Адат племен Северного Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

У племен, обитающих на северной покатости кавказского хребта, нельзя отыскать определенности прав, строгости в постановлениях и точности в условиях общественной жизни. Суд основан на обычаях по преданию и именуется адатом; исполнительной власти почти не существует и все наказания за преступления состоят в весьма слабых штрафах. Адат – суд посреднический, лишенный большею частью средств принудительных и основанный на некоторых принятых правилах или законах, установленных обычаем и освещенных давностью.

Вложенные файлы: 1 файл

закон.docx

— 33.06 Кб (Скачать файл)

  ОБ АДАТЕ  И О НРАВАХ И ОБЫЧАЯХ ПЛЕМЕН, ОБИТАЮЩИХ НА СЕВЕРНОЙ ПОКАТОСТИ  КАВКАЗСКОГО ХРЕБТА, 1847 Г.

  ГЛАВА 1. АДАТ И ШАРИАТ. ПРАВИЛА, ПРИНЯТЫЕ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАВКАЗСКИХ ГОРЦЕВ ПО АДАТУ. ОБРЯД СУДА ПО АДАТУ. КАКИЕ ДЕЛА ПОДЛЕЖАТ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ  АДАТА

  а) Адат и шариат.

  У племен, обитающих  на северной покатости кавказского  хребта, нельзя отыскать определенности прав, строгости в постановлениях и точности в условиях общественной жизни. Суд основан на обычаях  по преданию и именуется адатом; исполнительной власти почти не существует и все наказания за преступления состоят в весьма слабых штрафах. Адат – суд посреднический, лишенный большею частью средств принудительных и основанный на некоторых принятых правилах или законах, установленных обычаем и освещенных давностью.

  Адат господствовал  у всех обитателей северной покатости  кавказского хребта до введения между  ними магометанской религии. С учением  же алкорана адат начал заменяться шариатом. Те племена и общества, у которых духовенство приобретало  высокое значение и почетное место  в обществе, подверглись в этом отношении большей перемене. В  последнее время вновь возникшее учение мюридизм сильно способствовало изменению прежних условий общественной жизни, в особенности у чеченцев и других племен, сопредельных Дагестану, где это учение возникло.

  Таким образом, в настоящее время у горских  племен существует смешанное законодательство, составленное из двух противоположных  элементов: шариата, основанного на общих правилах нравственности и  религии, и адата, основанного на обычаях. Первый закон гражданского устройства – право сильного. Адат распространялся и усиливался всякий раз, когда шариат приходил в забвение, и наоборот – адат падал и был  отменен тогда, когда шариат находил  ревностных проповедников и последователей.

  Между всеми  обитателями северной покатости  кавказского хребта шариат ранее  установился у кабардинцев, кумыков  и нагайцев, не потому что они с давнего времени исповедуют магометанскую религию, а оттого, что они ранее прочих племен принесли покорность нашему правительству.

  Несмотря на то, что абадзехи, шапсуги, натухайцы, башильбаи, шегиреи, баракаи и казылбеки сильнее других соседних с ними обществ находились под влиянием турецкого правительства, прилагавшего особенные усилия не только для распространения магометанской религии, но и для введения в употребление шариата посредством духовных лиц, дела у этих племен по-прежнему преимущественно решаются адатом.

  В бжедуховском, черченейском, хамышейском, темиргоевском, махошевском, бесланеевском обществах и у беглых кабардинцев шариат с адатом употребляются наравне.

  7. Карачаевцы, дигорцы, балкарцы, хуламцы, уруспии, общества осетинского происхождения и назрановцы, кажется, более следуют адату, чем шариату.

  8. Одно только  чеченское племя, несмотря на  исповедуемую им магометанскую  религию и на влияние русской  власти, до 1839 г. следовало одному  адату. С этого же времени  ичкиренцы, качалыковцы, мичиковцы, чеченцы, шатоевцы, щубутовцы, чабирлоевцы и другие мелкие общества, соседние с ними, признав над собой власть Шамиля, вместе с введением гражданского устройства по необходимости приняли и шариат. Только галашевцы, галгаевцы, карабулаки и кисты, как общества независимые ни от русского правительства, ни от Шамиля, следуют во всем адату.

  б) О правилах, принятых в судопроизводстве кавказских племен по адату.

  9. Для разбора  тяжб и ссор почти все горские  племена имеют постоянных судей,  обязанных по присяге, данной  над алкораном, разбирать и  решать дела по совести и  по крайнему разумению.

