Шпаргалка по "конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:08, шпаргалка

Краткое описание

Как научная дисциплина конфликтология начала формироваться в 1960е гг . за рубежом и в 1990е гг. в России. Эта молодая наука до сих пор находится в процессе разработки и создания целостности теоретической и методологической базы.
Выделяют три направления конфликтологии как научной дисциплины.
1. Развитие теории, методологии и исследований конфликтологии.
2. Формирование конфликтологических знаний в сфере образования.
3. Внедрение прикладного значения конфликтологии с целью прогнозирования и предупреждения конфликтов в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора конфликт.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Ф. Холлис предлагает следующую классификацию техник, используемых в консультировании и социальной работе. Во-первых, это техники, которые могут быть названы поддерживающими процедурами. Они включают в себя такие действия, как демонстрация интереса, желания помочь, понимания, признание возможностей и компетентности клиента, успокаивание его относительно тех проблем, которые вызывают у него тревогу и вину. Это наиболее универсальные техники, применяемые фактически во всех видах практической работы. Во-вторых, это процедуры прямого влияния, среди которых наиболее часто используются предложения и советы. В ситуациях социальной работы сотрудник может высказать свое мнение относительно тех действий, которые стоит предпринять клиенту. Применение техник этого вида не столь универсально, оно более связано с особенностями консультируемого случая, и их эффективность, по мнению Холлис в высокой степени зависит от наличия сильной позитивной связи между клиентом и консультантом. Третья группа - это те действия консультанта, которые могут быть названы катарсическими, или проясняющими. Они направлены на помощь клиенту в проявлении и выражении его чувств, эмоционально тяжелых воспоминаний, также способствуют снижению напряжения.

Следующая категория  приемов широко обозначается как  рефлексивное рассмотрение актуальной ситуации человека. Она включает в себя: приемы, направленные на описание клиентом своей ситуации, ее экономических, социальных, физических и других аспектов, людей, с которыми он связан; приемы, имеющие своей целью прояснение того, что человек думает по поводу своих действий, своего поведения, последствий, и направленные на обсуждение возможных альтернативных стратегий поведения, использование доступных ресурсов, его отношений с людьми, с которыми он связан; побуждение человека к рефлексивному отражению своих чувств, установок, представлений, которые могут не вполне осознаваться, быть невербализованными или не рассматриваться как значимые; побуждения к анализу собственных действий или реакций, которые могут не соответствовать ситуации или создавать проблемы; действия, направленные на уточнение отношений клиента и консультанта. Все эти приемы, или «техники», обязательно используются, хотя бы частично, при работе консультанта с любым случаем.

Пятая категория  методов включает в себя процедуры, направленные на побуждение клиента к рефлексии и осознанию внутренних детерминант динамики его реакций, на осознание взаимосвязи между различными аспектами его поведения, на осознание его искажений реальности или неадекватных реакций и т.д. Эта группа методов также ориентирована на осознавание человеком своей субъективности, взаимосвязей различных аспектов своего поведения и внутренних реакций и т.д., но, в отличие от предыдущего, «в историческом плане» - ранее интернализованных способов реагирования, которые становятся частью актуальной ситуации. Все эти приемы, в большей или меньшей степени используемые при работе с разными «случаями», в конечном счете «работают» на понимание того, как человек воспринимает свою жизненную ситуацию - его реальную ситуацию, его способ реагирования на нее и их взаимосвязи.

Ψ консультирование сегодня - это своего рода собирательное понятие для обозначения разных видов и приемов психологической помощи людям; его непросто дифференцировать не только от психотерапевтической работы, но и от других видов психологической помощи - среди которых специалисты упоминают «советы», «информирование», «прямое действие», «обучение» и «системные изменения. Считается, что консультирование релевантно случаям, когда «проблемы клиента не носят "встроенный" характер, т.е. являются следствиями не его развитых внутренних ригидных невротических паттернов, а скорее обусловлены давлением внешних факторов». Для ПК характерно более пристальное внимание к ситуациям, которые иногда обозначаются как «давление социальной реальности». В явном или скрытом виде цели ПК часто связываются с расширением адаптационных возможностей человека: это проявляется, в том числе, и в использовании выражений типа «улучшение функционирования», «усиление эффективности» и т. д. Человек обращается за психологической консультацией, потому что у него возникают проблемы. Эти проблемы могут переживаться как межличностные затруднения: конфликты в семье, на работе, с другими людьми. Человек сам не может справиться с возникшей ситуацией, он хочет понять, что делать, как выйти из этой ситуации, как добиться понимания со стороны другого или, может быть, воздействовать на него и т. д. Переживаемые трудности в этом случае, как правило, описываются как интерперсональная ситуация - т. е. описание отношений, взаимодействия, поведения сторон и т. д. Эти конфликты интерпретируются как возникающие «проблемы с другими», решение которых требует изменений в интерперсональной плоскости отношений и взаимодействия.

