Экстремизм в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить основные причины экстремизма и изучить основные пути его профилактики.
Объект исследования: молодежный экстремизм как социальное явление.
Предмет: профилактика молодежного экстремизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ И РАССМОТРЕНИЕ ПРИЧИН ЯВЛЕНИЯ
1.1 Понятие "экстремизм"
1.2 Причины возникновения и распространения экстремизма в России
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Профилактика в педагогическом процессе
2.2 Социальный портрет экстремистов как социальной группы
2.3 Основные подходы к профилактике
2.4 Исследование подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Экстремизм.docx

— 44.54 Кб (Скачать файл)

Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма  в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме  того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские "не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной" и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.

Подход, основанный на влиянии  социальных факторов.

Данный подход базируется на понимании того, что влияние  сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя  зарождению экстремистских идей. С  точки зрения данного подхода  важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной  интервенции, представляющей собой  специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

Наиболее популярными  среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с  молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

Подход, основанный на формировании жизненных навыков

В данном подходе центральным  является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно  методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.

Исследователи этого вопроса  описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают  один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых  людей. На основе данной позиции разрабатываются  программы жизненных навыков, которые  заключаются в повышении у  подростков устойчивости к различным  отрицательным социальным влияниям. В США и Западной Европе развивается  большое количество таких программ. Оценка их эффективности показала, что данная модель имеет шансы  быть успешной, однако она не может  быть полностью скопирована в  России в связи с принципиальными  различиями в молодежных поведенческих  стилях. Стремление юных соотечественников  перенимать западный поведенческий  имидж - вещь неизбежная, однако непременной  составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской

Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально  нормативных рамках реализованы  стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая  активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.

Например, в настоящее  время все больше футбольных фанатов  становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина  ненависти к другим. Некоторые  социальные работники предлагали создавать  все больше открытых площадок для  игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой  или с болельщиками других футбольных команд

А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:

1. Предложение специфической  активности (например, путешествия  с приключениями), которое вызывает  волнение и предполагает преодоление  различных препятствий.

2. Комбинация возможности  удовлетворения специфических для  подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со  специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).

3. Поощрение участия подростков  во всех видах специфической  активности (разнообразные хобби,  клубы и т. д.).

4. Создание групп молодых  людей, заботящихся об активном  выборе своей жизненной позиции.  Результаты этих программ не  свидетельствуют о явных успехах  или неудачах, однако они особенно  эффективны в группах высокого  риска отклоняющегося поведения.

2.4 Исследование подростков

молодежь экстремист педагогический подросток

Для более продуманной  и эффективной профилактики экстремизма  необходимо выявить, откуда у подростков появляются такие наклонности. Связано  ли это с неблагополучием в  семье или это влияние средств  массовой информации? Исследовать можно  как трудных подростков, стоящих  на учете в детской комнате  милиции, и обычных школьников 9-11 классов. Задачей опроса является выявление  факторов развития экстремистских настроений, для организации более эффективной  профилактики экстремизма. Для этого  можно будет использовать анкету следующего содержания:

1.  Ксенофобия – это:

o  боязнь Ксенона;

o  нетерпимость (плохое, несправедливое отношение) к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания;

o  заболевание, при котором часто снятся ночные кошмары;

o  боязнь потерять свою национальную культуру;

o  затрудняюсь ответить.

2.  Толерантность – это:

o  редкое заболевание глаз;

o  смирение и непротивление злу;

o  уважительное отношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания и др.;

o  процесс разрушения национальных культур и замещение их однородной "попсой";

o  затрудняюсь ответить.

Необходимо будет уточнить, откуда они узнали о таких понятиях.

3.  Как вы считаете, националист – это тот, кто:

o  нарушает правила дорожного движения за границей;

o  считает представителей своей национальности лучше всех других людей;

o  досконально знает свою национальную культуру;

o  пишет книги о достоинствах и недостатках представителей своей национальности;

o  затрудняюсь ответить.

4.  Поддерживаете ли вы практику милиции проверять документы на улице у людей не-славянской внешности?

o  да, это нужно делать обязательно;

o  да, нужно проверять документы у всех подряд;

o  нет, это не приемлемо ни в каких условиях;

o  мне все равно;

o  в некоторых случаях ___________________________ (каких?)

o  иное __________________________________

5. Вы когда-нибудь проявляли  нетерпимость к представителям  какого-либо меньшинства?

o  никогда;

o  да, по национальному признаку;

o  да, по имущественному признаку;

o  да, по другим признакам;

o  затрудняюсь ответить.

