Власть как социально-политический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 11:25, контрольная работа

Краткое описание

Политическая власть - основополагающая категория политологии. Она дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Поэтому столь важно знание сущности данной категории, причин необходимости власти для любого общества, ее источников и ресурсов, функций, которые она выполняет, знание новых, современных тенденций в ее развитии.

Содержание

I Специфика, сущность и природа политической власти…………...2
II Легитимность власти и ее типы ……………………………………...3
IIIИсточники и ресурсы власти……………..……………………….…..5
IV Современные концепции власти………………………………….…..7
Список использованной литературы………………………………….....9

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ПОЛИТОЛОГИИ.docx

— 126.36 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет» 

Центр дистанционного образования  
  
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: Политология

по теме: « Власть как социально-политический феномен»  
  
  

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент гр. УК-13Дб

Румак Павел Федорович 

 
  

Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

I   Специфика, сущность и природа   политической власти…………...2

II Легитимность власти и ее типы ……………………………………...3

III Источники и ресурсы власти……………..……………………….…..5

IV Современные концепции власти………………………………….…..7

Список использованной литературы………………………………….....9

Тесты……………………………………………………………..............10

 

I Специфика, сущность и природа политической власти

Политическая власть - основополагающая категория политологии. Она дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Поэтому столь важно знание сущности данной категории, причин необходимости власти для любого общества, ее источников и ресурсов, функций, которые она выполняет, знание новых, современных тенденций в ее развитии.

Ядро политики составляет власть. Проблема власти - одна из основных в истории политической мысли и современной политологической теории. Исследованием этого вопроса занимались выдающиеся умы человечества: Платон и Аристотель, Гоббс и Дидро, Радищев и Гегель, русские революционные демократы XIX в., представители русской религиозно-идеалистической философии XIX-XX вв. Соловьев, Бердяев, современные западные политологи, социологи, философы и др. Однако до настоящего времени многие стороны этого явления общественной жизни остаются еще далеко не в полной мере раскрытыми.

Проблема власти во всех ее проявлениях всегда была и остается одной из самых насущных в политической теории и социально-политической философии. В прикладном аспекте особую актуальность обретает вопрос о формах ее выражения и механизмах реализации, что собственно и составляет основу социально-политической жизни общества.

Не случайно аналитика власти описывает ее как отношение, стабилизируемое пятью чертами:

1. Власть не есть нечто «вещное», что находят или теряют.

2. Отношения власти не существуют  ни отдельно, ни внутри, ни над  другими отношениями.

3. Отношения власти всегда преднамеренны, но не субъективны, они являются  производными от сложных программ  и тактик.

4. Власть - это взаимосвязанный процесс, включающий в себе действие и противодействие.

5. Власть по своей природе  «эгоистична», а не «антагонистична», она всегда не только отношение, но и поведение.

Политическая власть существует и функционирует как составная часть общественных отношений, в неразрывной связи со всеми общественными подсистемами, с населением в целом через авторитет, идеологию, общественное мнение о себе самой.

Общественная природа власти. Власть - одно из основных начал человеческого общежития как общего жития, жизни людей. Там, где есть общество, есть власть. И наоборот - где есть власть, есть общество. Природу власти можно понять только как отношения между людьми. Но, разумеется, власть - не всякие отношения, а только такие, которые предполагают отношения определенной зависимости между людьми, отношения руководителя и руководимого, господства и подчинения.

 

II Легитимность власти и ее типы 

 

 Термины «легальность» и  «легитимность» имеют общий корень, который происходит от латинского слова «leg», что означает «закон». Легальность власти - это ее законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, т.е. ее юридически нормативная узаконенность. Антиподом легальной власти является нелегальная, т.е. незаконная, неузаконенная власть. Причем одна вполне может переходить в другую.

Легитимность власти показывает ее фактическую значимость для людей, степень ее престижа, ее «эмпирическую» узаконенность, но не благодаря закону, исходящему от власти, а благодаря закону человеческой расположенности.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: власть может быть легальной и легитимной - тогда это крепкая власть; власть может быть легальной, но нелегитимной - тогда это шаткая власть. Всякая уважающая себя власть стремится стать и быть и легальной, и легитимной. Легальность и легитимность - качественно разные ресурсы власти, обладающие разным потенциалом функционирования.

