Вилли Брандт, как политический деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:58, реферат

Краткое описание

Восточная политика" Брандта, нацеленная на сближение с Восточной Европой после затяжной изоляции, вдохнула новую жизнь в германскую и общеевропейскую дипломатию. За свои заслуги первый социал-демократический канцлер (1969–74) и "отец разрядки" Вилли Брандт был отмечен Нобелевской премией мира.
Во главу угла социал-демократ поставил нормализацию отношений Федеративной Республики с ее восточноевропейскими соседями, в том числе с ГДР. Составными элементами его последовательной "политики малых шагов" стали Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину (1971), а также "восточные договоры" по закреплению послевоенных границ в Европе и установлению дипломатических отношений со странами Восточного блока.

Содержание

Введение
1. Вилли Брандт, как политический деятель
2. Сущность и основные направления «новой восточной политики»
3. Великобритания и США в контексте «новой восточной политики»
Заключение
Приложение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 79.38 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

           Введение

  1. Вилли Брандт,  как политический деятель
  2. Сущность и основные направления «новой восточной политики»
  3. Великобритания и США  в контексте «новой восточной политики»

Заключение

Приложение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

"Политика мира –  единственная реальная политика  нашей эпохи", – говорил Вилли  Брандт, Его политическое кредо  не утратило актуальности и  сегодня. В 2008-м году исполнилось  95-лет со дня рождения четвертого  Федерального канцлера Германии.

          "Восточная политика" Брандта, нацеленная на сближение с Восточной Европой после затяжной изоляции, вдохнула новую жизнь в германскую и общеевропейскую дипломатию. За свои заслуги первый социал-демократический канцлер (1969–74) и "отец разрядки" Вилли Брандт был отмечен Нобелевской премией мира. 
          Во главу угла социал-демократ поставил нормализацию отношений Федеративной Республики с ее восточноевропейскими соседями, в том числе с ГДР. Составными элементами его последовательной "политики малых шагов" стали Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину (1971), а также "восточные договоры" по закреплению послевоенных границ в Европе и установлению дипломатических отношений со странами Восточного блока.  
Кульминационным моментом новой "восточной политики" стало заключение Московского договора о сотрудничестве и отказе от применения силы 12 августа 1970 года. Именно он открыл перспективу скорейшей нормализации отношений Федеративной Республики с другими странами региона.  
          "От «восточной политики» Вилли Брандта ведет прямая дорога к падению Берлинской стены, к преодолению разделения Германии и Европы", – отметил 10 декабря Федеральный министр иностранных дел Штайнмайер в своей речи об общеевропейском партнерстве.  
18 декабря в Берлине социал-демократы возложат венки к могиле своего политического наставника. Торжественные мероприятия пройдут также и на родине Брандта в Любеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Вилли Брандт, как политический деятель.

 

