Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:57, контрольная работа
У племен, обитающих на северной покатости кавказского хребта, нельзя отыскать определенности прав, строгости в постановлениях и точности в условиях общественной жизни. Суд основан на обычаях по преданию и именуется адатом; исполнительной власти почти не существует и все наказания за преступления состоят в весьма слабых штрафах. Адат – суд посреднический, лишенный большею частью средств принудительных и основанный на некоторых принятых правилах или законах, установленных обычаем и освещенных давностью.
ОБ АДАТЕ И О НРАВАХ И ОБЫЧАЯХ ПЛЕМЕН, ОБИТАЮЩИХ НА СЕВЕРНОЙ ПОКАТОСТИ КАВКАЗСКОГО ХРЕБТА, 1847 Г.
ГЛАВА 1. АДАТ И ШАРИАТ. ПРАВИЛА, ПРИНЯТЫЕ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАВКАЗСКИХ ГОРЦЕВ ПО АДАТУ. ОБРЯД СУДА ПО АДАТУ. КАКИЕ ДЕЛА ПОДЛЕЖАТ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ АДАТА
а) Адат и шариат.
У племен, обитающих на северной покатости кавказского хребта, нельзя отыскать определенности прав, строгости в постановлениях и точности в условиях общественной жизни. Суд основан на обычаях по преданию и именуется адатом; исполнительной власти почти не существует и все наказания за преступления состоят в весьма слабых штрафах. Адат – суд посреднический, лишенный большею частью средств принудительных и основанный на некоторых принятых правилах или законах, установленных обычаем и освещенных давностью.
Адат господствовал
у всех обитателей северной покатости
кавказского хребта до введения между
ними магометанской религии. С учением
же алкорана адат начал заменяться
шариатом. Те племена и общества,
у которых духовенство
Таким образом,
в настоящее время у горских
племен существует смешанное законодательство,
составленное из двух противоположных
элементов: шариата, основанного на
общих правилах нравственности и
религии, и адата, основанного на
обычаях. Первый закон гражданского
устройства – право сильного. Адат
распространялся и усиливался всякий
раз, когда шариат приходил в забвение,
и наоборот – адат падал и был
отменен тогда, когда шариат находил
ревностных проповедников и
Между всеми обитателями северной покатости кавказского хребта шариат ранее установился у кабардинцев, кумыков и нагайцев, не потому что они с давнего времени исповедуют магометанскую религию, а оттого, что они ранее прочих племен принесли покорность нашему правительству.
Несмотря на то, что абадзехи, шапсуги, натухайцы, башильбаи, шегиреи, баракаи и казылбеки сильнее других соседних с ними обществ находились под влиянием турецкого правительства, прилагавшего особенные усилия не только для распространения магометанской религии, но и для введения в употребление шариата посредством духовных лиц, дела у этих племен по-прежнему преимущественно решаются адатом.
В бжедуховском, черченейском, хамышейском, темиргоевском, махошевском, бесланеевском обществах и у беглых кабардинцев шариат с адатом употребляются наравне.
7. Карачаевцы, дигорцы, балкарцы, хуламцы, уруспии, общества осетинского происхождения и назрановцы, кажется, более следуют адату, чем шариату.
8. Одно только чеченское племя, несмотря на исповедуемую им магометанскую религию и на влияние русской власти, до 1839 г. следовало одному адату. С этого же времени ичкиренцы, качалыковцы, мичиковцы, чеченцы, шатоевцы, щубутовцы, чабирлоевцы и другие мелкие общества, соседние с ними, признав над собой власть Шамиля, вместе с введением гражданского устройства по необходимости приняли и шариат. Только галашевцы, галгаевцы, карабулаки и кисты, как общества независимые ни от русского правительства, ни от Шамиля, следуют во всем адату.
б) О правилах, принятых в судопроизводстве кавказских племен по адату.
9. Для разбора
тяжб и ссор почти все горские
племена имеют постоянных
Но от желания каждого горца зависит, подвергать свое дело разбирательству этих постоянных судей или избирать других судей из уважаемых стариков по добровольному согласию противников.
Судебное место, в котором заседают постоянные судьи, у горцев именуется различно. У черкесов оно называется хассом, а у кабардинцев и кумыков – мехтемой, у балкарцев, хуламцев, чегемцев, уруспиев и карачаев – нагиш, у дигорцев – нагиша, у обществ осетинского происхождения – тархан, у чеченцев – тюркюм.
Так как мщение – преобладающая страсть у всех горских племен, то не только противники, но и их родственники избегают встречи между собою, так как добровольное разбирательство, как и предание дела суду, производится через посредников, выбираемых из посторонних уважаемых стариков.
По этой же самой причине у горцев между тяжущимися и их свидетелями не существует очных ставок, судьи отдельно выслушивают разбирающихся.
Судьи избираются преимущественно из того сословия, к которому принадлежат тяжущиеся, а потому и постоянные судьи избираются из разных классов народа.
Число судей зависит от важности дела и бывает от 1 до 5 человек с каждой стороны.
У обществ осетинского и чеченского происхождений истцу дозволяется иметь на одного судью больше, чем у ответчика.
Решение суда признается удовлетворительным при единогласном приговоре судей.
Большинство же голосов имеет силу только в том случае, если общий посредник, выбираемый с согласия противников до начала суда, примет их сторону.
Если же обвиненный
и в таком случае остается недовольным
решением суда и не захочет выполнить
условий, возложенных на него, то он
имеет дело не только с противником,
но и с судьями и свидетелями,
и последние обязаны его
По адату все наказания за преступления состоят в денежных пенях, но преимущественно в плате скотом или оружием.
