Адат племен Северного Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

У племен, обитающих на северной покатости кавказского хребта, нельзя отыскать определенности прав, строгости в постановлениях и точности в условиях общественной жизни. Суд основан на обычаях по преданию и именуется адатом; исполнительной власти почти не существует и все наказания за преступления состоят в весьма слабых штрафах. Адат – суд посреднический, лишенный большею частью средств принудительных и основанный на некоторых принятых правилах или законах, установленных обычаем и освещенных давностью.

Вложенные файлы: 1 файл

закон.docx

— 33.06 Кб (Скачать файл)

  Долги, оставшиеся после покойного, обычно уплачиваются до раздела имения, если между умершим  и заимодавцем не существует особой сделки.

  В случае же, если заимодавец объявит претензию, когда  имение будет разделено, то долг раскладывается поровну между наследниками.

  110. Такие права  наблюдались при разделе имения  между всеми обитателями северной  покатости кавказского хребта  до введения магометанской религии,  а с нею до распространения  шариата. В настоящее же время  у тех горских племен, у которых  шариат преобладает над адатом, при разделе имения наблюдаются  следующие правила: жена покойного  получает 1/8 долю всего имения; из  остального же 2/3 получает сын  и 1/3 дочь.

  Если же после  умершего не осталось сыновей, то 1/4 часть  достается жене, остальное имение разделяется на две части, если после  покойного осталось одна дочь, из коих половина отдается дочери, а другая – ближайшему родственнику.

  Если осталось несколько дочерей, то имение, за исключением 1/4 части, полагающейся жене, разделяется  на три части: две равные части  принадлежат дочерям, а третья отходит  ближайшему родственнику.

  Братья или  родственники, получившие наследство, обязаны содержать на общем иждивении  своих незамужних сестер. После их замужества полученный за них калым  разделяют поровну.

  Между ичкеринцами, каталыковцами, мичисовцами, чеченцами, шатоевцами, щубутовцами, чабирлоевцами и другими соседними с ними обществами с 1840 г. или после утверждения над ними власти Шамиля в разделе имения существуют те же правила, что и у вышеозначенных племен. Разница заключается лишь в том, что калым за сестер не делится между братьями или родственниками, а является собственность сестер и поступает в число приданного.

  в) Обряд духовных завещаний и право опеки.

  До введения магометанской религии духовные завещания были большею частью словесные  и делались в присутствии посторонних  свидетелей и родственников.

  В настоящее  время завещания основываются на Коране и исполняются лицами духовными, как людьми грамотными.

  Духовные завещания  допускаются у чеченцев только в  двух случаях: при несовершеннолетии  детей умирающего или когда умирающий  – человек одинокий, без родства.

  В обществах  осетинского происхождения почти  вовсе не существует обряда делать духовные завещания.

  Что же касается других горских племен, то поскольку  владельцы являются полными и  независимыми хозяевами своего имущества, то духовные завещания допускаются  во многих других случаях и исполняются  свято и ненарушимо.

  Если умирающий  человек одинок, без родства, то ему  предоставляется право завещать свое имущество тому, кому он пожелает.

  Дозволяется делать посмертные пожертвования в  мечеть и на богоугодные дела, если они не превышают третьей доли имущества.

  Составление духовных завещаний как дело, требующее  грамотного человека, принадлежит духовным лицам – кадию или мулле.

  Желающий передать свою последнюю волю призывает кадия  и двух свидетелей, при которых  кадий с его слов пишет духовное завещание и скрепляет своей  печатью в присутствии свидетелей.

  Составленное  таким образом духовное завещание  хранится у завещателя, и после  его смерти получает законную силу.

  После смерти завещателя, кадий составляет подробную  опись всего имущества умершего. В случае несовершеннолетия наследников, наследство передается его опекуну. Если же умерший человек одинок, то тому лицу, которому оно принадлежит  по завещанию.

  Право опекунства принадлежит ближайшему родственнику мужского пола.

  Женский пол  ни в коем случае не допускается  к опеке.

  Если среди  наследников есть совершеннолетние, то в таком случае они имеют  право требовать полагающиеся им части, и кадий со свидетелями  приступают к разделу частей имущества, полагающихся совершеннолетним.

