История шрифта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 23:20, реферат

Краткое описание

Создание новых шрифтов и творческая переработка существующих не могут быть успешно осуществлены без знания истории развития письменности, без знания основных этапов в развитии современного алфавита и соответствующих ему шрифтов.

Вложенные файлы: 1 файл

История шрифта (текст).doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

История шрифта

 

 Создание  новых шрифтов и творческая  переработка существующих не  могут быть успешно осуществлены  без знания истории развития  письменности, без знания основных  этапов в развитии современного  алфавита и соответствующих ему  шрифтов.

 

Возникновение письменности

Развитие письменности на Руси

О первых шрифтах

Каллиграфия

Акцидентные шрифты

Times Roman и Baskerville

Новая антиква

Гротески

Дополнительная информация

 

Возникновение письменности

 

Письменность является продуктом развития языка и целиком определяется требованиями, предъявляемыми к ней языком, а также наряду с другими факторами развития общества стала влиять на развитие языка. Язык и письменность с течением времени развиваются и совершенствуются, совершенствуется и алфавит, как совокупность знаков.

 

Алфавитом, или азбукой, называется совокупность знаков, принятых для обозначения звуков речи в письменной системе какого-либо языка и расположенных в определенном порядке. Слово "алфавит" происходит от двух первых греческих букв: "альфа" и "бета". В прошлом в России вместо названия "алфавит" употребляли слово "азбука", которое происходило от первых двух букв русского алфавита: "аз" и "буки". Знаки алфавита называются буквами. Алфавит, буквы которого имеют общую закономерность своих начертаний, называется шрифтом.

 

Буквы алфавита являются не случайными фигурами, произвольно намеченными изобретателем. Каждая буква современных нам алфавитов представляет собой результат длительного, иногда весьма сложного развития, и ее форма имеет глубокие исторические корни. В большинстве случаев прообразом современного начертания буквы является изображение конкретного материального одушевленного или не одушевленного предмета. Изменения в развитии алфавита происходили сравнительно медленно, по мере появления новых требований со стороны развивающегося языка.

 Шрифт  как конкретное воплощение алфавита  непосредственно связан с инструментами  и материалами, с помощью которых  осуществляется письмо. Он в большей  степени, чем алфавит, обусловливается  материальной культурой общества и его эстетическими нормами, вследствие чего вместе с ними шрифт постоянно претерпевает заметные изменения.

 

Ещё на заре своего развития человек стремился фиксировать проявления окружающей его действительности и своё отношение к ней. Вначале для этого служили различные предметы, связанные с тем или иным событием и напоминавшие о нём.

 Позже  стали употреблять различные  условные знаки в виде раковин, камешков, узелков, зарубок, палочек  и т.д. С течением времени система  сочетаний этих знаков уточнялась  и усложнялась, превратившись в так называемое предметное письмо (узелковое, из раковин и т.п.).

 

У ряда народов на ранней ступени их развития получило распространение образно-картинное, или пиктографическое письмо. В этой системе письма определенные события изображались в виде рисунка, примитивного и весьма условного. В частности, картинное письмо до самого последнего времени употреблялось у североамериканских индейцев.

 

Постепенно для ускорения процесса письма выработались упрощенные изображения того или иного предмета. Такие знаки-символы по своей форме часто уже не имели ничего общего с видом предметов, которые ими обозначались. Появились знаки, соответствующие отвлеченным понятиям. Такой вид письма называется образно-символическим или идеографическим.

 

Наиболее ранним идеографическим письмом является клинопись, созданная в четвертом тысячелетии до нашей эры шумерами. Позже клинопись стала применяться в Ассиро-Вавилонии, Армении и у других народов.

 В VI веке  до нашей эры клинопись усвоили  персы. Наряду с обозначением целых слов они стали обозначать определенными фигурами отдельные звуки речи, однако к алфавиту не перешли.

 

К образно-символическому письму относятся также китайские иероглифы (от греческого слова hieroglyphoi - священная резьба), появление которых отмечается в третьем тысячелетии до нашей эры. Основой китайских иероглифов являлись упрощенные изображения различных предметов. Особенно хорошо это видно в древнем китайском письме. Для обозначения отвлеченных понятий и глаголов в древнейшем китайском письме широко использовались сочетания иероглифов, изображающих материальные предметы. Так, например, глагол «рвать» обозначался знаком «дерево» и расположенным над ним знаком «рука» (19, 21), слово «светлый» изображалось сочанием знаков «солнце» и «месяц» (22. 25), глагол «петь» - знаками «рот» и «птица» (26—29), «слушать» - знаками «дверь» и «ухо» (30, 31).

 

Иероглифическая письменность сохранилась до настоящего времени и существует в трех странах мира — Китае, Японии и Корее.

