Шрифт в художественно-техническом оформлении издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:22, реферат

Краткое описание

Шрифт – один из основных изобразительных элементов текстового компонента печатного издания. Он носитель не только логической, но и эстетической информации. Любой человек способен испытать целую гамму визуальных ощущений, имеющих для него личный смысл. И станет понятно, как шрифт не просто усиливает образы, а сам становится таковым.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
1. Историческая классификация шрифтов……………………………………….. 5
2. Современная классификация шрифтов………………………………………....6
3. Требования, предъявляемые к шрифтам………………………………………..7
3.1. Удобочитаемость шрифта..…………...………………………………….9
3.2. Производственно-технические требования………………………….....11
3.3. Выбор рисунка шрифта…………………………………………….…….12
3.4. Оптимальная длина строки…………………………………..………….14
4. Шрифты в различных жанрах литературы…………………………………... 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..……………………………………………..18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….…20
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….21
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….……………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Шрифты.docx

— 718.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО

«Орловский государственный  университет»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Шрифт в художественно-техническом оформлении издания»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 

5 курса 7 группы специальности 

«Издательское дело и редактирование»

Фомичёва Анастасия  Юрьевна

Преподаватель:  Игнатьева  В. Д.

 

 

 

 

 

Орёл 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3

 

1. Историческая классификация шрифтов……………………………………….. 5

 

2. Современная классификация шрифтов………………………………………....6

 

3. Требования, предъявляемые к шрифтам………………………………………..7

 

3.1. Удобочитаемость шрифта..…………...………………………………….9

 

3.2. Производственно-технические  требования………………………….....11

 

3.3. Выбор рисунка  шрифта…………………………………………….…….12

 

3.4. Оптимальная длина строки…………………………………..………….14

 

4. Шрифты в различных жанрах литературы…………………………………... 14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..……………………………………………..18

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….…20

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………….21

 

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………….……………….22 
ВВЕДЕНИЕ

 

     Письмо возникло значительно позже звуковой речи. В результате развития общества возникла необходимость передавать сообщение на расстояние и сохранять его во времени. Одно из важнейших отличий письма от речи состоит в том, что средства письма воспринимаются зрительно.

Шрифт – один из основных изобразительных элементов текстового компонента печатного издания. Он носитель не только логической, но и эстетической информации. Любой человек способен испытать целую гамму визуальных ощущений, имеющих для него личный смысл. И станет понятно, как шрифт не просто усиливает образы, а сам становится таковым.

Слово «графика» происходит от греческого «графо», что значит по-русски «пишу», «рисую». Само это название показывает, как много общего между письмом и рисунком. Художник рисует на бумаге, тем же самым, чем пишет – пером, карандашом. Более того, основным выразительным средством графики является не живописное богатство цвета, а линия, штрих. Основу шрифта составляет писание; характер каждого рисунка шрифта зависит от инструмента, при помощи которого он выполняется; каждая техника исполнения более всего соответствует какому либо определенному стилю шрифта. Англичанин Эдвард Джонсон, который считается зачинателем современного шрифтового искусства в Западной Европе и Америке, по существу только раскрыл нам заново умение старых мастеров письма. В результате его работы, работы его учеников и их последователей искусство шрифта снова заняло подобающее ему место в ряду других видов искусств.

У шрифта и орнамента много общего, одни корни.

Все грамотные люди используют шрифт как инструмент для визуальной передачи или восприятия информации. Однако мало кто задумывается над  тем, сколько труда вложено в  создание даже самого простого шрифта. О том что, существует множество различных шрифтов и их разновидностей. Многие из нас даже не замечают отличия в схожих шрифтах, а ведь каждый из них по-своему индивидуален и интересен. А сколько кропотливой работы и времени потрачено для создания самого элементарного шрифта. Мы читаем книги, газеты, журналы, даже не догадываясь, что они написаны разными шрифтами. Шрифты встречаются в самых разных местах: От вывесок на магазинах и офисов до упаковок продуктов питания, от старинных книг до самых казалось бы простых и скромных газет.

Основным элементом текста является шрифт, который есть средство передачи текста в книге.

Шрифт может быть наборным и рисованным. Последний используется главным образом для оформления таких элементов издания, как  обложка, переплет, титульный лист, внутренние заголовки и формируют его индивидуальный облик. Для основной же части книги используется наборный шрифт. Выбирая шрифт, необходимо учитывать три его характеристики: гарнитуру, начертание и кегль.