«Я не переоцениваю того, что мне удалось достичь в  Берлине, а потом в Бонне, –  писал в своих мемуарах Вилли  Брандт. – Но я знаю, что не добился  бы ничего существенного, если бы в  юности избрал путь, казавшийся более  легким, если бы не был готов к  тому, что меня могут не только не понять и оскорбить, но и угрожать самому моему существованию. Если бы сначала не почувствовал, а потом  не усвоил одну простую вещь: не надо бояться глупостей, научись сносить  превратности судьбы, если ты хочешь помогать обществу – в национальном и более  широком масштабе – идти вперед». 
 Герберт Эрнст Карл Фрам родился 18 декабря 1913 года в Любеке. Отца своего он никогда не видел, воспитывала его мать – Марта Фрам, продавщица. В течение семи лет мальчик обучался в неполной средней школе Святого Лоренца. В 1927 году его перевели в реальное училище, а еще год спустя в гимназию «Иоганнеум». «Дедушка и мать нашли свое место, как они говорили, в рядах «движения», – вспоминал Брандт. – Там они чувствовали себя как дома, там они искали свой шанс добиться признания и проявить свои способности. Едва я научился ходить, как они отдали меня в детскую группу рабочего спортивного общества, а затем в рабочий клуб мандолинистов. Вскоре я осчастливил своим участием также драмкружок и кукольный театр. Но разве могло меня, буквально с колыбели стремившегося развернуться в полную силу, все это удовлетворить? Я искал себе применение и нашел его в молодежном движении, сначала у «Соколов», затем в Союзе социалистической рабочей молодежи. В пятнадцать лет – это было 27 августа 1929 года – я выступил в любекской газете «Фольксботен», заявив, что как молодые социалисты мы должны готовиться к политической борьбе, должны непрестанно работать над собой, совершенствоваться, а не убивать свое время одними лишь танцами, играми да песнями». 
         26 февраля 1932 рода Фрам получил аттестат зрелости. В 1933 году к власти в Германии пришли фашисты. 
          «Очередной съезд партии состоялся 11–12 марта 1933 года в подполье, в одной пивной недалеко от Дрездена, – пишет Брандт в своей книге воспоминаний. – В поезде, следовавшем в Саксонию через Берлин, я воспользовался для конспирации фуражкой ученика выпускного класса «Иоганнеума» и весьма распространенным именем Вилли Брандт. 
         Мне было поручено помочь публицисту, автору биографии Розы Люксембург Паулю Фрелиху бежать в Данию. Оттуда он должен был переехать в Осло и создать там опорный пункт. На острове Фемарн Фрелих случайно привлек к себе внимание, попытка побега закончилась неудачей. После этого происшествия мое пребывание в Любеке стало небезопасным. СРП, во главе которой теперь стоял Якоб Вальхер, швабский рабочий-металлист, исключенный в конце 20-х годов из КПГ, поручила выполнение задания в Осло мне». 
         Брандт несколько лет жил в Норвегии и работал журналистом. За это время окончательно сформировались его убеждения. Он видел гражданскую войну в Испании в 1937 году, но сторонником этой модели социализма не стал. В 1940 году он принял норвежское гражданство.

В том же году он женился  на Карлотте Торкильдсен, у них родилась дочь. Позже семья распалась, и  в 1948 году Брандт повторно женился на Рут Хансен, норвежской журналистке, которая родила ему троих сыновей  – Петера, Ларса и Маттиаса. 
         Когда немцы захватили Норвегию, Брандт был арестован. После освобождения из тюрьмы он уехал в нейтральную Швецию, где и пробыл до конца войны. Здесь, кроме журналистской работы, он поддерживал контакты с лидерами движения Сопротивления. 
         Возвращение на родину было постепенным. В 1946 году в качестве норвежского корреспондента Брандт освещал ход Нюрнбергского процесса, а в следующем году стал норвежским пресс-атташе в Берлине. Одновременно он возобновил отношения с Социалистической партией Германии. 
         1 июля 1948 года Брандт вернул себе немецкое гражданство. В следующем году его выбирают в бундестаг – нижнюю палату парламента.

В 1964 году его выбирают председателем  Социал-демократической партии Германии (СДПГ). Еще в 1959 году ее руководство  решило порвать с традиционной марксистской идеологией Брандт играл ведущую  роль на этой конференции. По своим  взглядам он был сторонником поддержки  частной собственности, рыночной экономики  и религиозной терпимости. 
          Укрепление позиций социал-демократов позволило Брандту проявить себя в качестве крупного политического деятеля. В 1966 году Брандт стал федеральным министром иностранных дел и одновременно заместителем федерального канцлера коалиционного правительства Курта Кизингера (лидера Христианско-демократического союза – ХДС). 
          В это время он разработал так называемую ост-политику, направленную на уменьшение напряжения между Востоком и Западом. Она предполагала развитие экономических и военных отношений между бывшими противниками Германии. В рамках этой политики в 1967 году Западная Германия и Румыния обменялись послами, а в следующем году были восстановлены дипломатические отношения с Югославией. 
          Сам же Брандт был избран бундестагом на пост канцлера 251 голосом против 235. В своей первой речи перед репортерами он заявил: «Я намерен быть канцлером не покоренной, но освобожденной Германии». С тех пор Брандт начал последовательно осуществлять курс Германии на независимость и развитие отношений с соседними странами. 
         В 1970 году между правительствами Советского Союза и Федеративной Республики Германии был подписан Московский договор, в котором подтверждалась нерушимость сложившихся после войны границ в Европе и содержался отказ от применения силы для решения спорных вопросов. Затем подобный договор Брандт подписал с Польшей, заключил договоры о нормализации отношений с Чехословакией. Были установлены дипломатические отношения с Болгарией и Венгрией. 
          Самым важным событием тех лет стало подписание в 1971 году соглашения четырех держав, оккупировавших Германию и Берлин после войны (Великобритании, Франции, США и СССР), что послужило началом свободного сообщения между Западным Берлином и ФРГ через территорию ГДР. Впервые через много лет родственники из разных частей Германии смогли увидеть друг друга. 
 
