Адат племен Северного Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

У племен, обитающих на северной покатости кавказского хребта, нельзя отыскать определенности прав, строгости в постановлениях и точности в условиях общественной жизни. Суд основан на обычаях по преданию и именуется адатом; исполнительной власти почти не существует и все наказания за преступления состоят в весьма слабых штрафах. Адат – суд посреднический, лишенный большею частью средств принудительных и основанный на некоторых принятых правилах или законах, установленных обычаем и освещенных давностью.

Вложенные файлы: 1 файл

закон.docx

— 33.06 Кб (Скачать файл)

  Каждый князь  имел свою дружину, состоящую из преданных  ему узденей и живущих на его  земле чагар.

  Он по своему желанию собирал партии для набегов  и получал лучшую и большую  часть добычи даже в том случае, если не участвовал в набеге.

  Княжескому  достоинству воздавались большие  почести, в числе которых была и та, что когда князь садился  на лошадь, то первостепенный уздень обязан был держать ему стремя, если при  этом не было узденя низшей степени.

  В настоящее  же время князья из-за разных внутренних причин и внешних обстоятельств утратили прежнее влияние в народе и те особенные преимущества, которые принадлежали их сану. Они хотя и не совсем сравнялись в своих правах со старшинами, но большая их часть сходна между собою.

  Княжеское и  старшинское достоинство является родовым и не приобретается ни покупкой, ни другими личными качествами. Старшинство же их зависит от древности  рода.

  На уважение народа имеют большее право те князья и старшины, которые отличаются своим умом, благоразумными советами, храбростью и честностью.

  В народных собраниях  весьма часто случается, что народ  охотнее принимает мнения и советы младших князей и старшин, нежели старших, несмотря на то, что они, занимая  первые места по происхождению, имеют  и первый голос.

  Княжеское и  старшинское достоинства передаются от отца всем законным детям, рожденным  от равных браков; жена же не может сообщить этого достоинства ни мужу, ни детям.

  Так как между  горцами принято вступать в брак с равными, весьма редко случается, чтобы князья или старшины женились на узденских дочерях, и наоборот, чтобы княжеские или старшинские дочери выходили замуж за узденей.

  Князья и  старшины землей, которой они владеют, могут распоряжаться по своему произволу, т.е. дарить, продавать, селить на ней  не только крестьян и простой свободный  народ, но и узденей; без позволения же никто не может селиться на их земле или в их ауле.

  Как князья, так  и старшины, хотя и не имеют никакой  власти над узденями и духовенством, пользуются уважением этих сословий и исполнением тех условий, которые обязались выполнять эти последние за известную плату или за дозволение им жить на земле князя или старшины.

  Вольный простой  народ или чагары, живущие на земле князя или старшины, выполняют разные сельские работы не только по принуждению, но и по доброй воле. За это и те, и другие в течение рабочего времени обязаны их кормить.

  Князья и  старшины над крестьянами или  крепостными людьми и их имуществом имеют неограниченное право. Не касаясь их жизни, они могут дарить и продавать их, по одиночке и целыми семействами, совершать над ними суд и расправу без участия других лиц и использовать во всех работах по своему произволу. За это они обязаны заботится о их благосостоянии, защищать их от всяких сторонних обид и предоставлять им все возможности для пропитания и содержания.

  Князья и  старшины, если знают арабский язык и изучат алькоран, могут переходить в духовное звание, но это случается весьма редко.

  Князья и  старшины за причиненные им обиды  получают со своих обидчиков большие  штрафы, чем люди прочих состояний.

  Поступки и  действия князей и старшин, противоречащие принятым правилам общежития, разбираются  равными им и первостепенными  узденями.

  Князьям и  старшинам принадлежит исключительное право над узденским сословием. Они могут брать у простого свободного народа скот, оружие и другие вещи, но чтобы частыми подобными поборами не вооружать против себя этот класс народа, они одаривают их другими вещами или платят им деньгами.

  в) Права узденьского сословия.

  64. Узденьское достоинство родовое и не приобретается ни покупкой, ни какими-либо личными качествами.

