Государственная идеология в области социальной защиты населения Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Фактически же материальную помощь в республике получают свыше 40% семей с детьми, причем независимо от доходов родителей. В результате до действительно нуждающихся доходит не более 20% выделенных государством средств. Между тем международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10–15% населения.

Содержание

Введение

Объективная необходимость проведения социальной политики в РБ.
2. Основные идеологические приоритеты в социальной политике XXI века.

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 4.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

               Белорусский государственный университет

                         информатики и радиоэлектроники

 

                               Факультет заочного обучения

 

                      

 

 

                                        КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                      по дисциплине «Основы идеологии»

Тема 4. Государственная  идеология в области социальной защиты населения Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнила студентка гр. 703002

Каркоцкая Вероника Алексадровна 

                                                                 Проверил 

Борисов Евгений Александрович

 

 

 

 

 

Почтовый адрес:

222410,г. Вилейка,

ул. Маркова 42

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Минск 2012

Содержание:

Государственная идеология в области социальной защиты населения Республики Беларусь

 

 

Введение

 

  1. Объективная необходимость проведения социальной политики в РБ.

2. Основные идеологические  приоритеты в социальной политике XXI века.

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое и семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Фактически же материальную помощь в республике получают свыше 40% семей с детьми, причем независимо от доходов родителей. В результате до действительно нуждающихся доходит не более 20% выделенных государством средств. Между тем международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10–15% населения.

Смысл эффективной  адресной социальной защиты и состоит  именно в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики должна стать ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень – помощь должна быть приближена к потребителю. Важно полностью перейти от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

-инвалидам, одиноким пенсионерам – различные социальные услуги, обслуживание на дому;

-многодетным, неполным семьям – приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

Право на адресную персонифицированную социальную помощь граждане Республики Беларусь уже получили с января 2001 года, однако пока ею воспользовалась лишь незначительная часть населения (менее 3% граждан республики). К сожалению, система адресной социальной помощи оказалась недостаточно эффективной: слишком запутанная и сложная процедура сбора документов, жесткая привязанность к определенным категориям нуждающихся, слабая информированность населения. Ныне разработана стратегия «пилотного» проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Она должна быть грамотной, четкой, хорошо продуманной, персонифицированной и эффективной – такова задача. И основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Для этого в  стране создается четкая система государственных социальных стандартов. «Люди должны почувствовать, что власть не просто «урывками» старается помочь, а системно защищает таких граждан», – такое требование выдвинул Президент Республики Беларусь.

Единые нормативы  социальных стандартов по обслуживанию населения призваны определить социальные гарантии, которые государство в состоянии обеспечить бесплатно в жизненно важных сферах исходя из экономических возможностей. Эти стандарты касаются уровня медицинских, бытовых, жилищно-коммунальных услуг (например, минимальная температура в жилых помещениях), обеспеченности общественным транспортом, социально-бытовой инфраструктурой в населенных пунктах (наличие торговых точек), организационно-технических условий образовательного процесса (в частности, обеспеченность местами в дошкольных и школьных учреждениях, нормативы денежных средств на содержание в них детей) и другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Объективная необходимость проведения социальной политики в РБ.

В Республике Беларусь основополагающим документом, определяющим сущность, содержание, цели и принципы государственной социальной политики, является Конституция. В статье 1 Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим, правовым социальным государством. Это значит, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан.

Социальное  государство – это государство, которое стремится максимально  обеспечить достойные условия существования  своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищенность и участие в управлении производством. Именно в Конституции Республики Беларусь и определены основные принципы социального государства.

Взаимоотношениям  между личностью, обществом и  государством, гражданами и государством посвящен раздел II Конституции. В частности, согласно статье 21, государство гарантирует каждому гражданину соблюдение права на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Кроме того, в Конституции зафиксированы необходимые для построения социального государства такие принципы, как разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти воли народа.

Однако необходимо отметить, что для практической реализации конституционно закрепленных положений требуется ряд условий. В первую очередь, это наличие необходимой социально-экономической базы, культурного потенциала, а также наличие политической воли. Все это достигается путем проведения соответствующей социальной политики.

Объектом социальной политики являются общественные слои и поддержание стабильности их существования  как необходимого условия для  обеспечения устойчивого и эффективного развития государства в целом.

Предметом социальной политики выступает государственное регулирование общественных отношений по поводу справедливого перераспределения материальных благ, обеспечение социальной и политической стабильности, гарантия достойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. Таким образом, социальная политика выполняет ряд функций: защитную, перераспределительную, стабилизационную и воспитательную.

Необходимо  также учитывать тот факт, что  социальная политика осуществляется не только государственными органами. Важную роль в ее реализации играют профессиональные союзы, различные общественные объединения, а также широкий спектр негосударственных организаций, занимающихся экономической, культурной, образовательной, спортивной и другой деятельностью. Субъектами социальной политики наряду с государственными органами выступают различные институты гражданского общества.