  Но от желания  каждого горца зависит, подвергать свое дело разбирательству этих постоянных судей или избирать других судей  из уважаемых стариков по добровольному  согласию противников.

  Судебное место, в котором заседают постоянные судьи, у горцев именуется различно. У  черкесов оно называется хассом, а у кабардинцев и кумыков – мехтемой, у балкарцев, хуламцев, чегемцев, уруспиев и карачаев – нагиш, у дигорцев – нагиша, у обществ осетинского происхождения – тархан, у чеченцев – тюркюм.

  Так как мщение – преобладающая страсть у  всех горских племен, то не только противники, но и их родственники избегают встречи  между собою, так как добровольное разбирательство, как и предание дела суду, производится через посредников, выбираемых из посторонних уважаемых стариков.

  По этой же самой причине у горцев между  тяжущимися и их свидетелями не существует очных ставок, судьи отдельно выслушивают  разбирающихся.

  Судьи избираются преимущественно из того сословия, к которому принадлежат тяжущиеся, а потому и постоянные судьи избираются из разных классов народа.

  Число судей  зависит от важности дела и бывает от 1 до 5 человек с каждой стороны.

  У обществ  осетинского и чеченского происхождений  истцу дозволяется иметь на одного судью больше, чем у ответчика.

  Решение суда признается удовлетворительным при  единогласном приговоре судей.

  Большинство же голосов имеет силу только в  том случае, если общий посредник, выбираемый с согласия противников  до начала суда, примет их сторону.

  Если же обвиненный и в таком случае остается недовольным  решением суда и не захочет выполнить  условий, возложенных на него, то он имеет дело не только с противником, но и с судьями и свидетелями, и последние обязаны его принудить  к исполнению решения суда.

  По адату  все наказания за преступления состоят  в денежных пенях, но преимущественно  в плате скотом или оружием.

  Для обвинения  необходимо, чтобы истец представил одного или двух свидетелей, которые  должны быть совершеннолетними, мужского пола и преимущественно из того сословия, к которому принадлежит сам истец.

  Если же истец  не представит свидетелей, то обвиняемый оправдывается присягою на Коране. Сверх того, в его оправдание должны присягнуть шесть посторонних лиц  по его выбору.

  Так как между  свидетелями или доносчикам с спорящими очных ставок не бывает из-за опасения мщения, а судьи выслушивают каждого отдельно, часто случается, что обвиняемый уличается тем, что выбирает в число своих свидетелей и то лицо, которое на него доносит.

  в) Обряд суда по адату.

  Обряд суда по адату в главных своих формах почти одинаков у всех горских  племен.

  Если противники не желают примириться добровольно  и предают свое дело в суд, то первоначально  через посредников условливаются, каким судьям поручить разбор дела – постоянным или произвольным.

  В первом случае каждая сторона выбирает определенное число судей, исходя из важности дела, из постоянных судей, а в последнем  – они избираются из посторонних  уважаемых стариков.

  Кроме того, один из стариков избирается общим судьею для обеих тяжущихся сторон, голос  которого имеет особенную важность в случае несогласия судей.

  Выбранные в  судьи старики до начала рассмотрения дела спрашивают у тяжущихся: останутся ли они довольны тем разбирательством и решением дела, какое ими будет сделано, и не предоставят ли себе права приговор их передать разбору и суждению новых судей.

  Если тяжущиеся  стороны объявят, что они останутся  довольны тем решением, которое определит  суд, то в подтверждение своих  слов оба противника или один из них присягнет над алкораном.

  В противном  же случае судьи приступают к разбору  и решению дела, не требуя присяги  от тяжущихся. Тогда обвиненный может отказаться от исполнения приговора и подвергнуть свое дело разбирательству новых судей.

  Судьи, выслушав поочередно тяжущихся, их свидетелей и  собрав доказательства и доводы истца  и оправдания ответчика, по совести  и крайнему разумению излагают свое мнение. Согласовав решение как между собою, так и с общим судьею, они оправдывают обвиняемого или приговаривают его к уплате пени обиженному за один раз или по частям, смотря по состоянию виновного.

  Не объявляя о своем решении тяжущимся, судьи  предлагают им избрать поручителей: обвиненному в том, что он исполнит в точности приговор суда, а обиженному в том, что он останется доволен решением оного.

  После этого  суд объявляет о своем решении  тяжущимся и назначает сроки  уплаты пени, если обвиненный не в состоянии  сразу уплатить оную.