6. Поддерживаете ли вы  организации, которые выступают  против миграции и за "Россию  для русских"?

o  полностью поддерживаю и готов быть членом такой организации;

o  вообще согласен, но вступать в организацию не хочу;

o  не поддерживаю такую позицию

o  считаю, что такие организации надо запретить

7. Вы сталкивались со  случаями унижения достоинства  человека из-за его национальности  или вероисповедания?

o  да, наблюдал лично;

o  да, испытал на себе;

o  да, слышал от знакомых;

o  да, читал в газете;

o  да, видел по телевизору;

o  нет, не сталкивался;

o  никогда не обращал внимания.

8. По вашему мнению, существует  ли в нашем городе нетерпимое  отношение к людям другой национальности  и вероисповедания?

o  да, и это большая проблема;

o  да, но встречается редко и не является проблемой;

o  нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо;

o  нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо;

o  я не хочу об этом думать;

o  не знаю.

9. Какие вы испытываете  чувства при виде людей другой  национальности:

o  Мне все равно, не обращаю внимания

o  Злюсь, или пытаюсь задеть их

o  Положительно, Россия многонациональна

10. Какие взаимоотношения  важны между людьми в мире:

o  Денежные/Экономические

o  Взаимоуважение/Толерантные

o  Безразличные/Отчужденные

11. Могли бы вы представить  себя или своих близких в  браке с человеком другой национальности  или другой вероисповедания:

o  Нет, это не может произойти у меня в семье.

o  Почему бы и нет/ не знаю

o  Да, это вполне возможно 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что только силового противодействия со стороны государства  в отношении экстремистских проявлений в молодежной среде недостаточно, необходимо преодоление роста радикализма  и экстремизма в обществе, скоординированная  воспитательная работа, внятная государственная  молодежная политика, позволяющая направить  политическую активность молодежи радикальных  взглядов в цивилизованное, легальное  русло.

В работе мы определили основные причины экстремизма среди молодежи. Они разнообразны, они могут являться, как и политическими, так и  социальными. Плохое воспитание в семье, школах так же негативно влияет на появления экстремистских идей среди  подростков и молодежи. Изучили профилактическую деятельность и рассмотрели несколько  подходов для эффективной профилактике экстремизма среди молодых экстремистов, и молодых людей, у которых  еще нет экстремистских настроений. Выбор этого подхода будет  зависеть от социального работника  и клиента.

В России необходимо для  начала развить институт социальной работы до должного уровня, чтобы проводить  профилактику в таком новом ключе  как экстремизм. Необходимо создавать  условия для социальной востребованности молодых людей, уделять особое внимание проблемным группам, разработать эффективный комплекс мер по предотвращению распространения экстремистских и радикалистских настроений в молодежной среде.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.)

2.  Dr. Peter T. Coleman and Dr. Andrea Bartoli/ Addressing Extremism

3.  Абдулатипов Р.Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама, 2002, №2 с.74.

4.  Антонян Ю.М. Экстремизм и его причины / Ю.М. Антонян.- М:Логос , 2010. – 288с.- ISBN:978-5-98704-502-2.

5.  Витюк В.В, Эфиров С. А. "Левый" терроризм на Западе: история и современность / В. В. Витюк, С. А. Эфиров ; Отв. ред. Г. В. Осипов; АН СССР, Ин-т социол. исслед., М. Наука 1987 с .315

6.  Власов, В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика / В.И. Власов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 175с.

7.  Дядиченко Е.А./ Профилактика экстремизма и терроризма в педагогическом процессе. Доступ через http://scienceport.ru/content/profilaktika-ekstremizma-terrorizma-pedagogicheskom-protsesse

8.  Красинский, В.В. Об основных проблемах применения Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" / В.В. Красинский // Закон и право. - 2003. - № 8. - С.22-31

9.  Кромин, А. Российская молодежь: проблемы и решения / А. Кромин // ОБНС. -2007. - №6. - С. 25-31

10.  Ксенофобия, расизм, этническая дискриминация: итоги 2006 года. - (http://antirasizm.ru/)

11.  Перепелкин Г.Е. Молодежный экстремизм как угроза общественной безопасности // Правовая культура. - Саратов: Изд-во Сарат. юрид. ин-та МВД России, 2009, № 1 (6). - С. 147-155

12.  Сазанова Е. Молодежный экстремизм как социальный феномен // Экстремизм и другие криминальные явления. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. - С. 43-46

13.  Саралиева З.Х.Социальная работа как профессия / Под ред. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород: ННГУ, 1996 . – 316 с.

14.  Фазылова Т.Ф.Философия образования. 2010. Т. 33. № 4. С. 309-313.


Информация о работе Экстремизм в молодежной среде