Возникновение и развитие института президентства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Изучение истории возникновения и развития института президентства, подробное рассмотрение конституционного и правового статуса института президентства.

Содержание

Введение
1 История возникновения и развития института президентства
2 Конституционно-правовой статус института президентства
Заключение
Список использованных источников
Глоссарий
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

КР,Возникновение и развитие института президентства.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

 

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Возникновение и развитие института президентства

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                  

1 История возникновения и развития института президентства                                                 

2 Конституционно-правовой статус института президентства                                                              

Заключение                                                                                                           

Список использованных источников 

Глоссарий                                                                                                   

Приложения

Введение

В научной литературе проблеме функционирования  института президентства уделяется  достаточно много внимания. Наибольшее количество работ принадлежит перу американских ученых, поскольку институт президентства в США имеет самую долгую историю  своего  существования. В этой  стране исследуются  различные аспекты  института  президентства: причины  его учреждения, место в  системе разделения  властей,   взаимоотношения  между  Президентом   и   Конгрессом, нормативные  акты  Президента, военные и чрезвычайные полномочия Президента.

В  западноевропейской литературе исследования  института  президентства носят  ограниченный,  а порой  и  фрагментарный характер,  что обусловлено спецификой развития президентства  в Европе. Значительный вклад в разработку  этой  проблематики внесли  французские и  немецкие авторы: Ф.Ардан, К.Бауме, Ч.Боржо,  Ф.Буссе,  М.Вебер,  А.Демишель,  Ф.Демишель,  М.Дэбре,  М.Дюверже, Л.Дюги,  Г.Еллинек,  Х.Меллер, Л.Ольстон, М.Пикемаль, А.Токвиль.

Для России данный институт являлся  новым. В Российской Федерации произошло  становление, не только института президентской  власти, но и парламентаризма, независимой  судебной власти, органов исполнительной власти. Следует отметить, что в России до сих пор не сложилось четкого и однозначного понимания места и роли института президентства в системе государственных органов. Сторонники сильной президентской власти видят в институте президентства широкие возможности для обеспечения единства государственной власти в переходный период, укрепления российской государственности в целом, для дальнейшего продвижения страны по пути реформ.

Государство испытывает потребность  в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках – выборный Президент. Глава государства обычно наделен широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями. При условии развития в мире демократических институтов, актуально особое внимание уделить именно Президентству, как верховной государственной власти.

Президент — выборная должность  главы государства или территориально-административного  образования либо председателя коллегиального органа, общественного объединения или коммерческой организации, а в некоторых странах (например, в США) — также пожизненный титул лица, занимавшего такую должность в прошлом. В государствах с Президентской формой правления Президент является главой исполнительной власти, с парламентской — лишь главой государства. В настоящее время Президентами официально именуют себя также диктаторы.

При различных формах правления  полномочия Президента выглядят неодинаково. В одних странах функции главы  государства номинальны, в других – они олицетворяют реальную власть.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы показать специфическую роль института Президента в системе государственной власти. Для достижения цели моей работы необходимо провести детальный сравнительно-правовой анализ полномочий Президента. Данный анализ целесообразно провести на примере таких стран как Россия, США, Франция, ФРГ, как наиболее ярких представительств Президентства. Кроме того, рассмотреть государственные механизмы каждой из стран, найти функциональные и принципиальные различия, более детально рассмотреть место и роль Президента в системе государственной власти Российской Федерации.

Объектом исследования является институт президентства.

Предмет исследования - происхождение  и развитие института президентства.

Для написания данной работы была использована литература, в которой в достаточно полной мере рассматриваются закономерности становления института президентской власти, его место в органах государственной власти, проблемы формирования и эффективного функционирования данного института, такие как Паречина С.Г., Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтин Л.М., Кузнецов Е.Л., Сахаров Н.А.

