Государственная идеология в области социальной защиты населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Фактически же материальную помощь в республике получают свыше 40% семей с детьми, причем независимо от доходов родителей. В результате до действительно нуждающихся доходит не более 20% выделенных государством средств. Между тем международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10–15% населения.

Содержание

Введение

Объективная необходимость проведения социальной политики в РБ.
2. Основные идеологические приоритеты в социальной политике XXI века.

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 4.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

- сочетание бюджетного  и внебюджетного финансирования, постепенный переход к медицинскому  страхованию;

- формирование рынка мед.  услуг, расширение системы платных  услуг;

- укрепление материально-технической базы отрасти, повышение оплаты труда мед. работников;

- усиление профилактической  направленности, формирование здорового  образа жизни;

3. Приоритеты в сфере социальной  защиты населения.  Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить надежную социальную защиту. Важно перейти от общих социальных программ к адресным, т.е. учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов.

В стране должна быть создана (и создается в настоящее время) четкая система государственных социальных стандартов. Единые нормативы социальных стандартов призваны определить социальные гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно в жизненно важных сферах. Закон «О государственных минимальных стандартах» определяет, что к минимальным стандартам относятся стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального и социального обслуживания. Особое внимание следует уделить жителям сельской местности, которые больше других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Президент поставил задачу повсеместного введения социальных стандартов. С учетом региональных особенностей.

Приоритетной задачей  государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; защита и обеспечение прав детей. Эта задача решается посредством действия законодательных и нормативных документов, например, законом «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». 

Актуальная  социально значимая проблема – реформирование системы льгот. Различные виды пособий, компенсаций, выплат имеют более половины населения республики, в результате реальные средние размеры социальных выплат оказываются очень невысокими, и получают их как нуждающиеся, так и более обеспеченные граждане (для вторых выплаты почти не играют никакой роли, а для первых они малы и не гарантируют необходимой социальной защиты). Отсюда проистекает важнейшая проблема в системе социальной защиты – безадресность социальных пособий и льгот. Следовательно, надо реформировать систему льгот, но делать это нужно поэтапно, с учетом социальных последствий принимаемых решений.

Система пенсионного обеспечения также должна претерпеть серьезные изменения. Из-за процесса старения нации экономически активного населения становится меньше, чем пенсионеров. Новая модель пенсионной системы будет многоуровневой, включающей три составляющих: всеобщую, трудовую и добровольную пенсии.

Всеобщая – гарантированная государственная пенсия, предоставляемая каждому нетрудоспособному, и может рассматриваться как социальная или базовая.

Трудовая – её величина напрямую зависит от страхового стажа и объема уплаченных в пенсионную систему страховых взносов.

Добровольная – дополнительная индивидуальная пенсия.

Ожидаемый результат  реформ: гибкая пенсионная система, более  справедливая, не рождающая уравнительства.

Строительство жилья играет важнейшую социальную роль. Стратегия государственной жилищной политики направлена на обеспечение жильем все нуждающихся, особенно молодых семей. В РБ сформирована система государственной поддержки строительства, реконструкции и приобретения жилья гражданами (льготные кредиты, безвозмездные субсидии, средства бюджетных и внебюджетных фондов).

4. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма.

Культура – это  важнейший компонент жизни государства, признак его цивилизованности. Культура оказывает особое влияние на становление  государственности. Ее высокий уровень – залог формирования благоприятной жизненной среды нации. Без опоры на высокую культуру нельзя воспитать гражданина-патриота, рачительного труженика, заботливого семьянина, творческую и духовно богатую личность. Будущее страны не только в материальном достатке граждан, но и в нравственно образованном обществе. Культурный потенциал – важнейший показатель международного авторитета любой страны.

Развитие белорусской  культуры отмечено рядом позитивных тенденций. Нашему обществу присущи  высокая духовность и забота о развитии культуры. В Республике бережно поддерживается и сохраняется историко-культурное наследие народа. Укрепляется материальная база. Сохранена сеть учреждений культуры и научный потенциал учебных заведений. Увеличен контингент детских школ всех типов. На качественном уровне развивается художественное образование и подготовка кадров. Успешно действуют академические институты и исследовательские центры.

