История латинских шрифтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 23:16, реферат

Краткое описание

Письменность, как и звуковая речь, является средством общения людей и служит для передачи мысли на расстоянии и для закрепления ее во времени. При этом слова доносят информацию, а их графическое оформление усиливает или ослабляет смысл, как например, в зависимости от интонации меняется смысл фразы. Дизайн шрифтов (нем. schrift - "письмо") - особый вид изобразительного искусства, подчиняющийся общим для всех - видов изобразительного искусства закономерностям, требующий знаний этих закономерностей и умения применять их на практике.

Вложенные файлы: 1 файл

история латинских шрифтов.doc

— 5.17 Мб (Скачать файл)

 

     История латинских шрифтов.

Введение.

Письменность, как и звуковая речь, является средством  общения людей и служит для  передачи мысли на расстоянии и для  закрепления ее во времени. При этом слова доносят информацию, а их графическое оформление усиливает или ослабляет смысл, как например, в зависимости от интонации меняется смысл фразы. Дизайн шрифтов (нем. schrift - "письмо") - особый вид изобразительного искусства, подчиняющийся общим для всех - видов изобразительного искусства закономерностям, требующий знаний этих закономерностей и умения применять их на практике. 

 Термин "шрифт" имеет несколько значений.

1. Совокупность  букв, цифр и знаков определенного  рисунка (стиля) и размера (кегля), служащая техническим средством  воспроизведения речи.  
2. Комплект знаков для набора любого типа, например литер для типографского набора, символов в шрифтовом файле для компьютерного набора и т.д.  
3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр и знаков.     

 Прямым предшественником  русского и латинского алфавитов  является греческий алфавит, который появился в VIII в. до н. э. и обрел относительную завершенность (графическую простоту) к IV в. до н. э. Но первый буквенный алфавит появился значительно раньше, около XVI в. до н. э., на Синайском полуострове. Проживавшие там семитские племена переняли из египетского письма целый ряд знаков - идеограмм, обозначив ими первые звуки названий тех или иных предметов. Финикийцы восприняли и усовершенствовали эти идеограммы. Далее буквенно-звуковое письмо перешло к грекам, которые и преобразовали его согласно требованиям своего языка. Очевидно, что графическая структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается сходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита.    

 

 История  развития латинских шрифтов.

Латинский алфавит - итог длительного развития греческого письма. приведший к появлению письма римского. Латины (жители Рима и его окрестностей, отсюда и название - латинский) заимствовали этрусский алфавит, сложившийся на, основе греческого, о чем говорят названия некоторых букв и их графика. Сформировался латинский алфавит в 1.в. до н. э., затем в течение многих веков происходила эволюция его графического решения (основа формы оставалась, менялись способы начертания). Объяснялось это поиском более простых и рациональных форм букв для легкости и быстроты их начертания и чтения. Приведем основные вехи развития латинского письма:

∙ капитальное квадратное письмо (I в.): пропорции большинства букв таковы, что они вместе с засечками (serif - поперечные элементы на концах штрихов буквы) вписываются в квадрат (рис.1), буквы размещаются свободно, разрывов между словами нет, строки располагаются на расстоянии одного корпуса;  
∙ капитальное рустическое письмо: буквы вытянуты в пропорции 5:3; вертикальные линии очень тонкие, горизонтальные штрихи жирные; письмо сплошное, слова в некоторых случаях разделяются точками (рис.2);

Рис.1  Римское капитальное квадратное письмо

Рис.2  Римское капитальное рустическое письмо


∙ унциальное письмо: в колонке по ширине писалось, как правило, 12 букв (строка), буква составляла 1/12 часть - унцию (uncia) строки. Унциальное письмо отличается округлостью форм и заметными выносными линиями, пропорции букв близки к квадрату; письмо сплошное (рис.3);  
∙ письмо раннего средневековья:   

- каролингский минускул (VIII в.) - самое рациональное и совершенное из всех типов латинского средневекового письма (рис.4);  
    - готическое письмо (XII-XV вв.): его появление совпало с развитием готического стиля. Изменились форма некоторых знаков, пропорции букв, контраст штрихов; сократилось расстояние между строками, отчего картина письма стала очень темной, чтение и написание затруднилось (рис.5);

Рис.3 Римский унциал

Рис.4 Каролингский минускул

Рис.5 Примеры готического письма


 

∙ гуманистическое письмо (антиква): гуманисты полностью возродили каролингский минускул, применив эстетические мерки Ренессанса. Ошибочно полагая, что это письмо античных времен, они назвали его антиквой (рис.6). Старинная антиква (ренессанс-антиква) возникла в эпоху Возрождения; переходная антиква совпадает по времени со стилем барокко; новая или классицистическая антиква  получила распространение в  эпоху классицизма:  
∙ египетский, или брусковый  шрифт (рис.7): появился в Англии в начале XIX в., создан в рекламных целях. Отличительной особенностью является наличие засечек прямоугольной формы, совпадающих по толщине с вертикальными элементами букв:  
∙ рубленый шрифт (рис.8): структура букв такая же, как у антиквы, но совершенно отсутствуют засечки. Среди них выделяются гротески неконтрастные гарнитуры.