Различают три главных типа легитимности власти как ее «внутренних оправданий».

Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

Легитимность - это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.

Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

 

III Источники и ресурсы власти

 

Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие.

Ресурсы политической власти - это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти многообразны и разнообразны. В зависимости от этапа общественно - политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой. Они изменчивы, подвижны. На ранних этапах общественного развития источником и ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство и деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом.

Ресурсами политической власти могут выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, биографические данные, имидж, общественно-политический и иной опыт, и многие другие потенциальные и реальные возможности и способности человека, организации, политического института.

Ресурсы власти включают все факторы, которые так или иначе способны повлиять на власть:

- собственные качества субъекта (компетентность, организованность  и т.п.)

- некоторые свойства объекта

- благоприятную для субъекта  ситуацию.

- материальные и иные средства  воздействия.

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти, хотя иногда ресурсы и основания власти отождествляют. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории «социального обмена». Согласно этой теории в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, которые не имеют ресурсов, получают их в обмен на исполнения распоряжений обладателей ресурсов. Тем самым они попадают в зависимость от других, подчиняются им.

Ресурсы используются в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определённые ресурсы во влияние в системе взаимосвязанных агентов. Ресурсы власти также разнообразны, как и многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Некоторые учёные разделяют их на утилитарные, принудительные и нормативные.

Достаточно распространённым и плодотворным для понимания специфики различных видов власти является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который создаёт другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ, солдат и членов партий, получатель и распространитель знаний и информации и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из многочисленных измерений - будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс власти, но и её субъект и объект.

 

IV Современные концепции власти

 

Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в разных смыслах. При глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали, представляющих отдельные аспекты такого многослойного и в то же время целостного феномена, каким является власть. Для этого необходимо исследование власти на самых разных уровнях её функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка парадоксов властных отношений и приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва ли не главной задачей фундаментальной политологии.

Концепция власти - одна из ведущих теоретических концепций, способствующая исследованию политических отношений и пониманию механизма деятельности государства и политической системы.

Современные концепции власти можно классифицировать по ряду оснований. Прежде всего, концептуальные подходы к интерпретации политической власти, с известной долей условности и относительности, можно разделить при самом общем логико-гносеологическом анализе на два больших класса:

- атрибутивно-субстанциональные, трактующие  власть как атрибут, субстанциональное  свойство субъекта, а то и просто  как самодостаточный «предмет»  или «вещь»;

- реляционные, описывающие власть как социальное отношение или взаимодействие на элементарном и на сложном коммуникативном уровнях.

Потенциально-волевые концепции исходят из определения власти как способности или возможности навязывания воли каким-либо политическим субъектом. Такой подход был особенно влиятелен в традиции немецкой политической мысли. Гегель и Маркс, Фихте и Шопенгауэр, Ницше и Вебер использовали понятия «волевого свойства» или «волевой способности» в самых разных, порой даже когнитивное полярных определениях власти.

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Белов Г.А. Политология. Курс лекций. – М.: Юнити-Дана, 2007.

2. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. - М.: Юристъ, 2001.

3. Плешаков А.П. Введение в политологию: Курс лекций. - Саратов: СЮИ МВД  России, 2004.

4. Ромашов Р.А. Теория права и  государства. - СПб.: Фонд "Университет", 2003.

5. Федосеев А.А. Введение в политологию. – СПб.: Питер, 2004.

ТЕСТ:

  1. В соответствии с названными сферами жизнедеятельности определите основания и ресурсы политической власти:

 

Сферы жизнедеятельности

Основания

Ресурсы

Экономическая

Государственная форма собственности, объем валового национального продукта и т.д.

Материальные ценности, деньги, природные земли, полезные ископаемые

Социальная

Социальные группы и слои, на которые опирается власть

Различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика

Административно-силовые

Совокупность властных учреждений

Оружие, аппарат физического принуждения

Юридические

Совокупность законов, на которые опирается власть в практической деятельности

Конституция, законы, программные документы, политические партии

Культурно-информационные

Система организации

Средства массовой информации, знания и информация, распространения через учебные заведения


 

 

 

  1. Какой из перечисленных методов является демократическим в осуществлении политической власти?

 

б) развитие плюрализма, многопартийности, наличие оппозиции.

Информация о работе Власть как социально-политический феномен