Виды избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 13:51, курсовая работа

Краткое описание

Избирательная система - принципиальный фактор в политической жизни каждой страны. Отличительные черты избирательной системы способны спровоцировать за собой широкие результаты - от раскола партии вплоть до распада страны. Подобных случаев в истории много. Исследование избирательных систем различается от многих иных нюансов политической науки тем, что оно допускает численное прогнозирование, так как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Оттого данная тема представляет широкий теоретический интерес.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Избирательные системы: понятия и принципы………………………………..5
2. Виды избирательных систем…………………………………………………..11
Заключение ………………………………………………………………………..19
Глоссарий …………………………………………………………………………21
Список использованных источников ……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право Ищенко Сергей.doc

— 246.50 Кб (Скачать файл)

И еще один принцип- принцип  добровольности. Это значит, что  воспрещается оказывать влияние на гражданина с целью заставить его к участию либо неучастию в выборах, а также влиять на его свободное волеизъявление. «Свободное волеизъявление избирателей во время выборов гарантируется и тем фактом, что осуществление агитации в день выборов в помещении для голосования не дозволяется»6.

 

 

 

 

 

 

 

2 Виды избирательных систем

В зависимости от порядка  нахождения результатов выборов  избирательные системы общепринято  подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

В наибольшей степени распространена на выборах система большинства, которая называется мажоритарной. При данной  системе избранными являются те кандидаты, которые получили определенное большинство голосов. Эта система - единственно возможная  при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.).  Если  же она используется для выборов коллегиального органа власти,  к примеру,  палаты парламента, обычно формируются одномандатные избирательные округа, то  есть  в каждом из них обязан быть избран один депутат.

Мажоритарная система имеет  несколько видов, предопределенных разными условиями к величине достаточного для избрания большинства  голосов.

Мажоритарная система относительного большинства - это самая простая  система. «По этой системе победителю хватит собрать больше голосов, чем любому иному претенденту, однако не обязательно больше пятидесяти процентов»7. Она результативна: исключительный случай, когда итога может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя либо более кандидатами. Подобные случаи довольно редкостны, и законодательным разрешением ситуации традиционно бывает жребий. Подобная система применяется, к примеру, на парламентских выборах в Соединенных штатов Америки, Англии, Индии, отчасти в Германии и отчасти, как известно, в России. Весьма часто она используется при местных выборах. Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применяться, как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при данной системе одномандатные. Многомандатные встречаются нечасто (к примеру, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами считаются штаты и федеральный округ, в которых конкурируют списки выборщиков).

Но мажоритарная система относительного большинства очень несправедлива по отношению к политическим партиям, в особенности средним и малым по своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему сравнительное большинство голосов, тогда как против него могли отдать свой голос больше, чем за него. Это означает, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и сравнительным большинством. Сущность заключается в том, что голоса, отданные против выигравшего кандидата, вообще пропали. А в масштабе государства это может привести к тому, что партия, за которую голосует большая часть избирателей, обретает в парламенте меньшинство мест. При данных недостатках, система имеет своих приверженцев потому, что обычно гарантирует партии - победителю абсолютное, а иногда и существенное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления образовать устойчивое правительство. При многомандатных избирательных округах, в которых конкурируют списки кандидатов, значимость отмеченных дефектов системы стократ возрастает.

Мажоритарная система абсолютного  большинства - предоставленная система  рознится от мажоритарной системы относительного большинства тем, что кандидат признается победившим на выборах, в случае если он получил безусловное большинство  голосов, т.е. больше половины общего их числа. При этом вводится нижний порог участия избирателей в голосовании, в случае если он не достигнут, выборы являются недействительными либо несостоявшимися. Он чаще всего составляет половину зарегистрированных избирателей, однако не редко и меньше. В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, безусловное большинство от общего числа поданных голосов может абстрактно составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. В случае если же для избрания необходимо абсолютное большинство реальных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.

