Шрифт в художественно-техническом оформлении издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:22, реферат

Краткое описание

Шрифт – один из основных изобразительных элементов текстового компонента печатного издания. Он носитель не только логической, но и эстетической информации. Любой человек способен испытать целую гамму визуальных ощущений, имеющих для него личный смысл. И станет понятно, как шрифт не просто усиливает образы, а сам становится таковым.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1. Историческая классификация шрифтов……………………………………….. 5
2. Современная классификация шрифтов………………………………………....6
3. Требования, предъявляемые к шрифтам………………………………………..7
3.1. Удобочитаемость шрифта..…………...………………………………….9
3.2. Производственно-технические требования………………………….....11
3.3. Выбор рисунка шрифта…………………………………………….…….12
3.4. Оптимальная длина строки…………………………………..………….14
4. Шрифты в различных жанрах литературы…………………………………... 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..……………………………………………..18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….…20
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….21
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….……………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Шрифты.docx

— 718.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от особенностей данной книги те или другие из указанных  требований должны учитываться в  первую очередь.

Издания для детей, учебники для начальной школы исключают  применение всех недостаточно удобочитаемых  шрифтов с усложненным рисунком.

В научно-технических  изданиях со сложными выделениями не рекомендуется применять шрифты с ограниченным количеством начертаний и специальных знаков, в том  числе математических, химических и  др.

Издания художественной литературы и издания по искусству исключают использование шрифтов, маловыразительных по рисунку, лишенных какой-либо эмоциональной окраски.

В изданиях с обилием  цифрового текста не следует применять  гарнитуры с маловыраженным рисунком цифр, которые недостаточно различаются между собой.

Издания, печатающиеся способами  глубокой печати, исключают применение контрастных шрифтов.

Наиболее труден выбор  гарнитуры шрифта для литературно-художественных изданий и книг по искусству, так  как рисунок шрифта здесь требует  большей индивидуализации, чем в других изданиях, а в некоторых случаях и отражения в рисунке шрифта художественно-стилевых и других особенностей, характерных для того или иного произведения.

Практика показывает, что наиболее важными графическими признаками, которые должны быть учтены при выборе рисунка шрифта для оформления, в частности, литературно-художественных произведений, являются особенности контура рисунка шрифта (например, классически строгие построения либо построения с различными стилизованными или декоративными элементами в рисунках шрифтов типа елизаветинской или академической гарнитур), пространственный строй и цветность шрифта, которые в основном зависят от контраста штрихов (соотношения между основными и соединительными штрихами), от пропорции сторон и характера засечек. Этот последний признак шрифта, то есть его цветность, принимается во внимание и при учете особенностей, характерных для произведения того или иного автора и главное, при учете связи рисунков шрифтов с другими элементами оформления изданий (иллюстрацией, орнаментом).

Для оформления изданий  художественной литературы желателен  более разнообразный типографский ассортимент шрифтов. Этот ассортимент  должен включать рисунки шрифтов  различных художественно-графических  типов.

При выборе рисунка шрифта для оформления различных типов изданий большое значение имеет также вопрос о сочетании различных гарнитур шрифтов в одной и той же книге.

Известно, что основной текст в книге, как правило, набирается одной гарнитурой, поскольку содержание книжного издания по своему характеру чаще всего однородно, в отличие от некоторых периодических изданий (газет, журналов), где различные по содержанию разделы набираются двумя, а иногда и тремя разными гарнитурами.

В большинстве книжных  изданий (в том числе в учебных, научных, научно-справочных изданиях и т.д.), в оформлении которых в соответствии со структурой текста основную роль играет удобочитаемость шрифта, все элементы текста, в том числе специальные знаки, а также заглавие книги, чаще всего набираются одной гарнитурой.

Набор двумя гарнитурами  целесообразен в букваре, где  первая часть букваря может быть набрана гротеском, а последующая  часть – школьной. Такой прием оформления букваря соответствует педагогическому процессу, который должен способствовать естественному переходу ребенка от чтения букваря к чтению другой учебной книги.

Сочетание различных  гарнитур в книге применяется  при оформлении обложки, титульных  элементов и заголовков в тексте. Такое сочетание вызывается, в  частности, необходимостью применить  разные художественные приемы оформления печатного произведения (например, в литературно-художественных изданиях и в изданиях по искусству), более резко выделить заголовочные элементы от основного текста (например, в массовых изданиях для массового читателя или в официально-справочных изданиях: – стандартах, почтово-телеграфных справочниках, прейскурантах и т.п.).

Заголовки, шмуцтитулы и  титулы в изданиях художественной литературы и книг по искусству, как правило, набираются шрифтами той же гарнитуры, что и основной текст. Однако в зависимости от приемов оформления книги, характерных, например, для определенной эпохи, а также от стиля данного произведения, вполне допустимо в определенных изданиях применение сочетания различных гарнитур.

