Возникновение и развитие института президентства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Изучение истории возникновения и развития института президентства, подробное рассмотрение конституционного и правового статуса института президентства.

Содержание

Введение
1 История возникновения и развития института президентства
2 Конституционно-правовой статус института президентства
Заключение
Список использованных источников
Глоссарий
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

КР,Возникновение и развитие института президентства.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Все перечисленные обязательства  президентов направлены на увеличение авторитета их должности. Мировой практике известны случаи нарушения президентами при осуществлении своих обязанностей подобных обязательств. Как правило, в таких случаях (если общество является демократическим) на президента обрушивается поток критики со стороны политических партий, средств массовой информации и общественных организаций, что нередко приводит к добровольной отставке президента. При серьёзном нарушении президент может даже быть принудительно отрешён от должности.

Конституция РФ в ст. 11 провозглашает  и закрепляет статус Президента РФ как субъекта государственной  власти в Российской Федерации. В.М. Малиновская, автор комментария Конституции РФ, дает объяснение: Государственная власть в Российской Федерации – это власть, которая осуществляется высшими органами государства, распространяется на всю территорию Российского государства и его население, защищается силой принуждения.

Президент РФ находится во главе  системы государственных органов, в целом он независим от других государственных органов.

Конституция РФ в ст. 10 исходит из принципа: государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Конституция РФ содержит специальную  четвертую главу, посвященную правовому  статусу Президента РФ. Согласно этой главе Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри станы и в международных отношениях.

Президент может влиять на решения  органов власти субъектов РФ, особенно те, которые затрагивают права  граждан, причем степень такого воздействия Президента в последнее время значительно увеличена: в тех случаях, когда грубо нарушаются права человека, он вправе распустить законодательное собрание и освободить от должности высшее должностное лицо субъекта РФ.

Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент Российской Федерации: осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

В военной области (ст. 87 Конституции РФ) Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ и Федеральному закону «О выборах Президента Российской Федерации»:

1. Президент Российской Федерации  избирается на четыре года  гражданами Российской Федерации  на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации  может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Одно и то же лицо не  может занимать должность Президента  Российской Федерации более двух  сроков подряд.

4. Порядок выборов Президента  Российской Федерации определяется федеральным законом.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной  жизни. В одних случаях эти  полномочия носят прерогативный  характер, т. е. принадлежат исключительно  ему, в других — соприкасаются с полномочиями Других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность Президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений.

По специфике предметов компетенции  и взаимоотношений с другими  органами государственной власти полномочия Президента могут быть разбиты на следующие основные группы.

Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций  главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции РФ и федерального закона без участия Государственной Думы и Президента. Таким образом, назначение выборов этих трех органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости.

Президент имеет право законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или вступает в силу. От права на отклонение законов (вето) отличается право на возвращение принятого палатами закона, если Президент усматривает в процессе принятия или одобрения закона нарушение конституционных условий и процедур его принятия или одобрения. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями. Порядок взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе (разработка законопроектов, использование права вето, подписания) регулируется Положением, утвержденным указом Президента РФ от 4 марта 1998 г. Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом, другие органы принимать решение о проведении общероссийских референдумов не вправе.

Президент вправе распускать Государственную  Думу в случаях и порядке, предусмотренных  Конституцией РФ, но не предусмотрено  его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы, с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

1)  в течение года после ее избрания;

2) с момента выдвижения ею  обвинения против Президента  до принятия соответствующего  решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей  территории Российской Федерации  военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Каждодневное сотрудничество Президента РФ с палатами Федерального Собрания обеспечивается с помощью его  полномочных представителей в каждой палате. Они представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы внесенные Президентом РФ законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентом принятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Правительства РФ); при внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным представителем назначается министр иностранных дел или один из его заместителей.

В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов Российской Федерации. Президент также назначает судей других федеральных судов, что предусмотрено ч. 2 ст. 128 Конституции РФ. Никто не вправе требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей.

С этими полномочиями тесно связано  и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент  предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклонения Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президентом на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Конституционного Суда РФ, приводили к длительной задержке с формированием этих органов.

Согласно ч. 4 ст. 78 Конституции РФ Президент вместе с Правительством обеспечивает «в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление  полномочий федеральной государственной  власти на всей территории Российской Федерации». Такая формулировка не составляет сомнений в том, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям, мятежи, односторонне провозглашенный выход из состава Федерации или создание незаконных вооруженных формирований, как это было в Чеченской Республике, но и любое уклонение от исполнения правовых актов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральной государственной власти.

Важное значение имеет право  Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным  законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Многогранная деятельность Президента осуществляется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и распоряжения.

Указ — это правовой акт, относящийся  к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане. Это, следовательно, нормативный акт. Указ может носить и правоприменительный характер, а значит, не иметь нормативного значения. Указы ненормативного значения издаются, например, о назначении того или иного лица на определенную должность. Распоряжение — это акт индивидуального организационного характера. Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, имеют прямое действие.

Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или  отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Если эти акты носят нормативный характер, то они вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня их подписания.

Заключение

История возникновения института Президентства в приведенных выше странах указывает, что полномочия Президента, как главы государства, различны. В президентской республике (США) глава государства является одновременно  и главой исполнительной власти, и вся полнота этой власти принадлежит ему. Президент оказывает решающее воздействие на формирование  и деятельность  правительства. В законодательной сфере возможности Президента существенно ограничены, поскольку все законодательные полномочия принадлежат парламенту.  Участие Президента в законодательном процессе реализуется в основном   посредством права вето и ежегодных посланий к Конгрессу. Формирование судебных органов относится к числу так называемых "разделенных полномочий" между главой государства и парламентом.

В парламентарной республике (ФРГ) Президент  осуществляет церемониальные и представительские  функции и фактически не оказывает  влияния на функционирование основных государственных  органов. Его политическая роль возрастает в случае глубокого правительственного или государственного кризиса, поскольку Президент является "хранителем политики" и обеспечивает преемственность государственной власти.

В полупрезидентской  республике полномочия Президента гораздо обширнее в законодательной. Однако, если во Франции правительство формируется с учетом расстановки  политических сил в  парламенте и ответственно перед ним, то  в России  правительство в своей деятельности больше зависит от Президента, чем от парламента, что позволяет характеризовать систему правления России как президентскую "смешанную" систему, или "смешанную" систему с сильным Президентом.

Таким образом, можно констатировать, что объем полномочий Президента в системе разделения  властей является производным  от  существующей  системы правления. Вместе с тем в рамках каждой системы существуют различные вариации.  Наибольшим динамизмом отличается "смешанная" система, поскольку представляет  собой различные комбинации  набора элементов основных систем - президентской и парламентарной.

В рассмотренных странах существует разный возрастной ценз на выборы Президента, срок пребывания в должности Президента и возможность переизбрания.

Каждая страна сама определяет, какую  роль должен играть Президент в её политической жизни. Значительный отпечаток на этот процесс накладывают особенности исторического развития страны, специфика её политической культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции.

В то же самое время, существуют единые принципы, основы института Президента. Так, одним из важнейший принципов самого статуса Президента во всех странах является его выборность, то есть статус Президента, в отличие, например, от монарха - это выборная должность. Так же одним из важных факторов является то, что Президент – это глава своего государства.

При рассмотрении роли Президента РФ в системе государственной власти хотелось бы отметить, что в России сформулированы основы республики смешанного типа «полупрезидентской» (президентско-парламентской), при которой президент избирается всеобщим голосованием (в этом её отличие от парламентской формы); он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действует председатель правительство и министры, образующие правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).

Информация о работе Возникновение и развитие института президентства