Хоть предоставленная система  и кажется более правосудной  однако, тем не менее, у нее сохраняется  тот же недостаток что и у мажоритарной системы относительного большинства, т.е. абсолютно вероятно, что и при этой системе партия, претенденты которой по  стране собрали большинство голосов, обретет меньшинство  парламентских  мандатов. Это может случится в случае, если избиратели, голосующие за  эту  партию, окажутся  сосредоточенными в маленьком числе  избирательных округов, а избиратели  «партии  меньшинства», наоборот, достигнут хотя бы даже ничтожного, однако преимущества в основной массе избирательных округов. Так как после того, как планка в 50 процентов + 1 голос взята, получившему безусловное большинство кандидату практически никакие дополнительные голоса уже не нужны.

У мажоритарной системы абсолютного большинства есть свой особенный дефект - частая не продуктивность, при этом она тем более вероятна, чем больше соперничество кандидатов. Речь идет о вариантах, когда ни один из баллотирующихся претендентов (либо списка кандидатов) не получил из-за раскола голосов необходимого большинства. Подобная опасность возрастает, если требуемое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух претендентах в одномандатном округе может выйти, что ни один не наберет безусловного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих претендентов, либо подала недействительные голоса. В случае если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа реальных голосов, то к такому результату может привести, лишь голосование части избирателей против обоих кандидатов. Безусловно, при условии, что в голосовании принял участие определенный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны автономно от всех иных обстоятельств.

Система пропорционального представительства политических партий и движений, кратко называется пропорциональной системой. Ее главная идея состоит в том, чтобы каждая партия получала в парламенте либо другом представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, отданных за ее кандидатов на выборах. Требование пропорционального представительства  иногда  поднимается  на  конституционный  уровень.

Впрочем, пропорциональная система имеет не только плюсы, а и минусы.  К числу последних относится, во-первых, то,  что голосование при пропорциональной  системе ведется по многомандатным избирательным округам, в которых, конкурируют списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями, значит, избиратель должен  отдавать преимущество не между персонами, как при мажоритарной системе (хотя и  при ней  фактически  для избирателя часто более значима партия,  чем личность кандидата,  ею выдвинутого),  а  между  партиями (движениями) и отдавать свой голос за список кандидатов, из которого избирателю знакомы в лучшем случае некоторое количество  лидеров. Правда, с иной стороны, управление партии (движения) может,  таким  образом, наряду с громогласными ораторами провести в  парламент  незнакомых  широкой публике людей, которые, будучи  специалистами, в всевозможных  сферах,  в состоянии грамотно  принять участие в разработке законов и контроле  над работой исполнительной власти. Однако нелишне оговориться, что может сформироваться и  такая ситуация, когда эти неизвестные люди окажутся не компетентными личностями.

Во-вторых, безграничное использование пропорциональной системы  может привести к появлению в  палате множества маленьких фракций, объединенных  вокруг маловлиятельных, однако амбициозных лидеров, которые, не  будучи  готовы  к плодотворному сотрудничеству, путем обструкции  мешают принятию требуемых для страны либо соответствующего регионального сообщества решений.

Для того чтобы  избежать нежелательной политической дробности  парламентских палат, которая порождается  пропорциональной системой выборов, в  ряде  государств введен так называемый заградительный пункт «или оговорка, в согласовании с которой неотъемлемым условием участия партии в распределении мандатов считается получение ею не менее конкретного процента голосов избирателей»8.

Распределение мандатов при пропорциональной системе совершается по нескольким схемам.

Одна из них состоит  в установлении избирательной квоты (раньше  она называлась избирательным  метром), то есть того числа голосов, которое нужно для избрания одного депутата. Далее на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов  партий,  и частное от этого деления дает  число мандатов, полагающихся этой партии.  Предопределяется квота различными способами.

Одна из избирательных  квот определяется «путем деления числа голосов  на количество выборных мест, приходящихся на данный избирательный округ»9. Она определяется после подсчета общего количества поданных и признанных действительными голосов. Например, предположим, что в избирательном округе, от которого подлежат избранию 5 депутатов, баллотируются списки 3 партий. Соотношение поданных за них голосов следующее: партия А- 85 голосов, партия В- 69 голосов, партия С- 136 голосов.

Всего подано 290 голосов. По квоте распределение мандатов будет следующее: сначала определим квоту – 290:5=58. затем делим результаты партий на квоту и получаем: партия А- 85:58=1 мандат и 47 голосов в остатке, партия В- 69:58= 1 мандат и 18 голосов в остатке, партия С- 136:58=2 мандата и 34 голосов в остатке. Мы распределили 4 мандата из 5. Оставшийся мандат можно распределит разными методами.

