Вилли Брандт, как политический деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:58, реферат

Краткое описание

Восточная политика" Брандта, нацеленная на сближение с Восточной Европой после затяжной изоляции, вдохнула новую жизнь в германскую и общеевропейскую дипломатию. За свои заслуги первый социал-демократический канцлер (1969–74) и "отец разрядки" Вилли Брандт был отмечен Нобелевской премией мира.
Во главу угла социал-демократ поставил нормализацию отношений Федеративной Республики с ее восточноевропейскими соседями, в том числе с ГДР. Составными элементами его последовательной "политики малых шагов" стали Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину (1971), а также "восточные договоры" по закреплению послевоенных границ в Европе и установлению дипломатических отношений со странами Восточного блока.

Содержание

Введение
1. Вилли Брандт, как политический деятель
2. Сущность и основные направления «новой восточной политики»
3. Великобритания и США в контексте «новой восточной политики»
Заключение
Приложение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

Из положений Четырехстороннего  соглашения вытекала необходимость  активизации контактов между  ФРГ и ГДР, в частности в  сфере транзитного сообщения  между ФРГ, Западным Берлином и ГДР. Соответствующие соглашения между  ними были подписаны в декабре 1971 года (о транзитных перевозках гражданских  лиц и грузов между ФРГ и  Западным Берлином, и относительно облегчения и улучшения пассажирского  сообщения и посещения жителями Западного Берлина ГДР, а так  же урегулирование вопросов об анклавах) и в мае 1972 года (Транспортный договор  по вопросам взаимного и транзитного  сообщения между ФРГ и ГДР  по железнодорожным, автомобильным  и водным путям).

Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину вступило в  силу 3 июня 1972 года, одновременно с  соглашениями между сенатом Западного  Берлина, ГДР и ФРГ. Значение Четырехстороннего  соглашения выходит за рамки урегулирования статуса города. Заключение данного  договора показало Европе готовность как социалистических, так и капиталистических  стран идти на компромисс и уступки. Данное соглашение – прямое продолжение «новой восточной политики» ФРГ, без него невозможна была ратификация Московского и Варшавского договоров, а следовательно, и вся политика разрядки проводимая в Европе. Кроме того, Четырехсторонним соглашением был открыт путь к равноправному диалогу между ФРГ и ГДР.

 

 

Заключение.

Перемены в советской  внешней политике, американские инициативы в области разрядки при президенте Никсоне и широкий внутриполитический консенсус относительно необходимости  покончить с эпохой «холодной  войны» стали основной предпосылкой для выработки западногерманской  «восточной политики». Основными целями внешней политики В. Брандта являлись равновесие и кооперация между Западной и Восточной Европами, а так  же попытка через контакты между  людьми и придания особого статуса  отношении ФРГ и ГДР сделать  границы между двумя германскими  государствами более прозрачными.

Брандт хотел в договорной форме закрепить существующий статус-кво  в Европе и принцип отказа от применения силы или её угрозы, и таким образом  создать климат доверия между  партнерами по переговорам. В итоге  ему удалось установить политические отношения с СССР, ПНР, ГДР, ЧССР и  другими советскими республиками, а  так же укрепить и развить экономические  связи между государствами. Основными  результатами подписания договоров  стали: решение наиболее острых вопросов между ФРГ и социалистическими  странами (таких как признание  «ничтожным изначально» Мюнхенское соглашение, признание границ по Одеру  и Нейсе, выплата репараций полякам  пострадавшим в результате гитлеровской агрессии и др.); признание и закрепление  в договорной форме принципа нерушимости  границ в Европе и принципа отказа от применения или угрозы применения силы.

На протяжении всего канцлерства  В. Брандта проведению «восточной политики»  противодействовала довольно сильная  оппозиция блока ХДС/ХСС. Причем нельзя не отметить, что христианодемократы порою добивались впечатляющих результатов (создание патовой ситуации в бундестаге в 1972 году, повлекшая за собой досрочные  выборы; признание Конституционным судом ФРГ по искам организованным ХДС/ХСС ряда пунктов «восточных договоров» не соответствующими Основному закону ФРГ после их ратификации; и, конечно, непосредственно уход В. Брандта с поста канцлера). Социал-демократы не сдавали позиций и, в итоге, смогли пробыть у власти целых 13 лет с сентября 1969 года. Однако наиболее острой борьба была первые четыре года, при В. Брандте. Это обусловлено радикальной сменой внешнеполитического курса новым правительством возглавляемым В. Брандтом. Накал борьбы в бундестаге не мог не отразиться на населении страны – об этом свидетельствует невероятная политизация общества и разделение его на два лагеря – сторонников и противников «восточной политике». Как было уже отмечено в работе, выборы 1972 года стали рекордными по количеству принявших в них участие – 92,1% от населения имеющего голос.