          В 1973 году оба германских государства вступили в Организацию Объединенных Наций. Брандт стал одним из «отцов разрядки». Это не осталось незамеченным: в 1971 году ему была присуждена Нобелевская премия мира в знак признания «конкретных инициатив, повлекших ослабление напряженности» между Востоком и Западом. 
          В своей нобелевской лекции Брандт говорил о необходимости европейского единства. «Идеологические контрасты, как и раньше, создают границы, – отмечал он, – и большим шагом вперед будет преодоление разницы в идеологии во имя общих интересов». Дальнейшая деятельность Брандта на посту канцлера была направлена на выполнение предвыборных обещаний социал-демократов, которые при выборах впервые завоевали большинство в бундестаге. Однако свободные демократы не поддержали реформу образования и налогообложения. Правительство Брандта продолжало свои мирные инициативы. 
        Он побывал с визитом в Израиле, и впервые в послевоенные годы отношения между странами начали налаживаться. 
         Правда, всего через три года Брандт был вынужден выйти в отставку, когда один из его помощников оказался замешанным в шпионаже. С 1976 года он был председателем Социалистического интернационала, с 1977-го – Независимой комиссии по вопросам международного развития, в 1979–1984-м – членом Европейского парламента. 
         Обязанности председателя Социнтерна не отодвинули дела партии для Брандта на второй план. В течение 13 лет (1969–1982) социал-демократы возглавляли правительство ФРГ. Как председатель СДПГ Брандт участвовал в формировании внутренней и внешней политики страны. 
         В 1985 году Брандт был удостоен Эйнштейновской премии мира. В том же году появилась очередная книга Брандта «Организованное безумие. Гонка вооружений и голод в мире». Продолжая свою традиционную тему «Север – Юг», он раздвигает ее рамки, подчеркивая неоднозначность самого понятия «Юг», а тем более – «Север». Брандт признает связь сути этих понятий с тематикой «Восток – Запад», то есть видит глобальный характер проблемы развития. 
              До 1987 года Брандт продолжал руководить самой массовой партией Германии и до самой смерти в 1992 году возглавлял Социалистический интернационал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и основные направления «новой восточной политики»

К началу 70-х годов изменились международные условия, в согласии с которыми ФРГ и вынуждена  была проводить свой новый внешнеполитический  курс. Эти изменения сводились  к следующему:

1.Советский Союз получил  возможность нанесения ответного  ядерного удара по США, положив  таким образом конец американской  ядерной гегемонии;

2.Китайская Народная  Республика превратилась в новый  независимый силовой полюс, нарушив  единство «социалистического лагеря»;

3.Западная Европа и  Япония стали самостоятельными  мировыми экономическими центрами  силы, придав западному миру форму  треугольника;

4.страны «третьего мира»  противостоянии западным индустриальным  державам объединились в «Движение  неприсоединения» и в «Группу  77» в рамках ЮНКТАД, начав борьбу  за «новый экономический порядок»; 5.США, учитывая снижение своего  влияния в мире под воздействием  вышеуказанных факторов, а так  же ослабленные войной во Вьетнаме, приступили к пересмотру своей  внешнеполитической доктрины как  по отношению к своим противникам,  так и по отношению к своим  союзникам».