Один  из них применяемый при выборах в Государственную Думу РФ метод наибольшего остатка, при котором нераспределенные мандаты переходят к партиям,  имеющим наибольшие неиспользованные остатки голосов. В нашем  примере оставшийся мандат перешел бы к партии А. Итог был бы следующим: партия А – 2 мандата, партия В – 1 мандат, партия С – 2 мандата.

Другой метод - наибольшей  средней - заключается в том, что число полученных партией голосов делится на  число  полученных  ею  мандатов  плюс один, а нераспределенные мандаты передаются партиям с наибольшими средними.

В принципе и при пропорциональной системе допустимо выдвижение независимых  кандидатов вне партийных списков. Им гарантируется избрание в случае получения установленной квоты или числа голосов, составляющих наименьший делитель. Однако излишек полученных независимым кандидатом голосов, равно как и голоса, поданные за независимого кандидата, не собравшего квоты или наименьшего делителя, пропадают. Избиратель, голосующий за такого кандидата, несет тем самым большой риск бесполезного голосования, чем избиратель, голосующий за список кандидатов.

Полупропорциональная система. Под этим названием объединены системы, которые, будучи основаны  на мажоритарном  принципе,  то есть на требовании  большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается благодаря применению так называемого ограниченного вотума, при котором избиратель  голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее.

Ограниченный вотум  требует от политических партий точного расчета при выдвижении их кандидатов. Надо хорошо  представлять себе, сколько голосов насчитывает  партийный  электорат  и как они могут распределиться между кандидатами от партии. Ведь если партия выдвинет в избирательном  округе слишком много кандидатов, голоса ее электората  «распылятся»  между  ними  и вполне может  случиться,  что  ни один  не  окажется  избранным.  С  другой стороны, если кандидатов будет мало, то они могут получить  больше  голосов, чем нужно для избрания, а эти лишние голоса ничего  партии  не  дают,  кроме сожалений о неиспользованной возможности провести дополнительно  еще  одного или более своих депутатов.

Тот факт, что избиратель, принадлежащий к большинству, может  влиять своим голосованием на выбор не всех депутатов  от  избирательного  округа, открывает возможности для меньшинства провести в  представительный  орган  в этом избирательном округе одного или даже нескольких своих  депутатов,  либо несколько депутатов пройдут от разных меньшинств. Разумеется, пропорционального представительства здесь, как правило, не получается (большинство обычно бывает  непропорционально велико), и  потому такие избирательные системы называют полупропорциональными. 

Эта система характеризуется  тем, что каждый избиратель в многомандатном избирательном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов  или меньше (разумеется, число голосов у всех избирателей одинаковое). Он распределяет свои голоса между кандидатами как угодно:  может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, а может, например,  какому-то одному из кандидатов отдать все  свои  голоса,  аккумулировать  их  у  него. Отсюда и название системы (от лат. cumulatio – скопление). Как полагают британские исследователи избирательных  систем «так же как и ограниченное  голосование,  кумулятивное  голосование способствует обеспечению представительства меньшинства  и  избранию  самых популярных кандидатов, но его действие  весьма  неопределенно». Здесь также весьма важен точный подсчет партиями своего  электората  и  правильное ориентирование его в отношении использования голосов.

Смешанная избирательная  система возникает тогда, когда  при выборах одной и той  же представительной палаты применяются  различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности  исключить или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении порядок выборов Государственной Думы.

Половина состава Государственной  Думы (общий состав 450 депутатов) избирается на основе мажоритарной системы относительного большинства. Вторая половина депутатов  Государственной Думы избирается на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

По результатам голосования  депутатские мандаты распределяются между общефедеральными списками кандидатов, исходя из следующих правил:

1) подсчитывается сумма голосов, поданных по общефедеральному избирательному округу за общефедеральные списки кандидатов тех избирательных объединений, которые оказались допущены к распределению мандатов. Данная сумма делиться на 225 – число депутатских мандатов, которые распределяют по этому округу. Полученный результат – это первое избирательное частное;

Информация о работе Виды избирательных систем