Лучше всего сочетаются с другими контрастные шрифты.

 

3.4. Оптимальная  длина строки

 

С конца 19-го столетия было проведено много исследований по оптимальной ширине линии текста, но идеального решения так и не появилось. Если собрать результаты исследований, то можно сделать выводы.

Широкий параграф даёт лучший результат в скорости чтения, но при этом глаза устают быстрее. Дело в том, что после прочтения  одной строки, глазу необходимо перестраиваться  на следующую строку. А при длинной  строке, глаз должен преодолеть большее  расстояние, из-за чего ему сложнее найти следующую строку.

Оптимальная длина строки зависит от ситуации; например от отступов, размера и типа шрифта. Но всё же люди предпочитают длину строки в 10 сантиметров (4 дюйма), что равняется примерно 60-ти символам в строке (при относительном размере шрифта 11-13 пикселей).

 

4. Шрифты в различных жанрах литературы

 

– В газетах

Газеты являются материалом для легкого чтения. По этому в  них используется относительно мелкий шрифт. Буквы не могут быть разных цветов только черные. В написании важных моментов размер шрифта можно увеличить. Шрифт должен быть разборчивым и легко читаемым.

Работая над дизайном газеты, необходимо помнить, что все - от названия издания до текстового шрифта - должно служить понятию удобочитаемости, в противном случае труд журналиста будет напрасным: интересный, но трудно поддающийся чтению материал, будет отложен в сторону.

Бытование шрифта в газете достаточно хорошо изучено. О том, что  в Советском Союзе шрифтовой  эстетике СМИ уделялось большое  внимание, свидетельствует тот факт, что для многих центральных изданий НИИ Полиграфмаш специально разрабатывал текстовые и наборные гарнитуры, проводил исследования по гигиене чтения и удобочитаемости. Специалисты по типографике выделяют следующие критерии оценки удобочитаемости: индивидуальность графем каждой буквы, соразмерность толщины основного штриха и внутри буквенного просвета, оптимальность межбуквенных пробелов, пропорциональность отношения ширины буквы к ее высоте, контрастность основных и дополнительных штрихов. Кроме того, на удобочитаемость влияет целый ряд условий, связанных со спецификой оформления печатного материала, например, расположение на странице, цвет бумаги, способ печати и т. д.

– В журналах

Грамотно подобранный  шрифт может усилить образное восприятие рекламного текста: ведь буквы воспринимаются визуально, и слоган, к примеру, набранный гарнитурой Готика или Ижица может сообщить реципиенту национальную принадлежность рекламируемого товара еще до прочтения вербального текста.

Несколько иными принципами руководствуются дизайнеры-рекламисты. В рекламе принцип удобочитаемости не всегда доминирует. Игра со шрифтами должна, прежде всего, учитывать тему, замысел, объект рекламирования и создавать связанный со всем этим, воплощенный в оформительских приемах эмоциональный антураж.

– В художественной литературе:

Огромное значение имеет  здесь, помимо всего сказанного, и  отношение размера надписи к  площади листа и ее расположение на нем точно в центре, вверху или внизу, строго горизонтально, диагонально  и т.д. Искусство оформления книги дает много примеров разнообразного применения всех этих средств.

Набор разными шрифтами использовали при издании трагедии В. В. Маяковского «Владимир Маяковский», где шрифтовые акцентировки текста подчеркивали декламационное начало стиха. Эксперименты с экспрессивным набором продолжились в 1910 – 1920 годах в Тифлисе группой художников и поэтов, где центральной фигурой был И. Зданевич. Он выделял прописными или жирными литерами ударные гласные. Кроме того, Зданевич пытался разрушить линейное течение слова, выстраивая усложненные системы наборных знаков. Прямыми наследниками футуристической школы стали художники-конструктивисты, в чьих работах получило дальнейшее развитие активного отношения к наборному материалу, свобода экспрессивных плакатов, композиций, использование крупных афишных шрифтов, предпочтение гротесков с их простотой шрифтового рисунка, отказ от орнаментации, усиление активности заголовков, широкое применение жирных линеек в целях членения и акцентировки текста, нарушение традиционной симметрии, использование флагового набора.

– В рекламе:

Применительно к рекламным  сообщениям термин «чтение» имеет несколько  иное, чем по отношению к печатной странице, значение. Если иметь в  виду страницу печатного текста, то определенные впечатления и атмосфера создаются всей полосой набора и усиливаются впечатлениями от макета и комбинации шрифтов. В рекламе же все элементы, которые могут способствовать приданию образу формальной или внутренней ценности концентрируются в нескольких словах. Задача дизайнера – выразить и в форме и в содержании рекламного сообщения положительное ассоциативное значение. Таким образом, шрифт – тот самый визуальный компонент, который еще до прочтения рекламного послания может сообщить реципиенту определенную информацию.

