Власть как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

В самом широком значении власть — всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином и государством, между должностным лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности — политической, экономической, правовой. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Власть как феномен проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека.

Вложенные файлы: 1 файл

kolokvium.docx

— 41.14 Кб (Скачать файл)

Власть как социальный феномен

По своей природе власть - явление  социальное (общественное), поскольку  возникает в обществе.

Социальная власть (хотя и в скрытой  форме) присутствует везде, где есть устоявшиеся объединения людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где реальны  возможности влиять на поведение  людей.

Общество без власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей.

В самом широком значении власть — всегда волевые отношения: индивида к самому себе (власть над собой), между индивидами, группами, классами в обществе, между гражданином  и государством, между должностным  лицом и подчиненным, между государствами. Реализуется она в сфере личной и общественной деятельности — политической, экономической, правовой.

Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям  между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для  всех правила поведения.

Власть как феномен проявляется  в различных сферах жизнедеятельности  человека. В личной жизни - это власть над собой и обстоятельствами, в социуме - это власть над людьми, в биосфере - это власть над природой.

С древнейших времен в истории человечества власть рассматривалась как социальная роль (шаман, лидер, вождь, герой), как  социально-психологический ресурс для управления людьми (определенные качества и свойства личности) и  как механизмы управления и подчинения одних людей другим (превосходство, заражение, внушение, авторитет, страх). Мифы первобытных обществ свидетельствуют о наличии в сознании людей стремления к подчинению некоторым выдающимся личностям, отождествляемым с богами и сверхличностями. Древними греками власть рассматривалась как искушение: «Нет человеческой души, которая выстоит перед искушением властью» (Платон).

Таким образом, социальная власть —  это волевые отношения между  людьми по поводу организации их совместной деятельности, выработки и осуществления  общей для данного социального  коллектива воли (интересу).

Особенной разновидностью социальной власти является власть государственная. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (социальный) характер, то в классово организованном — политический.

В государстве мы имеем дело с  политической властью. В анализе  политических систем общества власть занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она  имеет крепкие корни в общественной и частном жизни граждан.

Существуют различные мнения о  власти как социальном феномене.

Одни рассматривают ее как принудительную силу, навязанную извне, как подчинение чужой воле. Другие оценивают ее как созидательную силу, как способность  к управлению в целях сохранения существующего порядка. Третьи предлагают рассматривать власть как не одномерное, внутренне противоречивое социальное явление, в котором взаимодействуют  два начала – созидательное и  насильственное. В частности, еще  Т. Парсонс предложил рассматривать власть как феномен, опирающийся как на насилие, так и на соглашение.

В этом случае определяются ведущие  и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные.

Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убеждённости в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями  в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для эффективности  власти и ее долговечности.

Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присущи общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в  обществе и быть свободным от его  правил невозможно. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

 

 

Понятие «политическая элита».  
 
Классические и современные концепции политических элит 
 
Важное значение политической элиты в обществе обусловлено ролью политики, выступающей в качестве механизма упорядочения и регуляции социальных отношений, реализации общезначимых интересов. Политико-управленческие функции в обществе осуществляет политическая элита, принимающая важнейшие политические решения. Для этого ей необходимы социальные знания, которые отсутствуют у большинства населения. Кроме того, политические элиты представляют в политике групповые интересы, создают оптимальные условия для их реализации и согласования. Следовательно, политическая элита – это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.  
 
Классические теории элиты. 
 
Первые теории элиты появились в конце 19-начале 20 вв., когда проблема элиты стала объектом специального исследования в работах итальянских мыслителей Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941) и немецкого социолога Роберта Михельса (1876-1936). В своих теориях они пытались дать обстоятельное обоснование причин существования управляющей элиты и её особой роли в политическом процессе. 
 
В качестве основных факторов образования элит общества выдвигались такие, как: 
 
- неравенство индивидуальных способностей людей и их стартовых жизненных позиций; 
 
- неизбежность возникновения в современном обществе всеобъемлющих, тотальных организационных структур, в которых выделяют «руководящее меньшинство» и «руководящее большинство»; 
 
- достижение обществом такого уровня организации труда, при котором управленческий труд приобретает особую значимость и престижность; 
 
- связь управленческого труда с получением привилегий, с распределением ресурсов и ценностей общества. 
 
Совокупность этих факторов составляет, по мнению классиков элитаризма, основу элитарной дифференциации общества. В нём постепенно формируется и обособляется иерархическая система элит (экономических, политических, интеллектуальных, религиозных, военных и т.д.), находящихся друг с другом в сложных коммуникационных и интерактивных взаимосвязях. Эти взаимосвязи могут носить соподчинённый характер или сопровождаться острой конкурентной борьбой. 
 
Концепции правящей элиты.  
 