  Оно передается от отца детям и от мужа жене, несмотря на происхождение этой последней  и предшествовавший брак. Жена по тем  же самым причинам, что и у князей, и у старшин, не может передать этого достоинства ни мужу, ни детям.

  Уздени имеют  право владеть землей и крестьянами, доставшимися им по наследству и приобретенными покупкой. В обоих случаях они  являются их полными и независимыми владельцами.

  Горские дворяне  имеют право поселять на своей  земле простой свободный народ, который также выполняет разные сельские работы, но только не по принуждению, а по доброй воле, за что узденя в  течение всего рабочего времени  обязаны их кормить за свой счет.

  Узденя не могут приглашать на работу вольный  народ из других аулов, особенно из княжеского.

  Первостепенные  уздени имеют право поселить на своей  земле узденей 3-й степени, которые  обязаны служить им за это.

  Уздени, если знают арабский язык и изучат алькоран, могут переходить в духовное звание, но это случается довольно редко.

  Поступки и  действия узденей, противоречащие принятым правилам общежития, разбираются равными  им.

  г) Права и  обязанности духовенства.

  Духовенство у горских племен составляют: эфенди или кадий, мулла, муэдзин, созывающий голосом на молитву, сафута (дьячок) и иджако (пономарь).

  В духовное сословие могут поступать не только князья, узденя и простой свободный народ, но даже крестьяне, которые поступают  с дозволения своих владельцев. Вообще князья и узденя весьма редко поступают  в духовное сословие, преимущественно  избирают оное простой свободный  народ, потому что звание муллы дает узденские права.

  В духовное сословие могут поступать только те лица, которые знают арабские язык и  алькоран.

  Муллы утверждаются эфендием или кадием, а муэдзины, сафто и иджако – муллами.

  Все лица духовного  сословия пользуются совершенной свободой, ни от кого не зависят и не платят никакой подати.

  Эфенди и  муллы, несмотря на свое происхождение, пользуются особым доверием и уважением  не только узденей, простого свободного народа и крестьян, но князей и старшин, в присутствии которых могут  сидеть, на что не имеют права  и уздени.

  Все лица духовного  звания могут иметь своих крепостных людей – как достающихся по наследству, так и приобретенных  покупкой, и распоряжаются ими  и их имуществом как князья и дворяне.

  Все лица духовного  звания могут иметь не более одной  жены, но имеют право вступать в  брак по нескольку раз.

  Жен они приобретают  также покупкой у второстепенных и третьестепенных узденей и  у простого свободного народа.

  Духовное звание не является наследственным, поэтому  сыновья каждого духовного лица могут занимать по своему желанию  место своего отца, если это допускает  знание ими арабского языка и  алькорана. Они также могут перейти в то сословие, откуда происходил их родитель, за исключением крепостного сословия. В случае, если отец поступил в духовный сан из крестьян, дети причисляются к простому свободному сословию народа.

  За преступления лица духовного сословия судятся  по шариату и подвергаются взысканию  по алькорану. Муэдзины, сафта и иджако судятся муллой, а этот последний – эфендием.

  За воровство  и прелюбодеяние духовное лицо лишается своего сана и платит штраф.

  Если суд  над кем бы то ни было производится по шариату, то обвиненный, кроме наложенной на него пени для уплаты обиженному, платит определенный алькораном штраф и духовному лицу, производящему суд.

  Духовные лица, кроме того, что получают разную плату от своих прихожан за образование, венчание и погребение, еще получают от них особенную известную плату  в виде подати.

  д) Права простого свободного народа.

  86. Хотя это  сословие признает над собой  в некоторой степени не только  князей и старшин, но и узденей,  на землях которых оно живет,  но в этой власти нет ничего  определенного и точного. Этот  класс людей пользуется, можно  сказать, одинаковою свободой  с сословиями узденей и духовенства.

  Простой свободный  народ пользуется правом наравне  с узденями, имеет своих крестьян, как достающихся им по наследству, так и приобретенных покупкой, и распоряжаются ими и их имуществом, как своею собственностью.

