Шрифт в художественно-техническом оформлении издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:22, реферат

Краткое описание

Шрифт – один из основных изобразительных элементов текстового компонента печатного издания. Он носитель не только логической, но и эстетической информации. Любой человек способен испытать целую гамму визуальных ощущений, имеющих для него личный смысл. И станет понятно, как шрифт не просто усиливает образы, а сам становится таковым.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1. Историческая классификация шрифтов……………………………………….. 5
2. Современная классификация шрифтов………………………………………....6
3. Требования, предъявляемые к шрифтам………………………………………..7
3.1. Удобочитаемость шрифта..…………...………………………………….9
3.2. Производственно-технические требования………………………….....11
3.3. Выбор рисунка шрифта…………………………………………….…….12
3.4. Оптимальная длина строки…………………………………..………….14
4. Шрифты в различных жанрах литературы…………………………………... 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..……………………………………………..18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….…20
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….21
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….……………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Шрифты.docx

— 718.50 Кб (Скачать файл)

Однако с точки зрения типографики удобочитаемость зависит  от:

– начертания букв. Стилистически знакомые шрифты, как правило, более удобочитаемы. Курсивное начертание знака затрудняет его узнаваемость;

– кегля. Чем он крупнее (в пределах разумного) тем лучше;

– длины строки. Узкие колонки глаз воспринимает лучше широких;

– интерлиньяжа (расстояния между строками). Большинство кеглей шрифтов основного текста могут использовать интерлиньяж в пределах от равного кегля до вдвое большего;

– контраста между темным текстом и светлой бумагой. Чем контрастнее, тем лучше;

– текстуры бумаги, которая не должна мешать восприятию знаков и быть навязчивой;

– связи между шрифтом и другими элементами оформления полосы. Она должна быть очевидной, логичной и функциональной. Удобочитаемость текста и восприятие оформительских элементов призваны не мешать, а усиливать восприятие;

– соответствие шрифта содержанию текста. При выборе написания букв необходимо учитывать его индивидуальность. Так, об абстракционизме нелогично писать старославянскими буквами.

Некоторые шрифты настолько  универсальны, что подходят практически  для любого издания. Другие имеют  более ограниченное применение. При  этом у всех своя индивидуальность, специфическая окраска.

Кегль, длина строки и  интерлиньяж регламентированы для  различных изданий отраслевыми  стандартами. Однако каждый дизайнер имеет  и свои предпочтения. Многие из них  считают, что для их работы годятся  лишь определенные шрифты.

Исследования показали, что начертание и кегль, а также длина строки и размеры пробелов между словами серьезно влияют на чтение. Так, для детей дошкольного возраста нужны четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, а для справочных изданий, предназначенных для выборочного чтения, кегль может быть снижен.

Относительно восприятия трудно рекомендовать что-либо конкретное. На вопрос, какой шрифт в названии текста, лучший ответ – удобочитаемый, но с учетом смысла заголовка.

При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание особенности запечатываемого материала: фактуру и цвет поверхности. Возможности различных способов печати также нельзя игнорировать. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся на грубых поверхностях или при использовании офсетного и трафаретного способов печати.

Также требуется, учитывать  какое произведение вы будете печатать. Если это детское произведение, то необходимо печатать крупными буквами, если же для людей постарше, у  которых качество и скорость чтения больше, размер шрифта можно уменьшить.

 

 

 

3.1. Удобочитаемость шрифта

 

Под удобочитаемостью текстового шрифта понимается качество восприятия при чтении связного текста, набранного этим шрифтом. Удобочитаемость тесно  связана с видимостью шрифта, однако понятие удобочитаемости шире понятия видимости, поскольку на удобочитаемость значительно влияют такие факторы, как психофизиологические особенности процесса чтения данного читателя, в частности степень его утомления, квалификация и профессия. Видимость же шрифта зависит лишь от качества самого рисунка шрифта и от особенностей зрения читателя.

Удобочитаемость шрифта зависит не только от рисунка и  размера шрифта, но и от назначения издания, а также от целого ряда условий, связанных со спецификой оформления и характером воспроизведения издания: от различных соотношений материала, расположенного на странице (длины строки, междустрочия, межбуквенных пробелов, характера верстки текста издания), от цвета бумаги, цвета и способа печати издания и т.п.

Различают следующие основные признаки шрифта, влияющие на его удобочитаемость.

Характер контура буквы. Контур буквенных знаков, в зависимости  от графических особенностей данной гарнитуры, может быть округлым или  прямолинейным (при этом не исключается, что прямоугольные буквы иногда могут строиться с округлением контура, в то время как построение круглых элементов букв не всегда подчиняется кругу). Установлено, что буквы с округленным контуром читаются лучше прямолинейных. Это объясняется тем, что округленные буквы лучше выделяются из фона.

