Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 18:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Педагогика".

Вложенные файлы: 1 файл

экзамен по ОМ.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

8. Система естественнонаучных понятий в современной начальной школе.

В начальной  школе формируется следующая  система понятий:

Природа

неживая                                                                                                        живая

         звезды                       планеты                                                         растения  животные  грибы бактерии

        Солнце                       Земля 

                         горные породы вода воздух почва                            водоросли      насекомые

                                                                                                                  мхи                  рыбы

                                                                                                                  папоротники земноводные

                                                                                                                  хвойные         пресмыкающиеся

                                                                                                                  цветковые      птицы

                                                                                                                                          млекопитающие (чел.)

В начальной  школе начинают формироваться первоначальные представления о природных закономерностях. Например, о причинах смены дня и ночи и времен года. Главными признаками живого организма являются питание, дыхание, раздражимость, движение, размножение, выделение, рост. 

9. Методы обучения  естествознанию. Сущность  и классификация.

Метод обучения – способ организации учителем учебно-познавательной деятельности обучаемых с целью реализации поставленных задач образования и развития личности детей.  В методике преподавания естествознания выделяют 3 групп методов обучения: словесные, в которых источником знаний служит устное или письменное слово, наглядные, в которых источником знаний служат средства обучения, практические, источником знаний является самостоятельная практическая деятельность детей под руководством учителя. 

10. Словесные методы  обучения естествознанию.

К словесным  методам относятся способы овладения  новыми знаниями, источником которых  служит устное или письменное слово. В начальной школе применяются словесные методы: рассказ, беседа, учебная дискуссия, работа с книгой.

Рассказ – это  последовательное повествовательное  изложение учебного материала. Описание – аналитический прием расчленения целого на части. Объяснение – изложение учебного материала, связанного с ответами на вопросы как, почему. Доказательство – утверждение, подкрепленное фактами. Методические требования к рассказу: научность, доступность, логичность; постановка познавательных задач, использование образных примеров, стилистически грамотное изложение, выделение главного и формулировка основных понятий; установление значимых связей с жизнью.

Беседа - метод  обучения, включающий диалог учителя  и учащихся, проводимый по заранее  продуманным вопросам. Вводная беседа – актуализирует опорные знания, необходимые для изучения новой темы. Эвристическая беседа – вопросы учителя подводят детей к маленьким открытиям. Обобщающая беседа – систематизирует знания детей.

Учебная дискуссия  основана на обмене взглядами по определенной теме. Учащиеся должны взаимодействовать лицом к лицу, выслушать мнения товарищей, обосновать свои высказывания, критиковать идеи, а не личность.

Работа с книгой помогает научиться самостоятельно работать с учебной и справочной литературой, наблюдать и проделывать опыты, фиксировать результаты наблюдений и опытов, осуществлять самоконтроль за результатами самостоятельной работы. Работа с учебником может быть различного характера: знакомство с содержанием раздела, чтение учебного текста, составление плана учебной статьи и пересказ, работа с терминами, организация самостоятельной групповой или парой работы, использование инструкций учебника для проведения наблюдений и практических работ, работа с иллюстрациями, работа с географическими картами, ответы на вопросы, помещенные после основного текста. Выполнение заданий, помещенных в учебнике. 
 

11. Наглядные методы  обучения естествознанию.

Наглядные методы – способы овладения учебным  материалом, при которых новые  знания дети получают при восприятии наглядных, экранных пособий и демонстрационных опытов. К наглядным методам относят демонстрацию наглядных и аудиовизуальных пособий, демонстрацию опытов, моделирование. Методические требования к демонстрации наглядных пособий: должен быть виден всему классу; должен находится перед глазами у детей только во время демонстрации; нормальный объем – 3 – 4 объекта; лучше избегать микроскопа и сложных схем; с помощью вопросов направлять внимание детей на существенные признаки демонстрируемого объекта. Важно использование фильмов: при продолжительности демонстрации 8 – 12 минут они несут в 3-5 раз больше информации по сравнению с другими пособиями.