Основная часть

1 История возникновения и развития института президентства

На сегодняшний день в мире наиболее ярко выделяются два вида главы государства: монарх и Президент. Основные различия, между этими двумя видами главы государства, по мнению многих авторов, заключается в том, что в отличие от монарха, Президент – избираемая должность и срок нахождения Президента в должности строго ограничен временными рамками. По сравнению с монархией институт Президентства довольно молодой, однако в последнее время он получил большое развитие и теоретическое обоснование.

Термин «Президент» происходит от латинского, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена Президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова «Президент» впоследствии возникла такая должность, как, например, Президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин «Президент» не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. США стали первой страной в мире, где возникла должность Президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт Президентства, как один из важнейших институтов политической системы.

Впервые вопрос о введении поста  Президента обсуждался в 1787 году на Конституционном  конвенте в Филадельфии при разработке новой Конституции США. До этого существовал монархический способ организации верховной власти в государстве. Его характерные черты: наследственность трона, пожизненный срок пребывания у власти и фактически неограниченные полномочия.    

Первыми европейскими странами, где  была введена должность Президента как главы государства, стали  в 1848 году две республики – Франция  и Швейцария. Помимо них, другие государства  Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца XIX в. оставались монархиями.

Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х  гг., стимулировали дальнейшее распространение  института Президентства. Почти  во всех бывших республиках СССР, республиках  бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и Словакии был учрежден Президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня Президентство – неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть Президент в ее политической жизни.

Возникновение тех или иных систем управления в различных странах  обусловлено многими факторами. Значительный отпечаток на этот процесс  накладывают особенности исторического  развития страны, специфика ее политической культуры, традиции государственности, соотношение различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Большую роль в выборе системы правления может сыграть субъективный фактор в лице ведущего политического лидера, под которого в значительной степени выстраивается вся конструкция государственной власти и управления. В силу этого, в одних странах утвердилась парламентарная система правления, при которой функции главы государства исполняет конституционный монарх или Президент, но реальная исполнительная власть сосредоточена в руках правительства, подотчетного парламенту, а в других – возобладала линия на создание сильной Президентской власти, уравновешенной другими политическими институтами или превосходящей по своим полномочиям законодательную и судебную власти. На современной политической карте мира есть и такие страны, которые вообще обходятся без поста Президента, что еще раз подтверждает все многообразие форм государственности.

Творцы Конституции США создали  не просто сильную, но единоличную Президентскую власть, совместив в одном лице полномочия и главы государства, и главы правительства. Так, например, в Конституции США однозначно установлено, что исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки. Однако ни Конституция США, ни поправки к ней не дают единой и целостной характеристики института Президента США. Исполнительная власть предоставлена Президенту в личном качестве. В Конституции ничего не говорится о каком-либо коллегиальном правительстве или хотя бы о структуре органов исполнительной власти. Президент независим, он не подотчетен Конгрессу, неподконтролен ему и несет ответственность только перед народом, от которого он получил свой мандат. Его полномочия закреплены в достаточно широком объеме, но без строгих пределов, что и способствовало их неуклонному фактическому возрастанию. Одновременно для того, чтобы воспрепятствовать превращению единой исполнительной власти в режим личной власти, чреватой диктатурой и произволом, «отцы-основатели» закрепили принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, дополнив его системой взаимных «сдержек» и «противовесов» этих властей в отношении друг друга.

Президент США избирается на 4 года с возможностью переизбрания еще  на один четырехлетний срок. Президентом США может быть гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживший на территории США не менее 14 лет.

Современные американские исследователи  единодушно отмечают ведущую роль Президента в системе органов государства; по своему влиянию на государственные дела он, безусловно, доминирует по отношению к Конгрессу и Верховному суду. Внутренняя и внешняя политика страны в основном формируется и осуществляется властью Президента.