В шрифтовом дизайне  рекламы огромную роль играет цвет. Еще в рукописных книгах инициалы и заставки выполнялись киноварью  и суриком. Русская книга (в отличие  от западноевропейской) была «цветоносна». Цвет использовался не только в иллюстрациях, заставках, концовках и инициалах; красная краска широко применялась и в тексте.

Цвет имеет психологический  язык и создает определенное настроение, влияя, таким образом, на человеческие эмоции. Рекламисты сегодня активнейшим  образом используют возможности  цвета, т.к. для современного человека он несет огромный заряд эмоциональной, политической, социальной, эстетической и «нравственной информации».

Использование цвета  в рекламе должно подчиняться  следующим принципам. Во-первых, необходимо учитывать цветовую культуру народа. Во-вторых, оцвечивание рекламного текста и фона должно соответствовать требованиям удобочитаемости. В-третьих, необходимо учитывать сочетание цвета и шрифтовой гарнитуры, ее формы, пластики и исторического значения.

Шрифт как основной инструмент отражения речи является одним из важнейших и древнейших средств  коммуникации, обязательно выполняет коммуникативную функцию – функцию передачи информации от одного индивида другому. Для реализации коммуникативной функции практически не важны гарнитура и цвет шрифта, но важен кегль. Шрифт мелкого кегля трудно прочесть, а значит, затруднен и сам коммуникативный акт, равно, как затруднено прочтение текста из-за неразборчивого почерка. Другим фактором непрочтения напечатанного текста может являться типографский брак: «марашки», непропечатка текста и т.д. Таким образом, для реализации коммуникативной функции достаточно набрать передаваемый реципиенту текст кеглем не менее трех пунктов (этого размера шрифта достаточно для того, чтобы прочесть напечатанное хотя бы при помощи лупы). Мелкий кегль замедляет и усложняет коммуникативный акт, и, в конечном счете, последний может стать односторонним: реципиент так и не сможет (или не захочет) усвоить информацию, посланную неким автором. Коммуникативная функция – самая универсальная, ведь любая буква является носителем информации: как вербальной, так и визуальной.

Эффект выразительности  художественного произведения достигается  при помощи тропов (фигур, рождающихся  на стыке двух языков). Шрифтовые  тропы могут усилить тропы  и фигуры словесные. Эффект метафоры возникает в результате контраста  межу обычным и необычным, где первое является фоном для второго. Воздействие метафоры достигается умелым применением стратегии такого столкновения. Чтобы вызвать возбуждение или акцентировать внимание реципиента, рекламисту необходимо попытаться создать яркий зрительный образ, что можно сделать при помощи шрифта, дополнив словесный текст визуальными ассоциациями. «Образ шрифта, – по определению С. Б. Телингатера, – это тоже мысль, только выраженная художественными специфическими средствами». Так, художники, иллюстрируя текст о войне, воссоздают надпись в виде языков пламени красно-оранжевого цвета, а заголовок стихотворного сборника о природе украшают зелеными листьями, как бы растущими из букв.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Даже неискушенному  читателю ясно, что нельзя использовать в наборе стихотворных произведений шрифты, которыми набираются газеты или словари, а в газетах или словарных изданиях – шрифт для набора искусствоведческой литературы, так же, как в детских изданиях – шрифты для рекламы и акциденции.

 Шрифт недаром считается одним из важнейших средств художественного оформления любой печатной продукции. При выборе шрифта для набора любого типа издания профессиональный издатель, прежде всего, учитывает его функциональные и художественно-эстетические особенности, а также удобочитаемость и психофизиологию восприятия. Один шрифт разработан специально для длительного чтения, и им набираются книги. Другой – для энциклопедий и словарей, и ни в каком другом типе издания, в силу характера своего рисунка, расположения знака на кегельной площадке и его очка, не может быть использован. Третий, изначально созданный для набора букварей, учебников младших классов и детской литературы, непригоден для применения в газетах или журналах.

Но в настоящее время существует какое-то странное и необъяснимое пристрастие к использованию тех или иных шрифтов у части отечественных издателей. Это можно проследить на протяжении двух-трех последних десятилетий. Так, с появлением русифицированного и модернизированного варианта гарнитуры Таймс, разработанной в начале 30-х годов прошлого века для набора лондонской газеты одноименного названия, чуть ли ни каждое второе массовое издание в нашей стране стало набираться этим шрифтом. Несколько позже возникло очередное, чуть ли ни поголовное увлечение шрифтом рубленого типа, и гарнитуры Футура и Гельветика начинают фигурировать во многих изданиях, от книг до журналов и газет.

Информация о работе Шрифт в художественно-техническом оформлении издания