Для обвинения необходимо, чтобы истец представил одного или двух свидетелей, которые должны быть совершеннолетними, мужского пола и преимущественно из того сословия, к которому принадлежит сам истец.
Если же истец не представит свидетелей, то обвиняемый оправдывается присягою на Коране. Сверх того, в его оправдание должны присягнуть шесть посторонних лиц по его выбору.
Так как между свидетелями или доносчикам с спорящими очных ставок не бывает из-за опасения мщения, а судьи выслушивают каждого отдельно, часто случается, что обвиняемый уличается тем, что выбирает в число своих свидетелей и то лицо, которое на него доносит.
в) Обряд суда по адату.
Обряд суда по адату в главных своих формах почти одинаков у всех горских племен.
Если противники
не желают примириться добровольно
и предают свое дело в суд, то первоначально
через посредников
В первом случае каждая сторона выбирает определенное число судей, исходя из важности дела, из постоянных судей, а в последнем – они избираются из посторонних уважаемых стариков.
Кроме того, один из стариков избирается общим судьею для обеих тяжущихся сторон, голос которого имеет особенную важность в случае несогласия судей.
Выбранные в судьи старики до начала рассмотрения дела спрашивают у тяжущихся: останутся ли они довольны тем разбирательством и решением дела, какое ими будет сделано, и не предоставят ли себе права приговор их передать разбору и суждению новых судей.
Если тяжущиеся стороны объявят, что они останутся довольны тем решением, которое определит суд, то в подтверждение своих слов оба противника или один из них присягнет над алкораном.
В противном же случае судьи приступают к разбору и решению дела, не требуя присяги от тяжущихся. Тогда обвиненный может отказаться от исполнения приговора и подвергнуть свое дело разбирательству новых судей.
Судьи, выслушав поочередно тяжущихся, их свидетелей и собрав доказательства и доводы истца и оправдания ответчика, по совести и крайнему разумению излагают свое мнение. Согласовав решение как между собою, так и с общим судьею, они оправдывают обвиняемого или приговаривают его к уплате пени обиженному за один раз или по частям, смотря по состоянию виновного.
Не объявляя о своем решении тяжущимся, судьи предлагают им избрать поручителей: обвиненному в том, что он исполнит в точности приговор суда, а обиженному в том, что он останется доволен решением оного.
После этого суд объявляет о своем решении тяжущимся и назначает сроки уплаты пени, если обвиненный не в состоянии сразу уплатить оную.
Из этого можно заключить, что обряд суда по адату, существующий у горских племен, подобен нашему третейскому суду без формальной записи.
г) Какие дела разбираются в настоящее время адатом.
35. Адатом разбираются
преимущественно дела
36. Все преступления
большей важности: убийство, ранение,
насилие и даже оскорбление,
причиненное побоями, плетью
ГЛАВА II. ОБ ОБРАЗЕ ПРАВЛЕНИЯ У ГОРСКИХ ПЛЕМЕН И О ПРАВАХ КНЯЗЕЙ, СТАРШИН, УЗДЕНЕЙ, ДУХОВЕНСТВА, ПРОСТОГО СВОБОДНОГО НАРОДА И КРЕПОСТНОГО КЛАССА
а) Прежний и настоящий образ правления у горских племен.
У обитателей северной покатости кавказского хребта до того времени, пока княжеское достоинство не утратило своего прежнего значения в народе, существовало два порядка правления, разительно отличавшиеся между собою: владельческое и народное.
Первый порядок преобладал у тех племен и обществ, у которых высший класс народа составляли князья. К ним принадлежали: кабардинцы, кумыки, нагайцы, бесланеевцы, темиргоевцы, махошевцы, хамушейцы, черченейцы, хатухайцы и бжедухи.
В абадзехском, шапсугском, натухайском, убыхском, казыльбековском, шегиреевском, ташовском, башильбаевском, карачаевском, уруспиевском, хуламском, балкарском, дигорском, аллагирском, куртатинском и тогаурском обществах, у которых высший класс народа составляют старшины, преобладало народное правление.
Что же касается обществ чеченского племени, то из всех обитателей северной покатости кавказского хребта только у них в полной мере существовало народное правление. В обществах этого племени народ не разделялся на сословия и классы, как это было и есть у всех прочих вышепоименованных обществ. «Мы все узденя, – говорят чеченцы, – т.е. люди, зависящие от самих себя». Правда, и у обществ чеченского происхождения есть старшины и рабы, но первые не имеют никаких особенных прав пред всей массой народа и являются только судьями в судебных делах и ссорах, как люди более опытные по своим летам. Вторые же, т.е. рабы, как происходящие от военнопленных, захваченных в разное время в набегах, не являются чеченцами.
В настоящее время прежний образ правления остался неизменным только между теми обществами черкесского, абазинского, татарского и осетинского племени, у которых высший класс народа составляют старшины.
Князья же кабардинские, кумыкские, нагайские, бесланеевские, темиргоевские, махошевские, хамышейские, черченейские, хатукайские и бжедуховские вместе с утратой того значения в народе, которое они имели в прежнее время, утратили и свое влияние, поэтому в настоящее время у этих племен и обществ преобладает народное правление.
Но самый
разительный переворот в
После совершения этого переворота в правлении между обозначенными обществами чеченского племени, остались только карабулаки, галашевцы, галчаевцы, цоринды, ахо, пшехо, дальние и ближние кисты, джерахи и назрановцы, между которыми по-прежнему сохранилось народное правление.
б) Права князей и старшин.
45. В прежнее
время, когда князья считались
ниспосланными аллахом, они
С князем могли разбираться только уздени первой степени; прочие же классы народа никогда с ним не судились, но обиженные прибегали к защите своих господ или искали покровительства у других князей.