Выборы в субъектах Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 23:30, реферат

Краткое описание

Ситуация изменилась в 1996 году, когда Конституционный суд России, рассматривая запрос губернатора Алтайского края о конституционности положений Устава Алтайского края, признал, что глава администрации края не может назначаться законодательным собранием, а должен избираться населением. Кроме того, в Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации было включено положение о необходимости завершения выборов глав исполнительной власти до конца 1996 года.

Содержание

Введение

Глава I. Нормативные источники, регулирующие выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

1.1 Характеристика нормативных источников

1.2 Проблемы современного избирательного законодательства

Глава II. Избирательный процесс

2.1 Понятие и основные стадии избирательного процесса

2.2 Порядок проведения голосования

2.3 Порядок подсчета голосов

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Рег.политология.1doc.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО «Государственная Полярная академия»

Факультет Экономики и Управления

Кафедра социологии и психологии

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Региональная политология»

на тему: «Выборы в субъектах Российской Федерации»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса 391 гр.

Костылева В.А.

Проверила: Спиридонова В.А.

 

Санкт - Петербург

2012 г.

Содержание

 

Введение

Глава I. Нормативные источники, регулирующие выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

1.1 Характеристика нормативных источников

1.2 Проблемы современного избирательного законодательства

Глава II. Избирательный процесс

2.1 Понятие и основные стадии избирательного процесса

2.2 Порядок проведения голосования

2.3 Порядок подсчета голосов

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выборы глав субъектов Российской Федерации (официально — «выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации», неофициально — «выборы главы исполнительной власти», «губернаторские выборы» и т. п. — проходили в регионах России с 1991 года. Выборная должность (и сами выборы) в разных регионах и в разные периоды именовалась по-разному — президент, глава республики, председатель правительства, губернатор, глава администрации, мэр и т. п.

Впервые были проведены 12 июня 1991 года в городах Москве и Санкт-Петербурге одновременно с выборами президента РСФСР. В период с 1991 по 1996 год проводились эпизодически в некоторых регионах — должность президента была введена не во всех республиках, а главы администраций большинства краёв, областей и т. п. назначались Президентом.

Ситуация изменилась в 1996 году, когда Конституционный суд России, рассматривая запрос губернатора Алтайского края о конституционности положений Устава Алтайского края, признал, что глава администрации края не может назначаться законодательным собранием, а должен избираться населением. Кроме того, в Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации было включено положение о необходимости завершения выборов глав исполнительной власти до конца 1996 года.

В 1999 году в новом законе закреплён термин «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации». В этот же был включен запрет одному и тому же лицу избираться более двух раз подряд, однако вскоре в него были включены оговорки, позволившие практически всем главам обойти это ограничение. В период с 1996 по 2004 год выборы глав регионов проводились во всех регионах России с периодичностью, как правило, 4 — 5 лет. Порядок проведения выборов регулировался как федеральными, так и региональными законами. Выборы проходили не синхронно, и не существовало каких-либо универсальных сроков проведения выборов, избирательная кампания длилась от 3 — 4 месяцев до полугода. Эти выборы привлекали значительное число специалистов (в первую очередь — по избирательным технологиям), которые перемещались из региона в регион, предлагая свои услуги кандидатам и их избирательным штабам. В сентябре 2004 года Президент России В. В. Путин выступил с инициативой изменения порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, предложив утверждать их в должности решениями законодательных органов по предложению Президента. Соответствующий законопроект был разработан и принят в декабре 2004 года, а последние прямые губернаторские выборы состоялись в Ненецком автономном округе в январе 2005 года.

 

 


Глава I. Нормативные источники, регулирующие выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ

1.1 Характеристика нормативных источников

Характеристика нормативных источников. При осуществлении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ источниками избирательного права являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти субъектов РФ и регулирующие порядок осуществления этого права.

