История и теория печатно-графического искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:21, курс лекций

Краткое описание

Предметом рассмотрения данной дисциплины является печатно-графическое искусство в его исторических изменениях и во взаимодействии с различными эстетическими теориями, сопутствующими определенным фазам его развития. То есть как историк искусства автор этого цикла лекций ставит перед собой задачу проанализировать двуединый процесс: художественную практику и связанные с ней теоретические учения. Как аналитик автор опирается на метод изучения истории искусства, разработанный в ХХ веке такими представителями русской школой искусствознания, как Б.Р.Виппер, В.А.Фаворский, В.Н.Лазарев и М.А.Ильин. Этот метод состоит в том, что формальный анализ произведений искусства подводит к выявлению мировоззренческой их природы. Таким образом, история искусства из коллекции фактов превращается в целостное явление, знание которого позволяет художникам решать актуальнейшие проблемы сегодняшнего дня и предвидеть формы искусства будущего.

Вложенные файлы: 1 файл

История и теория печатно-графического искусства.doc

— 556.26 Кб (Скачать файл)

К числу прославленных типографско-издательских домов первой половины ХУ1 века относится французская фирма Этьеннов. Родоначальником фирмы был Анри Этьенн, выпустивший в 1502 г. свое первое издание - «Этику» Аристотеля. Менее чем за 20 лет (он умер в 1521 г), Анри Этьенн выпустил 130 изданий, среди которых произведения античных и современных авторов. Робер Этьенн, один из его сыновей, продолжил дело отца. В 1539 г. он становится «печатником короля» (Франциска 1). В его фирме работал знаменитый словолитчик Гарамон. По научно-гуманистической направленности и по уровню типографского искусства эта фирма подобна издательскому дому Альда Мануция.     

Если в ХУ веке преобладающим типом издания была религиозная книга и она определяла стиль оформления даже научных изданий, то в ХУ1 веке ситуация изменилась на противоположную. Уже в середине этого столетия религиозная литература получает издательскую интерпретацию, сходную с той, что принята в научных изданиях. Особенно выразительно проявляет себя эта тенденция в изданиях знаменитой фирмы Плантенов, работавших во второй половине ХУ1 в. в Нидерландах.

Подробнее об искусстве научной книги ХУ-ХУ1 вв. смотрите соответствующий раздел в первом выпуске учебного пособия Н.Н.Розановой «История и теория печатно-графического искусства» (М., МГУП, 1999, с. 62-73).

Интереснейшей областью печатно-графического искусства ХУ-ХУ1 вв. является реклама, послужившая почвой для возникновения ранних форм газет. Самые ранние из дошедших до нас произведений печатного рекламного искусства относятся к сфере обслуживания книготорговли. Это объявления в форме текстовых листовок об изданиях Эггештейна в Страсбурге (1466 г.), Шеффера в Майнце, Руппеля в Базеле, Ментелина в Страсбурге и Свейнхейма с Паннарцем в Риме (все они с известным приближением датируются 1470 г.); далее в 1477 г. вышло из типографии объявление Кэкстона, английского первопечатника; с 1480 г. публикуют объявления о своих изданиях Кобергер в Нюрнберге и Ратдольт в Венеции и Аугсбурге (в 1486 г. он отпечатал рекламный лист с 14 образцами своих шрифтов).

Объявления наклеивались на стены или вывешивались там, где с наибольшей вероятностью их могли встретить потенциальные клиенты, а именно - при входе в университет, собор, гостиницу. Кэкстон впечатывает в свое объявление фразу: «Просьба не срывать!». В некоторых книготорговых афишах, помимо сведений об изданиях и о ценах на них (то есть чисто информационной функции), содержались аннотации, разъясняющие менее ученой публике смысл изданий, и похвалы качеству их исполнения, например, «отлично и вполне точно выправлены», «напечатаны тем же шрифтом, что и объявление».

В ХУ веке книги распространялись людьми, чья профессия называлась «книговоз» (по-немецки «buchfuhrer»). С конца ХУ века начинает складываться и оседлая книготорговля. Но главным книжным рынком были ярмарки. С 1564 г. во Франкфурте начинают выпускать ярмарочные каталоги книг, что делается с известной регулярностью. Вначале речь шла о полугодовых списках новинок, предлагаемых аугсбургским оптовиком Г.Вилларом, с 1598 г. ярмарочный каталог становится официальным изданием властей Франкфурта. С 1595 г. подобное издание выходило и в Лейпциге.

Историки усматривают в этих изданиях, как и в оповещениях о прибытии кораблей в морские и речные порты, прородительные формы периодики. К рекламе политического содержания, тоже являющейся источником возникновения периодики, относятся политические листовки, иногда снабженные не только текстовой информацией, но и активно воспринимаемой зрителем гравюрой лаконичных, выразительных форм. Это однолистки, двулистки, реже - брошюры, оповещающие о событиях великой крестьянской Войны в Германии, о войне Нидерландов за независимость, о споре католиков и гугенотов во Франции. Настоящей периодичностью они не обладали, однако свежая информация в них отражалась.