Моделирование – метод обучения, который предполагает создание моделей и работу с ними. Подготовка к моделированию: сделать сами модели, спланировать, на каких этапах урока будет использовать метод моделирования, определить степень самостоятельности учащихся при работе с моделями, выяснить, как процесс моделирования будет сочетаться с другими методами и приемами обучения. 

12. Практические методы обучения естествознанию.

Практические  методы – приобретение новых знаний учащимися посредством самостоятельной  работы. Относят наблюдение, практические работы, исследовательский эксперимент.

Наблюдение –  планомерное, целенаправленное чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира с целью его познания. Подготовка наблюдения: определить цель, выбрать объект, разработать задания и познакомить с ними учащихся, подобрать необходимое оборудование, познакомить детей с приемами проведения наблюдений и формой фиксации результатов. Наблюдательность - способность человека подмечать в окружающем мире самые тонкие, незаметные черты, признаки, свойства. Наблюдения тесно связаны с практическими работами. На них учащиеся опытным путем получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений. Результаты проделанных опытов обычно записываются в виде таблицы.

Исследовательский эксперимент чаще всего используется во внеурочной и внеклассной кружковой  работе. Опыт считается законченным, когда получены веские доказательства роли исследуемого фактора. 

13. Организация и  методика проведения  практических работ.

Практические  работы на уроках естествознания призваны служить источником новых знаний. На них учащиеся опытным путем  получают сведения о свойствах природных объектов и сущности явлений. Деятельность учителя и учащихся на практической работе проходит ряд следующих этапов: постановка познавательной задачи, инструктаж по ее выполнению, самостоятельная работа учащихся, фиксация результатов работы, описание работы учащимися, обобщения и выводы, решающие познавательную задачу. На практических работах развиваются умения детей, необходимые для изучения естественных наук в более старших классах. К выполнению работ учащихся нужно приучать систематически, постепенно переходя от коротких и несложных по организации опытов к более продолжительным и сложным. 

14. Методические приемы  обучения естествознанию.

Методический  прием – элемент конкретного  метода, выражающий умственные или  практические действия учителя и учащихся в процессе обучения. В зависимости от методических функций выделяют организационные, логические и технические приемы. К организационным приемам относятся действия учителя, направляющие внимание, восприятие и формы организации работы учеников. К техническим приемам можно отнести использование определенного лабораторного оборудования, составление инструктивных карточек, расчерчивание таблиц для практических работ, команды учителя, помогающие синхронно выполнить отдельные операции, фиксация результатов работы и т.д.

Логические приемы помогают развивать мыслительную деятельность учащихся. К ним можно отнести  постановку цели или проблемы и планирование хода практической работы вместе с  учащимися. Использование заданий. Помогающих проанализировать свойства природных объектов, сравнить их, классифицировать, сделать выводы и обощения. 
15. Структура учебника. Приемы работы с учебниками образовательного компонента ОМ для начальной школы.

Учебник является наиболее важным средством обучения. Современный учебник состоит из 2 структурных блоков: текстов (основных, дополнительных, пояснительных, документально-хрестоматийных) и внетекстовых компонентов (вопросов и заданий, аппарата ориентировки, иллюстраций). Основной текст раскрывает содержание изучаемых понятий. Дополнительный – обращение к учащимся. Документально-хрестоматийный – дополнительный материал, связанный с основным, но не обязательный для изучения. Пояснительный – примечания, пояснения, термины. Аппарат организации усвоения материала – система вопросов и заданий для формирования ведущих понятий. Аппарат ориентировки - оглавления, рубрикации, уловные обозначения для привлечения внимания учащихся. Иллюстративный материал – рисунки, схемы, фотографии, географические карты для создания наглядных образов. При знакомстве с учебником учитель должен объяснить детям, как правильно пользоваться каждым структурным элементом книги для получения нужной информации. 

16. Формы организации  обучения естествознанию. Сущность и классификация.

