Возникновение и развитие института президентства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Изучение истории возникновения и развития института президентства, подробное рассмотрение конституционного и правового статуса института президентства.

Содержание

Введение
1 История возникновения и развития института президентства
2 Конституционно-правовой статус института президентства
Заключение
Список использованных источников
Глоссарий
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

КР,Возникновение и развитие института президентства.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное собрание созывается не позднее, чем за 30 дней до истечения  срока полномочий Президента ФРГ. Место  и время созыва Федерального собрания определяет председатель Бундестага; он же руководит работой собрания.

На пост Президента ФРГ может  быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг и  достигший 40-летнего возраста. Правом выдвижения кандидатуры на пост Президента обладает каждый член Федерального собрания. Обсуждение кандидатур не производится.

Федеральный Президент избирается сроком на 5 лет с правом повторного переизбрания. Однако никто не может  быть избран Президентом более двух раз подряд.

В области внутренней политики Президент  ФРГ наделен следующими полномочиями: он подписывает Федеральные законы и распоряжается об их опубликовании; может опротестовать принятый парламентом  закон как антиконституционный  перед Федеральным конституционным  судом; выдвигает кандидатуру на пост Федерального канцлера (считаясь с соотношением партийных фракций в Бундестаге); назначает по предложению Федерального канцлера федеральных министров, обладает правом назначать и увольнять федеральных чиновников и федеральных судей, офицеров и унтер-офицеров (эти полномочия могут быть переданы федеральным министрам); осуществляет право помилования, награждение орденами и медалями.

Внешнеполитические полномочия Федерального Президента включают в себя: представительство  Федерации в международных отношениях, назначение и отзыв послов ФРГ в иностранных государствах, прием аккредитуемых при нем полномочных представителей иностранных государств. Президент имеет право заключить от имени ФРГ договоры с иностранными государствами (договоры политического характера и договоры, относящиеся к объектам федерального законодательства, нуждаются в ратификации парламента).

У Федерального Президента есть также  так называемые "резервные" полномочия, используя которые он может влиять на политическую жизнь. Президент вправе требовать созыва Бундестага (это требование должно быть выполнено), он может распустить Бундестаг, если последний не избрал Канцлера абсолютным большинством голосов или если Канцлер при постановке вопроса о доверии не получил большинства голосов членов Бундестага. По представлению Федерального правительства и с согласия Бундесрата Президент может объявить состояние законодательной необходимости, во время которого, как отмечалось, федеральные законы могут приниматься без участия Бундестага.

К числу чрезвычайных относится  право Федерального Президента объявлять  с согласия Канцлера «состояние обороны», если созыву Бундестага или совместного  комитета мешают «непреодолимые препятствия».

Для вступления в действие распоряжений и указаний Федерального Президента необходима их контрассигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Это правило не действует в случаях назначения или отставки Федерального канцлера, роспуска Бундестага при избрании Канцлера относительным большинством и ходатайства об исполнении Федеральным канцлером или федеральным министром своих обязанностей до назначения их преемников.

Федеральный Президент не несет  политической ответственности перед  представительными органами ФРГ. Он не отчитывается о своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед федеральным собранием. Однако Основной закон допускает возможность смещения Президента с должности до истечения срока его полномочий. Вопрос о смещении Президента с должности может быть возбужден перед Федеральным конституционным судом (который принимает окончательное решение) только в связи с обвинением его в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона.

Особое, специфическое местоположение как в целом с точки зрения социально-экономического и исторического развития, в особенности состояния и перспектив функционирования государственности в целом, так и её отдельных и ведущих институтов и структур, в том числе института Президента, занимает Российская Федерация.

При подготовке проекта Конституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил учредить пост Президента. Была создана Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую главу в проекте Основного закона. Однако вскоре Н.С. Хрущев ушел в отставку, и работа Конституционной комиссии была прервана.

Первые реальные шаги в этом направлении  были сделаны вскоре после прихода  М.С. Горбачева к власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной партконференции  и в ходе ее (июнь-июль 1988 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, однако была спроектирована другая должность – Председателя Верховного Совета СССР и выдвинута для избрания на нее кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Только на 3-ем Съезде народных депутатов СССР (март 1990 г.) был учрежден пост Президента СССР.

С учреждением поста Президента СССР многие связывали надежды на ускоренное решение назревших проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось  с большими трудностями. Появились  и сомнения по поводу целесообразности функционирования данного института власти. С распадом СССР институт Президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но введение Президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были введены посты Президентов в союзных республиках, в том числе пост Президента в Российской Федерации.

В Российской Федерации институт Президентства  был учрежден по результатам всенародного голосования, проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента определялся Законом  «О Президентстве в РСФСР» от 24 апреля 1991 года № 1098-1, основные положения которого затем были включены в текст Конституции РФ 1993 года.

Итак, процесс становления института  Президентства в нашей стране затянулся на десятилетия. Это объясняется  причинами как идеологического, так и политического порядка. Во-первых, Президентская власть предполагает признание принципа разделения властей. У нас он был закреплен в Основном законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя сформировали в сознании людей негативное отношение ко всякой единоличной власти, особенно в высших ее эшелонах.

2 Конституционно-правовой статус института президентства

Существенные отличия имеются в определении положения конституционно-правового статуса президента в системе разделения властей. В некоторых государствах (в том числе и в России) президент является главой государства и при этом не принадлежит ни к одной из ветвей власти. Такое положение закреплено, например, в конституциях Италии и Венгрии.