Особо подчёркивали классики элитаризма ведущую роль «правящей элиты» в социально-политическом процессе. Так, в частности, Моска отмечал, что правящая элита в начале концентрирует в своих руках государственное управление, затем монополизирует власть, выполняя все политические функции. При этом она пользуется всеми преимуществами, которые даёт эта власть. 
 
По мнению Моска, господство меньшинства необратимо, ибо это господство «организованного меньшинства» над «неорганизованным большинством». Задачу политической науки в связи с этим Моска усматривал в исследовании условий прихода правящей элиты к власти и удержания её. Во всех культурных обществах, писал он, правящая элита никогда не утверждает свою власть только в виде фактического господства, а пытается придать ей моральную, а также юридическую санкцию, представляя её как неизбежное следствие из учений и верований, общепризнанных и общепринятых в руководимом им обществе. 
 
Несколько отличную от Моска позицию занимал Парето. Его концепция правящей элиты, которую он часто именует «аристократией», была более психологична. Существенным фактором утверждения «аристократии» Парето считал её психологические качества и способности. Для обозначения их он использует специальный термин – «остатки». К «остаткам» Парето относит различные проявления чувств, аффектов, инстинктов, совокупность которых образует «формулу правления» правящей элиты. Она позволяет удерживаться у власти «наиболее сильным, энергичным и способным как в хорошем так и в плохом отношении к людям». 
 
«Формула правления» служит также оправданию власти правящей элиты, приданию ей в глазах большинства большей легитимности. При этом свои истинные намерения правящая элита, как правило, скрывает. Она изображает себя лидером всех угнетённых и уверяет, что «действует на имя общего блага». Все современные общества, по словам Парето, отличаются природой своих правящих элит. Управляя большинством, элиты прибегают к силе и хитрости. Парето использует при том известную типологию «правящих государей» итальянского мыслителя XVI вв. Н. Макиавелле, который подразделял их на «львов» и «лис». 
 
«Львы» - это такие элиты, которые управляют с помощью насилия, неравномерно распределяя материальные ценности общества, а также власть, престиж, почести. В отличие от них «лисы» - это элиты, поддерживающие свою власть с помощью хитрости, коварства, изворотливости, политико-финансовых комбинаций. Они правят при демократических режимах, которые Парето именовал «плутодемократическими». 
 
Постоянное соперничество правящих элит, их непрерывная смена и циркуляция позволяют, по мнению Парето, понять историческое движение общества. Оно предстаёт как «история смены аристократий», которые возвышаются, достигают власти, пользуются ею, приходят в упадок и заменяются новым правящим привилегированным меньшинством. 
 
«Жизненный закон олигархии». 
 
Младший современник Парето немецкий мыслитель Михельс в качестве основы элитарной дифференциации общества выдвинул «железный закон олигархии». Согласно этому закону любая, даже самая радикальная организация, всегда имеет явно выраженную тенденцию к олигархии, т.е. неизбежно распадается на «руководящее меньшинство и руководимое большинство».  
 
Достигая высокого уровня сложности, организация создаёт систему иерархически организованного и рационального управления, которое приводит, в конечном счете, к концентрации власти наверху и уменьшению влияния рядовых членов. Происходит, таким образом, бюрократизация управленческих структур и образование правящей элиты, лидеры которой обладают многими преимуществами перед остальными членами организации. Они имеют превосходство в знании информации, осуществляют контроль над формальными средствами коммуникации и обладают навыками политической борьбы в большей степени, чем рядовые члены организации. Представляя собой «неизбежный продукт принципа построения организации как таковой», олигархическая правящая элита создаёт «благодатную питательную почву» для закрепления различий в обществе и кладёт начало концу демократии. 
 
На примере создания и функционирования государственных, профсоюзных, партийных организаций Михельс показывает, как всё более расширяется и разветвляется их официальный аппарат, увеличиваются доходы, демократия заменяется «всесилием исполнительных органов». По существу Михельс формирует одну из первых концепций бюрократической правящей элиты. 
 
Теория Михельса, как и другие классические теории элит, послужили основой для возникновения современных концепций элитаризма, в которых феномен элиты был подвергнут обстоятельному теоретическому и эмпирическому анализу.

 

 

Полити́ческое ли́дерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество(или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав.

Первые способы осознания проблемы политического лидерства относятся  к античным временам. Геродот, Плутарх, Тит Ливий заметили, что там, где складывается какая-либообщность, обязательно находятся и свои лидеры – сильнейшие. Н. Макиавелли, Т. Карлейль, Р. Эмерсон вкладывали в это понятие разный смысл, но были схожи в том, что лидерство – своеобразная социально-историческая потребность человека в организации своей деятельности. В современной политологии нет единого истолкования п.л. В различных подходах оно объясняется по-разному: как влияние, авторитет, власть и контроль над другими; своеобразное предприятие, что осуществляется на политическом рынке, где предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои социальные программы и способы решения общественных задач на руководящие должности; символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать её интересы, с помощью власти.

В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.

