Эмоциональные нарушения и методы коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 10:35, реферат

Краткое описание

Существует два направления арт-терапии. 1) Восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребёнка выражать свои чувства возникшие при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. 2) Самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.
Основные условия занятий по арт-терапии. Все занятия должны носить непринуждённый и спонтанный характер в отличие от организованной деятельности. Здесь не ставятся такие цели как например развитие художественного творчества и художественные таланты роли не играют. Акцент делается на самовыражении своих чувств на своё ощущение.

Вложенные файлы: 1 файл

эмоциональные нарушения и методы коррекции.docx

— 60.76 Кб (Скачать файл)

1.1 Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста и её причины

Эмоциональные нарушения  у старших дошкольников – это  одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений  в детском возрасте чрезвычайно  велик.

В литературе по психологии, эмоциональное неблагополучие у  детей, рассматривается как отрицательное  состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия из вне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

Психологическая диагностика  эмоциональных нарушений очень  сложна и требует тщательного  дифференцированного подхода к  этой проблеме. Анализ эмоциональных  нарушений у детей с точки  зрения нарушения системы отношений, предложенный В.Н. Мясщевым и продолженный в работах его учеников, позволяет нам выделить три основные группы детей с эмоциональными нарушениями.

В первую группу входят дети, эмоциональные проблемы которых  в основном проявляются в рамках межличностных отношений. Они отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в  процессе общения, особенно со сверстниками.

Негативные эмоциональные  реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу.

Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, большинство из них подвержено необоснованным страхам.

Третья группа детей характеризуется  выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В поведении детей этой группы преобладали агрессивность, импульсивность.

Рассмотрим некоторые  узловые проблемы психологии развития ребёнка, и прежде всего то, какую  роль играют в данном процессе биологические  предпосылки, социальная среда и  воспитательные воздействия.

Современные научные данные говорят о том, что органические предпосылки не только важны, но и  совершенно необходимы для духовного  развития. Мозг новорождённого существенно  отличается от мозга взрослого человека как размерами так и структурой. На протяжении детства происходит созревание организма ребёнка вообще и его мозга в частности. Масса последнего возрастает примерно в три с половиной раза, изменяется его строение, совершенствуются функции. Иначе говоря, психическое развитие происходит в условиях непрерывного органического взросления, что создаёт различные возможности для психической деятельности ребёнка на разных возрастных этапах.

Помимо природных свойств  и хода их созревания, на протяжении онтогенеза существуют индивидуальные различия в задатках, т.е. во врождённых анатомо-физиологических свойствах  организма.

Признав значение природных  особенностей человека, мы должны подчеркнуть, что они являются условиями, предпосылками но не движущими причинами психического развития ребёнка. Ни одно из специфических для человека психических качеств не может возникнуть путём созревания органических задатков. Для этого требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания.

Однако мало указать на важное значение социально – педагогических факторов, необходимо более конкретно представить себе роль этих факторов в психическом развитии.

Психическое развитие ребёнка  идёт своеобразным путём. Этот путь в  общем философским плане был  рассмотрен классиками марксизма. К Маркс говорил о том, что духовное развитие человеческого индивида происходит в процессе присвоения продуктов материальной и духовной культуры, созданной обществом; Ф. Энгельс называл этот процесс социальным наследованием.

Психологи и педагоги показали, что так называемые высшие, специфические  человеческие психические функции  осуществляются с помощью усваиваемых  ребёнком общественных способов познания и преобразования действительности, а следовательно, сама их структура имеет социальное происхождение, формируется прижизненно под влиянием обучения и воспитания.

Громадные потенциальные  возможности, таящиеся в природе  каждого ребёнка, не проявляются  сами собой, а требуют для своей  реализации воспитательного воздействия.

Р. Бамм и Р. Бараш подробно рассматривают эмоциональность детей. Человек не может быть безучастным к тому, что происходит вокруг него. Предметы, поступки, события, которыми наполнена жизнь, вызывают у него чувства, переживания, радуют, огорчают. В отличие от взрослых ребёнок выражает свои чувства бурно и непосредственно. По незначительному поводу он может смеяться и плакать, прыгать, хлопать в ладоши, кричать, топать ногами и т.д. Это происходит не только потому, что у него слабо развит самоконтроль, но главным образом потому, что у него нет жизненного опыта. Всё для него ново, и даже простые вещи становятся открытием, вызывают горячий отклик.

Ребёнок взрослеет и у  него накапливается опыт, и многое из того, что способно было раньше удивлять и волновать, становиться обыденным, привычным. А наряду с этим появляются новые, более высокие и сложные  чувства. Участвуя в жизни коллектива, он всё полнее осознаёт себя гражданином. Он гневно осуждает несправедливость, зло, горячо одобряет положительные  поступки товарищей и окружающих.