Рис.6  Гуманистическое письмо (антиква)

Рис.7  Египетское письмо


Рис.8  Пример рубленного шрифта


Существует  две теории развития римского письма. Согласно первой, письмо развивалось  на базе монументального. Перейдя в книги, монументальное письмо вытянулось (рустика). Позднее на пергаменте, оно закруглилось (унциал).

Все три вида письма были маюскульными. Из квадратных римских капиталов образовался  также маюскульный старый римский  курсив. На восковых табличках он представлял собой сплошь вертикальные или изогнутые линии; на папирусе – закруглился, обретя большую ясность. Так образовался новый римский курсив который имел заметные выносные элементы. Он-то и явился первым минускулом. Схематично эту теорию можно изобразить так:

Вторую схематично теорию можно изобразить так:

По теории Маллона, основной линией дальнейшего развития письма является движение первоначального  минускула – нового обычного письма:

Начиная с XIX в. графика русских шрифтов развивалась параллельно с графикой латинских, вбирая в себя все новое, что зарождалось обеих письменных системах.  
      В настоящее время шрифты, используемые для типографского набора, объединены по общим графическим признакам в следующие группы:

  
Рис.9   Классификация современных типографических шрифтов

 

∙ рубленые - шрифты, не имеющие засечек;  
∙ шрифты с едва наметившимися засечками;  
∙ медиевальные - шрифты с засечками в виде плавного утолщения | концов основных штрихов, по форме приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых элементов букв;  
∙ обыкновенные - шрифты, характеризуемые контрастными штрихами с длинными, тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом;  
∙ брусковые - шрифты, характеризуемые неконтрастными или малоконтрастными штрихами с длинными засечками той же толщины, что и вертикальные штрихи, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением;  
∙ новые малоконтрастные - шрифты, отличающиеся малоконтрастными штрихами с длинными засечками (преимущественно с закругленными концами), соединенными с основными штрихами под прямым углом, или с легким закруглением.     

 Считается,  что шрифты с засечками читаются  легче, так как засечки помогают  взгляду передвигаться, и буквы при этом не сливаются друг с другом. Буквы без засечек легче читать в шрифтах, оформленных очень большим и, в особенности, очень малым кеглем.  
     Для выделения текста или как декоративный шрифт используют курсивные и наклонные начертания. Наклонные шрифты образуются путем наклона знаков прямых начертаний, при этом буквы и цифры практически не изменяют форму. Курсивные шрифты отличаются от наклонных тем, что знаки в них приобретают форму рукописных. От основного начертания курсивы отличаются формой, пропорциями, насыщенностью.

  
Рис.10  Примеры наклонного и курсивного шрифтов     

 Почти все  европейские шрифты, а также шрифты  некоторых народов других континентов  созданы на следующих графических основах:

  • на основе русского алфавита построены шрифты большинства народов Российской Федерации; 
  • на основе латинского алфавита построены шрифты почти всех народов Западной Европы, Америки, Австралии и Африки; 
  • на основе арабского алфавита построены шрифты арабских народов, а также Ирана, Афганистана и некоторых других стран; 
  • многие народы применяют шрифты, построенные на национальной графической основе (Греция, Индия, Израиль).

 

      В соответствии  с назначением типографские шрифты  подразделяются на текстовые - для печати основного текста книг, журналов и газет; титульные - для набора обложек, титульных листов, газетных заголовков: акцидентные - для придания выразительности плакатам и афишам (шрифты преимущественно декоративные). 

 

 

 

 

 

Таблица латинского алфавита.

Римское капитальное  квадратное письмо.

Римское капитальное рустическое письмо.

Римский унциал.

Римский полуунциал. Каролингский минускул.

Виды готического  письма:ротунда,текстура, швабское письмо,фрактура.

Гуманистический минускул.

Построение  букв антиквы А.Дюрера.

Переходная  антиква – барокко-антиква.

Новая антиква  – классицистическая.

Египетский  шрифт и его подвиды.

Виды латинских  печатных шрифтов (по А.Капру)


Информация о работе История латинских шрифтов