Эмоциональные нарушения и методы коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:35, реферат

Краткое описание

Существует два направления арт-терапии. 1) Восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребёнка выражать свои чувства возникшие при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. 2) Самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.
Основные условия занятий по арт-терапии. Все занятия должны носить непринуждённый и спонтанный характер в отличие от организованной деятельности. Здесь не ставятся такие цели как например развитие художественного творчества и художественные таланты роли не играют. Акцент делается на самовыражении своих чувств на своё ощущение.

Вложенные файлы: 1 файл

эмоциональные нарушения и методы коррекции.docx

— 60.76 Кб (Скачать файл)

Значительный этап работы с этими детьми – коррекция  самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные  методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить  на две основные группы: групповые  и индивидуальные.

Коррекционная работа может  проводиться 1–2 раза в неделю. На каждого  ребёнка заводится дневник наблюдений, который позволяет проследить за его поведением.

Человеческая натура обладает замечательной гибкостью, готовностью  адаптироваться к окружающей среде, и наша задача – сделать эту  среду наиболее благоприятной для  ребёнка.

– приблизить условия детского сада к домашним;

– разрешить детям свободно передвигаться по всему учреждению;

– обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в свои силы;

– давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со взрослыми.

С целью коррекции, в старшем  дошкольном возрасте, можно использовать изобразительное творчество детей  и игры, содержание, организация  и методика проведения которых будет  направлена:

– на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности детей, на их двигательное раскрепощение;

-           на развитие у детей навыков совместной деятельности, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

В нашей работе мы кратко рассмотрим некоторые психологические  методы коррекции.

1 Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности

Современному ребёнку  мало просто прочитать сказку, поговорить о её сюжете, о героях. Сказку необходимо осмыслить, вместе с детьми искать и находить скрытый смысл – уроки. Сказкатерапия – суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании и при необходимости применяет в жизни.

В процессе сказкотерапии можно использовать разные жанры: притчи, былины, мифы, анекдоты и др. Типы сказок использующиеся в сказкотерапии: Художественные – народные, авторские – дидактические, психотерапевтические, медитативные, психологические.

Художественные  сказки – их древняя основа – единство человека и природы несут в себе важные идеи мироустройства: 1) окружающий нас мир – живой. 2) все имеют право на собственную жизнь. 3) разделение добра и зла и победа добра. 4) всё самое ценное даётся через испытание, а что далось даром быстро теряется. 5) вокруг много помощников.

Дидактические сказки – они создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. В роли героев – цифры, буквы. В них раскрывается смысл и важность определённых знаний.

Психологические сказки – создаются для мягкого влияния на поведения ребёнка. Коррекционный смысл их в том, что происходит замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснения ребёнку смысла происходящего. Их создают сами психологи.

Психотерапевтические – это сказки врачующие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, помогающий увидеть жизнь с другой, скрытой стороны. Многие из них посвящены проблемам жизни и смерти и т.д.

Медитативные – они создаются для снятия психо-эмоционального напряжения для накопления положительного опыта, положительных моделей взаимоотношений и т.д. В них нет конфликтов и злых героев. 1 вид. Они строятся по типу путешествия. И 2 вид сказки в которых отражены идеальные отношения между родителями и т.д.

Игротерапия – это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности. Игротерапия – индивидуальная, – коллективная, –директивная – взрослый руководит игрой. Педагог выступает в качестве организатора и транслятора её символического значения, – не директивная – спонтанные игры самих детей Ролевая гимнастика. Уже в 3–4 года дети осваивают ролевые действия: походить как кошка, помяукать и т.д. Пальчиковые игры. Происходит обучение элементарной техники, выразительных движений, управление своим телом. 5–6 лет используют ролевые образцы т.е. ребёнок полностью принимает роль сказочных героев, животных, неодушевлённых предметов. При этом он использует голос, мимика, жесты, движения.

б) Психодрама. – это разыгрывание по ролям каких либо сюжетов. Пальчиковая драмматизация – разыгрывание сюжетов с помощью пальцев.

2          Игры направленные на развитие произвольности – умение управлятьсобой. Дети знакомятся с понятием «Сила», «Воля», хозяин своих чувств. Самоконтроль – догонялки, соревнования – эстафета.

3          Игры на развитие коммуникативных навыков. Они обучают умению сотрудничать, развивают вербальные и невербальные средства общения и т.д.

4 Игры на  развитие воображения и творческого  мышления.

3 Музыкатерапия. Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде.. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В мозгу образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. Низкие звуки – стабилизируют психику. Высокие звуки – дестабилизируют психику. Сейчас активно начинают применять колоколотерапию. Сегодня разработаны целые пакеты программ, в которых подобраны определённые музыкальные произведения для лечения болезней. «Музыка гармонии» Гайден – хорошее чувства и др.

Возможности музыкатерапии.

а) Активизировать ребёнка, поднять настроение.

б) Улучшения эмоционального настроения.

в) Мышечная релаксация.

г) Успокоение.

д) Обогащение эмоционального мира.

Формы использования музыкотерапии.

а) На занятии в качестве фона.

б) При засыпании.

в) Для выплеска энергии.

Самостоятельные упражнения с музыкальными инструментами –  выразить свои чувства, музыку радости, музыка страха.