Мы можем  сформулировать понятие социальной политики как деятельность государства, направленную на поддержание социальной стабильности путем регулирования  отношений и связей между отдельными гражданами и различными объединениями граждан по поводу их положения в обществе и обеспечения их достойными условиями жизни.

В процессе реформирования общества создается новая социальная среда, что потребовало выработки эффективной социальной политики, которая реализуется в рамках «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.». Она является необходимым условием для экономического подъема, а адекватные социальные программы способствуют достижению согласия в обществе и являются основополагающими в осуществлении успешных реформ.

Грамотная, четко выверенная социальная политика способствует установлению макроэкономического равновесия и обеспечивает справедливое распределение результатов во всем обществе. Во многом это связано с тем, что Республика Беларусь перешла от общих к селективным социальным программам по конкретным регионам и определенным группам населения.

Социальная сфера в  переходном периоде является сложным  объектом государственного регулирования. Основная проблема состоит в том, чтобы, с одной стороны, сосредоточить средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (многодетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а с другой – поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: здравоохранение, образование, науку, культуру. Поэтому государственное регулирование в Республике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отношению к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в нее внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.

Благодаря этому Республика Беларусь не только не утратила важнейшие  социальные завоевания предыдущих лет, но многое сделала для развития и  совершенствования всей социальной сферы: здравоохранения, образования, науки и культуры, социальной защиты наших граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные идеологические приоритеты в социальной политике в 21 веке.

1. Приоритеты в сфере образования. Образовательная политика в РБ на современном этапе направлена на достижение следующих целей:

— сохранение и  развитие лучших традиций системы образования, заложенных в советский период;

— своевременное  и опережающее обеспечение запросов бел. общества в целом и каждого гражданина в частности;

— формирование системы обучения и воспитания, отвечающего  задачам нового этапа развития общества.

Государственная политика РБ в сфере образования  проводится в соответствии с тремя  основополагающими идеологическими  принципами:

1) равным доступом к образованию;

2) социальной  справедливостью в получении  образования;

3) высоким качеством  образования;

Принцип доступности  – граждане РБ вне зависимости  от социального положения и места  жительства имеют равные возможности  и доступ к его получению. Приведем примеры реализации этого принципа. Ежегодно создаются государственные комиссии по контролю за проведением вступительных экзаменов, в результате значительно повысилось качество приема вступительных экзаменов. Обеспечение социальной справедливости при получении образования: с1998 года проводится раздельный конкурс среди выпускников городских и сельских школ; льготы для пострадавших от аварии на ЧАЭС. Образование для инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития. В вузах республики вводится дистанционное обучение. Функционирует система поддержки одаренной молодежи, именные стипендии.

В целях повышения  качества образования:

— структурная  перестройка школы (обязательное 10-летнее образование (раньше 9 лет) и 12-летний срок обучения в средней школе (раньше-11 лет));

— 10-бальная  система оценки учащихся;

— дошкольное образование;

— развитие сети профессионально-технических лицеев и колледжей;

И конечно стоит  упомянуть возможность бесплатного  получения высшего образования.

Необходимо отметить, что основные тенденции развития современного образования в Беларуси связаны с перспективами развития мирового сообщества в целом. При этом нельзя не учитывать принципиальной зависимости отечественной образовательной системы от типа культуры, степени цивилизованности, ментальности, сложившихся социокультурных структур и процессов, которые в совокупности детерминируют систему образования.

 

2. Приоритеты в сфере здравоохранения. Главной целью государственной политике в области здравоохранения является сохранение и укрепление здоровья нации. Главными задачами в области здравоохранения являются:

- обеспечение  конституционных прав граждан  на качественную мед. помощь;

- сохранение  приоритетности государственной  системы здравоохранения (т.е.  больницы, поликлиники и т.д. – государственные);

- доведение  уровня бюджетного финансирования  здравоохранения к 2005 году до 7,5% ВВП;

- максимальное  приближение медицинской помощи  к населению;

- усиление профилактической  и диагностической направленности  работы отрасли;

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения РБ была разработана  и внедряется новая медико-экономическая  модель развития отечественного здравоохранения, которая включает:

- бюджетное финансирование  расходов на здравоохранение  в расчете на одного жителя;

- приоритетное развитие  первичной медико-санитарной помощи;

- реализацию программ  обеспечения граждан бесплатной  медицинской помощью;

С целью привлечения дополнительных источников финансирования населению  оказываются платные мед. услуги в государственных организациях здравоохранения: диагностика, осуществляемая по желанию пациента; косметические услуги, пластическая хирургия; профосмотры.

Приоритетными направлениями  развития здравоохранения на ближайшую  перспективу являются:

- развитие первичной медико-санитарной помощи и сохранение доступной специализированной мед. помощи;

Информация о работе Государственная идеология в области социальной защиты населения Республики Беларусь