  Из этого  можно заключить, что обряд суда по адату, существующий у горских  племен, подобен нашему третейскому  суду без формальной записи.

  г) Какие дела разбираются в настоящее время  адатом.

  35. Адатом разбираются  преимущественно дела воровские,  а также дела, касающиеся наследственного  права, раздела имущества, отношений  детей к родителям и мужей  к женам.

  36. Все преступления  большей важности: убийство, ранение,  насилие и даже оскорбление,  причиненное побоями, плетью или  другим орудием, весьма редко  разбираются судом, а решаются  природным правом – мщением,  известным у горцев под именем  кайлы.

  ГЛАВА II. ОБ ОБРАЗЕ ПРАВЛЕНИЯ У ГОРСКИХ ПЛЕМЕН И  О ПРАВАХ КНЯЗЕЙ, СТАРШИН, УЗДЕНЕЙ, ДУХОВЕНСТВА, ПРОСТОГО СВОБОДНОГО НАРОДА И КРЕПОСТНОГО  КЛАССА

  а) Прежний  и настоящий образ правления  у горских племен.

  У обитателей северной покатости кавказского  хребта до того времени, пока княжеское  достоинство не утратило своего прежнего значения в народе, существовало два  порядка правления, разительно отличавшиеся между собою: владельческое и  народное.

  Первый порядок  преобладал у тех племен и обществ, у которых высший класс народа составляли князья. К ним принадлежали: кабардинцы, кумыки, нагайцы, бесланеевцы, темиргоевцы, махошевцы, хамушейцы, черченейцы, хатухайцы и бжедухи.

  В абадзехском, шапсугском, натухайском, убыхском, казыльбековском, шегиреевском, ташовском, башильбаевском, карачаевском, уруспиевском, хуламском, балкарском, дигорском, аллагирском, куртатинском и тогаурском обществах, у которых высший класс народа составляют старшины, преобладало народное правление.

  Что же касается обществ чеченского племени, то из всех обитателей северной покатости кавказского  хребта только у них в полной мере существовало народное правление. В  обществах этого племени народ  не разделялся на сословия и классы, как это было и есть у всех прочих вышепоименованных обществ. «Мы  все узденя, – говорят чеченцы, – т.е. люди, зависящие от самих  себя». Правда, и у обществ чеченского происхождения есть старшины и рабы, но первые не имеют никаких особенных  прав пред всей массой народа и являются только судьями в судебных делах  и ссорах, как люди более опытные  по своим летам. Вторые же, т.е. рабы, как происходящие от военнопленных, захваченных в разное время в набегах, не являются чеченцами.

  В настоящее  время прежний образ правления  остался неизменным только между  теми обществами черкесского, абазинского, татарского и осетинского племени, у которых высший класс народа составляют старшины.

  Князья же кабардинские, кумыкские, нагайские, бесланеевские, темиргоевские, махошевские, хамышейские, черченейские, хатукайские и бжедуховские вместе с утратой того значения в народе, которое они имели в прежнее время, утратили и свое влияние, поэтому в настоящее время у этих племен и обществ преобладает народное правление.

  Но самый  разительный переворот в управлении произошел между всеми теми обществами чеченского происхождения, которые  в 1839 г., уйдя из-под власти нашего правительства, признали над собою власть Шамиля. Этот переход из-под одной власти в другую привел к тому, что существовавший до того времени между мичиковцами, качалыковцами, чеченцами, ауховцами, ичкеринцами, чабирлоевцами, шубутовцами и шатоевцами свободный образ правления заменился деспотичным. Этот деспотизм выражается не только в лице самого Шамиля, но и в наибах, назначенных им и имеющих право на жизнь и смерть каждого чеченца.

  После совершения этого переворота в правлении  между обозначенными обществами чеченского племени, остались только карабулаки, галашевцы, галчаевцы, цоринды, ахо, пшехо, дальние и ближние кисты, джерахи и назрановцы, между которыми по-прежнему сохранилось народное правление.

  б) Права князей и старшин.

  45. В прежнее  время, когда князья считались  ниспосланными аллахом, они имели  больший вес и влияние в  народе, пользовались большими правами  и преимуществами, чем старшины.

  С князем могли  разбираться только уздени первой степени; прочие же классы народа никогда с  ним не судились, но обиженные прибегали  к защите своих господ или искали покровительства у других князей.

Информация о работе Адат племен Северного Кавказа