Выборы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 16:36, отчет по практике

Краткое описание

Целями учебной практики бакалавров юриспруденции являются получение первичных профессиональных умений по специальности, приобретение опыта организационной работы, повышение мотивации к профессиональному самосовершенствованию.
Задачами учебной практики являются:
- ознакомление с профилем специальностей по правовой работе;
- использование теоретических знаний при освоении функциональных обязанностей по отдельным должностям;

Содержание

Введение 3
1 Избирательная система 5
2 Совершенствование избирательной системы 9
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по учебной практике.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

3.1

Филиал

 

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

5114 – учебная практика

Тема

Выборы в Российской Федерации

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

 

Направление на практику

 

Место прохождения практики (организация)

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

1 Избирательная система 5

2 Совершенствование избирательной системы 9

Заключение 15

Приложения 17

 

Введение

Целями учебной практики бакалавров юриспруденции являются получение первичных профессиональных умений по специальности, приобретение опыта организационной работы, повышение мотивации к профессиональному самосовершенствованию.

Задачами учебной практики являются:

    • ознакомление с профилем специальностей по правовой работе;
    • использование теоретических знаний при освоении функциональных обязанностей по отдельным должностям;
    • подготовка проектов процессуальных документов;
    • овладение методикой проведения отдельных процессуальных действий.

Тема учебной практики: выборы в Российской Федерации.

Цели практики:

    • изучить избирательную систему;
    • рассмотреть способы совершенствования избирательных систем.

Место прохождения практики: ОМОН УСМ ГУ МВД России по г. Москва.

Во всех демократических странах участие населения, в управлении государством, регионом, муниципальным образованием предполагает наличие представительного органа, избранного таким путем, чтобы максимально, отразить интересы всех социальных групп общества и обеспечить в нем тем самым их представительность. В связи с этим важной и первостепенной является проблема выбора наиболее оптимальной во всех отношениях модели избирательной системы.

Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные. На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента — Государственной думы. На региональном уровне на начало 2012 выборными являются лишь законодательные органы субъектов федерации. Прямые выборы глав регионов были отменены в 2004, однако вопрос об их возвращении постоянно поднимается на высшем уровне. Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований.

Устав муниципального образования может предусматривать один из трёх вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации (сити-менеджера) на конкурсной контрактной основе. Выборы представителей судебной власти (мировых судей) в России предусмотрены законом, но в настоящее время не практикуются.

Организацию и проведение выборов осуществляют независимые коллегиальные органы - избирательные комиссии.

 

Основная часть

1 Избирательная система

 

Избирательная система в широком смысле - это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права и направленных на:

    • предоставление гражданам избирательных прав и их реализацию;
    • установление принципов и условий взаимодействия субъектов избирательных правоотношений (в том числе и за рамками избирательной кампании);
    • организацию проведения; голосования и определение результатов выборов.

Избирательная система в узком смысле - это совокупность правовых норм, определяющих порядок образования избирательных округов и их вид (одно- или многомандатные), способ оформления голосования; порядок трансформации итогов голосования избирателей в результаты выборов, правила составления списка (при голосовании за партийные: списки).

Классификация избирательных систем:

1. По степени влияния на состояние  партийно-политической системы страны:

    1. системы, наиболее благоприятствующие становлению и развитию многопартийности;
    2. системы, которые сужают партийную палитру, выдвигая на политическую арену две-три, крупные партии за счет умаления роли более мелких и слабых;
    3. системы, способствующие чрезмерной политической борьбе не только с соперниками, но и порождающие жестокую конкуренцию внутри партийных фракций.

2. По времени возникновения избирательные  системы:

    1. старые традиционные модели - исторически первые;
    2. производные - образованные от первых в целях усовершенствования уже имеющихся систем.

3. По степени наибольшей популярности:

    1. наиболее часто используемые;
    2. используемые относительно часто;
    3. редко либо практически неиспользуемые.

4. В зависимости от вида избираемого  органа:

    1. избирательные системы, применяемые при избрании единоличного органа;
    2. избирательные системы, применяемые при избрании коллегиального органа.

5. С точки зрения наибольшей  сложности или относительной  простоты оформления (выражения) воли  избирателя и определения итогов  голосования (подсчета голосов избирательными комиссиями):

    1. системы, применение которых не сопровождается высокой технической сложностью заполнения бюллетеня избирателем и подсчета голосов избирательными комиссиями;
    2. системы, отличающиеся достаточно высокой сложностью процедуры выражения воли избирателей и подведения итогов голосования.

6. По характеру обеспечения избирательных прав граждан :

    1. избирательные системы, наилучшим образом обеспечивающие справедливое представительство народных интересов;
    2. системы, не обеспечивающие максимально справедливое представительство народных интересов1.

Применяемая в настоящее время в Российской Федерации пропорциональная избирательная система на различных уровнях выборов имеет в своей основе положительную направленность: она ориентирована на проведение демократических и свободных выборов, достижение справедливого представительства народных интересов.

Но, тем не менее, есть у нее и определенные недостатки.