Форма – специальная  конструкция процесса обучения, обусловленная содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся; способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующий условиям ее проведения и содержанию. Выделяют следующие формы организации изучения естествознания в начальной школе: урок, экскурсия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа. Урок – основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени. Экскурсия – форма организации учебной деятельности, которая позволяет проводить наблюдения и изучать природные процессы в естественных условиях. Внеурочная работа по естествознанию – форма организации учащихся для самостоятельного выполнения обязательных, связанных с изучением курса практических зданий учителя, не укладывающихся в рамки учебного расписания по времени и не связанных с определенным местом их проведения всеми учащимися класса. Это заполнение фенологического уголка, уход за комнатными растениями, проведение фенонаблюдений, посадка растений, наблюдение за природой. Домашняя работа – форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий учителя, связанных с уроками.  Внеклассная работа – форма организации добровольной работы учащихся для развития их интересов и творческой познавательной деятельности в расширение и дополнение школьной программы. Внеклассная работа бывает массовая (праздники, викторины, прогулки и походы, музеи, тематические кампании), групповая (кружки, стенгазеты), индивидуальная (литературные обзоры, опытническая работа). 

17. Урок – основная  форма организации  обучения. Требования  к современному  уроку естествознания.

Урок – основная форма организации учебной работы, при которой учебные занятия  проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени. Требования к современному уроку:1. Общая дидактическая целенаправленность урока. 2. достаточная материальная оснащенность. 3. Концентрация внимания на главном, существенном, на усвоении основных понятий урока, ведущих воспитательных идеях учебного материала. 4. Систематичность, последовательность, преемственность и логическая завершенность учебных операций. 5. Обязательное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной работы на уроке. 6. Оптимальный психологический режим на уроке. 7. Экономия и рациональное использование времени на уроке. 8. Восстановление делового равновесия при его нарушении. 9. Непрерывный контроль и самоконтроль, самосовершенствование и совершенствование знаний учащихся. 10. Межпредметные и внутрипредметные связи изучаемого на уроке материала. 

18. Типы и структура уроков естествознания.

Попытка классифицировать уроки предпринималась еще Ушинским. Он выделял смешанные уроки, уроки  устных, письменных и практических упражнений, уроки оценки знаний. По дидактической цели  Верзилин и  Корсунская выделяют вводные уроки, уроки, раскрывающие содержание темы и заключительные, или обобщающие, уроки. Большинство методистов в начальной школе выделяют такие типы уроков: вводные, предметные, комбинированные, обобщающие. Каждый тип урока имеет определенную структуру. Вводные: орг.момент, постановка задач, ознакомление с целями, содержанием, структурой раздела в учебнике, актуализация имеющихся знаний, формирование новых представлений и понятий, отработка приемов работы с учебником, домашнее задание, итог урока. Предметные: орг.момент, постановка учебных задач, актуализация опорных знаний, проведение практической работы, закрепление, домашнее задание, итог урока. Комбинированные: комбинация структурных элементов различных типов уроков. Обобщающие: орг.момент, обобщение и систематизация знаний, отработка умений и навыков в процессе самостоятельной работы, использование ЗУН в новой учебной ситуации, обобщающая беседа, итог урока. 

19. Подготовка учителя  к уроку.

Учитель готовится  к системе уроков по теме, рассматривая урок как отдельное звено. При этом устанавливается взаимосвязь понятий внутри темы и между отдельными темами. Подготовка учителя к уроку проходит через 2 этапа. 1. Предварительная подготовка включает знакомство с программой, учебником, учебными пособиями и методической литературой, подбор наглядных пособий. На этом этапе проводится календарно-тематическое планирование. Для составления календарно-тематического планирования необходимо знать количество ученых недель в году, число недельных часов, количество программных часов, требующихся для прохождения каждой темы. 2. Непосредственная подготовка включает написание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно должен содержать следующие элементы: тему урока, цели, оборудование, ход урока с указанием основных этапов и распределение времени на их проведение. 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"