Вилли Брандт, как политический деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:58, реферат

Краткое описание

Восточная политика" Брандта, нацеленная на сближение с Восточной Европой после затяжной изоляции, вдохнула новую жизнь в германскую и общеевропейскую дипломатию. За свои заслуги первый социал-демократический канцлер (1969–74) и "отец разрядки" Вилли Брандт был отмечен Нобелевской премией мира.
Во главу угла социал-демократ поставил нормализацию отношений Федеративной Республики с ее восточноевропейскими соседями, в том числе с ГДР. Составными элементами его последовательной "политики малых шагов" стали Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину (1971), а также "восточные договоры" по закреплению послевоенных границ в Европе и установлению дипломатических отношений со странами Восточного блока.

Содержание

Введение
1. Вилли Брандт, как политический деятель
2. Сущность и основные направления «новой восточной политики»
3. Великобритания и США в контексте «новой восточной политики»
Заключение
Приложение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

Западная ориентация ФРГ  не ставилась под вопрос. Безопасность 
страны по-прежнему могла быть обеспечена только западными союзниками, в рамках атлантической солидарности. «Новая восточная политика» уравновешивалась участием в НАТО и тесным сотрудничеством со странами Запада. Но своей новой восточной политикой ФРГ из тормоза стала мотором развития отношений Запад-Восток.

Новый внешнеполитический курс, проводимый В. Брандтом и В. Шеелем, включал в себя и новый подход к так называемому «германскому вопросу». Как известно отношения  между двумя германскими государствами  – ГДР и ФРГ оставались крайне напряженными в течение всего  периода их существования вплоть до конца 60-х годов. Причина здесь  заключалась в: «…откровенно враждебной позиции правительств ФРГ, возглавлявшихся  представителями ХДС/ХСС, в отношении  социалистической ГДР, в стремлении реакционных, милитаристических кругов к ликвидации и поглощению ГДР  под видом «воссоединения немцев»».

Заключение Четырехстороннего  соглашения по западному Берлину  и смена на посту первого секретаря  ЦК СЕПГ В. Ульбрихта «просоветским» Э. Хонеккером открыли дорогу к ведению  германо-германского диалога на новых началах.

Ратификация «восточных договоров» СССР и ПНР с ФРГ и вступление в силу Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину открыла  дорогу к достижению дальнейшего  прогресса в германо-германских отношениях. С 15 июня 1972 года начались консультации между М.Колем и Э.Баром по договору об основах отношений между ГДР и ФРГ. ГДР настаивала на необходимости «как можно скорее «разблокировать» свои внешние связи, стать членом ООН и установить дипломатические связи с западными государствами». ФРГ же своей целью видела «конструировать «отношения особого рода» между обоими государствами, отрицать международно-правовой характер разрабатываемого договора и придавать ему сугубо временный характер». Позиции обоих государств координально различались по своим целям. Однако как ни странно очень быстро удалось прийти к согласию. 8 ноября Договор об основах отношений был парафирован, 21 декабря подписан. Возможно, большую роль здесь сыграли досрочные выборы в бундестаг 19 ноября 1972, и как следствие спешка правительства Брандта и Шееля при парафировании документа, чтобы положительно повлиять на результат выборов.

21 декабря 1972 года состоялось  подписание в Берлине Договора  об основах отношений между  ФРГ и ГДР. Договор состоял  из преамбулы и десяти статей. В преамбуле и первых шести  статьях были сформулированы  основные принципы взаимных отношений  обоих государств. «Оба государства  обязываются развивать нормальные  добрососедские отношения на  основе равноправия (ст.1). При  этом они исходят из обязательства  руководствоваться целями и принципами, закрепленными в уставе ООН,  в частности принципом суверенного  равенства всех государств (ст.2). Ссылка на цели и принципы  Устава ООН подтверждает и  подчеркивает международно-правовой  характер отношений ГДР и ФРГ.  Оба государства зафиксировали  нерушимость границ между ними  в настоящем и будущем, обязались  воздерживаться во взаимоотношениях  от угрозы силой или применения  силы и решать вопросы исключительно  мирными средствами (ст. 3)». Что  качается других сфер взаимоотношений,  то они так же были закреплены  в договоре: «…ГДР и ФРГ выразили  готовность развивать взаимное сотрудничество в конкретных областях и заключать соответствующие соглашения в области экономики, науки и техники, транспорта, права, почты и связи, здравоохранения, культуры, спорта, охраны окружающей среды и др. областях (ст. 7).