В-первую очередь, несоответствие федеральных и региональных законов, регулирующих применение пропорциональной избирательной системы нормам международного права, Конституции РФ, иным федеральным законам. Во-вторых, многие элементы системы, имеющие существенные недостатки на федеральных выборах, находят свое воплощение и на выборах в регионах, и даже на выборах, проходящих в муниципальных образованиях.

Принцип равенства политических партий в избирательном процессе означает равенство их правовых статусов, предоставление равного объема полномочий при участии в выборах. Нормы Конституции Российской Федерации и иных законов равным образом распространяются на все партии, независимо от изложенных в их документах идеологических установок, целей и задач.

Обязанность государства и его органов состоит в том, чтобы в равной мере обеспечивать соблюдение прав и законных интересов всех партий, создавать равные правовые условия для политических партий в процессе выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосования и распределения мандатов, финансирования выборов.

Содержание принципа равенства состоит в том, что все члены общества, подобные друг другу субъекты каких-либо общественных отношений, в нашем случае политические партии, должны быть поставлены в одинаковые условия. Участие в выборах для политических партий проходит на равных основаниях, они обладают равными возможностями принять участие в распределении депутатских мандатов, при наличии реальной электоральной поддержки. Обеспечение принципа равенства политических партий гарантирует наличие единых правил проведения выборов в течение всего периода с момента их назначения и до момента определения результатов.

Кроме того, в содержание принципа равенства входят положения о равенстве политических партий в период предвыборной агитации и в процессе распределения мандатов. В случае с предвыборной агитацией речь идет не о создании абсолютного равенство партий, а об обеспечении гарантированного минимума равных стартовых возможностей и одинаково равного отношения со стороны государства ко всем политических партиям, участвующим в выборах. В отношении распределения мандатов реализация принципа равенства заключается не в одинаково равном разделении мандатов между партиями победителями, а в обеспечении правового равенства при проведении процесса их распределения в соответствии с количеством голосов избирателей, полученных политическими партиями

 

2 Совершенствование избирательной системы

 

В настоящее время политические партии являются неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества. Не являясь непосредственными носителями государственной власти, они, в свою очередь, являются важными элементами гражданского общества. Обладая реальной возможностью участвовать в формировании органов государственной власти и воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, политические партии в сложившихся демократических политических системах выполняют функции посредников между государством и обществом, аккумулируют и реализуют интересы граждан.

В России на сегодняшний день проходит процесс интенсивного реформирования и преобразований во многих сферах общественной жизни, в той или иной степени. Избирательная система России продолжает активно совершенствоваться и это является одной из важнейших предпосылок движения общества к нормальному и цивилизованному состоянию. Именно проведение выборов позволяет органам государственной власти приобрести легитимный характер.

Реформирование избирательной системы направленное в своей основе на укрепление институтов народного представительства в России и, в частности, на развитие партийной системы и укрепление многопартийности наиболее остро ставит вопрос обеспечения правового равенства участников избирательного процесса.

Конституция Российской Федерации 1993 года и российское избирательное законодательство довольно четко закрепляют международные стандарты в отношении принципов всеобщего, равного избирательного права, обязательности и периодичности выборов, открытости и гласности выборов.

Однако в некоторых вопросах выборы в России все больше отходят от международных стандартов. Наиболее серьезной проблемой является обеспечение на российских выборах подлинной свободной конкуренции политических партий.

Избирательную систему России предлагают изменить и парламентарии, и Президент Российской Федерации, и представители средств массовой информации, выражающие общественное мнение.

Особое значение имеет совершенствование выборов в одну из палат парламента - Государственную Думу (другая палата - Совет Федерации - состоит из представителей субъектов Федерации), хотя свои недостатки имеет порядок выборов и в субъектах Федерации (эти выборы регулируются законами субъектов), и на муниципальном уровне.

Как известно, на выборах в Государственную Думу применяется смешанная избирательная система, идея которой была заимствована у Германии. Половина депутатов Думы избираются по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам, а другая половина - по пропорциональной системе по единому федеральному округу. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он подает за конкретного кандидата в одномандатном округе, а второй - за ту или иную партию (избирательное объединение, избирательный блок).

Каждое избирательное объединение выдвигает свой список кандидатов, который публикуется до выборов и регистрируется в Центральной избирательной комиссии. В первом случае избранным считается кандидат, получивший больше голосов по сравнению с любым другим кандидатом по округу. Это избрание - персональное. При голосовании за список того или иного избирательного объединения каждое из них получит число мест в пропорции к собранным голосам, а кандидаты получат депутатские мандаты, как правило, в порядке очередности в списке.

При прочих равных условиях мажоритарная избирательная система относительного большинства эффективна при двухпартийной системе (например, в Великобритании, США). Пропорциональная система обеспечивает представительство разных партий, социальных слоев в условиях сложившейся, стабильной многопартийности. Она укрепляет «многополюсность» политической системы. Соединение двух этих подходов казалось бы идеальным. Но в России нет двухпартийной системы (или хотя бы только двух соперничающих крупных блоков), нет и подлинной многопартийности. Многие партии - это группировки вокруг лидеров, мало связанные с повседневными нуждами граждан и регионов. Поэтому соединение двух разных избирательных систем в России приводит не столько к положительным результатам (они есть), сколько к удвоению недостатков.

Информация о работе Выборы в Российской Федерации