Другой признак контура букв – место соединения засечек со штрихами, которые могут быть как с закруглениями, так и без них. Незакругленные углы воспринимаются лучше, чем закругленные. Объясняется это тем, что такие углы являются различительными признаками, которые придают буквам наибольшую индивидуальную выраженность.

Соотношение между основным и соединительным штрихами (контраст штрихов). Гарнитуры  шрифтов с выраженным контрастом штрихов наиболее удобочитаемы (например, банниковская гарнитура). Исключением являются случаи, когда контраст выражен слишком ярко и соединительный штрих становится чересчур тонким (например, в елизаветинской гарнитуре). Неконтрастный шрифт (например, в гротесках) лучше воспринимается только при чтении отдельных слов и выделений.

Особенности засечек. Засечки в  шрифте заметно улучшают восприятие буквенного знака, даже если они слабо  видимы. Слишком заметные засечки  ухудшают восприятие буквы и буквенных  сочетаний.

Пропорция сторон и плотность шрифта. Пропорция сторон (отношение ширины буквы к ее высоте) является одним из важных признаков гарнитуры, влияющих на удобочитаемость шрифта. Отношение сторон близкое к единице, с некоторым преобладанием вертикали является наиболее легким для зрительного восприятия (например, школьная гарнитура). Однако и плотный шрифт при определенном графическом решении букв и их сочетаний может быть удобочитаемым.

Внутрибуквенный просвет. Внутрибуквенный  просвет – это фон буквы, заключенный в контур буквенного знака. Ширина внутрибуквенного просвета связана с толщиной штрихов. Чем больше внутрибуквенный просвет, тем лучше (при прочих равных условиях) читается буквенный знак.

Общая простота или сложность рисунка  буквы. Простые рисунки букв читаются лучше сложных. Однако в этом случае также играет роль привычка к восприятию знака родного алфавита. Кроме того, при чтении имеет значение взаимная графическая обусловленность букв.

Удобочитаемость кеглей. Немаловажную роль в художественно-техническом оформлении издания играет кегль. Кегль (от нем. Kegel) – переводится как размер высоты буквы, включая нижние и верхние выносные элементы у этой буквы или знака. В ручном наборе высокого способа печати кегль измеряли через высоту литерной площадки, на которой расположена буква или знак. В линотипном наборе кегль измеряли через расстояние между задней и передней стенками строки. Кегль измеряется в типографских пунктах. Высота литерной площадки включает в себя нижнее заплечико, высоту самой буквы (знака) и высоту верхнего заплечика. На оттиске кегль измеряют визуально «на глаз» и измеряют его условно через высоту буквы (знака) с учётом невидимых верхних и нижних заплечиков. При подстановке двух литер вместе или двух линотипных строк, между ними образовывался «интерлиньяж» – пробельное расстояние между строками.

Существует две системы измерения шрифтов – так называемая, французская система (система Дидо), созданная в Париже в 1785 г. и принятая в Европе (Германия, Франция и др.) и позднее в России (СССР), а также англо-американская система, где основной единицей является пика (пайка, от англ. pica). В любом случае основной единицей измерения является типографский пункт. В системе Дидо 1 п. = 0,3759 мм (при расчетах эту величину всегда округляют до значения 0,376 мм), а в англо-американской системе – 0,3527 мм (1/72 дюйма = 1/12 пика). Термин кегль также используется и в монотипной системе измерения.

Ещё во времена металлического набора у наборщиков сложилось профессиональное наименование кеглей различного размера: диамант, нонпарель, петит, боргес, цицеро, миттель, терция и др.

Удобочитаемость различных кеглей шрифта определенной гарнитуры зависит  от квалификации читателя, от его зрения, а также от длины строки и характера  чтения (например, беглое – при чтении художественной литературы, медленное – при чтении научной книги). При этом следует различать удобочитаемость кеглей в связном тексте, в титульном или акцидентном наборе.

Вопрос об удобочитаемости  кеглей в связном тексте достаточно хорошо изучен и подтвержден практикой. Наиболее удобочитаемым размером шрифта при связном тексте для взрослых квалифицированных читателей является размер в 10 пунктов. Однако, в зависимости от рисунка шрифта, для взрослых может быть вполне удобочитаемым текст в 9 или 8 пунктов.

 

3.2. Производственно-технические требования

 

В процессе печатания рисунок шрифта в большей или меньшей степени деформируется. Степень деформации шрифта в основном зависит от характера его рисунка, от вида печати (высокая, плоская, глубокая), от качества бумаги (мелованная, глазированная, газетная).

Искажения рисунка букв и знаков шрифта увеличиваются с уменьшением кегля шрифта.