Но это совсем не значит, что  Президент способен осуществлять свои полномочия, ни с кем не считаясь. В демократической стране, какой являются США, вся деятельность Президента (и в гораздо большей степени, чем всех других органов власти) находится в фокусе внимания американской и международной общественности, средств массовой информации. Политическая оппозиция использует любые промахи главы государства, касающиеся, в том числе и его личной жизни, для дискредитации Президента и его партии в целях обеспечения своей победы на следующих Президентских выборах.

Президенту Республики принадлежит  центральное место в системе  государственных органов Пятой  республики. Согласно ст. 5 Конституции  Франции он следит за соблюдением  Конституции, обеспечивает нормальное функционирование государственных  институтов, принимает меры по обеспечению национальной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение международных соглашений и договоров. Президент Республики – верховный главнокомандующий вооруженными силами страны, он производит назначение на высшие военные и гражданские должности. Он представляет страну в международных отношениях, ведет международные переговоры и заключает международные договоры. К числу собственных полномочий Президента относятся такие важные, как: назначение Премьер-министра, решение о досрочном роспуске Национального собрания, использование чрезвычайных полномочий по ст. 16 Конституции и др. Французские исследователи политической жизни страны считают, что в период правления генерала де Голля имело место своего рода вертикальное разграничение полномочий Президента и Правительства. Президент главным образом руководил осуществлением внешней и военной политики Франции. В постголлистский период утвердилось своего рода горизонтальное разделение полномочий и компетенции. Решения наиболее общего политического характера принимаются Президентом, вся текущая работа по управлению страной осуществляется Правительством. Однако ни та, ни другая схема практически не работают в условиях «сосуществования». При такой ситуации Президент должен и обязан искать компромисса с Правительством, как, впрочем, ту же задачу должно решать и Правительство. В основном вопросы управления государственными делами при такой ситуации сосредотачиваются в руках Правительства. Однако большая часть единоличных полномочий Президента сохраняется в неприкосновенности.

Президент Республики – высшее должностное  лицо государства, его верховный  представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни.

Президент Республики избирается путем  всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Срок полномочий – 7 лет. Ограничений для переизбрания не установлено.

Президент Республики обладает исключительно  широкими полномочиями в сфере руководства  и управления государственными делами.

Президенту принадлежит право  законодательной инициативы в том, что касается конституционных пересмотров, передачи законопроектов на референдум, а равно право отлагательного вето на законопроекты, принимаемые Парламентом.

Президенту принадлежит право  досрочного роспуска Национального  собрания.

Президент Республики обладает определенными  полномочиями и в судейской сфере. Он председательствует в высшем совете магистратуры, его актами производится назначение и перемещение профессиональных судей.

Президент Республики обладает правом помилования.

Важными полномочиями наделен Президент в сфере внешней политики и обороны. Он представляет страну в международных отношениях, назначает дипломатических представителей Франции, при нем аккредитуются иностранные дипломатические представители. Президент ведет международные переговоры и заключает международные договоры и соглашения.

Традиционная для Германии форма государственного устройства — федерация. Германия как единое государство существует сравнительно недолгий исторический срок. Еще в середине XIX в. на территории страны располагались десятки независимых государств. После объединения в 1871 г. и создания единого государства прежде независимые государства стали его членами, и им были сохранены некоторые атрибуты государственности.

Германия сегодня — это конституционная федерация, то есть. федерация, основанная на конституции, а не на союзном или федеративном договоре между ее субъектами.

Согласно Основному закону главой Федеративной Республики Германия является Федеральный Президент. В ФРГ  он занимает более скромное место в государственном механизме, чем рейхс-Президент в Веймарской республике. Значительная часть полномочий Президента теперь отошла к Федеральному канцлеру.

Президент ФРГ избирается специальным  органом, который носит наименование Федерального собрания. Он создается только для выборов Президента. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами германских земель. Ландтаги избирают их на основе пропорционального представительства в количестве, устанавливаемом для каждой земли Федеральным правительством с учетом числа депутатов от данной земли и последних данных о численности населения.

Информация о работе Возникновение и развитие института президентства