Наивысшую юридическую силу имеют нормы избирательного права, содержащиеся в Конституции Российской Федерации. Именно в Конституции Российской Федерации проводится разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере избирательного законодательства. Статьей 71 Конституции Российской Федерации установлено, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в»), а, следовательно, и избирательных прав, а также формирование федеральных органов государственной власти (п. «г») находятся в ведении Российской Федерации.

В то же время защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст. 72). Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации также относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «н» ч. 1 ст. 72). Это означает, что в соответствии с федеральными законами субъекты Российской Федерации осуществляют детальное регулирование всех вопросов организации этой системы, что включает и определение конкретных способов формирования органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что ряд вопросов избирательного права относится к исключительному ведению субъектов Российской Федерации. Так, субъект Российской Федерации самостоятельно определяет избирательную систему, применяемую при выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, а также самостоятельно устанавливает ряд конкретных параметров избирательных процедур и институтов в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации.

Естественно, что при этом должны соблюдаться стандарты избирательных прав граждан, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Конституция Российской Федерации определяет также содержание избирательных прав граждан Российской Федерации и устанавливает общий механизм защиты конституционных норм, определяющих избирательные права граждан. Проведение выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется Федеральными законами. Также ими устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеет более высокую юридическую силу, нежели другие законы. Согласно пункту 7 статьи 1 этого Федерального закона «федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона».

 

Очевидно, что после принятия данного Федерального закона принятые ранее акты федерального законодательства и законодательств субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с его положениями. В настоящее время эта работа проводится на уровне Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации, но до полного соответствия, на мой взгляд, еще далеко. При проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации применяются и многие другие федеральные законы. Они регулируют отдельные институты избирательного права, упорядочивают некоторые стороны избирательного процесса и определяют правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства. Если федеральные законы с различной степенью полноты регулируют выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, то законы субъектов РФ устанавливают порядок выборов только в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления.

Важными источниками избирательного права субъектов Российской Федерации являются конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В этих нормативных актах, являющихся основополагающими для всей системы законодательства субъектов Российской Федерации, закрепляется ряд важнейших норм избирательного права. В частности, здесь определяется срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов в органы государственной власти, а также условия осуществления гражданами РФ пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Устав Самарской области согласно  в ст.82,83 и 84 соответственно определяет, что: - «Самарская Губернская Дума состоит из 25 депутатов, избираемых в одномандатных округах; - Депутаты Самарской Губернской Думы избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Самарской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; - депутаты Самарской Губернской Думы избираются сроком на 5 лет; -                               порядок подготовки и проведения выборов депутатов Самарской Губернской Думы определяется законом Самарской области». В системе избирательных законов каждого субъекта Российской Федерации в настоящее время можно, как правило, выделить закон о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти (в Самарской области - Закон Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы»).

Некоторые субъекты провели кодификацию своего избирательного законодательства. В частности, избирательные кодексы приняты в Воронежской и Свердловской областях. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об избирательной комиссии субъекта Федерации, о гарантиях избирательных прав граждан. Закон самарской области об избирательной комиссии Самарской области определяет положение данной избирательной комиссии в системе государственных органов Самарской области, ее статус, порядок формирования (расформирования) и деятельности, полномочия при подготовке и проведении выборов, в том числе в органы государственной власти Самарской области. На мой взгляд, принятие подобных законов на уровне субъектов Федерации лишь усиливает путаницу в выборном законодательстве, и гораздо продуктивнее было бы доработать основные законы на федеральном уровне, привести их окончательно в соответствие с основным Законом Российской Федерации – Конституцией Российской Федерации.

Именно в них, как в законах, действующих на территории всей Российской Федерации в целом, я считаю, нужно уделить большее внимание гарантиям избирательных прав граждан. Что же касается законов об избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, то, я думаю, этот по преимуществу процедурный вопрос можно осветить в законе о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти. Таким образом, можно было бы несколько упростить современную систему законодательства. Правом принимать инструкции и некоторые иные нормативные акты наделяются также избирательные комиссии субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Такие нормативные акты не создают новых избирательных процедур, их принятие направлено на обеспечение единообразного применения соответствующих законов.

