Экстремизм в молодежной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить основные причины экстремизма и изучить основные пути его профилактики.
Объект исследования: молодежный экстремизм как социальное явление.
Предмет: профилактика молодежного экстремизма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ И РАССМОТРЕНИЕ ПРИЧИН ЯВЛЕНИЯ
1.1 Понятие "экстремизм"
1.2 Причины возникновения и распространения экстремизма в России
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Профилактика в педагогическом процессе
2.2 Социальный портрет экстремистов как социальной группы
2.3 Основные подходы к профилактике
2.4 Исследование подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Экстремизм.docx

— 44.54 Кб (Скачать файл)

С распадом СССР и по настоящее  время труд не стал полем сплочения  людей, его оплата не возросла, а  малый и средний бизнес, несмотря на все усилия руководства страны не стал локомотивом экономики. Это означает низкий материальный достаток подавляющего большинства населения. А в целом – благодатный плацдарм для возникновения и развития экстремистских и даже фашистских настроений. У нас сейчас сложилась примерно такая же социальная ситуация, как в Германии после окончания Первой мировой войны, когда страны Антанты буквально задушили ее. Поэтому в России, которая столько претерпела от фашизма, его идеи получают все большее распространение, а некоторая, пусть и малая часть молодежи поклоняется его символам. Когда люди бедствуют, они очень тревожны и ищут причины своего неблагополучия. И здесь самое простое – обвинить тех, кто говорит на другом языке или молится другому богу, потому что эти другие совсем рядом, их можно легко достать, унизить, вытолкнуть и даже уничтожить.

Здесь действует человек  толпы – низколобый, примитивный  и злобный, наделенный способностью лишь черно-белого видения мира. Ему  нужны готовые решения, и он будет  действовать; такие люди есть во всех странах. Особую ненависть у него вызывают неграждане России, они чужие, виновники "наших" бед или в лучшем случае козлы отпущения, на которых можно вылить свою злобу. Одним словом, труд и в постперестроечной России не стал ареной сближения людей, их сотрудничества и взаимопомощи, поэтому и не произошло формирования единой социальной общности – россиян, как и до этого – советских людей.

Очевидно, что без высокого уровня толерантности, работе специалистов по социальной работе само существование  России представляется проблематичным. Поэтому поиск национальной идеи в России должен опуститься с высоких  небес на землю, и она должна быть сосредоточена на повышении материального  благосостояния людей и привитии им гуманитарных ценностей.

В числе факторов, которые  стимулируют экстремизм, следует  выделить небывалый ранее поток  мигрантов в Россию. Мигранты приезжают  к нам не от хорошей жизни у  них на родине. В России они выполняют  в основном не квалифицированную работу. Но видимо, если они остаются, государство делает для них такие хорошие условия, хотя в России есть свои безработные и малоимущие, которые, может, хотели бы работать вместо мигрантов. Из-за этого так же может возникать ненависть к мигрантам.

В качестве самостоятельного экстремогенного фактора следует выделить и следующие особенности психологии народов России.

1. Приверженность монархической  идее, которая берет свое начало  из глубокой древности и нашла  непоколебимое воплощение в российской  абсолютной монархии, причем уже  и в те периоды истории, когда  от нее стали постепенно отказываться  западные страны. Принцип абсолютизма  мощно расцвел в коммунистической  диктатуре, но не исчез и  после ее распада. И сейчас  сохраняется упорная вера в  полезность и целесообразность  сильной, даже очень сильной  и никому не подчиняющейся  руки.

Общественная опасность  монархической идеи в нынешних условиях состоит в убеждении решать проблемы с позиции силы и не вступать в  диалог с оппонентами.

2. Близкая к паранойе  установка, что кругом очень  много врагов и все наши  беды от них, внутренних и  внешних. Особенно преуспели в  этом большевики – число врагов  у них было неисчерпаемо. Их  нужно было выявлять, преследовать, ненавидеть, уничтожать. Архетип чужого, врага в коммунистические годы  можно отнести к самым распространенным  и живучим. Ни в коем случае  не исчез он у нас и сейчас, проявляясь, например, в активном  антизападничестве, стигматизации  отдельных национальных, религиозных  и иных социальных групп.

Так, отнюдь не изжит антисемитизм, усилилось презрительное и даже враждебное отношение к представителям народов Кавказа и Средней  Азии.

3. Исконное недоверие  к демократии, ощущение в ней  сил хаоса и разрушения, в лучшем  случае чего-то, что ни в коем  случае не обеспечит безопасность  и благополучие. В современной  России понятия "демократия", "демократ", особенно на бытовом  уровне, используются в качестве  уничижительных, что, конечно, характерно  для общества, поклоняющегося деспотической  власти.

Все эти явления социальной жизни теснейшим образом связаны  друг с другом и изолированно не могут существовать. Социальная работа должна помочь людям быть толерантнее.