  Опекуну не предоставляется  никакой доли из доходов имения. За это он не обязан ни представлять экономии, ни давать отчетов в своих  расходах, если малолетние наследники содержаться прилично и согласно своему состоянию, а имение сохранено  в том виде, в котором оно  принято по описи кадия.

  Если родственники заметят недобросовестные действия опекуна, растрату имения или дурное обращение с питомцем, они имеют  право жаловаться кадию, который, разобрав дело и найдя опекуна виновным, сменяет его и присуждает заплатить  растраченную долю имущества малолетнего.

  После достижения наследниками совершеннолетия, которое  наступает в 15 лет, опекун в присутствии  кадия и родственников сдает  имение своему бывшему питомцу согласно той описи, по которой принимал от кадия. Чего не достанет, обязан восполнить.

  По адату  при всех духовных завещаниях назначались  душеприказчики, которые обязаны  были в точности выполнять волю умирающего. Поскольку по шариату душеприказчики заменяются кадиями или муллами, то назначение первых допускается только за неимением последних, например, когда горец умрет на чужой стороне или среди неверных.

  ГЛАВА IV. ПРАВА  РОДИТЕЛЕЙ НАД ДЕТЬМИ И ОТНОШЕНИЯ  ПОСЛЕДНИХ К ПЕРВЫМ. О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ АТАЛЫК

  а) Права родительской власти над сыновьями у всех горских  племен, за исключением чеченского.

  У всех обитателей северной покатости кавказского  хребта, за исключением чеченцев, права  родителей над детьми и отношения  последних к первым почти одинаковы.

  Отец полновластен над сыновьями и последние должны во всем повиноваться ему, со смирением и глубочайшим почтением принимать всякое приказание и безропотно исполнять оное. Малейшее сопротивление и непослушание воле родительской, по адату, это величайший стыд, а по шариату – грех.

  Власть матери над сыновьями совершенно ограничена, особенно над совершеннолетними, и  она только пользуется тем почтением, которое сама природа внушила  человеку, как виновнице его бытия.

  За непослушание родитель имеет право наказывать сыновей по своему произволу и  прогнать их из своего дома с лишением части наследства.

  Отец имеет  право выделить меньшую часть  имения, чем полагается, и даже совершенно лишить наследства, но эти примеры  весьма редки.

  На жизнь  сыновей родитель не имеет явного права, но бывали примеры, что отец с  помощью своих слуг за непослушание и огорчение лишал жизни сына тайно и не подвергался наказанию.

  Продавать или  дарить своих сыновей отец не может.

  Сыновья, изгнанные  из дому и лишенные наследства, не могут  жаловаться на своего родителя, даже в  том случае, если они лишены этого  права несправедливо. С помощью  своих родственников и приятелей, приютивших их, они могут искать примирения, и отец может простить их добровольно. Но никакие посторонние  ходатайства не имеют силы, если отец не изъявляет на это своего согласия.

  б) Ограничение  родительской власти над сыновьями  в чеченском племени.

  У чеченцев права  родителей над сыновьями и  отношения последних к первым совершенно отличаются от других горских  племен.

  Отец полновластен над сыновьями только во время  малолетства. Поскольку они рано достигают такого возраста, что в  состоянии владеть оружием, то родительская власть теряет свою силу. Не только возникает  совершенное равенство между  отцом и его сыновьями, но и  по праву сильного последние часто торжествуют над первыми.

  За явное  или тайное убийство отцом сына братья имеют право мстить родителю.

  На домашнее имущество отец и сыновья имеют  одинаковое право и последние  могут требовать дележа имения, составляющего  личный труд и посильное приобретение каждого члена семейства. Следующий  пример, хотя и весьма редкий между  чеченцами, показывает бессилие родительской власти и вместе с тем слабость закона. Один чеченец, имея шестерых взрослых сыновей, после смерти первой жены вздумал  жениться на другой. Сыновья, узнав  о его намерении, потребовали  дележа имения, на что отец не мог  не согласиться. Со второй женой было прижито еще семеро детей. Казалось бы, имение, оставшееся после смерти отца, должно разделиться между сыновьями  второй жены, но сыновья от первой потребовали  себе равных долей, и адат решил разделить  имение умершего на 13 долей, и каждому  из сыновей от первого и второго  брака дать по равной части.


Информация о работе Адат племен Северного Кавказа