 

 

В Древнем Египте также было создано иероглифическое письмо. Иероглифические надписи уже встречаются на памятниках и в пирамидах, сооруженных египтянами около трех тысяч лет до нашей эры. Древнеегипетские иероглифы представляют, как правило, знаки, начертание которых точно воспроизводит форму обозначаемого предмета.

 

Постепенно форма иероглифов упрощалась и изображения предметов приобретали все большую условность. Таким образом появилось созданное жрецами так называемое иератическое письмо. Наконец, самой упрощенной формой египетских иероглифов явилось демотическое письмо - гражданская скоропись, знаки которой лишь отдаленно напоминали обозначаемые ими предметы.

Особенности каждого из трех видов египетского иероглифического письма хорошо видны при сопоставлении знаков «сова». Левый знак, наиболее подробно воспроизводящий форму предмета, относится к иероглифическому письму, средний, упрощенный,— к иератическому и правый, почти утративший связь с исходной формой,— к демотическому письму.

 

Древние египтяне почти решили проблему перехода от образно-символического письма к звуковому - фонетическому. Со временем иероглифы стали применяться для обозначения слогов, а потом и звуков. Для этого использовались иероглифы, начальные звуки которых совпадали с требуемым звуком. Всего у египтян насчитывалось до двадцати пяти таких букв, однако полный переход на фонетическое письмо ими осуществлен не был.

 

В 1904-1906 гг. были открыты так называемые синайские надписи, относящиеся к XIII-XIV векам до нашей эры. Знаки этих надписей во многом напоминали египетские иероглифы, но их система представляла законченный алфавит. Создателями этого наиболее древнего алфавита являлись гиксосы - полукочевой прасемитический народ. Они завоевали Египет и господствовали там несколько столетий, пока не были изгнаны окрепшими египтянами. Гиксосы восприняли высокую египетскую культуру и на базе египетских иероглифов, достаточно уже для этого подготовленных, создали свою письменность, основой которой явился алфавит.

 

Древние семиты, перенявшие письменность гиксосов и усовершенствовавшие её, долгое время считались первыми создателями алфавита. Основанием для этого служил найденный в 1869 году камень с надписью моавитского, царя Меши, относящейся к 896 году до нашей эры (моавитяне - одна из ветвей древнееврейского народа, жившего к востоку от Мертвого моря). Финикияне, ведшие торговля со многими странами, значительно улучшили древнесемитическую письменность, сделав ее исключительно фонетической.

 

Греки познакомились с семитической письменностью еще во втором тысячелетии до нашей эры и примерно в Х веке до нашей эры создали свой алфавит на основе финикийского. Они ввели обозначения гласных звуков, отсутствовавшие в финикийском алфавите. Происхождение греческого алфавита от древнесемитического подтверждают сохранившиеся названия многих букв. Например, греческой букве "альфа" в семитическом алфавите соответствует буква "алеф", букве "бета" - "бет", "дельта" - "далет" и т.д. Греческое письмо первое время было левым, как это имеет место в семитическом письме.

 

Греческие колонии в Италии перенесли туда свою письменность, на основе которой были созданы различные варианты латинского алфавита. Древнейшим памятником латинской письменности является так называемый сосуд Дуэна, относящийся к V веку до нашей эры. Надпись на сосуде выполнена также левым направлением.

 

После объединения Римом Италии в первом веке до нашей эры был введён единый латинский алфавит, сохранившийся практически без изменений до нашего времени. В новом алфавите были устранены дополнительные значки, имевшиеся в ранних латинских алфавитах, усложнявшие письмо и затрудняющие чтение. Латинский алфавит стал распространяться в Западной Европе и вскоре стал там основным алфавитом.

 

Огромное значение для развития шрифтов в первой половине XV века имело появление книгопечатания с применением подвижных литер. Книгопечатание существовало и ранее, однако печатание производилось с досок, на которых вырезались тексты. Впервые этот способ был применен в VI в Китае. В Китае же в IX веке существовало книгопечатание подвижными литерами из обожженной глины. Изобретателем этого способа считается кузнец Пи-шень.

 

Повсеместное использование подвижных литер для книгопечатания началось только после разработки этого способа Иоганном Гутенбергом. Он применил для массового производства литер резные пуансоны и матрицы, выдавливаемые с помощью пуансонов в мягком металле. В матрицах из легкоплавких сплавов отливались литеры.

 

Использован материал из книги Я.Чернихова "Построение шрифтов".

Развитие письменности на Руси

 

Письменность славян развивалась образом, сходным с развитием ее у восточных народов.

 Болгарин  Черноризец Храбр написал в  конце IX века в "Сказание о письменах  славянских", что славяне читали  и писали, употребляя для этого  особые "черты и резы". Но  о форме этих письмен, числе  знаков, их значении ничего достоверного не известно. К сожалению, жестокое и последовательное уничтожение всей языческой культуры древней Руси дохристианского периода как варварской лишило нас драгоценных свидетельств. Дохристианские памятники письменности не дошли до нас, но очевидно, что история письменности на Руси имеет более древнюю традицию.