Главным итогом смены внешнеполитических ориентиров и проведения «восточной политики» стало обретение более  свободного внешнеполитического статуса  ФРГ, которой при продолжении  курса «холодной войны» грозила  политическая изоляция. ФРГ открыла  новую страницу в истории Европы, начав проводить политику разрядки и добрососедства. Установления твердых  дипломатических отношений между  ФРГ и социалистическими странами не могло не сказаться на экономической  сфере. «В 70-х годах сформировался  новый международно-правовой механизм двусторонних соглашений между социалистическими  и капиталистическими странами. Речь идет о долгосрочных межгосударственных соглашениях об экономическом сотрудничестве, о создании целой системы институтов – межправительственных комиссий и  рабочих групп, взаимных представительств, фирм, банков, хозяйственных организаций  в странах-партнерах…».

Так можно охарактеризовать основные направления «восточной политики»  и её итоги при социал-демократическом  правительстве В. Брандта и В. Шееля с сентября 1969 по июль 1974 гг. 

Приложение 

Приложение №1

 

Из заявления федерального канцлера В.Брандта (28 октября 1969 г.)

[...] Задача политики в  настоящее время состоит в  том, чтобы сберечь единство  нации, освободив отношения между  двумя частями Германии от  нынешней скованности. Немцы связаны  не только своим языком и  своей историей [...).

Федеральное правительство (...) предлагает Совету министров ГДР  переговоры, которые должны привести к согласованному по договору сотрудничеству [...]. Оно заявляет о своей готовности принять обязательное соглашение о  взаимном отказе от применения и угрозы силы [...].

Мы подчеркиваем принципиальную готовность поддерживать дипломатические  отношения и развивать торговые связи со всеми государствами  мира, которые разделяют наше желание  к мирному сотрудничеству.

[...] Федеральное правительство  понимает свою политику безопасности  как политику равновесия и  обеспечения мира. И точно так  же оно понимает внешнюю безопасность  нашего государства, как функцию  Североатлантического союза, к  которому мы принадлежим, и  в качестве части которого  мы способствуем равновесию сил  между Востоком и Западом [...] 

 

Федеральное правительство  совместно со своими союзниками будет  последовательно выступать за уменьшение военной конфронтации в Европе. Оно  совместно с ними будет способствовать одновременному и пропорциональному  ограничению вооружений и сокращению войск на Востоке и Западе [...].

Наш национальный интерес  не позволяет стоять между Западом  и Востоком. Наша страна нуждается  в сотрудничестве и согласии с  Западом и взаимопонимании с  Востоком.

[...] Но наши партнеры  по переговорам должны знать:  право на самоопределение, как  оно изложено в Уставе ООН,  относится и к немецкому народу. Это право не может быть  предметом переговоров. Мы не  верим в то, что дело примирения  можно завершить легко или  быстро. Речь идет о процессе, но пора двигать вперед этот  процесс {...].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Из договора между Союзом Советских Социалистических Республик  и Федеративной Республикой Германии (12 августа 1970 г.)

Высокие Договаривающиеся Стороны, [...] желая в договорной форме выразить свою решимость к улучшению и  расширению сотрудничества между ними, включая область экономических  отношений, а также научно-технических  и культурных связей, в интересах  обоих государств, договорились о  нижеследующем:

Статья 1

Союз Советских Социалистических Республик и Федеративная Республика Германии рассматривают поддержание  международного мира и достижение разрядки напряженности в качестве важной цели своей политики.

Они выражают стремление содействовать  нормализации обстановки в Европе и  развитию мирных отношений между  всеми европейскими государствами, [...].

