Государство как основной институт политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Государство как основной институт политической системы" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Содержание

Введение 3
Типы и формы государства 4
Гражданское общество и правовое государство 11
Заключение 20
Литература 21

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 42.26 Кб (Скачать файл)

   Жизненность федерации  зависит во многом от взвешенного, сбалансированного распределения  компетенций между ее субъектами  и центром. Использование федеративной формы лишь для прикрытия унитарной централизованной структуры вызывает центробежные тенденции и в конечном счете может привести к распаду государства, что и произошло с СССР, Югославией и Чехословакией.

   Конфедерация –  союз юридически и политически  самостоятельных государственных  образований для осуществления  конкретных совместных целей. Государства  – члены конфедерации – сохраняют  государственный суверенитет, самостоятельное  гражданство, независимую систему  органов власти, свое законодательство  и передают в компетенцию союза  лишь решение ограниченного числа  вопросов, чаще всего в области  обороны, внешней политики, транспорта  и связи. Решения по общим для  союзных государств вопросам  не обязательно действуют на  территории каждого входящего  в конфедерацию государства, т.к. их органы власти обладают  в ряде случаев нуллификацией, т.е. правом неприменения акта  конфедеративного органа на своей  территории.

   Конфедерация –  неустойчивая форма государственности  и обычно либо эволюционизирует в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии (1291-1848 гг.), Германии (1815-1867 гг.), Сенегамбии (объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.). Не исключено, что черты конфедерации могут сложиться в ходе дальнейшего развития СНГ.

   Помимо названных  трех основных форм государственного  устройства, в истории имели место  и некоторые другие специфические  формы – протектораты, унии, империи. Империи – государственные образования, отличительными особенностями которых  являются обширная территориальная  основа, сильная централизованная  власть, асимметричные отношения  господства и подчинения между  центром и периферией, разнородный  этнический и культурный состав  населения. Для империй характерна  захватническая политика, угнетение  и эксплуатация подчиненных и зависимых народов. Империи существовали в различные исторические эпохи, – достаточно назвать Римскую, Британскую или Российскую империи.

   Протекторат –  формальная опека слабого государства  более сильным государством. Как  правило, протекторат ведет к  потере самостоятельности слабого  государства, может сопровождаться  оккупацией его территории или  оккупация предшествует протекторату. Так Великобритания оккупировала  Египет в 1882 году, а в 1914 году установила  над ним протекторат. Иногда протекторат  является переходной формой к  полному присоединению зависимого  государства.

   Уния представляет  собой тесный союз, объединение  нескольких государств. Это объединение  может происходить в форме  персональной унии – объединения  двух монархических государств  под властью одного монарха; при  этом каждое государство сохраняет  свои властно-управленческие структуры. Реальная уния предусматривает  не только общего главу, но  и объединение важнейших органов  власти и управления, позволяющее  проводить единую внешнюю политику  двух государств. В истории существовали  Кальмарская (1397 г.) и Утрехтская (1579 г.) унии, уния протестантских князей в Европе (1608 г.). Известны исторические примеры личной унии, обусловленной династическими связями или приглашением на новый престол короля, императора из другой страны при сохранении им прежнего государственного статуса.

 

Гражданское общество и правовое государство.

Понятие правового государства

   Концепция правового  государства имеет глубокие исторические  и теоретические корни. Идея господства  права, верховенства закона в  жизни общества высказывалась  еще в древности. Платон подчеркивал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я рассматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги" (Платон. Сочинения. – Т. 3. – Ч. 2. – М. – 1972. – С. 188-189).

   Теория правового  государства в ее целостном  виде разработана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими представителями либерализма. Сам термин "правовое государство" утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Существенный вклад в развитие правового государства внесли русские мыслители А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов; ученые-юристы Б. Чичерин, С. Котляревский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский. Значительными вехами на пути к правовому государству стали Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1789 г., впервые закрепившие некоторые положения правовой государственности. Решающими факторами создания правового государства стали успехи в формировании гражданского общества и общее социально-экономическое, культурное развитие общества, его новых цивилизационных, технических, научных основ.

   Правовое государство  – это государство, ограниченное  в своих действиях правом, защищающим  свободу личности и подчиняющим  власть воле суверенного народа. Право есть система общепризнанных, формально определенных, гарантированных  государством норм, т.е. правил поведения  общего характера, выступающих в  качестве регулятора общественных  отношений. Право является средством  организации государственной власти. Посредством юридических норм  государство осуществляет необходимые  функции, делает свои веления  общеобязательными для всего  населения.

   В правовом государстве  функционирует режим конституционного  правления, существует развитая  и непротиворечивая правовая  система с эффективным контролем  политики и власти. Осуществление  внутренней и внешней политики государства, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами и подчинены им. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Отличительные признаки правового государства

   Теория и практика  правового государства позволяет  выделить следующие его отличительные  признаки:

   Суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация  государственного суверенитета. Это  означает, что именно народ является  конечным источником власти; государственный  же суверенитет носит представительный  характер.