 Начертания  древних письмен ("черты и резы") могут быть обусловлены специфическими  природными материалами, это - береста, дерево, камень. Предположительно, "черты  и резы" имели сходство с руническими письменами скандинавов, которые были исторически тесно связаны с Русью. Возникновение же рунического письма относится к III веку н. э. и в его графике заметны следы римского влияния, рунический алфавит содержит 24 знака, как латинский и греческий.

 

В "Житии" Константина (Кирилла) Философа (826-869) говорится о наличии книжной письменности у восточных славян в IX столетии. В восьмой главе "Жития" сказано, что в 858 году по дороге в Хазарию Константин-Философ со своими спутниками остановился на некоторое время в Крыму. В Корсуне (Херсонесе) он "обрел" Евангелие и Псалтырь, написанные старыми русскими буквами и научился читать эти книги так скоро, что его спутникам-грекам показалось, будто произошло великое чудо. Но чуда здесь никакого не было, потому что Константин, как и его брат Мефодий, были македонскими славянами и говорили на языке, очень близком к древнерусскому.

 В истории  происхождения славянской письменности  условной отправной точкой является, то, что именно Кирилл и его  брат Мефодий, создали славянскую азбуку на основе греческого алфавита. Кирилл и Мефодий, впоследствии были причислены к лику святых, в конце мая отмечается день Святых Равноапостольных Солунских братьев Кирилла и Мефодия, изобретателей славянской письменности.

 

О месте и времени возникновения славянской азбуки мнения ученых различны. Св. Кирилл, именем которого названа славянская азбука, возможно, создавал ее на основе "русскых письмен" (о них упоминается в его "Житии"), постепенно изменяя и дополняя. Между тем, в древней славянской письменности, наряду с кириллицей, мы видим и другую азбуку - глаголицу. Есть мнение, что св. Кирилл изобрел именно "глаголицу", а "кириллица" возникла спустя полвека, в школе болгарского царя Симеона, в конце Х века. Слово "глаголица" обозначает азбуку вообще.

 

 

 

Глаголица основана на греческой скорописи более раннего периода VI-VII веков, а кириллица - точное повторение греческого литургического устава IX века. О более древнем происхождении глаголицы говорит и то, что форма знаков глаголицы, видимо, подвергалась изменениям. Благодаря стремлению писцов к "украшательству", буквы постепенно приобрели причудливо-замысловатую форму, которая отличает глаголицу от других алфавитов, делает её непохожей, за исключением некоторых букв, на свою прародительницу, греческую азбуку. Глаголица существовала на протяжении большого отрезка времени и, как это всегда бывает, впоследствии была заменена более простой и удобной кириллицей.

 

Можно допустить также, что св. Кирилл при создании новой славянской азбуки использовал характерные славянские знаки из древней глаголицы, есть основания утверждать, что письменность на Руси существовала и раньше, об этом свидетельствуют торговые и дипломатические отношения, культурные связи с Византией, подтвержденные письменными источниками. Возможно, что весьма заметные следы греческого влияния в рисунке глаголицы облегчили его задачу. Усовершенствование азбуки более логично в контексте русской истории, чем создание новой азбуки для язычников. Если учесть, что всякие новшества в истории письменности, особенно радикальные перемены, подготавливаются не десятилетиями, а веками, то невозможно их внезапное возникновение на пустом месте. Обе азбуки имеют между собой теснейшую связь. Значение и название букв в них совершенно одинаковы, только глаголическая нумерация основана на славянском алфавите, а в кириллице - нумерация греческого алфавита. Славянские алфавиты, глаголица и кириллица, имели 38 знаков, но в более поздние времена кириллица насчитывала 43 и даже 46 знаков. К XI веку кириллица почти совершенно вытеснила глаголицу. Вся дальнейшая история славянской письменности представлена, в основном, памятниками кириллического письма, а глаголические рукописи очень редки.

• Ещё о создании кириллицы...

 

 

К числу древнерусских книг образцов письма следует отнести и знаменитые буквари Кариона Истомина второй половины XVII века и в первой четверти XVIII века. Карион Истомин, монах Московского Чудова монастыря, собрал богатые материалы по древнерусской письменности, которые использовал в своих букварях, изданных в 1694-1696 годах, по которым люди различных сословий учились писать и читать. Верхняя часть страницы букваря была посвящена художественным изображениям букв в весьма разных стилях, начиная с самого сложного инициала и кончая буквами простой скорописи. Середину страницы занимали рисунки, а на нижней трети страницы располагался полууставный гравированный текст.

Информация о работе История шрифта