 

ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА  СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 

 

2.1 Профилактика в педагогическом  процессе

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении  к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении  неформальных молодежных объединений  противоправного характера. Экстремисты  нетерпимы к тем гражданам  России, которые принадлежат к  другим социальным группам, этносам  и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного  экстремизма – это свидетельство  недостаточной социальной адаптации  молодежи, развития асоциальных установок  ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Исходя из этого  вытекают следующие направления  в работе по профилактики экстремизма  и терроризма в образовательном  процессе:

ü анализ философской, исторической, социокультурной стороны процессов, которые происходят в сфере молодежной культуры;

ü необходимые государству и обществу научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма и терроризма;

ü профилактическая работа по противодействию проявлениям экстремизма в молодежной среде;

ü разработка системы профилактических мер, которая будет включать социально-культурные условия формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе;

ü совершенствование системы культурно-досуговой деятельности подрастающего поколения;

ü увеличение доступных для значительной части молодежи культурных благ;

ü создание авторитетных массовых общественных молодежных организаций, которые объединяют и воспитывают на положительных образцах подрастающие поколения;

ü консолидация и творческая реализация личности в среде сверстников;

ü усиление профессиональной подготовки молодёжи, способной к реализации жизненных перспектив;

ü учет профессиональной подготовки молодежи в системе профилактических мер по противодействию экстремизму в молодёжной среде;

ü реализация потребности личности в самоопределении, культуре межнациональном общении;

Профилактика терроризма и экстремизма проводиться в  образовательной системе. Данная работа по профилактике в первую очередь  начинается с формирования у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной  городской среде, идеологии и  культуре толерантности. Также необходимо разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных  программ, которые будут направлены на профилактику терроризма и экстремизма, укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.

Человек становится личностью  в процессе социализации. Начальные  стадии воспитания он получает в семье. Так что основной заклад мышления происходит именно в главной ячейке общества. Однако, школа так же берет  на себя воспитательную функцию. В школах социальные педагоги должны брать на себя ответственность за нравственное воспитание своих учеников.

 

2.2 Социальный портрет  экстремистов как социальной  группы

Профилактическую деятельность по предотвращению появления экстремистских настроений можно классифицировать на два типа:

·  Работа с подростками и молодежью, у которых еще не появились экстремистские наклонности.

·  Работа с подростками и молодежью, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение.

В первом случае, такие подростки, не имеющие противозаконного настроения, будут являться добровольными клиентами  социальной работы. Задачей социальной работы с ними будет создание такого толерантного мировоззрения, в котором  будет отсутствовать идеи экстремистского  начала.

Рассмотрим подростков, у  которых уже сформировалось экстремистские взгляды, как клиентов социальной работы.

Экстремисты как клиенты  социальной работы имеют свой портрет. Так как эти клиенты не добровольно  направлены к социальному работнику  они могут проявлять агрессивность и с такими клиентами трудно наладить взаимодействие. Такие клиенты еще называются "трудные". Они не доверчивы и могут проявлять сопротивление. В таком случае надо действовать нестандартно и надо демонстрировать свою полезность клиенту. Таким образом, целью социальной работы с такими агрессивными клиентами является организация работы таким образом, чтобы снизить опасность от непредсказуемого поведения.

2.3 Основные подходы к  профилактике

Органы государственной  власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контр субъекта, реагирующего на экстремистские действия. Объективная логика становления  контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае - субъекта экстремизма). Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.

Эффективное противодействие  экстремизму должно опираться на познание закономерностей становления  и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности  и перспектив экстремистских действий.

В федеральном законе представлен  образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах  массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность. Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность  должностных лиц, государственных  и муниципальных служащих, в целом  граждан Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства  за осуществление экстремистской деятельности.

Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде - это  область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана  с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации  к жизни и окружающей среде, с  проблемами педагогики, воспитания, общения  и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

В последние годы в странах  Западной Европы, США и СНГ развиваются  и апробируются различные направления  профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими  причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические. В России так же слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране крайне необходима, не говорю уж и о таком направлении как профилактика экстремизма.

В настоящее время существует пять основных психопрофилактических  подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

Подход, основанный на распространении  информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.

Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях  и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции  и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.

В настоящее время этот метод частично комбинируется с  другими типами интервенций, так  как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то что информационные программы способствуют повышению  уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению, всякого рода нетерпимости. Большинство таких  программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения  молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.

Чаще всего эти программы  недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций  должна даваться как можно более  подробно и вплетаться в структуру  других программ, имеющих более широкие  цели.

Подход, основанный на аффективном  обучении.

В основе этого подхода  лежит теоретическое положение  о том, что проявлять нетерпимость к "другим" начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной  сферой, воспитанные в семьях, где  существовал запрет на выражение  эмоций. Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается  у личностей с трудностями  в определении и выражении  эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями

Информация о работе Экстремизм в молодежной среде