Конечно, Договор об основах  отношений между ФРГ и ГДР  способствовал улучшению положения  немецкой нации на тот момент. Он остановил процесс размежевания. «Граждане ГДР получили больше возможностей для поездок на Запад, (…) в отдельных  случаях женщины могли выходить замуж на Западе. Около 6 млн. жителей  приграничных районов ФРГ могли  по  упрощенной процедуре посещать приграничные районы ГДР. Было открыто  четыре новых пограничных пропускных пунктов. Да и аккредитация западногерманских  корреспондентов в ГДР явилась  достижением».

Урегулирование отношений  между двумя немецкими государствами  стимулировало дальнейшее развитие экономических отношений: «…были заключены  соглашения по некоторым конкретным проблемам сотрудничества: о реконструкции  путей сообщения, о почтовой и  телефонной связи и т.п. Возросли масштабы экономического сотрудничества (с 3,4 млрд. марок в 1970 г. до 7,3 млрд. марок в 1975г.)»

После подписание договоров  ФРГ с СССР, ПНР и ГДР правительству  В. Брандта и В. Шееля оставалось заложить последний камень в фундамент  «восточной политики» - урегулировать  отношения с ЧССР, что было зафиксировано  ещё в московской «Договоренности  о намереньях сторон».

Официально переговоры проводились  в два этапа (7 – 11 мая в Праге  и 23 – 25 мая 1973 года в Бонне), однако фактически они были растянуты на три года – с октября 1970 года до декабря 1973 года. Определенную роль здесь  конечно сыграли события «Пражской  весны» 1968 года. Но основным виновником затягивания переговоров был  оппозиционный блок ХСС/ХДС, чья крайне враждебная политика по отношению к политике СДПГ/СвДП в ряде принципиально важных вопросов о достижении компромисса с ЧССР, явно тормозила весь процесс переговоров.

 В проекте договора  делегация ФРГ делала основные  акценты на положении об отказе  применения силы, о гарантии существующей  границы между ФРГ и ЧССР  и об установке дипломатических  отношений. Однако самой острейшей  проблемой взаимоотношений ЧССР  и ФРГ оставался вопрос о  решении судьбы Мюнхенского соглашения. Оно было подписано 29 сентября 1938 года Великобританией, Францией, Германией и Италией и предусматривало  аннексию у Чехословакии Судетской  области и ряда других районов  в пользу Германии, а также  удовлетворение претензий Венгрии  и Польши. В результате чего  «от Чехословакии было отторгнуто  более 20% территории, где проживала  четверть населения страны и  размещалась около половины мощностей  тяжелой промышленности. В конечном  итоге Мюнхенское соглашение  привело к ликвидации государственной  самостоятельности Чехословакии».  Правительство ЧССР принципиально  выступало за признание Мюнхенского  соглашения «ничтожным (ст. 52 Венской  конвенции о праве международных  договоров указывается, что договор  является «ничтожный» если его  заключение является результатом  силы или ёе применения в  нарушении принципов международного  права, воплощенных в Уставе  ООН) с самого начала». Именно  формулировки «ничтожное с самого  начала» и опасались больше  всего с западногерманской стороны.  Следует так же сказать о требовании чехословацкой стороной возмещении ущерба нанесенного ей гитлеровской Германией в результате аннексии Судетской области. По разным оценкам, эта сумма составляла 700 – 1351 млрд. крон.

11 декабря 1973 года в  Прагу прибыл В. Брандт и  В. Шеель. В тот же день  Договор о взаимных отношениях  Чехословацкой Социалистической  Республики и Федеративной Республики  Германии, после столь длительных  и сложных переговоров, был подписан в торжественной обстановке в Пражском Граде.

