Власть как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 23:24, реферат

Краткое описание

Что же такое власть, какова ее природа? На эти и другие вопросы призвана ответить наша работа.

Вложенные файлы: 1 файл

Образец оформления титульного листа.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Готовность к подчинению объекта властвования зависит от ряда факторов: от его качеств; от выдвинутых к нему требований; от ситуации и средств влияния, которые имеет субъект; от восприятия субъекта объектом в зависимости от наличия (или отсутствию) у него авторитета. В отличие от ранних эксплуататорских государств, где объект властвования был бесправным и обязанным беспрекословно подчинение субъекту властвования, в современных демократических державах качества объекта политического властвования определяются в первую очередь его политической и правовой культурой.

Субъектно-объектные отношения в рамках политической власти могут осуществляться в разных типах властного господства и легитимности.

Макс Вебер выделил  три основных типа властного господства. Первый – традиционный, опирается  на традиции, обычаи, нравы той или  иной страны. Второй – харизматический, основывается на личной популярности и влиянии политического лидера. Третий тип властного господства – легальный, базируется на власти законов и приоритетной роли бюрократии.

Каждый из названных  типов властного господства обладает определенной степенью легитимности. В современной политологии легитимность власти – это признание ее законной и справедливой, заслуживающей поддержки со стороны общества.

5. Виды власти

В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:

а) власть в масштабе всего  общества;

б) власть внутри того или  иного коллектива (организации);

в) власть в отношении между двумя индивидами.

Власть можно поделить также на политическую и неполитическую.

Власть внутри той  или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в  зависимости от способа организации  и властвования может быть демократической или недемократической

Политическая власть в обществе (и прежде всего это  касается государственной власти) может  быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной).

Основными видами являются:

политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место  разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства.

исполнительная власть — совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как  подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление  административного управления.

Судебная власть - для  разрешения правовых споров между конкретными  лицами.

власть как управление — способность оказывать социальное влияние для достижения целей  на того или иного лица или группу лиц.

публичная власть — власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

символическая власть —  термин, введенный Пьером Бурдье для  описания специфического типа власти в социуме. Бурдье описывает символическую  власть как способность формировать  или изменять категории восприятия и оценки социального мира, которые  в свою очередь могут оказывать непосредственное влияние на его организацию. В этом смысле символическую власть можно назвать властью «миротворения», которое состоит в «разобщении и воссоединении, иногда в пределах одной операции», в проведении полного разложения или анализа и последующего соединения или синтеза, часто осуществляемого с помощью ярлыков. В качестве примера Бурдье приводит марксизм, который привёл к формированию пролетариата, как социальной группы осознающей себя рабочим классом в марксистском его понимании.

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти – экономическую, социальную, принудительную, информационную, политическую.

Экономическая власть - контроль над экономическими ресурсами, собственность  на различного рода материальные ценности. В спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими ее видами, поскольку - это стремление к умножению материальных ценностей, повышению благосостояния народа.

С экономической властью  тесно связана власть социальная - распределение позиций на социальной лестнице - статусов, должностей, льгот и привилегий. С помощью социальной политики государство может влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть - это власть над людьми с  помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так  и для непосредственного воздействия  на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Информационная власть способна и к манипулированию - управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы  и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Особенности политической власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить политическую волю; охват всего поля политического пространств; наличие  организационных структур, посредством которых субъект политического волеизъявления осуществляет политическую деятельность; воздействие субъектов политической деятельности на формирование права, осуществление законности; обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.

Анализ видов, форм власти позволяет построить классификацию, это важно для оценки облика власти, ее роли в обществе, перспективности  и процесса функционирования. Итак, рассмотрим типологию политической власти по следующим признакам:

По степени институциализации  власть различают:

-  институционно организованная власть в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархий типа: распоряжение-подчинение. Это президентская власть, правительственная, муниципальная и т.п.;

-  неинституционная, неформальная власть - власть в малых неформальных группах.

По объему прерогатив власти различают: международная власть всемирных организаций; международная  власть союзов, блоков стран; власть государства  во внешнеполитических отношениях; государственная власть; ассоциативная власть (партийная, групповая, местной администрации).

По субъекту власти: личная (царская, королевская, президентская  и т.п.); коллективная (партийная, власть группы, клана, класса и т.п.); парламентская; правительственная; судебная.

По структуре правящего  субъекта власть различается: единоличная (монарх, диктатор); единоначальная (президент, премьер-министр); полиархическая (группа власти, олигархия).

По применяемым методам  выделяются: власть-господство; власть-насилие; власть-авторитет; харизматическая власть и др.

По режиму правления: демократическая; авторитарная; деспотическая; тоталитарная; бюрократическая и  др.

По социальному типу: рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; социалистическая.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что политическая власть существует в каждом обществе в той или иной форме, органически пронизывает все общественные сферы.

6. Ветви власти

Государственная власть должна быть разделена на независимые  друг от друга (но при необходимости  контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место  разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся  разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной  и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой  совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как  подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Судебная власть. В  соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей власти является судебная. Органы судебной власти разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы, в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 


Информация о работе Власть как социальный феномен