В семье дети проходят большую  школу воспитания чувств и нравственного  поведения. Многое зависит от отношений  между родителями, между ними и детьми. К ребёнку нужно относиться с уважением, серьёзно обсуждать то, что его волнует, помогать ему вырабатывать правильное представление о жизни.

Успешно миновав кризис, во время которого и дети и взрослые чувствуют себя «как на войне», ребёнок  подходит к дошкольному периоду  – периоду пробуждения и расцвета его творческих, познавательных и  эмоциональных способностей.

Дитя умнеет «на глазах», становится любознательным, у него развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и  следствия. Ребёнок спрашивает обо  всём, что ему интересно. А вот  ответы родителей: «Спроси у воспитателя», «Вырастешь – узнаешь», «Ты утомляешь  меня» и др. – это не оправдание родительской усталости и занятости, а обесцвечивание процесса познания, снижение положительной мотивации  к усвоению знаний в будущем, формирование недоверчивости и отчуждённости  по отношению к родителям. А отсюда и конфликты.

Остановимся на том, что личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки  – самые близкие ребёнку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит благополучие семейного климата. Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребёнка типа семейного воспитания являются родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу. С момента рождения формируются особенности подходов, методов и приёмов общения родителей с детьми. Естественно, что в каждой семье этот опыт уникален, а вот его результаты не всегда соответствуют ожиданиям родителей и формированию эмоционально устойчивой личности ребёнка.

В семье, где царит покой, доброжелательность, живут радость  и теплота, душевное состояние ребёнка  отличается спокойствием, отсутствием  серьёзных нервно – психических  перегрузок, ребёнок уверен в себе и чувствует поддержку и понимание  близких, его принимают таким, каков  он есть. Родители таких детей нечасто  обращаются к психологам по проблемам  отклонений в поведении, конфликтам и трудностям в общении. Зато нередко  они приходят на консультации по вопросам раскрытия способностей детей и  их одарённости. Надо признать, что  реальное воплощение таких отношений  в семье скорее исключение, чем  норма.

Часто встречаются семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера  наполнена тревожностью и напряжённостью, ребёнок невротизируется, испытывает психо-эмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим. В психологии есть очень чёткое высказывание: «Невроз ребёнка – это невроз семьи».

К сожалению, уровень психологической  культуры у многих родителей пока ещё низок и не позволяет им оценить необходимость обращения  к профессионалам, понимающим душу ребёнка и обладающим надёжными  диагностическими и коррекционными методами оказания квалифицированной  психологической помощи. Именно родители должны взять на себя всю ответственность за создание благополучного стиля взаимоотношений с ребёнком.

Не стоит искать универсальные  рецепты по воспитанию своих детей, ведь чужие мысли могут только заставить человека размышлять, сравнивать, анализировать. Намного полезнее понаблюдать  за собой, выявить некоторые негативные особенности своих взаимоотношений  с ребёнком, обнаружить стереотипы мыслей, поступков, установок, которые  неблагоприятно сказываются на ваших  взаимоотношениях с ребёнком.

Родителям полезно знать  признаки дисгармоничных типов семейного  воспитания. Даже этого будет достаточно, чтобы осмыслить и изменить некоторые  подходы к созданию благоприятной  атмосферы развития эмоционального мира вашего ребёнка.

Гипоопекающий тип воспитания – взаимоотношения в семье складываются по схеме эмоционального неприятия ребёнка в семье. Ему уделяется недостаточно внимания и заботы, у ребёнка не формируется чувство привязанности к родителям, отсутствует теплота и доверительность. Нередко это случается, когда ребёнок нежеланный, несвоевременный, в неблагополучных семьях, когда родители не задумываются, есть ли у них право иметь в данный момент малыша, за которого они несут полную ответственность. Неприятие может быть обусловлено индивидуально – личностными особенностями ребёнка: не тот темперамент, своеобразие характера, раздражающие привычки. Бессознательно подобный тип воспитания укореняется в семьях, где родился ребёнок не того пола, который планировался. Тогда родители просто не видят в нём его естественные черты, а как бы навязывают привычки и черты того пола, который ожидали. Ребёнок воспринимает подобное отношение как неприятия себя таким, какой есть, формируется чувство вины перед родителями, снижается самооценка, ребёнок склонен ощущать чувство одиночества и отверженности. Впоследствии у детей, воспитываемых по типу гипоопеки, искажается адекватное представление об окружающем. Мир может восприниматься враждебно, формируются агрессивные недоброжелательные взаимоотношения с ними. В противоположном случае ребёнок может, как улитка, закрыться в себе, стать запуганным и недоверчивым, безмолвно копить в себе обиды, тревогу, злость на всех, перестать радоваться и превратится в унылого пессимиста.