В преамбуле договора ЧССР и ФРГ, «выражая свою готовность создать  прочные основы для развития добрососедских отношений, крепить мир и безопасность в Европе, убежденные необходимостью соблюдать цели и принципы Устава ООН, зафиксировали осуждение мюнхенского  соглашения 1938 г., которое «было навязано Чехословацкой Республике нацистским режимом под угрозой применения силы»». Кроме того, «стороны заявили в ст. 1, что считают мюнхенское соглашение «ничтожным», то есть юридически несуществующим. Вместе с тем правительство ЧССР согласилось с тем, что договор «не затрагивает правовых последствий, которые вытекают в отношении физических или юридических лиц из права, применявшегося с 30 сентября 1938 г. до 9 мая 1945 г.», и что договор не создает правовой основы для материальных претензий ЧССР. Статья 4 договора закрепила принцип неприкосновенности границ и территориальной целостности государств, зафиксировав, что стороны «не имеют в отношении друг друга никаких территориальных претензий и не будут выдвигать таковые в будущем»».

Подписание Договора о  взаимных отношениях ФРГ и ЧССР безусловно явился огромным достижением внешней  политики и западногерманской стороны, и Чехословацкой. Нельзя не учитывать  всей трудности достижения взаимного  согласия сторон: серьезная оппозиция  Договору в правительстве ФРГ  в лице блока ХДС/ХСС, а так  же реваншистские настроения в среде  судетских немцев. Несмотря на это  стороны нашли в себе силы подписать  Договор на приемлемых для обеих  сторон условиях. После подписания Договора ЧССР смогла восстановить свой международный авторитет, заметно  упавший после событий «Пражской  весны» 1968 года.

С подписанием договора ФРГ  с Чехословакией, а так же установлением  дипломатических отношений в  декабре 1973 года с НБР и ВНР  на основах равноправия и добрососедства, была завершена двусторонняя фаза «восточной политики». После этого Вилли  Брандт начал отодвигаться на второй план и все чаще подвергаться критике  не только во внешнеполитической сфере, но и внутри своей партии вплоть до его ухода с поста канцлера в мае 1974 года. Следует отметить, что новый канцлер, Гельмут Шмидт, в заявлении сделанном 17 мая 1974 года указал, что его избрание ничего не меняет в политике ФРГ: «Преемственность и концентрация усилий – таковы лозунги нового правительства. Мы сознаем, что принес Вилли Брандт нашей  стране… Мы будем продолжать политику обеспечения мира и разрядки» 

    1. Великобритания и США  в контексте «новой восточной политики»

Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину.

Среди проблем, от решения  которых зависело достижение прочной  разрядки в Европе, одно из главных  мест принадлежало проблеме Западного  Берлина. Уже около 25 лет с окончания  войны оставались открытыми такие  вопросы, как «…транспортные связи  Западного Берлина с территорией  ФРГ, порядок поездок граждан  Западного Берлина в ГДР, характер связей города с ФРГ и т.д.». Берлин был разделен на четыре зоны ответственности, и по существу являлся неким анклавом на территории ГДР. С другой стороны  это компенсировалось политическими  и военными гарантиями безопасности со стороны Запада и связями с  ФРГ.

Ещё начиная с 1968 году, Вилли  Брандт, будучи министром иностранных  дел при канцлере Кизингере, вел  переговоры со своими коллегами из Франции, США и Франции о необходимости  начать переговоры с СССР о достижении улучшений в Берлине для берлинцев, причем весьма успешно.

Официально переговоры между  «странами-победительницами» начались ещё 26 марта 1970 года в Бонне. Фактически же они не могли сдвинуться с мертвой  точки более года. Загвоздка заключалась  в позиции В. Ульбриха – первого  секретаря ЦК СЕПГ (Социалистическая Единая Партия Германии) – пытавшегося  вынудить правительство ФРГ «… к  юридическому признанию восточногерманского  государства. Кроме того, он хотел, чтобы  переговоры по Западному Берлину  велись на германо-германском уровне, а не на уровне четырех держав-победительниц, что грозило передачей Западного  Берлина под юрисдикцию ГДР и  разрывом всех связей с Федеративной Республикой»

Однако после его смены  на Эриха Хонеккера, 3 мая 1971 года, в  переговорах наметился очевидный  прогресс. Уже 28 мая участники переговоров сошлись на проекте, который и стал основой для заключительного соглашения, подписанного 3 сентября 1971 года.