4          Телесно-ориентированная терапия

Это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства  болезней и расстройств большую  роль играет ненормально повышенное эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения  гармонии между человеком и окружающим миром. Когда баланс нарушен, организм начинает искать выходы из трудной  ситуации путём напряжения. Если стресс затягивается, напряжённость нарастает  – возникает болезнь.

Цели этой терапии:

1          Снятие психологического напряжения

2          Снятие заторможенности, скованности.

3          Осознание своего тела, его возможности. Принять его, научиться им управлять.

Форма – релаксация приводит к снятию усталости, напряжения.

Форма работы с детьми:

1 Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

2 Мышечная релаксация по представлению. Дети принимают позу покоя, включается приятная музыка, воспитатель задаёт какую то картинку.

3          Саморегуляция – научить ребёнка помогать самому себе, познакомить с методами саморегуляции.

4          Дыхательные упражнения. Задачи таких упражнений: успокаивает нервную систему, гасит эмоции, избавляет от тревожных мыслей, учит ощущать и контролировать свои мысли

5          Йоговские техники. В детском учреждении применяется адаптированный, специальный комплекс под названием «Баба Яга». Цели: Развивает умение управлять своим телом, дыханием. Освобождает от стресса или напряжения, приносит расслабление, умиротворённость, открытость к внешнему миру. Мышечная и психологическая релаксация.

6          Танцевальная терапия. Средство самовыражения. В основе танцевальной терапии лежит убеждение в том, что наша манера двигаться отражает наши личностные особенности, т.е. существует прямая связь между состоянием нашей души, разумом и движениями. Основной акцент делается на спантанность, техника танцевальных движений не учитывается и не важна, главное здесь самовыражение. Приводит к свободе выразительности движений. Так же укрепляет силы как на психическом, так и на физическом уровне. Даёт заряд бодрости и энергии.

Формы, виды Упражнений.

1 Сочинить свой танец.

2 Танец на тему: «Течение  воды», «Полёт бабочки».

3 Свободный танец с  закрытыми глазами и др.

5          Библиотерапия

Она включает в  себя сочинения литературных произведений и чтение

1 форма. Создать чьё-либо  в жизни описание.

2 форма. Письмо некоторым  частям своего тела. Письмо от  части тела к тебе

3 форма. Описать сильное  переживание своей жизни в  5 строках, в рифме.

4 форма. Придумать сказку  на любую тему.

6 Арт-терапия –  лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д.

Существует два направления  арт-терапии. 1) Восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать  ребёнка выражать свои чувства возникшие  при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. 2) Самостоятельное рисование, в котором  ребёнок выражает мироощущения и  свои эмоции.

Арт-терапия может способствовать достижению следующих целей:

1          Дать социально приемлемый выход агрессии и других негативных чувств.

2          Получить богатый материал для диагностики.

3          Проработать мысли и чувства, которые находятся под запретом или подавлены. Сконцентрировать внимание на своих чувствах, ощущениях.

Существуют определённые формы работы.

1  Спонтанное рисование. Выдаются бумага и средства рисования. Специального задания не даётся. Можно включить спокойную музыку. Глаза слегка прикрыты и рука сама водит по бумаги так, как ей хочется. Это учит вслушиваться в себя, выражать свои чувства, посмотреть на свой мир со стороны. Умение понимать мир другого через рисунки.

2  Ассоциативное рисование – это рисунки на тему: «Моя болезнь», «Мой дом» и т.д. Берутся темы из области чувств и взаимоотношений.

3  Рисование чувства. Берётся секундомер или песочные часы, в течении минуты смотрим на цветок, а потом рисуем не цветок, а свои эмоции и ощущения, которые вы испытывали глядя на него.

4  Рисование пальцами рук и ног. Такое рисование даёт чувство наслаждения, понятия настроения, снятия скованности

5  Рисование музыки.

Основные условия занятий  по арт-терапии. Все занятия должны носить непринуждённый и спонтанный характер в отличие от организованной деятельности. Здесь не ставятся такие  цели как например развитие художественного творчества и художественные таланты роли не играют. Акцент делается на самовыражении своих чувств на своё ощущение.

 

Список литературы  

 

 

    Гаспаров Е. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание №5. 1998 С. 32.   

  1. Детская практическая психология: Учебник/ Под. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.  
  2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М.: Просвещение, 1986. 
  3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М. Изд. Центр «Академия» С 62. 
  4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208 с.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярослааль: Академия развития, 1996. – 208 с. 
  6. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру. – М.: «Линка – пресс», 2000. – 224 с.
  7. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей. – Иркутск, 1992. – 157 с.
  8. Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Невировича. – М., 1986.
  9. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
  10. Мурашова Е.В. Ваш непонятный ребёнок. Психологические проблемы детей. – М.: Дрофа, 2002. – 416 с.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – 7-е изд. Стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия» 2003. – 456 с.
  12. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., Тривола, 1990.
  13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 448 с.
  14. Овчарова Р.В Справочная книга школьного психолога. – 2 – е изд., дораб. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. – 352 с.
  15. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Т.Ц. «Сфера», 1997. – 528 с.
  16. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: Академия. 2001. – 224 с

Информация о работе Эмоциональные нарушения и методы коррекции