Эффективные способы организации самостоятельной работы студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:15, реферат

Краткое описание

Для обеспечения высокого качества образования в современных условиях все большее значение приобретает самостоятельная деятельность студентов, именно в этих формах учебного процесса возможно использование разнообразных способов организации самостоятельной работы при минимальном прямом воздействии на студентов со стороны преподавателей, что позволяет максимально самовыразиться каждой личности учащегося. При этом студенты сами управляют временем, местом и темпом своей работы, широтой охвата и последовательностью изучения учебного материала и, кроме того, имеют возможность свободно общаться со сверстниками и преподавателями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. 5
1.1. Самостоятельная деятельность студентов. 5
1.2. Содержательный компонент самостоятельной работы. 6
1.3. Психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы
студентов. 8
1.4. Формирование готовности е самообразованию. 10
1.5. Контроль за самостоятельной работой студентов 11
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ 13
2.1. Организация самостоятельной работы студентов. 13
2.2. Виды и формы самостоятельной работы студентов 14
2.2.1. Лекция как основа самостоятельной работы. 15
2.2.2. Письменные самостоятельные работы. 16
2.2.3. Лабораторные работы. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_Эффективные способы организаци СРС.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Доклады, рефераты, контрольные и курсовые работы являются важнейшим средством изучения учебных дисциплин, повышения теоретического и методического уровня профессиональных знаний студентов.

Выполнение письменных заданий помогает студентам поэтапно включиться в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу, которая способствует формированию творческих качеств и творческого отношения к своей профессии.

Контрольная работа - одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. По виду различают контрольные классные и домашние; текущие и экзаменационные; письменные, графические и практические; фронтальные и индивидуальные. Отличительной чертой письменной контрольной работы является ее большая объективность по сравнению с устным опросом. Для письменных контрольных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умения самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки.[4, С. 71].

В ВУЗах контрольные работы чаще используются на ОЗО, где учебным планом предусмотрен курс и определенное количество контрольных работ, в рамках некоторых дисциплин. При выполнении таких контрольных работ следует использовать предложенную основную литературу и подбирать дополнительные источники. Темы контрольных работ разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину.

Доклад - вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения. [5, С. 179].

К докладу по крупной теме привлекается несколько студентов, между которыми распределяются вопросы выступления. В учебных заведениях доклады содержательно практически ничем не отличаются от рефератов и являются зачетной работой.

Реферат - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов, литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой студентом проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему. Содержание реферата должно быть логичным. Темы реферата разрабатывает преподаватель, ведущий данную дисциплину.

Перед началом работы над рефератом следует наметить план и подобрать литературу. Прежде всего, желательно пользоваться литературой, рекомендованной учебной программой, а затем расширить список источников, включая и использование специальных журналов, где имеется новейшая научная информация. [4, С. 78–91].

Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной научно-исследовательской работы студентов в вузе. Целью выполнения курсовых работ является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач. Задачами выполнения курсовых работ являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по определенному комплексу учебных дисциплин, а также овладение умениями, навыками научно-психологического исследования.

Курсовая работа все более усложняется в зависимости от года обучения. Это проявляется в постепенном усложнении объектов и методов исследования. Первая курсовая работа представляет собой аналитический обзор литературы, полученный в результате отбора и анализа разных видов издания по теме исследования. Целью первой курсовой работы является выработка навыков работы с литературой, в том числе поиска и отбора документов, критического анализа их содержания, синтеза полученной информации. Вторая и последующие курсовые работы наряду с аналитическим обзором должны содержать результаты самостоятельно проведенного эмпирического исследования. Целью второй и последующих курсовых работ является выработка навыков проведенного эмпирического научного исследования. Задачами второй и последующих курсовых работ - овладение методами сбора и обработки эмпирической информации; сравнение теоретических данных, полученных в ходе эмпирического исследования; обобщение имеющейся информации, формирование выводов и рекомендаций. [1, С. 50–55].

 

2.2.3. Лабораторные работы

Самостоятельная работа студентов под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса на уроках, лабораторных и практических занятиях. [18, стр. 88].

Интересным представляется проведение лабораторных работ с применением рейтинговой системы оценки знаний, которая являет собой интегральную оценку в балах всех видов деятельности студентов, количественную характеристику качества учебной работы и подготовки специалистов. Следует отметить, что если студент не будет знаком с вопросами теории, то выполнение лабораторных работ сведет и его присутствие в лаборатории и поставленные  цели не будут достигнуты.

Лабораторные работы проводятся по подгруппам (12 – 14 студентов). Внутри подгруппы работа проводится малыми группами (3 – 4 студента в группе). Одновременно выполняется несколько работ.