Следует пояснить, что на официальном уровне четырехстороннее соглашение по Западному Берлину  не могло являться частью «восточной политики» правительства ФРГ, так  как ни ФРГ, ни ГДР не могли участвовать  в переговорах.

Для ФРГ в первую очередь  речь шла о том, «…чтобы доступ в Западный Берлин был обеспечен, а связь с Федерацией - подтверждена. С этим было связано право федерального правительства представлять Западный берлин и его граждан за границей. Кроме того, мы (ФРГ) хотели добиться права на посещения в Восточном  Берлине и за его пределами». Правительство  ГДР, после ухода с поста Ульбриха, было заинтересовано в соглашении, поскольку в противном случае переговоры по Договору об основах  отношений между ФРГ и ГДР  были бы поставлены под угрозу, и  тем самым потерпели бы фиаско притязания ГДР на международное  признания. Советскому Союзу соглашение было необходимо так, как от него на прямую зависела ратификация Московского  и Варшавского договоров. А США, в свою очередь, стремились к заключению соглашения по Западному Берлину, «поскольку американо-советский диалог о разрядке, в частности по вопросам контроля над вооружениями, мог иметь шансы  на успех лишь после ратификации  бундестагом «восточных договоров»». Интересы четырех держав переплетались  тесным клубком, что же касается Франции  и Великобритании, то они так же пошли на переговоры с целью найти  взаимоприемлемое урегулирование одной  из острых проблем европейской политики.

3 сентября 1971 года было  подписано, в достаточной мере, компромиссное соглашение Великобритании, Франции, США и СССР по Западному  Берлину. Соглашение состояло  из трех частей: «Общие постановления»; «Постановления, относящиеся к западным секторам Берлина» и «Заключительные постановления», а так же ряда приложений. «Общие положения» обязывают стороны «…способствовать устранению напряженности и предотвращению осложнений в районе Западного Берлина. Соглашение исходит из отказа от применения силы или угрозы силой и из сохранения индивидуальных или совместных прав четырех держав». В «Постановлениях, относящихся к западным секторам Берлина» содержатся принципиально важное положение, гласящее, что «…связи между западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германии будут поддерживаться и развиваться с учетом того, что эти секторы по-прежнему не являются составной частью Федеративной Республики Германии и не будут управляться ею впредь». Кроме того, это четкое положение подкреплялось конкретными пунктами Приложения II относительно «…приостановки в Западном Берлине действий положения Основного закона ФРГ. Правительство ФРГ представлено перед властями трех западных держав и сенатом Западного Берлина постоянным органом по связям».

 Не сбылись надежды  Бонна на право представлять  Западный Берлин и его жителей  в международных контактах, это  осталось прерогативой США, Великобритании  и Франции. Однако ФРГ получила  возможность «…консульского обслуживанья  постоянных жителей Западного  Берлина за границей, представительства  интересов города международных  организациях и на конференциях, совместного участия в международных  обменах и выставках. Соглашения, заключаемые ФРГ могут распространяться  на Западный Берлин, но при  условии, что это будет оговариваться  в каждом случае. Главное, весьма  существенное условие распространения  международных соглашений на  Западный Берлин заключается  в том, что при этом не  должны затрагиваться вопросы  безопасности и статуса города».   

Что касается ГДР, то она  получили от договора максимальную выгоду, добившись того, что «…в Четырехстороннем соглашении по Западному Берлину три западные державы – союзницы ФРГ по НАТО – впервые в обязывающей форме высказались о Германской Демакротической Республике как о сувереном государстве, о её границах и её отношениях с ФРГ и Западным Берлином. (…) Э. Хонеккер положительно оценил содержание Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину и отметил то важное положение, в котором три державы, как явствует из приложений к Четырехстороннему соглашению, ясно заявили, что федеральный президент, федеральный канцлер, федеральное правительство, федеральное собрание, бундестаг и бундесрат и другие государственные учреждения ФРГ не осуществляют в Западном Берлине никаких конституционных или должностных актов, противоречащих положению о том, что Западный Берлин не является составляющей частью Федеративной Республики Германии и не управляется ею».

Информация о работе Вилли Брандт, как политический деятель