Государство как основной институт политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:18, курсовая работа

Краткое описание

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Государство как основной институт политической системы" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Содержание

Введение 3
Типы и формы государства 4
Гражданское общество и правовое государство 11
Заключение 20
Литература 21

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 42.26 Кб (Скачать файл)

Тема: Государство как основной институт политической системы

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение                                                                                        3

  1. Типы и формы государства                                                          4
  2. Гражданское общество и правовое государство                      11

     Заключение                                                                                  20

Литература                                                                                    21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Представленная работа посвящена теме "Государство как основной институт политической системы".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Государство как основной институт политической системы" изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Государство как основной институт политической системы" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой, носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Типы и формы государства
  2. Гражданское общество и правовое государство                      

 

 

 

 

     Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

 

Типы и формы государства

Исторические типы государств

   Дальнейший анализ  государственности связан с выделением  основных типов и форм государства. В основу типологии государств  в марксистской литературе положен  формационный подход, исходя из которого под историческим типом государства понимается совокупность основных, важнейших черт государства определенной общественно-экономической формации, выражающих его классовую сущность. Каждому способу производства соответствует свой тип государства. Истории известны следующие основные типы государства: рабовладельческое (в двух вариантах – азиатском и античном), феодальное, буржуазное и социалистическое. Данная типология имеет свое познавательное значение, но в наши дни не может быть признана исчерпывающе объективной и полной. В реальной жизни государства различных социально-исторических типов имеют множество своих конкретных модификаций. Выделяют и переходные типы государства.

Форма государства

   От типов государства  следует отличать формы государства. Под формой государства понимается  способ организации и осуществления  государственной власти. Форма государства  раскрывает, как организована власть  в государстве, какими органами  представлена, каков порядок образования  этих органов, какими методами  осуществляется власть. Форма 

государства отражает исторические, географические, национальные, экономические и прочие особенности становления и развития различных государств.

   Форма государства  складывается из трех элементов: 1) формы государственного правления; 2) формы государственного устройства; 3) политического режима. При этом  форма правления и форма государственного  устройства раскрывают структурную  сторону государства, а политический  режим – его функциональную  сторону. Политический режим –  характеристика не только государства, но и всей политической системы. Остановимся здесь на знакомстве с формами правления и государственного устройства.

   Под формой правления  понимается организация верховной  государственной власти, структура  и порядок взаимоотношений высших  государственных органов, должностных  лиц и граждан. Различают две  основные формы государственного  правления: монархию и республику.

Монархия

   Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха ( короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства занимает пост на определенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.

   Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется  всевластием главы государства. Монарх выступает единственным  носителем суверенитета, обладает  широкими полномочиями в законодательной,

исполнительной и судебной сферах. Дух этой формы правления ярко выражен в знаменитой фразе Людовика XIV "Государство – это я". Неограниченная монархия типична для рабовладельческого и феодального общества. В настоящее время практически не встречается, за исключением нескольких стран – Саудовской Аравии, Катара, Омана.

   Отличительной особенностью  конституционной монархии является  ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого  ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы  государства ограничены в сфере  законодательства, но достаточно  широки в сфере исполнительной  власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним.

   При парламентской  монархии власть главы государства  практически не распространяется  на сферу законодательства и  значительно ограничена в сфере  исполнительной власти. Правительство  формируется парламентским большинством  и подотчетно парламенту, а не  монарху. Тем самым "монарх царствует, но не правит". Сегодня конституционная  парламентская монархия имеет  место в Великобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и  др. странах.

   Республика (лат respublica от res – дело и publicus – общественный) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому и феодальному обществам, но наибольшее развитие и распространение получила в эпоху капитализма. Выделяют три основных разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).

 

 

Президентская республика

   Президентская республика  характеризуется значительной ролью  президента в системе государственных  органов. Президент является одновременно  и главой государства, и главой  исполнительной власти. Он избирается  независимо от парламента либо  прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент  сам формирует правительство, которое  ответственно перед ним, а не  перед парламентом. Члены правительства  обычно назначаются из состава  партии, победившей на президентских  выборах, в результате чего возможно  несовпадение партийного состава  правительства и парламентского  большинства.

