Эффективные способы организации самостоятельной работы студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:15, реферат

Краткое описание

Для обеспечения высокого качества образования в современных условиях все большее значение приобретает самостоятельная деятельность студентов, именно в этих формах учебного процесса возможно использование разнообразных способов организации самостоятельной работы при минимальном прямом воздействии на студентов со стороны преподавателей, что позволяет максимально самовыразиться каждой личности учащегося. При этом студенты сами управляют временем, местом и темпом своей работы, широтой охвата и последовательностью изучения учебного материала и, кроме того, имеют возможность свободно общаться со сверстниками и преподавателями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. 5
1.1. Самостоятельная деятельность студентов. 5
1.2. Содержательный компонент самостоятельной работы. 6
1.3. Психолого-педагогические аспекты самостоятельной работы
студентов. 8
1.4. Формирование готовности е самообразованию. 10
1.5. Контроль за самостоятельной работой студентов 11
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ 13
2.1. Организация самостоятельной работы студентов. 13
2.2. Виды и формы самостоятельной работы студентов 14
2.2.1. Лекция как основа самостоятельной работы. 15
2.2.2. Письменные самостоятельные работы. 16
2.2.3. Лабораторные работы. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_Эффективные способы организаци СРС.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Говоря об индивидуализации обучения, а, следовательно, разработке индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие - коллективную. При выполнении самостоятельной работы студентов нужно также помогать студентам преодолевать недостатки характера.

 

1.4. Формирование готовности е самообразованию

Под организацией самостоятельной работы студентов, направленной на становление их готовности к самообразованию, будем понимать отбор ее содержания. О необходимости такой специальной организации самостоятельной работы свидетельствуют результаты опроса: около 80% студентов отводимые учебным планом часы на самостоятельную работу (порядка 40-60% общего учебного времени) используют на развлечения и дополнительный отдых, лишь около 15% занимают это время учебной деятельностью. [11, стр. 239].

Проектирование содержания самостоятельной работы для подготовки студентов к самообразованию осуществимо по двум основаниям - нижнему (имеющийся уровень готовности к самообразованию), верхнему (достаточный для осуществления самообразовательной деятельности уровень готовности). Выделим четыре уровня готовности к самообразованию - начальный (ознакомительный), низкий (знание и понимание), средний (применение), достаточный (анализ, оценка и применение в самообразовательной деятельности). [8, стр. 84-86].

Обычно под содержанием самостоятельной работы подразумевают учебные задания. Для того чтобы содержание самостоятельной работы способствовало формированию такого свойства личности как “готовность к самообразованию”, при проектировании заданий:

  • формируется не набор, а система учебно-самообразовательных заданий с элементами самообразовательной деятельности;
  • при переходе от уровня к уровню увеличивается доля самостоятельности студента в выборе задач в системе учебно-самообразовательных заданий;
  • включаются задачи, имеющие определенную степень нечеткости, предполагающие самостоятельность студента в ее устранении (например, в цепочке “цель задачи - способы решения - результат” отсутствует второе звено, предполагающее самостоятельность студента в выборе способов решения).

Содержание учебно-самообразовательных заданий будет меняться не только в зависимости от развитости тех или иных характеристик готовности к самообразованию - осведомленности, сознательности, действенности, умелости, но и от индивидуальных особенностей студентов, связанных с мотивационной сферой, предрасположенностью к репродуктивным или продуктивным задачам и т.д. В этом случае целесообразно иметь множество систем учебно-самообразовательных заданий, объединенных в модули с учетом

  • достигнутого уровня готовности к самообразованию;
  • индивидуальных особенностей и потребностей;
  • профессиональной направленности и личной ценности, значимости заданий для студентов.

Воздействие искусственной образовательной системы “содержание самостоятельной работы” на естественную систему “готовность к самообразованию” возможно при специальной организации самостоятельной работы студентов на основе системного подхода. [8, стр. 92].

 

1.5. Контроль за самостоятельной работой студентов

Очень важное условие эффективности самостоятельной работы - это её контроль. Психологически для младшекурсника имеет смысл только та работа, которая будет проконтролирована и оценена. Вопрос организации контроля за самостоятельной работой весьма тонкий и противоречивый. С одной стороны, он как бы ослабляет, снижает самостоятельность, а с другой - необходим для повышения ее эффективности. Вот почему конкретные формы и методы контроля должны быть гибкими, обстоятельно продуманными, чтобы студенты не чувствовали грубого давления на организацию их индивидуальной самостоятельной работы, а, наоборот, воспринимали как необходимую помощь и средство повышения познавательной активности. [28, стр. 383].

Организующим контрольным началом за самостоятельной работой является обеспечение студентов на весь учебный год графиками индивидуальных собеседований, планами практических и лабораторных занятий, методическими разработками тем для самостоятельного изучения, списками специальной литературы. [23, стр. 21].

Действенность контроля за самостоятельной работой студента обеспечивается также регулярно проводимыми индивидуальными консультациями по изучаемым темам, особенно с категорией непосещающих учебные занятия. Приглашение студентов на консультации с предварительной самостоятельной проработкой ими тем учебного курса дает возможность конкретно определить уровень их подготовленности, уточнить знание терминологии предмета, помочь методическим советом.

Некоторый опыт организации контроля за самостоятельной работой студентов дает основание для утверждения необходимости соблюдения следующих требований.