  Простой свободный  народ, кроме того, что по доброй воле, а не по принуждению выполняет  разные сельские работы тем князьям, старшинам и узденям, на земле  которых это сословие живет, другой подати не платит, а между тем  свободно пользуется полями, дугами и  выгонными местами.

  По принятому  обычаю, князья и старшины хотя и  имеют исключительное право перед  узденями брать с простого свободного народа скот и разные другие вещи, но за взятое должны одаривать или платить  деньгами.

  В противном  же случае простой свободный народ  имеет право оставить своего князя  и искать удовлетворения у того князя, к которому он перейдет жить. Нередко  случалось, что это сословие народа из-за не удовлетворения князьями за подобные поборы несколькими семействами  оставляло прежнего своего владельца  и переходило к новому.

  Мужчины простого свободного народа могут жениться только на девицах того же сословия; эти  же последние могут выходить замуж  не только за узденей, но и за князей и старшин, которые платят родителям  или воспитателям условленный калым.

  Простой свободный  народ имеет голос в народных собраниях, посылая на оные от себя представителей, мнения и решения  которых исполняются беспрекословно.

  е) Состояние  крепостного класса народа.

  Крепостной  класс народа находится в полной и безграничной зависимости у  своих владельцев, повинуясь им слепо, исполняя все работы по их приказанию и перенося безропотно и терпеливо  сами наказания.

  На владельцев своих крестьяне не имеют права  приносить жалоб.

  Крепостные  люди не имеют своей собственности, но все необходимое для пропитания получают от владельцев. Так, с обрабатываемых полей они получают часть хлеба, а во время сенокосов известное  число копен сена.

  Крепостные  люди могут получать свободу или  по воле своих владельцев, или по доказательствам о своем происхождении.

  Крестьяне женятся  на крепостных девках или на вдовах только с дозволения своих владельцев, которые за них платят калым, если с согласия своего господина крестьянин женится на крестьянке другого владельца. По воле своих господ крестьянки могут выдаваться замуж за крепостных людей.

  Крепостной  класс народа не имеет права лично  подавать в суд и отвечать на суде, но их судьями и защитниками являются владельцы, которые обязаны в  случае обвинения крестьянина в  каком-либо преступлении платить за него штраф.

  Крепостные  люди участвуют в набегах не иначе, как с дозволения своего владельца; но это делается ими весьма редко, потому что каждый владелец дорожит  своими крестьянами, как людьми, доставляющими  им самые большие выгоды.

  ГЛАВА III. О  НАСЛЕДСТВЕННОМ ПРАВЕ, РАЗДЕЛЕ ИМЕНИЯ, ДУХОВНЫХ ЗАВЕЩАНИЯХ И ПРАВЕ ОПЕКИ

  а) Порядок  наследия.

  По адату  право наследства исключительно  принадлежит мужскому полу.

  Но так как  в настоящее время среди обитателей северной покатости кавказского  хребта если и не преобладает шариат, то находится в одинаковой силе с  адатом или получил некоторое  применение, почти у всех горских  племен дочери и жены также имеют  право на наследство.

  Прямые наследники – сыновья, родные братья, племянники, двоюродные братья и их сыновья.

  Муж ни в коем случае не наследует имущество жены. Прямыми наследниками такового являются дети.

  Если нет  детей, имение жены возвращается ее родителям, а за неимением последних переходит  к ближайшим ее родственникам.

  Кроме того, у  некоторых горских племен существует особенный обычай. Хозяин наследует  после своего кунака, умершего у  него в доме, все его вещи, находящиеся  с ним, т.е. лошадь, оружие и платье, на которое не имеют никакого права  ни дети, ни родственники. Это обычай основан на понятии о куначестве, которое почитается наравне с  родством, и хозяин, наследовавший  после своего кунака, обязан принять  на себя канлы, как и родственники умершего.

  б) Раздел имущества.

  По адату  имущество делится поровну между  наследниками мужского пола.

  Женский же пол  в разделе не участвует. Сыновья  или родственники, получившие наследство, должны заботиться о содержании дочерей  и жены умершего до тех пор, пока они не выйдут замуж.

Информация о работе Адат племен Северного Кавказа