Государство как функциональный компонент политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:10, контрольная работа

Краткое описание

Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организации) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Содержание

Введение 3
1. Определение и закономерности развития политической системы общества. 4
2. Закономерности и противоречия политической системы. 6
3. Государство в политической системе общества. 8
4. Тенденции в развитии современного государства 11
Заключение 12
Список используемой литературы
Примечания

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: ПОЛИТОЛОГИЯ

 

 

ТЕМА: «ГОСУДАРСТВО КАК  ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент, гр. №07315

Кащеева Н.С.

Проверил:

Плясуля Г.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК

2009

 

Содержание

 

Введение           3

1. Определение и закономерности развития политической системы общества.         4

2. Закономерности и противоречия политической системы. 6

3. Государство в политической системе общества.   8

4. Тенденции в развитии  современного государства   11

Заключение          12

Список используемой литературы

Примечания

 

Введение

 

Полиструктурность реального  мира, человеческого общества обуславливают  многообразие соответствующих критериев, а понимание того, что политические явления в своей совокупности составляют систему, характеризующуюся  постоянным движением, предопределяет их комплексное и диалектическое использование.

Политические системы  «живут», функционируют во времени  и пространстве, так как представляют собой одну из основных форм движения социально-классовой материи. Их можно  классифицировать по различным основаниям. В частности, в зависимости от политического режима различают демократические и тоталитарные политические системы. С позиций марксистской теории, имея основание классификации категорию «общественно-экономическая формация», выделяют политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. Учет географических, территориальных факторов позволяет говорить о европейских, азиатских, северо-американских и иных региональных системах. Национальные, религиозные, языковые, общие и особенные черты предопределяют характеристики арабских, индуистских, мусульманских и других политических систем. Внутри политической системы конкретного общества в качестве своеобразных политических систем-образований могут выступать и ее структурные элементу: государство, политические партий, общественно-политические объединения.

 

1. Определение и закономерности развития политической системы общества

 

Политическая система  общества – это система взаимосвязанных  и взаимодействующих объединений (организации) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Компонентами политической системы являются:

- совокупность политических  объединений (государство, политические  партии, общественно-политические организации  и движения);

- политические отношения,  складывающиеся между структурными  элементами системы;

- политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

- политическое сознание, отражающее идеологические и  психологические характеристики  системы;

- политическая деятельность, охватывающая действия конкретных  людей как представителей или  членов политических объединений.

Закономерности развития политической системы общества –  это объективные, устойчивые, повторяющиеся  связи, характеризующие существенное единство и динамизм политических явлений  на различных этапах бытия. Они, в конечном счете, есть объективные результаты субъективной общественно-исторической деятельности людей, выстраивающиеся сквозь множество случайностей и отклонений в конкретные, устойчивые тенденции.

Политическая система, как и любой сложное явление, состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях противоречия. Разрешение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник ее саморазвития.

 

 

2. Закономерности и противоречия  политической системы

 

Важное значение для  процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана, имманентные любой политической системе. Разрешение этих противоречий означает не их ликвидацию путем устранения одной из противоположных сторон, а обретение последними качественно новой формы движения.

Противоречия субъективного плана, вызванные несовпадением идейно-политических, психологических и правовых установок отдельных личностей, организации с господствующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешаются или путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса между заинтересованными сторонами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизнедеятельности общества – реальный процесс, соотносящийся с временными, пространственными и иными параметрами внешнего порядка.

Среди всех многообразных оснований  классификации политических закономерностей, наиболее общее значение имеют такие  критерии, как институционность, глубина  и универсальность их исторического  действия, классовая сущность. Они  позволяют различать общеисторические закономерности, действующие в рамках политической истории человечества и характеризующие прошлое, настоящее и будущее политических форм движения социально-классовой материи вообще. Это обусловленность политических явлений экономическими и социально-классовыми факторами; усиление политической структурированности общества; взаимодействие политических и правовых институтов и т.п.

Межформационные закономерности присущи  двум или нескольким экономическим  формациям. Закономерно в условиях ядерной эпохи мирное существование различных типов политических систем.

Закономерности в пределах одной  экономической формации отражает сущностные, устойчивые взгляды политической системы  одного типа. Для политических систем буржуазных стран в качестве закономерности выступают установление диктатуры пролетариата и руководящей роли пролетарской партии, бюрократизация и сращивание партийного и государственного аппарата, декларация демократии и самоуправления и др.

