Эмпирические исследования причин неуспеваемости младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования заключается в том, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА1.МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 6
1.1Понятие школьная неуспеваемость младших школьников. 6
1.2 Особенности познавательного развития младших школьников. 13
1.3 Изучение причин неуспеваемости младших школьников. 19
1.4 Специфика аффективно- потребностной сферы развития личности у младших школьников. 27
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 35
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 37
2.1 Методы организации исследования младших школьников. 37
2.2 Анализ результатов исследования. 48
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 59

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная Работа 5 курса новаяяяяя.005.docx

— 154.02 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования заключается в том, что трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения. Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности.

Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин не психологического характера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися - дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.

Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо, прежде всего, выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником.

Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев), А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Причинами школьной неуспеваемости были отмечены: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; дефекты речи, неисправленные в дошкольном возрасте, недостатки зрения и слуха; умственная отсталость; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями.

В настоящее время для научной мыcли характерна теория двух факторов, т.е., принятие как биологических, так и социальных теорий. Специалисты отмечают, что проблема неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому в последнее десятилетие все чаще и чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников. Существует мнение, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование. К психологическому обследованию необходимо добавить антропометрическое (тип телосложения) и психофизиологическое (свойства нервной системы) обследования.

Цель дипломной работы является изучить причины неуспеваемости младших школьников .

Объектом изучения является процесс обучения.

Предмет  –психологические механизмы возникновения неуспеваемости младшего школьника в процессе обучения.

Гипотеза: Психологическим механизмом возникновения школьной неуспеваемости в младшем школьном возрасте, является нарушение аффективно-потребностной  и познавательной сфер личности.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:  

  1. изучить  психолого-педагогическую  литературу  по теме исследования;
  2. определить методологический статус понятия « школьная неуспеваемость».
  3. изучить специфику аффективно-потребностной сферы развития младшего школьника.
  4. Исследовать причину неуспеваемости младшего школьника. 
     Методы исследования,/применявшиеся/в/работе:      анализ/литературы/по/теме;   
    - метод наблюдения,

-беседа,

- анализ продуктов деятельности,

- тестирование.

Экспериментальная база: исследование проводилось на базе МБОУ Гимназии №13 г. Махачкалы.

Структура ВКР состоит из 62 страниц: введения, двух глав, заключения и списка литературы

 

 

 

 

 

ГЛАВА1.МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ.

1.1Понятие школьная неуспеваемость младших  школьников.

 

Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 7 до 10—11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной/школы.  
Это возраст относительно спокойного, и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, мышечной силы и выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Сердечные мышцы хорошо снабжаются кровью, поэтому сердце достаточно выносливо, головной мозг тоже получает достаточное кровоснабжение, что является необходимым условием его работоспособности. В крови заметно увеличивается количество белых кровяных телец, повышающих сопротивляемость организма заболеваниям: возраст от 8 до 10 лет отличается самым низким процентом заболеваемости за все время от рождения до наступления взрослости. 

Костная система младшего школьника находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Все это необходимо принимать во внимание и постоянно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также еще не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников.  
Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-синтетическая функция коры; заметно развивается вторая сигнальная система, но при этом первая сигнальная система в младшем школьном возрасте еще сохраняет свое относительное преобладание. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Они испытывают большую потребность в  движениях, которую необходимо по возможности удовлетворять, разрешать побегать и порезвиться на переменах, на прогулке после уроков.  
В итоге можно сделать вывод о том, что уровень физического развития младшего школьника вполне допускает ежедневные систематические учебные занятия в школе и дома и не вызывает переутомления, перенапряжения. 

Психологическая перестройка, связанная с поступлением в школу. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью первоклассника отныне становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется . И  с  первых же дней обучения возникает основное противоречие как движущая сила развития в младшем школьном возрасте — противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, учитель, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития ребенка, уровнем развития его познавательных процессов, качеств личности. Требования эти нарастают и усложняются с каждым днем, и наличный уровень психического развития непрерывно «подтягивается»/до/уровня/требований[5].

Давая общую характеристику ученика начальных классов, нельзя не учитывать того, что дети 7 лет очень отличаются по своим физическим и психическим качествам от детей 9 лет. Если первоклассник еще имеет много черт, общих с дошкольниками, то ученик III класса уже обладает рядом особенностей, характерных для детей младшего подросткового возраста. Проходя путь развития от дошкольника к подростку, дети очень изменяются за 3 года и в интеллектуальном, и в волевом, и в эмоциональном отношении. 
Достаточное развитие ориентировочного рефлекса, первой сигнальной системы делают ребенка очень восприимчивым ко всему конкретному, наглядному, что можно непосредственно увидеть, услышать, потрогать руками. Поэтому наглядный учебный материал воспринимается детьми очень хорошо. Но вместе с тем за время начального обучения продолжает быстро развиваться и вторая сигнальная система. Ребенок уже в первых классах способен делать некоторые обобщения, правильные выводы, находить причины явлений.