Во-первых, следует последовательно увеличивать объемы самостоятельной работы от семестра к семестру по мере овладения студентами навыками самообразования, расширять используемые формы самостоятельной работы, последовательно переходя от простых к более сложным (выступление на практическом занятии, реферат, курсовая работа, дипломная работа).

Во-вторых, постоянно повышать творческий характер выполняемых работ, активно включать в них элементы обобщения практического опыта, научного исследования, усиливать их самостоятельный характер.

В-третьих, преподаватель должен постоянно управлять самостоятельной работой, преодолевать самотек в ее организации, осуществлять продуманную систему контроля и помощи студентам на всех этапах обучения. [13, стр. 112].

 

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

2.1. Организация самостоятельной работы студентов

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить  знание конкретной дисциплины. [31, стр. 144].

Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу.

Для того чтобы самостоятельная работа студента была эффективной, необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:

  1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы.
  2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.
  3. Обеспечение студента необходимыми методическими и учебными материалами.
  4. Контроль за ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.

В определении сочетания аудиторной и самостоятельной работы вуз руководствуется Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, где отводится на внеаудиторную самостоятельную работу студента половину недельного бюджета времени. Это привело к сокращению числа часов аудиторных занятий, притом, что содержательная часть курсов не уменьшилась, а в некоторых разделах даже расширилась. [23, стр. 20]

Что касается организации самостоятельной работы студента, то в ситуации отсутствия навыков такой работы на первых курсах преподавателю, как правило, принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый. И только по мере продвижения к старшим курсам процесс самостоятельной работы постепенно превращается в творческий.

Следующий вопрос - это обеспечение студента соответствующей методической литературой. Сложившаяся кризисная ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Экземплярность имеющейся и тиражи издаваемой литературы тоже явно недостаточны. В этом могут помочь множительная техника, доступная студенту, а так же новые информационные технологии и мощный информационный источник - Internet.

 

2.2. Виды и формы самостоятельной работы студентов

Табл. 2.1. Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Виды самостоятельных работ студентов.

Руководство преподавателя.

  1. Конспектирование
  2. Реферирование литературы
  3. Аннотирование книг, статей
  4. Выполнение заданий поискового исследовательского характера

 

 

  1. Углубленный анализ научно – методической литературе, проведение эксперимента

 

  1. Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой
  2. Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий
  3. Лабораторно-практические занятия: в соответствии с инструкциями и методическими указаниями; получение результата
  4. Выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ

 

  1. Контрольная работа – письменное выполнение

 

11. Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики.

Выборочная   проверка

Разработка тем и проверка

Образцы аннотаций и проверка

Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; спецкурс, спецсеминар, составление картотеки по теме.

 

Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации

Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции

 

Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий

 

Разработка заданий ЛПЗ, составление методических указаний, алгоритма действий, показателей уровня достижения результата

Разработка тематики контрольных, курсовых и дипломных работ, консультации, руководство ими

Разработка контрольных заданий, проверка

 


 

 

2.2.1. Лекция как основа самостоятельной работы

Лекция - это наиболее экономный способ передачи и усвоения учебной информации, и потому лекция - это главная информационная магистраль в учебном процессе высшей школы. Но лекция и основа для дальнейшей самостоятельной работы. А потому основная дидактическая цель лекции – обеспечение ориентировочной основы для дальнейшего усвоения учебного материала. То есть по своей дидактической сущности лекция выступает как организационная форма обучения, а лектор - это дирижер, организующий деятельность аудитории. В сущности, студент учится, поскольку учит, себя сам и поскольку преподаватель сумел организовать его самостоятельную работу. Образование - это, в конце концов, самообразование. В конце лекции обязателен контроль знаний по материалу лекции. Это стимулирует самостоятельную работу студентов на лекции, является одним из эффективных приемов, так как активизирует их мыслительную деятельность, улучшает состояние работоспособности студентов, повышает усвоение знаний.

Если на лекции изучается некоторое явление, дается анализ процесса либо обоснование закона, то в качестве задания предлагается сравнение этого явления (процесса, объекта, закона) с известным как аналогичным, так и иным (с противоположным, побочным, дополнительным). Необходимо только указывать параметры , по которым будет производиться сравнение. Если материал лекции содержит ряд новых или уточняемых понятий, то предлагается студентам сформулировать или переформулировать определения этих понятий, отнести их к определенной группе известных по указанным признакам, т.е. дать классификацию, либо расположить их в определенном порядке.

По возможности лекции читаются в условиях проблемных ситуаций в диалоговой форме, используются логические приемы анализа и систематизации изначального материалов. [30, стр. 151]

 

 

2.2.2. Письменные самостоятельные работы

Опыт показывает, что студенты испытывают большие трудности в работе с книгой, научной литературой. Четкое и последовательное планирование организации и проведения научно-исследовательской деятельности поможет студентам в преодолении трудностей, связанных с написанием и оформлением самостоятельных письменных работ.[4, С. 64].

Письменные работы студента - это первые исследовательские работы. Существует целый перечень видов этих работ, начиная с самых простых, таких как контрольная работа, доклад, реферат, и, заканчивая все более и более сложными видами - курсовая работа, дипломная работа, научная статья и т.д. Каждая из них - это самостоятельное, научно-прикладное исследование и является одной из форм отчетности и контроля знаний студентов. Это доказательство знаний по избранной проблеме, творческое осмысление соответствующей научной мысли литературы. [4, С. 66].

Информация о работе Эффективные способы организации самостоятельной работы студентов