В результате экспериментов были установлены  общие для всех трех видов печати производственно-технические требования к рисунку шрифта. согласно этим требованиям, рисунок букв шрифта должен:

1) быть максимально выраженным и раскрытым (особенно у сложных по построению букв с узкими просветами, как, например, у строчных е, а, прописных и строчных В, в, Я, я, Щ, щ, Ц, ц);

2) не иметь чересчур тонких  линий в соединительных штрихах  и засечках;

3) иметь короткие засечки  с достаточным просветом между  ними;

4) не иметь узких  просветов (например, в букве М)  и мелких деталей, которые очень  близко прилегают к штрихам.

Контрастные по рисунку  шрифты деформируются в большей  степени, чем малоконтрастные. Это относится прежде всего к мелким и наиболее тонким деталям рисунка шрифта. Кроме того, так называемые ловушки, которые образуются в узких просветах букв (б, м, в, е и др.) или в острых углах засечек, в процессе печатания часто заливаются краской. Считается, что понятие ловушек устарело и не имеет особого значения, однако говорить так — значит идти против истины.

В офсетной и глубокой печати, где для получения печатной формы необходим ряд промежуточных  процессов, искажение рисунков шрифта возрастает по сравнению с высокой печатью. Степень искажения зависит главным образом от характера технологии и от количества промежуточных процессов.

Наиболее значительно  деформируется рисунок шрифта при  глубокой печати из-за применения растра, который приводит к разрыву тонких волосных линий шрифта и к деформации контуров очка.

При выборе рисунка шрифта большое значение зачастую имеет  его экономичность, которая определяется шириной алфавита данной гарнитуры. Меньший по ширине алфавит позволяет  поместить на полосе набора большее количество знаков, уменьшая тем самым объем книги в печатных листах.

Создание текстовых  шрифтов с узким очком букв – не единственный путь экономии бумаги и места в книге. Так, в настоящее время более целесообразным считается применение шрифтов более мелкого кегля, но с широким и четким очком.

Наибольшей экономичностью должны обладать шрифты для набора справочных, в том числе энциклопедических  и словарных, изданий, в особенности  карманных. Этого достигают с  помощью применения шрифтов мелких кеглей (6, 7, 8, 9 пунктов).

Хотя при переводе издания с набора одной гарнитуры  на другую, при одном и том же кегле, объем издания с прозаическим текстом в определенной степени изменяется, но не столь значительно, как может бы показаться на первый взгляд, так как разница в плотностях гарнитур часто снижается за счет неполных строк в конце каждого абзаца.

Применение более или  менее экономичных шрифтов зависит  от типа издания и от условий пользования  им, от квалификации читателя, от формата  книги (длины строки) и от тиража издания.

Производственно-технические  требования, предъявляемые к переплетным  шрифтам, печатающимся на тканях, изучены  менее всего.

Требования эти обусловлены  характером материалов, на которых  производится печать либо тиснение (различные  виды ткани с гладкой или неровной, шероховатой или тисненой поверхностью); способом тиснений (переплетная краска, цветная или бронзовая фольга, блинт); видом рисунков шрифтов (без засечек, с засечками, без волосных штрихов или с волосными штрихами).

В результате изучения условий деформации различных рисунков шрифтов при их печатании или тиснении на тканевых переплетах нами получены следующие данные.

При печатании или  тиснении (в особенности переплетной  краской) на тканях с неровной поверхностью наибольшие затруднения вызывают тонкие волосные линии в шрифте, которые могут получиться утолщенными или неровными по контуру букв.

Тонкие волосные линии  в шрифте нежелательны, поскольку  они быстрее деформируются в  результате нагревания штампа и применения сильного давления.

Деформация рисунков шрифтов при тиснении на переплетах нередко получается из-за наличия в шрифте узких замкнутых пробельных мест («ловушек»). Ловушки особенно нежелательны при печатании переплетной краской; при тиснении цветной или бронзовой фольгой в них остаются частицы фольги.

Особенно четким и  легко различаемым, без каких-либо усложнений и лишних деталей должен быть шрифт, выполняемый блинтовым  тиснением. 

 

3.3. Выбор рисунка шрифта

 

Выбор рисунков шрифта для  оформления книги определяется в  первую очередь характером издания. При выборе шрифта необходимо учитывать: художественные достоинства шрифта, его удобочитаемость, зависящую от квалификации читателей, характер и количество текстовых и внетекстовых элементов и – в зависимости от этого – характер гарнитуры и наличие в ней нужных начертаний и кеглей. Необходимо иметь в виду и производственно-технические требования, предъявляемые к шрифту в зависимости от способа печати издания и от качества бумаги, используемой для издания, а также требования экономичности с учетом тиража и формата издания.

Информация о работе Шрифт в художественно-техническом оформлении издания