Серьезно выросший авторитет  СССР после достижения им возможности  нанесения ядерного удара заставил многие европейские капиталистические  страны задуматься о перспективе  сближения с социалистическим лагерем. Немаловажным является фактор консолидации стран «третьего мира», которые  постепенно начинают переставать быть сырьевыми придатками капиталистических  стран. Встает вопрос о необходимости  сближения с СССР как с экономическим  партнером, обладающим огромными ресурсами  полезных ископаемых. Таким образом, оценка ряда вышеперечисленных факторов дает нам возможность понять переориентацию внешней политики США  и стран Западной Европы (в частности «новая восточная политика» ФРГ) с политики конфронтации и нагнетания напряженности, к политике разрядки  и сотрудничества с СССР и другими социалистическими странами.

 «Новая восточная политика» была реализована в серии договоров 1970-1973 гг., содержащих международно-правовые обязательства, прежде всего обязательство отстаивать свои внешнеполитические интересы исключительно мирными средствами, подтверждение сложившихся политических реалий и послевоенных границ в Европе. Первым из них явился Московский договор от 12 августа 1970 г., по которому ФРГ и СССР отказались от применения силы в отношениях между собой и обязались решать споры исключительно мирными средствами, а также зафиксировали нерушимость европейских границ и отказ от территориальных притязаний. Это была серьезная уступка со стороны ФРГ, так как до этого она последовательно настаивала на временном характере границ с Польшей. В то же время это было лишь признанием положения, сложившегося за весь послевоенный период.

Вместе с тем, подписанием  этого договора не нарушалась конечная цель внешней политики ФРГ — достижение германского единства. В особой записке  федерального правительства по поводу Московского договора («Письмо о  немецком единстве»), на получение которой  советское правительство никак  не отреагировало, говорилось, что «данный  договор не противоречит политической цели ФРГ добиваться состояния мира в Европе, в условиях которого германский народ путем свободного самоопределения  вновь достигнет своего единства».

Договор между СССР и ФРГ  стал знаменательным событием в послевоенной истории международных отношений. Он стал весомым вкладом двух государств в укрепление мира в Европе. Была создана новая основа для развития сотрудничества между ФРГ и СССР в политической, экономической и культурных областях. Московский договор был первым и наиболее важным широким соглашением ФРГ с социалистическим государством. Открыв путь к сотрудничеству ФРГ с СССР в различных областях, он тем самым создал условия для нормализации отношений ФРГ с другими социалистическими государствами, положив, тем самым, начало подлинно новой политике в Восточной Европе.   

7 декабря 1970 г. в Варшаве  был подписан договор с Польшей,  в котором обе стороны подтвердили  неприкосновенность существующей  границы по линии рек Одер-Нейсе,  отказ от территориальных притязаний  и объявили о намерении развивать  сотрудничество между обеими  странами. В тот же день Брандт  склонил колени перед памятником  жертвам восстания в Варшавском  гетто в 1943 г., что стало глубоко  символической акцией.

8 связи с обоими вышеназванными  договорами федеральное правительство  в обмене нотами с тремя  западными державами подтвердило  сохранение «совместной ответственности  и прав четырех держав в  отношении Германии в целом». Стремление Федеративной Республики  к миру и разрядке получило  широкое международное признание,  Брандту в 1971 г. была присуждена  Нобелевская премия мира.

В связи с ратификацией «восточных договоров» в бундестаге развернулась острейшая политическая борьба, в результате которой, после  выхода отдельных членов фракций  СДПГ и СвДП, уменьшилось правительственное  большинство в парламенте. Под  сильным давлением оппозиции  специально было принято особое «Совместное  заявление» всех фракций бундестага, которое подтвердило, что эти  договоры не противоречат цели восстановления германского единства мирным путем  и не создают международно-правовой основы для пересмотра существующих ныне границ. Важную роль при этом сыграло  общественное мнение ФРГ в пользу политики Брандта. 17 мая 1972 г. бундестаг  одобрил договоры с СССР и ПНР. Большинство депутатов ХДС/ХСС воздержались от голосования. Признание послевоенных границ в договорах с Советским Союзом и Польшей стало базой для заключения Договора об основах отношений между ФРГ и ГДР 21 декабря 1972 г. Он зафиксировал взаимное признание обоих государств, отказ от угрозы силы и ее применения, нерушимость германо-германской границы. Обмен постоянными представительствами вместо посольств был призван, вместе с тем, подчеркнуть особый характер германо-германских отношений.