Росс Кэмпбелл в книге «Как справиться с гневом ребёнка» выделяет особо укоренившийся во многих семьях тип «командная цепочка», который, по сути, является разновидностью гипоопеки и во многом определяет рост агрессии у детей. Семья стремится к организованности и дисциплине. Как в армии или деловой организации есть командующий, так и в семье отец – главное ответственное лицо. Заботясь о материальном благополучии всей семьи, много работая, он использует командные отношения со всеми, находящимися ниже по «цепочке», требует беспрекословного выполнения своих обращений и полного подчинения своим словам. Ему принадлежат право «казнить или миловать», его приказы и поступки никем не должны обсуждаться. Подобные отношения полностью обесцвечивают личности всех членов семьи, исключают атмосферу сотрудничества, поддержки, взаимопонимания и помощи. Отец полностью берёт ответственность на себя, и ребёнок практически лишён возможности реализовать свои возможности, способности, потребности и желания. Как маленький робот он становится исполнителем воли старшего, но при этом копится недовольство и внутреннее сопротивление подавлению своей личности. Часто в этих семьях существует запрет на разрядку своих чувств. Всё это приводит к накоплению негативных эмоций, и как следствие, выплеску их через агрессию и социально неприемлемые формы снятия эмоционального напряжения. Ребёнок растёт озлобленным, недоверчивым, с заниженной самооценкой и стойким отторжением восприятия чувств других людей.

В некоторых, особенно молодых, семьях наблюдается тенденция к  «демократизации» методов воспитания, предоставлению ребёнку безграничных свобод в выборе потребностей и желаний, поведения и взаимоотношений По сути, это отрицание своего участия в воспитании, освобождение то родительских забот и переживаний, нежелание или невозможность уделять ребёнку своё время, душевное тепло, нежность, недоразвитие у родителей чувства привязанности к ребёнку.

Все вышеописанные выше случаи деструктивного семейного воспитания являются как бы крайними, но родителям  стоит в них разобраться и  подумать, а нет ли в их отношениях с ребёнком чего-то похожего. Во всех описанных случаях у детей  возникает ощущение незащищённости, появляются препятствия в развитии потребности в общении, формируются  основы социально – психологического отчуждения, искажают представления  о ценностях и нормах, принятых в обществе. Всё это способствует поиску неадекватных «способов выживания» – возникает агрессия, страхи, ребёнок  прячется за фантазиями и враньём. Установка «мир враждебен» закрепляется и может стать основой взаимодействия ребёнка с окружающей средой через конфликты и противодействие.

Противоположным гипоопеке является гиперопекающий тип семейного воспитания – взаимоотношения, при которых родители проявляют чрезмерную заботу о ребёнке, всячески стремятся сами адаптировать его к социальному окружению по собственным правилам. Нередко их ожидания ориентированы на очень высокие жизненные достижения, но при этом не учитываются закономерности развития детской психики и эмоционально – личностные особенности ребёнка.

Например, подобное воспитание осуществляется в семьях, где отношение  между супругами дали трещину  и ребёнок становится единственным, что скрепляет семью. Забота о  нём становится единственной силой, способной сохранить семью и  удержать родителей друг с другом. Свои нереализованные чувства они  переносят на ребёнка как компенсацию  за свою недолюбленность. Во имя ребёнка они идут на самоотречение, он становится центром семьи. Ребёнку многое прощается, все его поступки высоко оцениваются, щедро поощряются, ничто не подвергается критике, беспрекословно удовлетворяются желания и капризы, преувеличиваются способности и достоинства. Оберегая от неизбежных жизненных трудностей, родители тем самым лишают ребёнка воли, самостоятельности поведенческой гибкости, самокритичности. Со временем дети утрачивают способность быть активным, инициативным, привыкают бездельничать, требовать повелевать. Формирование завышенной самооценки – естественный результат подобного типа воспитания. Столкнувшись с внешним миром, общаясь со сверстниками и не получая повышенного внимания и всеобщего одобрения, подобные дети серьёзно переживают, испытывая недостаток в любви. Требуя признания ценности своей личности, дети конфликтуют, доказывая свою уникальность, враждебно и обвиняюще относятся к окружающим. Часто они даже не осознают, что неадекватно себя оценивают, и в будущем такого ребёнка может ждать трагедия непризнанной посредственности.

Информация о работе Эмоциональные нарушения и методы коррекции