Виды:

  • традиционное (основано на традиции, которая предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),
  • рационально-легальное (лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур),
  • харизматическое (харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей; как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды).

Виды лидеров согласно прочим классификациям: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и региональные.

 

 

 

Политическая идеология.

Политическая идеология-это систематизированная  совокупность понятий и представлений  с помощью которых различные  субьекты(личность, группа, класс, общество и тп)  осознают свои политические позиции и интиресы, которые выступают за частую в качестве мативов их политической деятельности.

Основных базовых идеолгий, на которых основываются программы больштинства з существующих в мире политических партий, 4: консерватизм, либерализм, социал-демократия, марксизм.

Консерватизм-направление, отцаивающее ценность госвударственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма.

Основоположник-Эдмунд Берк, Ф. Шатобриан.

Признаки:

1)приоритет приемственности перед новациями. Привержинность социальной стобильности

2) естествеенность принципа иерархичности человеческого общества

3)ценность семьи, религии, социальной  стобильности

4) разгроничение сфер действия права и маразма

 

Либерализм-это философская, политическая, и экономическая идеология. Исходящая  из того, что права и свободы  отдельного человека являются правовым базисом общества и экономического порядка. Зараждается вы западной европе на рубиже 18-19 вв.

Основоположники: А. Сми, Дж Локк, Эш.Л.Монтескье, И. Кант

Признаки:

1)свобода личности, широкие гражданские  и политические права человека  равенство всех людей перед  законом

2) личная ответственность человека за собственное благополучие

3) ограничение вмешательства гос-ва  в обществнную и частную жизнь

4) свобода предпринимаьельства, неприкосновенность частной собственности

5)правовое гос-во

 

Социал-демократическая политическая идеология-это направление в социалестическом и рабочем движении, выступающая за переход к социально справедливому обществу путем реформирования буржуазного

Основоположник Эдуард Бернштейн

Главными положениями являются:

1)расширение участия народа  формированием государственных  органов и принятий политических  решений

2)всеобщее бесценозвое (за искл. Возрастного) избирательное право, прямые, равные выборы с тайной подачей голосов

3) расширение сппектора гражданских прав и свобод, их горантированность законами

 

Социализм-это экономическая социально-политическая система, характеризующаяся тем, что  процесс про-ва и распределения доходов находиться под контролем общ-ва. Важнейшей категорией, которая обьединяет различные направления социалестической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая полностью или частично заменяет собой частну собственность.

Основоположники: К.Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин

Признаки:

1)ликвидация частной собтвенности и передача всехх средств про-ва в обще народную собственность(процесс национализации) ликвиждация социального неравенства экплуатации человека человеком.

3) классовая противоборство

4) идея равенства

 

 

Авторитаризм обычно характеризуется  как тип режима, который занимает промежуточное положение между  тотали¬таризмом и демократией. При авторитарном режиме общественная жизнь носит более свободный характер. Нет строгого контроля над всеми сферами жизни общества.Авторитарный режим – это политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооружённого насилия. 
Признаки авторитаризма: 
1. Монополия власти, отсутствие политической оппозиции. 
2. Сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах. 
3. Возможно использование карательных мер во внутренней политике. 
4. Навязанное единомыслие и повиновение. 
 
Тоталитаризм - это политический режим, в котором осуществляются полный контроль и жёсткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, который обеспечивается силовыми средствами, в том числе и средствами вооружённого насилия. 
Основные признаки тоталитаризма: 
1. Централизованное руководство и управление в социально-экономической сфере. 2. Признание руководящей роли одной партии и осуществление её диктатуры. 
3. Господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание её членам общества. 
4. Сосредоточение в руках партии и государства СМИ. 
5. Сращивание партийного и госаппарата, контроль исполнительными органами выборных. 
6. Произвол в виде государственного террора и массовых репрессий. 
 
Демократический политический режим - это гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочная законность и правопорядок. 
Общество должно быть избавлено от произвольных арестов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть независимым и подчиняться только закону. Ни одно демократическое правление не может осуществляться в условиях властного произвола и беззакония. 
Основные принципы демократического режима: 
1. Признание народа источником власти в государстве. 
Т.е., именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, а также народ имеет право участвовать в разработке и принятии законов путём референдумов. 
2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. 
Т.е., источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах. 
3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. 
Т.е., государственные власти призваны защищать права и свободы человека (право на жизнь, свободу и безопасность; на равенство перед законом; на невмешательство в личную и семейную жизнь). 
4. Обладание гражданами большим объёмом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. 
5. Политическое равенство всех граждан. 
Т.е. каждый человек имеет право быть избранным в органы власти и участвовать в избирательном процессе. Никто не должен иметь политического преимущества. 
6. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 
7. Разделение властей. 
8. Политический плюрализм (множественность), многопартийность. 
9. Свобода слова. 
10. Власть в государстве основана на убеждении, а не на принуждении.

Информация о работе Власть как социальный феномен