 
Мы строим новое государство, новую рыночную экономику и новую демократию в то время, когда многие другие независимые страны уже прошли похожий путь. 
Мы живем в эпоху растущей глобализации и возрастающей взаимозависимости, когда мощные внешние силы будут неизбежно играть существенную роль в определении нашего будущего. 
Если мы серьезны в своих намерениях и умны, способны честно проанализировать внутренние и внешние факторы нашего развития, то у нас есть и возможность выбрать правильный путь — на основе нашей общей консолидации, на базе нашей истории и наших специфических условий. 
Хотя мы можем и должны изучить опыт других стран, воспользоваться благоприятными тенденциями в международном сообществе, только мы сами, и никто другой, можем проделать ту огромную работу, которая необходима для реализации нашей надежды и мечты построить Казахстан, которым смогли бы гордиться наши дети и внуки, когда они достигнут нашего возраста. 
Почему именно сегодня стоит перед нами эта задача?  
Потому что вчера мы еще не были к этому готовы, не было опыта и знаний, не позволяла обстановка, сильная неустойчивость и нестабильность. Да и сама задача была иной. Весь смысл предыдущего периода заключался в том, чтобы выявить как самостоятельное государство в штормовых условиях начавшегося бурного переходного периода. Многие предрекали, что мы потерпим неудачу и не сможем осилить беспрецедентных задач строительства государства, общественного и экономического переустройства. 
Но сегодня уже ясно, что первое испытание мы выдержали с честью — мы выстояли. Несмотря на все трудности, мы вышли из глубин хаоса и беспорядка. 
Сейчас мы переходим в стадию стабилизации. И успех в решении наших самых насущных и важных задач позволяет нам пристально осмотреться, оценить пройденный путь и более смело глядеть в будущее, думать о предстоящем развитии, строить свои планы. 
Дополнительные силы и уверенность нам придают накопленные в тяжелейших условиях опыт построения государственности, проведения политических и экономических реформ, знания о мире и его развитии, терпимость и понимание казахстанцев. 
Нельзя переносить решение этой задачи и на завтра, поскольку мы не можем позволить себе ждать, пока полностью завершим свои реформы. 
Другими словами, вчера было еще рано, а завтра уже может быть поздно. 
Хорошо разработанный стратегический план фокусирует, дисциплинирует и способствует. 
Он фокусирует внимание государства на очень коротком перечне приоритетов, он дисциплинирует и настраивает правительство на ежедневное решение этих задач и стратегий. Наконец, он способствует принятию ежедневных и ежегодных решений, которые приведут к реализации наших целей. 
Но этого мало. Не менее важно провести эти установки в жизнь, реализовать намеченные планы. Поэтому крайне необходимо создать систему, при которой каждое министерство и ведомство организует свою работу таким образом, чтобы каждый день, месяц и год мы шаг за шагом продвигались к поставленным целям. 
Необходимо, чтобы государственные работники ежедневно видели перед собой стратегические цели и приоритеты и реализовывали их, не отвлекаясь на решение второстепенных и каждодневных задач. 
Принимаемые законы и решения должны быть в русле нашей стратегии, работа — сконцентрированной и скоординированной. 
Начиная со следующего года, наши ежегодные планы должны соответствовать долгосрочным приоритетам. Более того, система мониторинга должна давать ответ на вопрос — насколько мы продвинулись в достижении поставленных целей. Поэтому нам необходима система стратегического планирования и стратегического контроля, подотчетности и ответственности. 
Главное условие нашего устойчивого движения вперед — это сплоченность нашего общества в достижении поставленных целей, консолидация всех слоев и групп населения вокруг стратегии, направленной на решение общих задач. Это станет реальным, если в ней мы будем способны правильно учитывать потребности общества и различных групп населения, верно определять приоритеты и обеспечивать их реализацию. Это надо делать в сотрудничестве государства с отдельными группами населения и частным сектором. 
Послание 2030 подготовлено в рамках конституционных обязанностей выступать с ежегодными посланиями к народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики. Но, как уже отмечалось, наше государство, да и общество в целом, нуждается в более глобальном видении и стратегии, являющихся для нас системой координат, в рамках которой мы сможем составлять ежегодные планы действий. Поэтому особое место в Послании отводится этим вопросам. 
Последующие ежегодные Послания Президента народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики будут содержать оценку реализации долгосрочной стратегии, а также определять конкретные задачи на предстоящий год.

Информация о работе Идеология суверенитета