1.2 Проблемы современного избирательного законодательства

Проблемы современного избирательного законодательства. В своем развитии избирательное законодательство все более оформляется в достаточно самостоятельную, обособленную отрасль российского законодательства. В этом, безусловно, есть положительные моменты: развивается специфический инструментарий правового регулирования избирательных правоотношений, уточняются основные понятия и термины избирательного права, осуществляется детальная проработка избирательных процедур и мер ответственности за их нарушение. Это способствует, с одной стороны, универсализации, а с другой, конкретизации порядка подготовки и проведения выборов всех уровней. Однако в настоящее время выявились и отрицательные стороны разрастания обособленного регулирования выборов исключительно средствами избирательного законодательства.

Оно ведет к разрыву системных связей избирательного права и конституционного права Российской Федерации. Между тем избирательное право, прежде всего, является под отраслью конституционного права.

Содержание важнейших институтов избирательного права в первую очередь должно определяться теми принципами и нормами, которые заложены в основополагающих конституционно-правовых актах, устанавливающих избирательные права граждан именно как права конституционные, и в этом качестве не подлежащих необоснованным ограничениям. Избирательное законодательство как федеральное, так и субъектов РФ должно также в большей степени учитывать конституционные основы организации государственной власти, существующее конституционное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Более полный учет этих правовых реалий должен в немалой степени составлять содержание современного этапа совершенствования российского избирательного законодательства. Кроме того, следует учитывать, что собственно избирательные законы не исчерпывают всего многообразия нормативных актов, регулирующих порядок проведения выборов. В полном объеме избирательный процесс определяется системой законодательных актов, некоторые из которых до сих пор не приняты, а иные во многом устарели.

Насущная задача состоит в том, чтобы восполнить пробелы законодательства, добиться синхронного развития норм всех его отраслей, в той или иной степени затрагивающих вопросы выборов, достичь положения, при котором они были бы взаимно дополняющими и ни в коей мере не противоречили друг другу. В свою очередь, законодательным органам субъектов Российской Федерации важно обеспечить соответствие принципов избирательного законодательства, заложенных в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Для этого данные конституционные (уставные) нормы должны одновременно учитывать полномочия Российской Федерации по регулированию вопросов избирательного права, а также особенности построения и функционирования избирательных систем субъектов Российской Федерации. Нормы конституций, уставов субъектов Российской Федерации должны выражать наиболее общие, безусловно необходимые принципы и нормы избирательного права. Избыточность нормативного регулирования вопросов избирательной системы в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации может привести к девальвации самого этого регулирования и явиться фактором, необоснованно сдерживающим законотворчество данных субъектов Российской Федерации.

Наряду с особенными моментами в конституционном (уставном) регулировании основ избирательной системы в различных субъектах Российской Федерации, выражающими специфику организации государственной власти и местного самоуправления в данных субъектах, можно выделить общие принципы этого регулирования, которые имеют одинаковую ценность для всех субъектов РФ:  - закрепление обязательности всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании для всех выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, их периодическое проведение;  - установление основных принципов ведения избирательных кампаний кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, гарантирующих проведение выборов в условиях многопартийности (право на выбор форм предвыборной агитации, создание кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками собственных избирательных фондов, равенство статуса всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов и некоторых других);  - определение статуса избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, основ ее взаимодействия с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации;  - установление условий осуществления пассивного избирательного права гражданами при проведении выборов в субъекте Российской Федерации;  - закрепление основных гарантий открытости избирательного процесса, гласности в деятельности избирательных комиссий (законодательные гарантии статуса наблюдателей на выборах, публикация решений избирательных комиссий, сведений о ходе избирательной кампании и некоторых других).

Информация о работе Выборы в субъектах Российской Федерации