Проведенный анализ дает основания для понимания процесса психологического консультирования в ситуациях переживаемых клиентом конфликтов как Ψ помощи в диалоге человека с другими. Если принять позицию, согласно которой при консультировании проблемы клиента имеют не «встроенный» характер и в большей мере обусловлены «давлением социальной реальности», то это «давление» всегда проявляется в интерперсональном контексте, в отношениях со «значимыми другими», в конфликтах с которыми и «персонифицируется» это «социальное давление». В этом смысле ПК это всегда Ψ помощь человеку в поиске его взаимопонимания с «другими», работа с «человеком-в-ситуации». В пользу этого свидетельствует и анализ литературы по проблемам консультирования, в том числе и описания конкретных случаев работы.  

10.Становление и развитие конфликтологии как науки

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а  также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

В советское  время термин "конфликт" был  ругательным, так как была поставлена задача на построение бесконфликтного общества. Тем не менее появлялись отдельные работы, анализирующие конфликтные взаимодействия в трудовых коллективах, в педагогических коллективах.

Отечественную конфликтологию делят на 3 периода.

до 1924 года - зарождаются  и развиваются практические знания, правила, принципы и приемы поведения  людей в реальных конфликтах, находит отражение в искусстве.

1924-1990 г.г. - зарождение, становление и развитие отраслей  конфликтологии. Данный период включает  в себя 4 этапа:

1990-2004 г.г. - первые  междисциплинарные исследования, выделение  конфликтологии в самостоятельную  науку, практика преподавания, создание центров и специальных групп по разрешению и регулированию конфликтов.

В Советском  Союзе конфликтология долгое время  не развивалась. Это было связано  с господствовавшей в советский  период «теорией бесконфликтности». Под  прикрытием этой теории реально существующие в стране острые конфликты утаивались, загонялись внутрь. Однако, скрывать множество социальных конфликтов, существовавших в советском обществе, становилось все труднее, поскольку со временем они становились все многообразнее и острее. Различного рода коллизии проявлялись и в политике, экономике, быту. Главным из них был конфликт между господствовавшей советской и партийной элитой, номенклатурой и большинством народа, который с огромной силой и выплеснулся наружу в начале 90 х годов.

Все же с середины 50 х годов, когда теория конфликта стала одной из господствующих парадигм в западной социологии, и в советской литературе стали появляться первые исследования по проблемам социального конфликта. Это были исследования о конфликтах в международных отношениях, в семье и на производстве. Но все же в целом западная теория конфликта в советской литературе оценивалась резко негативно. Она квалифицировалась как «буржуазная», «апологетическая», «антикоммунистическая». Подчеркивалось, что эта теория является, с одной стороны, альтернативой марксизму, а с другой стороны, противостоит некоторым устаревшим буржуазным концепциям.

Но в 80 е годы некоторые советские социологи вынуждены были признавать определенные достижения западной конфликтологии. Однако, вплоть до начала 90 х годов в советском обществоведении существовал явный недостаток научных знаний о конфликте, который не преодолен в полной мере и до настоящего времени.

В постсоветский  период вирусом конфликтное™ оказалось  охваченным все наше общество. Многообразные  столкновения стали развиваться на всех уровнях: межнациональном, межгрупповом и межличностном. Они приобрели самые острые формы, включая вооруженные столкновения, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы – Приднестровье, Карабах, Северная Осетия, Чечня– Конфликтуют регионы с центром, администрация предприятий – с трудовыми коллективами, этнические общности и социально профессиональные группы.

В этих условиях и возникла настоятельная потребность  в разработке отечественной конфликтологии в качестве самостоятельной отрасли научных знаний. Этот процесс стал особенно активным с начала 90 х годов. Ныне насчитывается уже около 2,5 тысяч публикаций по проблемам конфликта. В работах отечественных ученых за последнее десятилетие был обобщен опыт зарубежных исследований, дан анализ социальных конфликтов в современном российском обществе.

Возникла и  стала постепенно расширяться и  практика посреднической деятельности по разрешению конфликтов. Созданы специальные центры по разрешению конфликтных ситуаций в Москве и Санкт Петербурге, Калуге и Белгороде, Новосибирске и Красноярске.

В вузах страны началось преподавание конфликтологии в качестве учебной дисциплины, обязательной для подготовки специалистов по экономике, менеджменту, правоведению и ряду других специальностей. Подготовка специалистов – конфликтологов начата в ряде крупнейших университетов страны, в том числе и через систему аспирантуры. Усилилось сотрудничество отечественных и зарубежных ученых, по этой проблематике стали чаще проводиться научные конференции, семинары и т.п. Появились первые научные периодические издания, посвященные социальным конфликтам. 
 

Информация о работе Шпаргалка по "конфликтологии"