   Отличительной чертой  президентской республики является  жесткое разделение законодательной  и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести  вотум недоверия правительству, но и президент не вправе  распустить парламент. Отношения  между парламентом и президентом  основываются на системе сдержек  и противовесов, взаимозависимости. Парламент может ограничивать  действия президента с помощью  законов и через утверждение  бюджета. Президент обычно обладает  правом отлагательного вето на  решения парламента и правом  законодательной инициативы.

   Классический пример  президентской республики – Соединенные  Штаты Америки, где и была впервые  введена эта форма правления. В странах Западной Европы  президентская республика не  получила распространения, но она  преобладает в странах Латинской  Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.). Здесь, так же, как  и в ряде стран Азии и  Африки с длительными авторитарными  традициями, эта форма правления  нередко предстает в виде "суперпрезидентской" республики.

 

 

Парламентская республика

   В парламентской  республике правительство формируется  на парламентской основе и  ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум  недоверия правительству, что влечет  за собой отставку правительства  либо роспуск парламента и  проведение досрочных выборов. В  большинстве стран с парламентской  формой правления членство в  правительстве совместимо с сохранением  депутатского мандата. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально  является первым лицом в политической  иерархии. Президент же фактически  занимает в ней более скромное  место, осуществляя главным образом  представительские и церемониальные  функции. Глава государства избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой  коллегией, создаваемой на основе  парламента. К парламентским республикам  относятся Италия, ФРГ, Индия, Турция, Израиль и др.

   Выделяют также "смешанную" или полупрезидентскую республику. Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта – двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии, Польше и ряде других стран.

   Что касается Беларуси  и других республик бывшего  СССР, то очевиден отказ этих  стран от модели республики  советского типа и поиски наиболее  приемлемых вариантов формы правления. В государствах Прибалтики сложились  элементы парламентской республики, что во многом определяется довоенными традициям и влиянием западноевропейской политической культуры. В России, Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики президентского типа (собственно президентской или полупрезидентской). При этом высказывается мнение, что для государств, находящихся в кризисном состоянии, предпочтительнее сильная президентская власть. Однако эта точка зрения не является общепризнанной. Споры и дискуссии в пользу парламентской или президентской республики скорее всего разрешит практика политической жизни. А предпочтения какой-либо форме правления дать невозможно. Все зависит от особенностей исторического развития страны, устоявшихся традиций и обычаев, конкретной политической ситуации.

Форма государственного устройства.

Унитарное государство

   Форма государственного  устройства раскрывает территориально-организационную  структуру государства, характер  взаимоотношений центральных, региональных  и местных властей. Основные формы  государственного устройства в  современном мире – это унитарное (простое) государство, федерация и  конфедерация (сложные государства).

   Унитарное государство  – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных  единиц, не обладающих собственной  государственностью. Унитарное государство  имеет единую Конституцию, единую  правовую систему, единую систему  высших органов власти и управления, единое гражданство.

   Унитарными государствами  являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие  страны. Подавляющее большинство  унитарных государств имеет мононациональное  население, но есть и исключения  – Испания, Китай, Вьетнам. В рамках  унитарных государств возможна  административная и национальная  автономия для некоторых структурных подразделений (например, в Италии, Испании, Великобритании, Украина).

Федерация и конфедерация

   Федерация – это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.). При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права государственные образования – члены федерации – имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти.

   По своему замыслу  федеративный принцип государственного  устройства призван обеспечить  свободное объединение и равноправное  взаимодействие общностей, обладающих  значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и  др. особенностями, создать оптимальные  возможности для выражения региональных  и других интересов. Федерации формируются как на территориально-административной основе (США, ФРГ, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и национально-территориальной (Российская Федерация).

   Хотя в некоторых  федерациях встречаются элементы  асимметричности (т.е. правовой статус  ее членов может различаться), тем не менее один из важнейших принципов федеративного устройства – это равноправие всех субъектов федерации. Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода (сецессии) из союзного государства, т.к. это не только подрывает целостность и стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный ущерб интересам других субъектов федерации (Конституции США, ФРГ, Индии, Швейцарии и др.).

Информация о работе Государство как основной институт политической системы