Роль изображений в таких изданиях была значительной, потому что обращены они были к широким народным слоям, в основном - к людям неграмотным. Принцип активного взаимодействия слова и изображения, характерный для плаката и других форм зрительной рекламы, рождался в типографской рекламе уже в ту пору.

Н.И.Бабурина, исследователь искусства русского плаката, в качестве первой европейской иллюстрированной афиши называет рекламу пожарных насосов 1593 г. Однако в дрезденском издании, посвященном истории немецкого плаката, воспроизводится иллюстрированная афиша, датируемая 1556 г. Изображение на ней выполнено в технике обрезной деревянной гравюры. Оно не только поясняет неграмотным смысл информации, но и просто привлекает к себе случайного прохожего, развлекает его, говорит с ним на привычном просторечии.

Публикаций по истории рекламы на русском языке почти нет. Поэтому мы остановились на этом материале подробнее, чем на книжном. Хотелось бы, чтобы с самого начала студент видел в рекламе не одно лишь искусство, но и социальный смысл. Только в том случае, если рекламу рассматривать и как социально-этическое (а не исключительно эстетическое) явление, только тогда может быть понята и ее история, и ее задачи и возможности в современном мире.                   

Вопросы для самопроверки

  1. Предпосылки появления книгопечатания в Западной Европе.
  2. Сущность изобретения Иоганна Гутенберга.
  3. Распространение книгопечатания по городам и странам Европы.
  4. Художественно-технические особенности изданий Гутенберга.
  5. Рождение типографской эстетики. Роль Италии в этом процессе.
  6. Общая характеристика инкунабул.
  7. Общая характеристика палеотипов.
  8. Научная книга Западной и центральной Европы: общие принципы ее оформления.
  9. Рисунок эпохи Возрождения.
  10. Гравюра эпохи Возрождения, ее сравнение с готической.
  11. Типографская реклама ХУ - ХУ1 вв.
  12. Начала европейской периодики.       

     

 

 ИСКУССТВО КНИГИ, РЕКЛАМЫ И СТАНКОВЫХ ФОРМ ГРАФИКИ

  В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ХУ11 - ХУ111 вв.

 

Книжную и станковую графику, периодику, рекламу Западной Европы ХУ11 - ХУ111 вв. нельзя понять вне осознания противостояния друг другу культур двух государств с разными политическими устройствами: буржуазной Голландии, с одной стороны, и абсолютистской Франции, с другой.

Демократизация читательской среды  в Голландии приводит к уменьшению форматов книги, сдержанному использованию иллюстраций, стандартизации типов изданий, что удешевляет книгу. Так работает издательский дом Эльзевиров.

Парижская Королевская типография, открытая в 1640 г., напротив - славится выпуском книг- гигантов, предназначенных для чтения, вернее, ленивого перелистывания их в кабинетно-дворцовых условиях. Они обильно украшены выполненными в технике гравюры на меди, нетехнологичными по отношению к книге иллюстрациями.

При этом, каждая из этих стран насыщает произведениями типографского искусства не только внутренний рынок, но экспортирует свой товар (книги, издания периодической печати) в соседние страны. Так делается большая политика, а вместе с ней осуществляется обмен стилевыми направлениями в искусстве.

Если Франция со времен введения в стране политики меркантилизма, разработанной министром финансов Кольбером, была активна в вопросах экономической рекламы и пропаганды аристократического образа жизни, благодаря чему с ХУ11 в. стала законодательницей мод в Европе и экспортером предметов роскоши, то Голландия развивала свои усилия в политико-идеологическом направлении. Здесь печатались - с вымышленными выходными сведениями или вовсе без оных, - на французском языке, издания антикатолические, которые переправлялись во Францию. Очевидно, что делалось это не по чисто голландской инициативе: заказчиками являлись французские протестанты. Но государственным интересам протестантской Голландии такая политика вполне отвечала.

Анонимные антиклерикальные издания обычно иллюстрировались. Делалось это на не слишком высоком художественном уровне, но очень зло и целенаправленно.

Социально-политические битвы эпохи находят отражение в листовках и брошюрах, подобных тем, что создавались в эпоху великой крестьянской войны в Германии. Тут достаточно вспомнить «летучие» издания ХУ11 в., объединяемые общим названием - «мазаринады». Это тонкие брошюрки, иногда - однолистки, с острыми текстами, иногда бойко рифмованными, в которых французы выражали свое отношение к кардиналу Мазарини. Печатники одной из типографий следующим образом высказывались в одной из таких листовок: «Мы ненавидим тебя, Мазарини, хотим, чтоб ты умер, сдох. Но если это случится, мы, вместе с нашими семьями, умрем от голода, потому что у нас не будет работы: нам не придется печатать эти листки».

Критическое осмысление действительности представителями низших сословий выражалось в народных картинках, выполняемых в технике деревянной или медной гравюры, обычно - раскрашенных, почти лишенных пояснительных текстов.