Гарнитура – это комплект шрифтов одного рисунка, но разных размеров (кеглей) и начертаний. Каждая гарнитура имеет свое название.

Для наборных текстов  желательно в выбранной гарнитуре  использовать обычные, курсивные, полужирные и курсивные полужирные шрифты. Достичь  эффективного дизайна можно с  помощью всего нескольких шрифтов.

При выборе шрифта необходимо учитывать  и тип используемой для печати бумаги. Так, на газетной бумаге, например, плохо будут выглядеть тонкие, изящные шрифты, а тяжелые, контрастные шрифты выглядят слишком «ослепительно» на мелованной бумаге.

Для обеспечения удобочитаемости  издания важен правильный выбор  шрифтового кегля. Размер кегля определяется в пунктах (1 пункт = 0,376мм). Поскольку  понятия эти складывались во времена  металлического набора, кеглем считается  величина площадки, на которой размещается буква или знак.

Шрифты каждого кегля получили свое название: бриллиант (кегль 3 пункта); диамант (кегль 4 пункта); нонпарель (кегль 6 пунктов); миньон (кегль 7 пунктов); петит (кегль 8 пунктов); боргес (кегль 9 пунктов); корпус (кегль 10 пунктов); цицеро (кегль 12 пунктов); миттель (кегль 14 пунктов).

Оптимальная читаемость набора колеблется от 9-го до 14-го кегля, а для художественной литературы предпочтительны 10-12-й кегль. Комфортность чтения зависит и от формата наборной строки, оптимальной считается строка, в которой содержится 50-55 знаков.

 

1. Историческая классификация шрифтов

 

Шрифтовые композиции имеют  многовековую историю и восходят корнями к рукописным книгам. Примером может служить русская вязь или  фрески древних храмов. Здесь шрифт уже осознавался как выразительный элемент изобразительного искусства. Затем шрифт стали изобретательно вплетать в общий стиль и характер изображения книжных миниатюр. Надпись уже нельзя было назвать просто набором букв – последние в своем написании несли единое с изображением выразительно-стилевое начало.

Как ни обширно сегодня шрифтовое  хозяйство и как ни велики резервы  его обогащения за счет электронной  техники, шрифты конца XX века в основной массе или копируют, или варьируют  старые шрифты, в разработке которых участвовали Альд Мануций, Леонардо Да Винчи, Лука Пачиоли, Альбрехт Дюрер, Клод Гарамон и другие знаменитые художники и графики.

В исторической классификации все  шрифты делятся по вышеназванным  признакам на три типа:

– Антикву

– Египетские

– Гротеск

Антиква в свою очередь  подразделяется на три группы, в  которых варьируются сила контраста  между штрихами и форма засечек. В старой, или гуманистической  антикве контраст мало заметен, а  засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контраст умеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новой или классической антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки. Особое место среди шрифтов данного типа занимает так называемая ленточная антиква со слабо выраженными контрастом и засечками.

Египетские шрифты ведут  свое происхождение от древнеегипетских письмен, выполненных на папирусе (причем некоторые имеют форму брусочков, например, Мемфис, отсюда современное  название шрифтов – брусковые). Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторону утончения соединительных штрихов и засечек.

Шрифты типа гротеск  не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи в них выделяются, как правило, жирностью начертания. Видимо, эта  необычность рисунка и чернота  линий послужила основанием для их названия (франц. Grotesque – причудливый, комичный). В рекламных отделах русских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этого отдела. Сегодня, с большим основанием названные рубленными, эти шрифты широко применяются в заголовках и текстах.

Классификация типографских шрифтов.

Все типографские шрифты условно можно разделить на:

– Текстовые

– Титульные

– Акцидентные

Текстовые шрифты — шрифты, предназначенные для печатания  основного текста книг, журналов и газет; это шрифты сравнительно мелких кеглей — от 0 до 12 пунктов.

Титульные шрифты — шрифты более крупных кеглей — от 14 до 48 пунктов, применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ. Многие гарнитуры содержат титульные шрифты (по кеглю), другие же являются только титульными. Шрифты мелких и крупных кеглей одной и той же гарнитуры могут быть использованы: первые — как текстовые, вторые – как титульные.

Акцидентные шрифты – шрифты преимущественно декоративные, имитационные, а также шрифты крупных кеглей. К акцидентным шрифтам относятся плакатные и афишные шрифты. Кегль (размер) шрифта определяется по прописной (заглавной) букве.