Современная советская школа ставит своей задачей не приспосабливаться к возрастным особенностям детей как к чему-то неизменному, а, учитывая эти особенности, вести ребенка дальше, помогать ему подняться на следующую ступень развития. При этом следует иметь в виду акселерацию, т. е. ускоренное психическое  и физическое развитие детей в наше время (по сравнению с тем,  что было несколько десятилетий назад [21].

Школьная неуспеваемость - несоответствие успехов учащегося требованиям школьной программы [19].

Типы неуспевающих школьников

Выявление типов неуспевающих школьников является важной задачей, поскольку от этого зависит разработка путей преодоления неуспеваемости.

При установлении типов неуспевающих учеников Мурачковский Н.И. исходит из того положения, что различные стороны личности школьника тесно связаны между собой и что типические особенности неуспевающих школьников определяются целым комплексом черт. В основу деления этих детей на типы было положено сочетание двух основных комплексов свойств личности: первый характеризуется особенностями мыслительной деятельности, второй – направленностью личности, включающей отношение к учению. На основе этого выделяются 3 типа неуспевающих школьников (2 из которых будут представлены ниже):

Учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности, сочетающимся с положительным отношением к учению и ’’сохранением позиции школьника’’;

Учащиеся с высоким качеством мыслительной деятельности, сочетающимся с отрицательным отношением к учению при частичной или полной ’’утрате позиции школьника’’;

Учащиеся с низким качеством мыслительной деятельности, сочетающимся с отрицательным отношением к учению при ’’утрате позиции школьника’’.

Каждый тип представлен 2 подтипами, в основе деления на которые лежат 2 признака: средства, с помощью которых школьники компенсируют неуспех в учении, и наличие или отсутствие направленности на определенный вид деятельности в будущем. Также автором намечены пути индивидуального подхода к неуспевающим школьникам.

Первый тип

Для учащихся этого типа характерна низкая обучаемость, проявляющаяся в слабом развитии мыслительных процессов. Неуспех в учении не является источником морального конфликта, что способствует формированию у них положительной направленности по отношению к учению при отсутствии познавательных интересов.

1 подтип:  относятся учащиеся, юля которых характерно стремление компенсировать неуспех с помощью практической деятельности. Это налагает отпечаток на характер их мышления: слабое развитие абстрактного мышления сочетается с тенденцией конкретизировать условия и способы решения задачи. Также характерно наличие познавательной направленности на определенный вид деятельности в будущем и адекватная самооценка.  При работе с неуспевающими школьниками этого типа необходимо основное внимание направлять на изменение ряда сторон их мыслительной деятельности, учитывая имеющиеся положительные качества (умение организовывать себя, развитая чувственная основа мышления).

2 подтип:  характерно стремление избегать любых трудностей в учебной работе, использование средств, не согласующихся с нормами поведения школьников (списывание, подсказки и т.п.), малый запас представлений и механическое воспроизведение знаний. Отсутствует направленность на определенный вид деятельности в будущем, завышенная или заниженная самооценка.   При работе с этим подтипом неуспевающих учеников важно не только изменение качеств мышления, но и проведение воспитательной работы, учитывающей неадекватный уровень притязаний.

Второй тип

Наблюдается сочетание высокого качества мыслительной деятельности с отрицательным отношением к учению. Самоорганизация зависит от того, нравится ли школьникам предмет или нет. Неуспех в учении ведет к моральному конфликту и к возникновению отрицательных моральных черт. Планы на будущее с учением не связаны. Характерна неустойчивая самооценка.

1 подтип:  неуспех в учении учащиеся компенсируют интеллектуальной деятельностью, которая не связана с учением в школе. Направленность, касающаяся будущего, определяется характером той деятельности, с помощью которой компенсируется неуспех в учении.   Работа с учащимися этого типа основывается на вовлечении их в коллектив класса для коррекции моральных качеств и отношения к учению.

2 подтип:  неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе компенсируется установлением связей с другим коллективом и удовлетворении интересов и склонностей, имеющих отрицательную направленность.     Работа по преодолению неуспеваемости школьников этого типа сложна, так как необходимо изменить их моральные установки. Выработка умений учиться, навыков самоорганизации должна предваряться работой по перевоспитанию[ 20].

Есть и другие попытки построить типологию на иных основаниях, в частности на характеристиках учебного труда учащихся и структуре их личности. Такой подход можно обнаружить у П. П. Блонского, который, составляя общую типологию школьников, выделил и типы неуспевающих. Это, во-первых, тип, названный им «плохой работник». Его чертами являются следущие:

  • задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов учителю не задает, разъяснений не просит;
  • работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода очередным видам работы);
  • не подмечает своих неудач и трудностей;
  • не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
  • либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;
  • индифферентно относится к результатам работы.

Информация о работе Эмпирические исследования причин неуспеваемости младших школьников