   Верховенство закона, выражающего правовые принципы  общества. Законы правового государства  опираются на Конституцию страны  и обладают наивысшей обязательной  силой по сравнению со всеми  иными нормативными актами, издаваемыми  государственными органами. Закон  не может быть отменен, изменен  ни ведомственными актами, ни  правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой  связи встает вопрос о качестве  самого закона. В подлинно демократическом  правовом государстве закон должен  соответствовать праву, быть гуманным, справедливым, прогрессивным, закреплять  неотъемлемые права человека.

   Всеобщность права, связанность правом самого государства  и его органов. Государство, издавшее  закон, не вправе его само же  нарушать. Все органы государства  и должностные лица действуют  строго на основе и во исполнение  законов, в пределах компетенции  и в порядке, установленном правовыми  нормами.

   Взаимная ответственность  государства и личности. Не только  гражданин, отдельные организации  и учреждения несут ответственность  перед государством за выполнение  своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны  за свои действия перед гражданами. Личность соглашается на определенные  ограничения и обязуется подчиняться  общим установлениям государства, а государство несет ответственность  за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия  жизнедеятельности. В основе правового  государства лежит стремление  оградить человека от государственного  террора, мелочной опеки со стороны  органов власти, гарантировать индивидуальную  свободу.

   Разделение властей. В соответствии с принципом  разделения властей власть не  должна быть сосредоточена в  руках одного лица или одного  органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между  законодательной, исполнительной и  судебной ветвями власти. Принцип  разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения  компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и  противовесов, с помощью которой  каждая ветвь власти могла  бы ограничивать другую. Принцип  разделения властей не исключает, а предполагает единство и  взаимодействие властей, а также  определенное верховенство законодательной  власти, конституционные решения  которой обязательны для всех.

   Принцип разделения  властей действует и в вертикальном  аспекте как сбалансированное  соотношение центральной власти  с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой  власти у центра может приводить  к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция  местных органов может отрицательно  сказаться на общенациональных  интересах.

   Незыблемость свободы  личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства  – признание прав и свобод  человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

   Наличие эффективных  форм контроля и надзора за  соблюдением прав и свобод  граждан, реализацией законов и  других нормативных актов, гибкого  механизма гарантий свободы народного  волеизъявления. Правовое государство  призвано создать развитую и  действенную систему судебных  органов, арбитража, народного (государственного) контроля и т.п.

   Правовое государство  явилось важным этапом в расширении  свободы индивида и общества. Однако в своем классическом, либеральном варианте концепция  правового государства делает  акцент на формальном, правовом  равенстве, не затрагивая проблемы  достижения фактического, социально-экономического  равноправия граждан. Поэтому в  послевоенный период идея правового  государства была дополнена теорией  и практикой социального государства.

Социальное государство

   Социальное государство  – это государство, стремящееся  к обеспечению достойных условий  существования своих граждан, удовлетворению  их материальных и духовных  потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Достигается это с помощью  перераспределения национального  дохода в пользу менее обеспеченных  слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и др.

   Социальное государство  осуществляет свои цели и задачи  в форме правовой государственности  и стремится при этом к расширению  прав граждан, достижению большей  социальной справедливости, сглаживанию  социального неравенства. В наши  дни демократические государства  пытаются найти оптимальную меру  сочетания правового и социального  принципов в своей деятельности.

   Советская правовая  доктрина долгое время считала  неприемлемой саму идею правового  государства как буржуазную, а  значит – антимарксистскую, антинаучную, рассматривая ее с узкоклассовых  позиций и отрицая общедемократическое  содержание. Только в конце 80-х  годов была признана необходимость  формирования правового государства  в нашей стране. Конституция Беларуси  от 15 марта 1994 г. провозглашает: "Республика  Беларусь – унитарное демократическое  социальное правовое государство" (статья 1). В Конституции зафиксированы  и основные принципы такого  государства: уважение прав и  свобод граждан, разделение властей, идеологический и политический  плюрализм, признание единственным  источником власти воли народа  и др.

   Однако очевидно, что от конституционного закрепления  идеи правового, социального государства  до ее практической реализации  лежит долгий и трудный путь. Для этого необходимы как политическая  воля, проведение соответствующих  политических реформ, так и создание  необходимой социально-экономической  базы, развитие культуры и др. предпосылки.

Гражданское общество

   Формирование правового  государства возможно лишь на  основе развитого гражданского  общества. Долгое время в истории  общественно-политической мысли  понятие "государство" и "общество" не разграничивались. Лишь в эпоху Просвещения в органической связи с идеей правового государства формируются представления о гражданском обществе. Наиболее полное обоснование проблема разграничения государства и гражданского общества получила у Гегеля.

Информация о работе Государство как основной институт политической системы