Постепенное вытеснение ремесленного способа производства промышленным, развитие торговли, активизация разнообразных процессов общественной жизни привели к распространению газет с четко выраженной  периодичностью выпусков. Во Франции возникло издание с двойным названием - «Газета» и «Новости». Каждое из названий открывало публикацию новостей, но по разным разделам: вести из французских земель и близких к Франции государств и вести из Восточной Европы. По существу, это было началом рубрицирования газетного материала, что осуществлялось, однако, в конструкции еще книжной.

Увеличение формата газеты и введение многоколонника произойдет позднее. В основном этот процесс коснется Х1Х века. Помимо политических и экономических новостей, газеты постоянно публиковали коммерческие объявления, для чего отводилась одна или две полосы в конце газеты. Для облегчения сбора информации в Европе существовали специальные агентства. Первое агентство по сбору новостей возникло еще в ХУ1 в. в Венеции. Тогда получить от венецианских журналистов сводку новостей можно было за мелкую монету, называемую «gazzetta», откуда происходит сам термин «газета». Сами же журналисты именовались «писателями новостей». В Риме их называли «novellanti» или «gazzettanti».

Но самое известное бюро по сбору информации, откуда ведет свое официальное летоисчисление периодика, это «Бюро адресов и встреч», открытое в 1612 г. Теодорастом Ренодо. Отзываясь на разнообразные требования растущего читательского рынка, вслед за газетой на свет появился и журнал. Хотя популярные издания по истории книгопечатания относят начало выпуска журналов к ХУ111 в., более внимательная работа с источниками заставляет нас с этим не согласиться. Например, такой французский журнал, как «Меркюр галант» (вестник моды), стал издаваться в Париже в ответ на вводимую Кольбером политику меркантилизма, то есть еще в ХУ11 веке. Выглядели первые журналы очень скромно и походили на небольшого объема книгу. Таким образом, и газета, и журнал вышли из книги, и лишь со временем, уточняя специализацию функций, обрели специфические черты конструктивно-композиционного решения.

В стилевом отношении все графическое искусство Европы ХУ11 в. (книга,  газета, журнал, свободный рисунок, эстамп) подчинялись тем же закономерностям, что и другие искусства. Здесь проявляли себя стиль «барокко» и стиль «классицизм», а так же и внестилевое направление в искусстве, которое в отечественном искусствоведении часто отождествляют с понятием реализма.

В зарубежном искусствознании термином «барокко» определяется не только стиль, но и характер всей эпохи ХУ11 в., аналогично термину «Возрождение» по отношению к предшествующей эпохе. В истории материальной культуры (а книга в значительной мере принадлежит к ней) удобнее использовать термин «барокко» в качестве стилевой характеристики.

И барокко, и классицизм наиболее ярко выразили себя в книжном искусстве и в станковой графике Франции. В типографском искусстве Голландии, в голландской гравюре и рисунке признаки этих стилей менее уловимы, однако в корректированном виде они, все же, присутствуют и здесь.

Общеизвестны принципы рассмотрения офортов Рембрандта в качестве примера реалистического, не подчиняющегося никакому стилю искусства (то самое «внестилевое направление искусства»). Но, быть может, именно здесь вступает в свои права другой смысл термина «барокко», а именно - характеристика духа эпохи, ее мировоззрения. Если же использовать методику анализа произведений искусства, разработанную В.А.Фаворским в его теории композиции, то оба термина приходят к согласию и могут быть применены в процессе анализа произведений, по внешним признакам не барочных. Правда здесь от студента требуется умение проводить предметно-пространственный анализ композиции.

Для приобретения студентами этого навыка, мы вновь рекомендуем им использовать материал статьи В.А.Фаворского «Об иллюстрации, о стиле, о мировоззрении» (см. упомянутый выше источник).

Представление о рисунке ХУ11 в. можно получить, познакомившись с соответствующими разделами книг А.А.Сидорова «Рисунки старых мастеров» (М., 1940), В.А.Фаворского «О рисунке. О композиции» (Фрунзе, 1966), Н.Н.Розановой «Рисунок: историко-теоретический и методический аспекты» (М., 2000). Сведения о гравюре рассматриваемого периода можно получить, познакомившись с материалами 4 - 8 тетрадей издания «Очерки по истории и технике гравюры» (М., 1987).

 

В графическом наследии ХУ111 в. особой ценностью обладают работы великих шрифтовиков Англии, Италии, Франции (Кезлона, Баскервилля, Бодони, Фурнье, Дидо). Шрифтовая реформа, проводимая ими, отражала общестилевые тенденции времени: переход шрифтов ренессансного типа к классицистическим формам. Орнаментальные украшения - это либо политипажи, либо обрезная гравюра на дереве.

Существенно, что именно на ХУ111 в. приходится пора определения законов типометрии, сложение типометрии как науки и как искусства, что явилось выводом из всего предшествующего периода типографского искусства и значительно облегчило дальнейшую его эволюцию.

Иллюстрация в пределах века претерпевает эволюцию от стиля рококо к классицизму. При печатании иллюстраций предпочтение отдается гравюре на металле (цветной пунктир, меццотинто). В конце века Томас Бьюик изобретает торцовую ксилографию, а Алоизий Зеннефельдер - литографию. Обе эти техники входят в широкое употребление только в Х1Х в.

Информация о работе История и теория печатно-графического искусства