С признанием ГДР был отброшен один из основополагающих принципов  послевоенной политики ФРГ. «Доктрина  Хальштейна» ушла 
в прошлое, 18 сентября 1973 г. оба государства одновременно были 
приняты в ООН. Повысились тем самым их роль и влияние в диалоге 
Восток-Запад.

Во время проведения переговоров между ПНР и ФРГ, возник ряд серьезных расхождений, которые необходимо было решить. В первую очередь это был вопрос об польских немцах. В согласии с Потсдамским соглашением ПНР получала территориальные приращения от Германии. Часть немецкого населения проживавшего на данной территории не смогла выехать на родину. Западногерманская сторона требовала, чтобы полякам немецкого происхождения было разрешено переселяться по их желанию либо в ФРГ, либо в ГДР. Причем списки западногерманского красного креста насчитывали более 300 тысяч желавших переселиться, тогда как ПНР говорила лишь нескольких десятках тысяч. Кроме того, в Бонне считали необходимым наличие у немцев в Польше четких прав национального меньшинства.

Подписание договора между ФРГ и Польшей, несмотря на все его недостатки, имел огромное значения для урегулировании отношений между ФРГ и Польшей. Он послужил отправной точкой для их дальнейшего совместного сотрудничества как в политической, так и в экономической и культурной сферах. Варшавский договор, как и Московский, имел серьезное значение для проведения курса разрядки в Европе. Он подтверждал стремление социалистических стран и ФРГ вести отношения на новых миролюбивых началах.   

11 декабря 1973 г. в Праге  был подписан договор между  ФРГи  Чехословакией, по которому  Мюнхенское соглашение 1938 г. признавалось  «ничтожным». В договоре также  закреплялись нерушимость границ  и отказ от применения силы. 21 декабря 1973 г. были установлены  дипломатические отношения с  Венгрией и Болгарией, уже существовавшие  там торговые миссии были преобразованы  в посольства. Тем самым процесс  договорного оформления отношений  между ФРГ и социалистическими  странами Восточной Европы был  завершен.

Московский договор открыл период многостороннего, конструктивного  и равноправного сотрудничества между ФРГ и СССР Во время первого визита Леонида Ильича Брежнева (1906-1982) в Бонн в мае 1973 г. было подписано соглашение о сотрудничестве на 10 лет, что предполагало долгосрочный характер отношений. Были учреждены генеральные консульства в Ленинграде и Гамбурге. В феврале 1974 г. была достигнута договоренность об обмене военными атташе при посольствах обеих стран в Москве и Бонне. Новым и важным элементом отношений ФРГ и СССР стали регулярные встречи между высшими руководителями государств. Для Советского Союза важность партнерства с ФРГ определялась ее растущим политическим и экономическим весом среди стран Запада, а для Западной Германии значение СССР прежде всего было обусловлено его ролью в решении германского вопроса. Нормализация отношений ФРГ с восточными соседями, признание ГДР, урегулирование проблемы Западного Берлина путем подписания 3 сентября 1971 г. четырехстороннего (СССР, США, Великобритания и Франция) соглашения, закрепившего особый правовой статус этой части города, сделали возможным проведение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). 1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт, в котором зафиксированы политический и территориальный статус-кво в Европе, а также нормы взаимоотношений между государствами. ФРГ смогла реализовать в Заключительном акте свою позицию о четкой констатации возможности мирного изменения границ. Это открывало перспективу ликвидировать германо-германские границы в случае 
взаимного согласия двух германских государств на объединение.

Информация о работе Вилли Брандт, как политический деятель