Эстетическое воспитание с использованием предметов искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании роли произведений искусства в процессе эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Основная часть. Роль произведений искусства в процессе эстетического
воспитания детей дошкольного возраста……………………………………….5
§1. Теоретические подходы к проблеме эстетического
воспитания детей дошкольного возраста…………………………….....5
§2. Искусство как средство эстетического воспитания
детей дошкольного возраста…………………………………………..…13
§3. Методические рекомендации по использованию
произведений искусства в эстетическом воспитании детей
дошкольного возраста……………………………………………..…….19
Заключение ………………………………………………………………………25
Список литературы …………………………………………………..………....28

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 54.32 Кб (Скачать файл)

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии. [15]

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру и т.д.

Признаками самостоятельной  деятельности являются внимание ребенка  к средствам выразительности  в музыке, движениях, рисунке, речи и  умение переносить усвоенное в собственную  новую деятельность, применять для  решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с  той работой, которую целенаправленно  и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия  по развитию речи, изобразительной  деятельности, музыке. Они входят в  обязательную «сетку» недельных  занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Воспитатель организует экскурсии  в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и  т.д. Задача педагога – продумать  содержание экскурсии с учетом законов  детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта  наблюдения, поскольку очень важно  не только сообщить дошкольникам новые  знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры –  драматизации. Эти игры проходят под  руководством воспитателя. [20]

Значительное место в  педагогическом процессе дошкольного  учреждения и в жизни детей  занимают праздники и развлечения.

Развлечения как форма  работы с детьми дошкольного возраста проводятся систематически. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера.

Полезны для эстетического  развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный  материал – и литературный, и  музыкальный, и изобразительный  на одну тему.

Такие вечера развлечений  доставляют детям дошкольного возраста радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей  стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной жизнью (23 февраля, 9 Мая, 12 июня и т.д.), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть праздники, отражающие события местного значения (День города), а также свои, внутренние (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и т.д.). При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность  музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость  к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике  активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется  возможность удовлетворить желания  и потребность в активности каждого  ребенка. Надо только правильно подобрать  форму проявления активности для  каждого из воспитанников. Один будет  читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности  показать, на что он способен, и почувствовать  себя равноправным в атмосфере общей  радости.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может  быть организовано в разных формах и имеет свою классификацию. [См. Табл.1]

В основе методики эстетического  воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у  него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения  к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются  индивидуальные особенности, потребности  и интересы воспитуемого, уровень  его общего развития. [2: 155]

 

 

«Таблица 1»

Формы организации эстетического воспитания детей

дошкольного возраста

По принципу управления деятельностью детей

Под прямым руководством взрослого

Под косвенным руководством взрослого

По способу  объединения детей

Совместная деятельность детей и взрослого:

  1. фронтальная,
  2. подгруппами,
  3. с одним ребёнком

Индивидуальная, подгруппами

По видам деятельности

Занятия, экскурсии, развлечения, игры, труд

Театрализованные игры, повторение занятий, праздников


 

 

§2. Искусство как  средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста

 

Особенность искусства как  средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство». Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Его содержание должно охватывать изучение и приобщение детей к различным видам и жанрам искусства – музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека. [7: 110]

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания средствами искусства является его  направленность на личностное развитие дошкольников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:

1. Прежде всего, необходимо формировать у детей дошкольного возраста эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.

Основное направление  этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами искусства, приучение их к эстетическому  восприятию и простейшим эстетическим суждениям.

2. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий.

Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.

3. Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного отражения действительности.

В процессе общения ребенка  с явлениями искусства, накапливается  масса разнообразных, в том числе  и эстетических, впечатлений.

Искусство оказывает широкое  и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с  героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает.

Встреча с явлением искусства  не делает ребенка сразу духовно  богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания  помнится долго, и ребенку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции.

Искусство может и не выполнить  своей воспитательной роли, если ребенок  не получит собственно художественного  развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. [13, 23]

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей  массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка  способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени  эстетического вкуса, а затем  и идеала.

Существует несколько  видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика  каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными  средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

Каждый вид искусства  и искусство вообще обращено к  любой человеческой личности. А это  предполагает, что любой человек  может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. [12]

Только их совокупность может  обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

На занятиях музыкой у  детей   формируется умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивается любовь к музыке и потребность в ней.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет  большое значение для умственного  воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного  зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных  величинах, многообразии оттенков цветов. [15]

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.), детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Основное значение изобразительной  деятельности заключается в том, что она является средством эстетического  воспитания.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных  способностей большое значение имеет  знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность  образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях  прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни  и находить образные выражения своих  впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается  художественный вкус. [9]

Художественная деятельность и художественное воспитание начинаются с восприятия и во многом зависят  от способностей к восприятию произведений искусства. Воспитывая умение «видеть», искусство расширяет и углубляет  познание мира. Изучение проблемы художественного  восприятия в различных его аспектах считают своей прерогативой различные  области науки – эстетика, искусствознание, социология, педагогика, психология. Философская  теория отражения является основой  трактовки воспитания, психология и физиология дают возможность исследовать сам процесс и механизмы восприятия произведений, и их специфику. Рассматривая специфику художественного восприятия, следует отметить социальный характер, выражающийся в том, что формируется она в непосредственной связи с развитием общества, во взаимодействии индивида с его микро- и макросредой. Художественное восприятие имеет гносеологическую специфику, которое определяет психофизическую форму процесса восприятия как непосредственного, духовно-чувственного акта и осуществляется благодаря работе нескольких анализаторов, главным из которых являются зрительные, слуховые, осязательные. Кроме того, художественное восприятие имеет педагогическую специфику, выявляющуюся в постановке и решении сверхзадач: формирование социально-активной личности. [17]

На первом, элементарном уровне происходит восприятие, при  котором усваивается только сюжетная сторона произведения. Видимым становится только то, что изображено, а как  изображено – остается незамеченным. Форма произведений, единство изображаемых явлений, живописные и графические, выразительные средства выпадают из поля зрения. Восприятие зависит от таких факторов, как общая культура личности, её психофизические особенности, жизненные ситуации, опыт общения  с произведениями искусства. Наивный  взгляд, нетронутый интеллект, спящие эмоции не способствуют, а затрудняют общение индивида с художественными  ценностями. Если зритель не умеет  смотреть, произведение не срабатывает.

На втором, высоком уровне восприятия интерес вызывает идейное  содержание, смысл произведения. При  этом в процесс восприятия включается больше чувственных элементов. Внутреннее соучастие связано с проникновением не только в содержание, но и в  форму произведения. Все элементы картины составляют неразрывное  целое, постигается их взаимосвязь, слияние в единый художественный образ произведения. Субъективность оценки уступает место объективной значимости картины. Происходит понимание сущности изобразительного искусства как явления действительности, намечается переход к переживаниям художественных ценностей. Таким образом, это высокий уровень восприятия, проникающий в замысел и особенности произведения.

Информация о работе Эстетическое воспитание с использованием предметов искусства