Совершенствуется нормативно-правовая база. Принят ряд важнейших законодательных  актов. Создан Фонд Президента страны по поддержке культуры и искусства. Разработана государственная программа «Функционирование и развитие культуры Республики Беларусь до 2005 г.», в которой определены приоритеты отрасли, предусмотрено решение ряда важных задач, в том числе направленных на сохранение историко-культурного наследия, развитие художественного любительского и профессионального творчества, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел. Большое значение уделяется формированию здоровых моральных ценностей, развитию таких черт общественного и индивидуального сознания, как уважение свободы творчества, гражданственность и патриотизм, стремление к прогрессу.

В настоящее время  в Беларуси работает свыше 13 тысяч  учреждений культуры и искусства. В  систему Министерства культуры входят детские школы искусств (524), средние специальные (21) и высшие (3) учебные заведения. В области культуры работает около 40 тыс. человек.

Активно идет интеграция национальных достижений Беларуси в  мировую культуру. Развивается международная деятельность. Так, установлены связи в области культуры и искусства более чем с 30 государствами мира. Только в 2000 году 3 500 мастеров искусств с большим успехом выступили в 16 зарубежных странах. Значительным событием в области культурной политики стало подписание Протокола-меморандума между белорусским Правительством и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

В контексте лучших национальных традиций сценического искусства активно  развивается белорусский театр. В республике работают 27 профессиональных театров, в том числе 8 театров республиканского подчинения. Уровень их творческой деятельности постоянно повышается. В значительной степени этому способствует проведение фестивалей, в том числе таких, как: «Белая Вежа» (Брест), «Славянские театральные встречи» (Гомель), театров кукол (Минск), национальной драматургии имени В.Дунина-Марцинкевича (Бобруйск), творческой театральной молодежи (Гродно). В 2000 году международное признание получил Белорусский государственный академический театр имени Я.Коласа, завоевав главный приз на театральном фестивале в Эдинбурге (Шотландия). Широкое признание у отечественного и зарубежного зрителя получили спектакли Национального академического театра оперы и балета.

Национальной гордостью являются: Государственный академический народный хор имени Цитовича; Государственная академическая хоровая капелла имени Ширмы; Государственный академический народный оркестр имени Жиновича; Государственный ансамбль танца; Белорусский государственный хореографический ансамбль «Хорошки» и многие другие.

Растет количество различных  фестивалей и смотров. Широкую известность  в республике и за ее пределами  получили Международный фестиваль  искусств «Славянский базар в  Витебске», Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер», «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна». В январе 2001 года на юбилейной 25-й ассамблее Международного объединения фестивалей и конкурсов при ЮНЕСКО фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» признан лучшим фестивалем 2000 года. Заметим, что это звание оспаривали 179 фестивалей из 60 стран мира. За последние 35 лет оно было присуждено лишь шести фестивалям, в числе которых такие всемирно известные, как «Сопот и «Сан-Ремо».

Важнейшей составляющей культуры являются музеи. В республике действует 185 музеев с учетом филиалов. На их общем балансе находится около 2,5 млн уникальных экспонатов. Ежегодно в музеях открывается 1500 выставок самой разнообразной тематики, которые посещает свыше 3 млн человек. Деятельность музеев в Беларуси ориентируется на изучение и осмысление истории и культуры страны, воспитание самосознания граждан республики, приобщение их к национальному и общечеловеческому культурному наследию. Переосмысление социальной роли музеев в новых экономических условиях позволило им стать более активными исследовательскими системами, образовательными, культурными, досуговыми центрами.

Таким образом, система  учреждений культуры является одним  из самых необходимых государственных  институтов, поскольку она обеспечивает населению духовную свободу и формирует национальное самосознание, с ее помощью достижения культуры становятся достоянием всех слоев населения. Развитие культуры обеспечивает необходимые предпосылки для политического, социального, экономического и духовного воспитания граждан.

Состояние физического  здоровья населения является важнейшим  условием развития любого государства. Всестороннее и гармоничное развитие человека, его физическое совершенство – одна из основ поступательной и успешной реализации проводимых в Республике Беларусь преобразований. Развитие спорта – это сегодня и часть внешней политики государства.