В других же странах президент, помимо того, что является главой государства, признаётся также главой исполнительной ветви власти. Ярким примером такой  страны являются США, конституция которых  в ст. II.1 указывает, что «исполнительная  власть предоставляется Президенту Соединённых Штатов Америки». Аналогичные положения содержатся в ст. 80 Конституции Мексики: «Осуществление верховной исполнительной власти возлагается на лицо, именуемое «Президент Мексиканских Соединенных Штатов».

При этом в данных конституциях не указывается прямо, что президент является одновременно и главой государства, и председателем правительства. Впрочем, отдельного поста главы правительства эти конституции не предусматривают, так что вопросов при определении статуса президента в этих государствах не возникает.

Однако в государствах, где помимо президента существует также должность  главы правительства, становится актуальной проблема разграничения их правового  статуса и полномочий. Так, в Конституции  Италии записано, что «Председатель Совета министров руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность», а «Президент Республики является Главой государства и представляет национальное единство». Из этого следует, что всей полнотой исполнительной власти наделён глава правительства, а не президент.

Конституции ФРГ определяет статус президента следующим образом (ст. 59): «Федеральный Президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях». В ней не говорится, что президент является главой государства, хотя это и подразумевается. Правовой статус главы правительства же определён достаточно однозначно: «Федеральное Правительство состоит из Федерального Канцлера и федеральных министров» (ст. 62). Таким образом, в Германии канцлер является главой исполнительной власти, а президент выполняет в основном представительские функции.

Некоторые конституции не разрешают  проблему соотношения правового  статуса президента и главы правительства. Конституция Финляндии указывает, что именно президенту принадлежит  высшая исполнительная власть, однако фактически главой правительства является премьер-министр. В Конституции Австрии указано, что «Высшими органами исполнительной власти являются Федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительства земель», при этом прямо не указывается, кто обладает верховной исполнительной властью. Однако анализ перечисленных в данной конституции полномочий президента (ст. 65) позволяет говорить, что и в этом случае президент относится к исполнительной власти скорее номинально, не имея большого реального влияния на её решения.

В целом, в большинстве стран, где одновременно введены посты президента и главы правительства зачастую возникают правовые коллизии и споры относительно соотношения их полномочий. Так, скажем, согласно ст. 9 Конституции Франции, «Президент председательствует в Совете Министров». В то же время, согласно ст. 21, «Премьер-министр руководит деятельностью Правительства». В итоге и президент, и премьер-министр имеют юридические основания для осуществления руководства правительством, в результате чего зачастую эффективность их взаимодействия зависит от множества политических факторов.

Особенности имеет статус президента в исламских государствах. Так, в  Иране верховная власть принадлежит  не президенту, а «Лидеру страны», который является высшим религиозным  иерархом. Все остальные органы власти и должностные лица, в том числе президент, подчинены ему.

Во многих государствах Азии и Африки фактически власть принадлежит не высшему  должностному лицу, а выдвинувшему его руководящему органу правящей партии. Эта модель была типична и для  стран советского блока, в которых существовал институт президента: в них президент лишь озвучивал решения, которые принимались на заседаниях руководящих органов правивших коммунистических партий.

В значительном числе конституций, помимо обязанностей, связанных с  исполнением полномочий главы государства, на президента также возлагается значительное число гражданских, моральных и политических обязанностей. В первую очередь такие обязательства связаны с неуклонным соблюдением конституции самим президентом, с защитой конституционных прав граждан и иных положений конституции, с её претворением в жизнь. Так, в Конституции Италии указывается, что президент приносит «присягу на верность Республике и соблюдение Конституции» (ст. 91), в Конституции Финляндии указывается, что президент в своей присяге заявляет, что будет при исполнении своих обязанностей «честно и точно соблюдать Конституцию Республики и законы, а также прилагать все свои силы на благо народа Финляндии». В Конституции РФ записано, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80).

Данные положения, несмотря на определённую декларативность, имеют важное значение для общества, поскольку дача президентом  подобного обязательства позволяет говорить о законности осуществления им обязанностей президентом, является условием доверия к президенту со стороны народа и сдерживающим фактором, не позволяющим президенту нарушить закон.

Многими конституциями (например, Франции, Польши, Греции) на президента возлагаются и иные сходные обязанности: быть гарантом суверенитета, независимости государства, территориальной целостности, безопасности.

Во многих государствах президент  выполняет роль своего рода посредника, арбитра между различными политическими  силами и ветвями власти. Согласно Конституции Франции, «президент… обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства» (ст. 5)[25]. По Конституции Румынии, «Президент Румынии следит за соблюдением Конституции и надлежащим функционированием публичных властей. В этих целях Президент осуществляет функцию посредничества между властями государства, а также между государством и обществом» (ст. 80).

Часто устанавливается, что Президент  не должен быть представителем каких-то социальных групп, он должен осуществлять свои полномочия в интересах всего общества. Так, президент Греции обязуется «оберегать права и свободы греков и служить общим интересам и прогрессу греческого народа» (ст. 33 Конституции Греции).

Кроме того, на президентов возлагаются  обязанности этического характера, прежде всего, добросовестности и справедливости. Так, в присяге президента ФРГ  содержатся обязательства «добросовестно исполнять свои обязанности и  соблюдать справедливость по отношению к каждому», президента Австрии — «выполнять свои обязанности, используя все знания и следуя доброй совести».

Информация о работе Возникновение и развитие института президентства