Перед выполнением лабораторных работ в аудитории в методическом уголке вывешиваются рекомендации студентам, в которых указывается, что они должны знать, уметь и какие навыки они должны приобрести в процессе выполнения данного цикла работ. Там же указывается и литература, которой студенты при подготовке могут воспользоваться.

 

 

Заключение

Анализ педагогической литературы свидетельствует о различном подходе к раскрытию сущности самостоятельной работы методистами, учителями-практиками и специалистами по дидактике. Некоторые авторы пытаются раскрыть ее через описание путей, с помощью которых можно руководить самостоятельной работой, а некоторые – через формы организации учебных занятий. Именно поэтому возникает различное определение самостоятельной работы, сводя его к методу обучения, к приёму учения или к организации деятельности учащихся. Эффективность самостоятельной работы учащихся зависит от многих факторов: характера знаний, источника знаний, условий организации и т.д.

Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения, навыки подрастающему поколению, развивать у них мышление, но и обучить их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у студентов умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации – одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов.

Познавательная самостоятельность - это многоаспектное личностно образование, которое характеризуется такими проявлениями как саморегуляция познавательной деятельности, синтез познавательного мотива и способов самостоятельного поведения, устойчивое положительное отношение учащихся к познанию. Такое понимание охватывает все компоненты личности, а не какую-то одну ее сторону.

Познавательная активность студента зависит от его способности к самостоятельной деятельности. Повысить познавательную активность - это повысить уровень самостоятельности студента, добиться, чтобы учебная деятельность воспринималась ими не только как необходимость, диктуемая внешними обстоятельствами, но и была внутренней потребностью.

 

Список использованной литературы

1. Алекснюк, А.Н. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения: курсов. работа / А.Н. Алекснюк. – Киев: Высшая школа, 1993. – 34 с.

2. Ананьев, Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б.Г. Ананьев. – М., 2003. – 280 с.

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.С. Беспалько. – М., 1989.

4. Виноградова, Н.А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ / Н.А. Виноградова. – М., 1999.

5. Вергасов, В.М. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе / В.М. Вергасов. – Киев, 1979.

6. Веткин, Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке: лекция по педагогике для студентов университета / Л.Г. Веткин. – Издательство Саратовского университета, 1978. – 24 с.

7. Габдриев, Р.В. Моделирование познавательной деятельности студента в высшей школе / Р.В. Гобдриев. – Казань, 1983.

8. Гарунов, М.Г. Развитие творческой самостоятельности специалиста / М.Г. Гарунов //Высшее образование в России. – М., 1998.

9. Гелашвили, Н.И. Педагогические основы управления самостоятельной работы студентов в процессе обучения / Н.И. Гелашвили. – Тбилиси: Ганатлеба, 1988.

10. Горбунова, Г.П. Экспериментальные методы психологического исследования: Учебное пособие / Г.П. Горбунова, И.С. Морозова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.

11. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов // Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР. Москва, 1961.

12. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001.

13. Конфедератов И.Я. Методы совершенствования учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976.

14. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. М., 1998.

15. Малкин И.И. Рационально организовать  самостоятельную работу учащихся. – Приложение к журналу «Народное  образование», №10, 1966.

16. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

17. Методические рекомендации по подготовке дипломных работ по специальности "Психология" и "Социальная работа"/Сост. Горбатова М.М., Морозова Н.И., Серый А.В. Кемерово, 1999.

18. Морозова И.С., Морозова Н.И. Введение в методику преподавания психологии: Учебное пособие. Кемерово:  2001.

19. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М.; Нальчик, 1996.

20. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: «Педагогика», 1972.

21. Педагогика и психология высшей школы. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов-на-Дону: "Феникс", 1998.

22. Попов Ю.В. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия студентов с преподавателями. Донецк, 2004.

23. СПТ 1.002-98. Система вузовской учебной документации. Формы организации учебного процесса в вузе. Термины и определения.

24. СПТ 1.104-98. Система вузовской документации. Курсовые работы (проекты). Требования к выполнению и представлению.

25. Социально-психологические проблемы профессионального становления молодых учителей. /Сост. Вершиловский С.Г. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

26. Сенько Ю.В. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. /Знание, № 12, 1989.

27. Сорокин А.А., Юдин В.В. Основы научно-исследовательской работы студентов. Ярославль, 1985.

28. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся //Знание, № 3, 1983.

29. Шамова Т.И. Активизация учения школьников //Знание, № 3, 1979.

30. Штокан И.Г. Вузовская лекция. Практические советы по методике преподавания учебного материала. - Киев: Высшая школа, 1981.

31. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.

 


 


 



Информация о работе Эффективные способы организации самостоятельной работы студентов