Высокая динамика экономических, социальных и экологических  вызовов ХХI века повлекла за собой ухудшение состояния здоровья населения нашей страны. Этот процесс вызван комплексным воздействием ряда отрицательных факторов: продолжающимися негативными изменениями среды обитания, нервно-психической дезадаптацией в условиях нестабильного социально-экономического положения, последствиями катастрофы на ЧАЭС, чрезмерной алкоголизацией отдельных слоев населения.

Следствием  этих процессов стало усложнение демографической ситуации в республике. Активно развиваются процессы старения нации. В настоящее время пятая  часть всего населения – лица старше трудоспособного возраста.

Реализация  государственной политики в области  физической культуры и спорта возложена  в Республике Беларусь на Министерство спорта и туризма. В стране сформирован  правовой и экономический механизм стабильного развития отрасли, оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению.

В стране созданы  необходимые условия для развития социально регулируемого процесса физкультурно-спортивного движения, решаются задачи по обеспечению доступности  занятий физической культурой и  спортом для всех категорий населения, ведется целенаправленная работа по привлечению к физкультурно-спортивным занятиям как взрослого населения, так и подрастающего поколения.

Забота о  здоровье и здоровом образе жизни  граждан отражена в государственных  нормативно-правовых актах, законах Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», «О туризме», в Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2003–2006 годы, в Государственной программе по формированию здорового образа жизни населения Республики Беларусь на 2002–2006 годы.

В соответствии с Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 2 октября 2001 г. № 1553 «О Государственной программе  по формированию здорового образа жизни  населения Республики Беларусь на 2002–2006 гг.» Министерством спорта и туризма разработан и утвержден рабочий план мероприятий, а в регионах республики – программы «Здоровье народа», а также пограммы по формированию здорового образа жизни населения на 2002-2006 годы. Выполнение этих задач позволит создать необходимую материально-техническую базу, широко вовлечь различные категории населения в оздоровительный процесс, укрепить здоровье средствами физической культуры, спорта и туризма.

В настоящее  время в городах и поселках страны уже создано 947 клубов по спортивным интересам и школ здоровья, более 30 городских и районных центров физкультурно-оздоровительной работы и около 80 физкультурно-спортивных клубов. Отмечается тенденция слияния центров физкультурно-оздоровительной работы и физкультурно-спортивных клубов, что позволяет, во-первых, концентрировать средства, выделяемые из различных источников, во-вторых, активизировать физкультурно-оздоровительную работу с населением.

Дело первостепенной важности – приобщение детей к  физической культуре и спорту. Практически во всех общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях введены три урока физической культуры. В отдельных учебных заведениях по инициативе педагогических коллективов проводится четыре и более уроков физической культуры в неделю.

В последние годы заметно  активизировалась работа с пожилыми людьми. Ежегодно проводится около 20 массовых физкультурно-спортивных мероприятий, в которых до 40% участников составляют люди пожилого возраста. В различных  городах республики проводятся лектории по проблемам продления жизни и укрепления здоровья.

 

Ежегодно в  Республике Беларусь проводится около 80 международных спортивных мероприятий. В более чем 470 специализированных учебно-спортивных учреждениях обеспечивается стабильная и планомерная подготовка спортивного резерва. В них проходят подготовку 175 тыс. спортсменов. В последние годы мы гордимся нашими биатлонистами, хоккеистами, представителями гимнастики, легкой атлетики и велоспорта.

Активными участниками  процесса по формированию здорового образа жизни населения наряду с Министерством спорта и туризма являются Министерства здравоохранения и образования, а также профсоюзные, молодежные организации и объединения, средства массовой информации.

В Республике Беларусь существуют благоприятные предпосылки для развития туризма. Во-первых, мы имеем исключительно богатый природный потенциал. В стране относительно мягкий климат, природно-территориальные ландшафты неповторимы и во многом уникальны, много рек и озер, отсутствуют обширные промышленные районы. Приоритетные туристские территории расположены в границах национальных парков «Беловежская пуща», «Браславские озера», «Нарочанский», «Припятский», Березинского биосферного заповедника, еврорегионов «Буг», «Неман», «Озерный край».

Информация о работе Государственная идеология в области социальной защиты населения Республики Беларусь