В политической системе конкретного  общества можно выделить общесистемные, характеризующие систему в целом, и внутриорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами. Это неизбежность экономической интеграции всех составных частей системы, обусловленность формирования политических партий социальным расслоением общества, непрерывный рост и бюрократизация государственного аппарата и постоянная борьба за его сокращение и т.д.

Названные закономерности (общеисторические, межформационные, формационные) так  или иначе, преломляются в собственных закономерностях конкретной политической системы; закономерности отдельных элементов системы не могут противоречить общесистемным закономерностям, но их взаимодействие не складывается только на основе соотношения части и целого, а выражают сложную диалектику на различных горизонтальных и вертикальных, внутренних и внешних связей.

 

 

3. Государство в политической  системе общества

 

В историческом плане  государство можно считать первой политической организацией. Закономерно, что термин «политика» и производные от него слова ведут свое происхождение от слова «полисы», которым древние греки обозначали свои города-государства.

Государство стало первой, но не последней  политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения вызвали к жизни новые политические формы движения социальной материи. История свидетельствует, что наряду с государством и в его рамках, возникаю различные негосударственные объединения, отражающие интересы определенных классов, сословий, групп, наций и принимающие участие в политической жизни общества.

Государство занимает центральное  место в политической и общественной жизни любой страны. Все это  обусловлено следующими факторами:

1. Государство выступает,  прежде всего, в качестве альтернативы  бесплодной борьбе между различными  социальными группами, слоями, классами  с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение  человеческого общества на самой  ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно дало жизнь политической системе общества в современном ее понимании.

В то же время не что иное, как государство, на протяжении всей истории человечества тысячекратно ввергало своих подданных в междоусобные и региональные вооруженные конфликты и войны. В одних случаях, как агрессор, государство было и есть орудием политических группировок, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях, как защитник, оно зачастую выражает общенародные интересы.

2. Государство можно  рассматривать как организационную  форму, как союз людей, объединившихся  для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические  связи индивидов с государством  получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства.

Вместе с тем между  государством и отдельными гражданами существует комплекс противоречий, которые  в целом характеризуются как  одно из основных внутренних противоречий политической системы общества. Противоречия эти резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную, классовую, национальную, расовую политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически-господствующим социальным группам.

3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса.

4. Государство стало  первым результатом политической  деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Государственность – форма бытия классового общества.

В этой связи государство  играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно устанавливает правила игры для политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в своей политике спектр их многообразных, порою антагонистически противоречивых интересов. Демократическое государство стремится обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и мировую смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.

5. Государство – важнейший  интегрирующий фактор, связывающий  в единое целое политическую  систему и гражданское общество. В силе своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах.

Разумеется, здесь возникает  масса противоречий, которые могут  быть условно сведены к гипертрофированному  пониманию роли государства в  жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться социальным и демократическим, в котором созданы условия для реализации прав и свобод человека.

Для политической системы  общества важное консолидирующее значение имеет суверенных характер государственной  власти. Только государство имеет право выступать от имени страны, народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мирное и политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

 

4. Тенденции в развитии  современного государства

 

Правовой и социальный этапы не завершают развития современного государства. Некоторые политологи считают, что современные демократические  государства вступают в новую, экологическую  стадию. Для нее характерно выдвижение на первый план проблемы выживания человечества, обеспечения экологических прав личности. В новых условиях государства совместно с обществом призваны предотвратить ядерную и экологическую катастрофы, наладить поддерживающий экологическое равновесие образ жизни.

В развитии современных государств наблюдается две тенденции. Первая из них – деэтатистская – состоит из активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении самоуправленческих начал. Вторая тенденция – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного начала. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные, информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в хозяйственной сфере.

В общем объеме государственной деятельности заметно сокращается удельный вес функции принуждения. Оно все реже используется для решения крупных общественных проблем, уступая место кооперации различных общественных субъектов. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе не дают ни  каких оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем.

Развитие государства  сопровождается значительным изменением характера его связей с другими элементами политической системы, и, прежде всего политическими партиями и движениями.

Информация о работе Государство как функциональный компонент политической системы