Статья 2

Союз Советских Социалистических Республик и Федеративная Республика Германии будут руководствоваться  в своих взаимных отношениях, а  также в вопросах обеспечения  европейской и международной  безопасности целями и принципами, сформулированными в Уставе Организации  Объединенных Наций. В соответствии с этим они будут разрешать  свои споры исключительно мирными  средствами и берут на себя обязательство  в вопросах, затрагивающих безопасность в Европе  

и международную безопасность, как и в своих взаимных отношениях, воздерживаться (...) от угрозы силой  или ее применения.

Статья 3

[...] Союз Советских Социалистических  Республик и Федеративная Республика  Германии едины в признании  ими того, что мир в Европе  может быть сохранен только  в том случае, если никто не  будет посягать на современные  границы.

Они берут на себя обязательство  неукоснительно соблюдать территориальную  целостность всех государств в Европе в их нынешних границах;

они заявляют, что не имеют  каких-либо территориальных претензий  к кому бы то ни было и не будут  выдвигать такие претензии в  будущем;

они рассматривают как  нерушимые сейчас и в будущем  границы всех государств в Европе, как они проходят на день подписания настоящего Договора, в том числе  линию Одер-Нейсе, которая является западной границей Польской Народной Республики, и границу между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой.

Статья 4

Настоящий Договор [...] не затрагивает  ранее заключенных ими двусторонних и многосторонних договоров и  соглашений.

[...] Совершено в г. Москве 12 августа 1970 года в двух экземплярах,  каждый на русском и немецком  языках, причем оба текста имеют  одинаковую силу.

За Союз Советских                   За Федеративную Республику

Социалистических Республик                           Германии

А. Косыгин                                         В. Брандт

А. Громыко                                          В. Шеель

 

 

 

 

Приложение №3

Из договора между Польской Народной республикой и Федеративной Республикой Германии об основах  нормализации их взаимных отношений (7 декабря 1970г.)

Польская Народная Республика и Федеративная Республика Германии:

— желая создать прочные  основы для мирного сосуществования  и развития нормальных и хороших  отношений между ними 

 

—   стремясь содействовать  упрочению мира и безопасности в  Европе;

—   сознавая, что нерушимость  границ и уважение территориальной  целостности и суверенитета всех государств в Европе в их нынешних границах является основным условием мира, договорились о н ижеследу ющем :

Статья 1

Польская Народная Республика и Федеративная Республика Германии согласованно констатируют, что существующая пограничная линия, прохождение  которой было установлено в главе 9 решений Потсдамской конференции  от 2 августа 1945 г., [...] является западной государственной границей Польской Народной Республики.

Они подтверждают нерушимость  — сейчас и в будущем — их существующих границ и обязываются  взаимно неукоснительно соблюдать  их территориальную целостность.

Они заявляют, что не имеют  никаких территориальных притязаний друг к другу и не будут выдвигать  такие притязания в будущем.

Статья 2

1. Польская Народная Республика  и Федеративная Республика Германии  будут руководствоваться в своих  взаимных отношениях, а также  в вопросах обеспечения безопасности  в Европе и в мире целями  и принципами, сформулированными  в Уставе Объединенных Наций.

2. В соответствии с  этим, [...], они будут решать все  свои спорные вопросы исключительно  мирными средствами, а в вопросах, затрагивающих европейскую и  международную безопасность, как  и в своих взаимных отношениях, воздерживаться от угрозы силой  или применения силы.

Статья 3 Польская Народная Республика и Федеративная Республика Германии будут предпринимать дальнейшие шаги, направленные на полную нормализацию и всестороннее развитие своих взаимных отношений, прочной основой которых является нынешний Договор

Статья 4

Настоящий Договор не затрагивает  ранее заключенных Сторонами  или их касающихся двусторонних или  многосторонних международных договоров.

Настоящий Договор совершен в Варшаве 7 декабря 1970 года в двух экземплярах, каждый на польском и немецком языках, причем оба текста имеют  одинаковую силу.

 

 

От имени                                           От имени

Польской                                           Федеративной

Народной Республики                       Республики Германии

Юзеф Циранкевич                              Вилли Брандт

Стефан Ендриховский                       Вальтер Шеель 

Информация о работе Вилли Брандт, как политический деятель