 

2. Современная классификация шрифтов

 

Сегодня в нашем распоряжении имеются тысячи различных шрифтов. Шрифты можно классифицировать по нескольким категориям и сделать это можно по-разному. Выделяют следующие пять категорий:

1. Шрифты с засечками

2. Рубленые шрифты

3. Рукописные

4. Машинописные

5. Декоративные

Нам важно научиться  различать шрифты из различных категорий. Это просто необходимо для того, чтобы потом научиться их комбинировать. Итак, рассмотрим каждую категорию  подробно.

1. Шрифты с засечками  имеют небольшие поперечные линии  на концах штрихов и имеют переход от толстой линии к тонкой.

В этой категории можно  выделить еще несколько групп:

Старый стиль –  имитирует письмо клинообразным  пером, а потому поперечные засечки  располагаются под углом и  переход от толстой линии к  тонкой имеет среднюю выразительность, нажим диагональный. Эти шрифты неброские, а потому они идеальны для набора длинного текста, т.к. в этом случае ничто не будет мешать чтению.

Современный стиль (модерн). Шрифты, как и дизайн в целом, попадают под влияние культурных изменений  и общих модных тенденций. В 1700-х годах общее развитие технологии привело к появлению новой группы шрифтов. Они больше не подражали рукописной манере. Засечки в этом шрифте очень тонкие и не имеют наклона, нажим вертикальный. Внешний вид современных шрифтов отличается элегантностью и некоторой холодностью.

 Египетский стиль  или Claderon. Эти шрифты были созданы  для рекламных целей, т.к. издалека  они смотрятся гораздо выразительнее,  чем современные шрифты. Они отличаются  большей толщиной и слабым  или полностью отсутствующим переходом от толстого штриха к тонкому. Они также прекрасно подходят для набора длинных текстов, но выглядят темнее, чем шрифты старого стиля.

2. Рубленые шрифты не имеют засечек и единообразны по толщине. Эта группа шрифтов (особенно шрифты большой толщины) прекрасно помогает создавать работы, приковывающие внимание.

3. Рукописные шрифты  имитируют текст, написанный вручную ручкой, пером, кисточкой и т.п. В этой категории так же можно выделить подкатегории:

Шрифты с соединительными  штрихами

Шрифты без соединительных штрихов

Имитирующие ручной почерк

Напоминающие традиционные каллиграфические стили

Эти шрифты выглядят, как  правило, довольно декоративно, а потому не стоит их использовать для набора длинных текстов. Они будут плохо  смотреться в тексте, выполненном только заглавными буквами. Зато набранные большим кегелем такие шрифты могут создавать потрясающие эффекты. Запомните это для нашего следующего урока по сочетанию шрифтов.

4. Машинописные шрифты  имитируют текст, набранный на  печатной машинке. Их нередко относят к категории декоративных шрифтов, однако мы предпочитаем выделить их в отдельную категорию, т.к. они очень хорошо сочетаются со шрифтами других групп, в отличие от декоративных шрифтов.

5. Декоративные. В эту  категорию можно условно отнести все остальные шрифты. Они совершенно не подходят для длинных текстов, но в них есть своя прелесть. Они красивы и забавны, с ними интересно работать и можно достичь множества выразительных декоративных эффектов. С другой стороны именно их броскость значительно ограничивает диапазон их применения.

 

3. Требования, предъявляемые к шрифтам

 

Любое печатное издание  в целом должно отвечать ряду требований гигиенического, эстетического, экономического, технического, технологического и производственного  характера. Правильное использование шрифта играет важную роль. Прежде всего, он должен быть красивым и удобочитаемым.

Экономичность шрифта характеризуется  его емкостью и определяется средним  количеством знаков, которые могут  разместиться в строке, на полосе.

Производственные технико-технологические требования к шрифтам и – это точность воспроизведения графики шрифта в разных способах печати: высокой, глубокой, плоской, трафаретной. Значащими факторами для шрифтов являются также механическая прочность и линейная точность шрифта как элемента печатной формы при получении оттисков в печатной машине.

Гигиенические требования к типографским литерам в полиграфии принято оценивать понятиями  «удобочитаемость» и «четкость». Последнее определение имеет  отношение к легкости, с которой читатель отличает один символ от другого. Удобочитаемость – более широкое понятие, имеющее отношение к легкости, с которой читатель воспринимает колонку или полосу набора. Кроме того, удобочитаемость связана с написанием текста, расположением и длиной строк, а также со стилем изложения.

Информация о работе Шрифт в художественно-техническом оформлении издания